Прицеп для перевозки длинномерных грузов

 

Использование: Полезная модель относится к области автомобильного транспорта, а именно, к прицепным устройствам для автомобилей преимущественно малой и средней грузоподъемности, предназначенных для перевозки длинномерных грузов, преимущественно труб. Сущность полезной модели: В прицепе используется телескопическое дышло, состоящее как минимум из двух труб: наружной 3, которая жестко прикреплена к раме 1, и внутренней 4, внутри которой проложен электрокабель 5. На раме позади дышла размещен самосматывающий барабан 10, с помощью которого обеспечивается автоматизация смотки-размотки электрокабеля 5. За счет применения вертикальных коников 12, 13 со скрещенными цепями 14, 15 обеспечивается сохранение положение груза при тряске и ударах и маневренность сцепки «тягач-прицеп» при поворотах. За счет применения системы шкивов 16, 17, 18, троса 20 и винтового подтягивающего механизма 19 обеспечивается равномерность поджимания груза, и как следствие, надежность его крепления.

Полезная модель относится к области автомобильного транспорта, а именно, к прицепным устройствам для автомобилей преимущественно малой и средней грузоподъемности, предназначенных для перевозки длинномерных грузов, преимущественно труб.

Давно известны различные прицепы, состоящие из рамы, ходовой части и дышла, в которых длина дышла может регулироваться в зависимости от текущих потребностей. Например, известен прицеп с раздвижным дышлом [Патент США №2894766, опубл. 20 июня 1958], которое сконструировано для удобства эксплуатации в особых случаях разгрузки-погрузки, когда удобно прицепить прицеп сначала длинным дышлом, а потом сократить его длину. Для подобных же целей служит прицеп [Патент США №3989266, опубл. 2 ноября 1976] для перевозки и спуска на воду лодки. Здесь также использовано раздвижное дышло.

Для перевозки длинномерных грузов также часто используют прицепы с раздвижным дышлом, что позволяет регулировать длину «тягач-прицеп» в зависимости от длины груза. Так, известно, например, складывающееся дышло, состоящее из двух балок [А.с. №437644, опубл. 30.07.1974, Бюл. №28], в котором необходимая длина фиксируется шкворнем, который жестко соединяет щеки одной балки с нужным отверстием другой балки.

Однако во всех упомянутых устройствах непроработанным остается вопрос удобства подключения электро- и гидрокоммуникаций (например, световой сигнализации и гидропривода тормозов прицепа), а именно: при сдвигании-раздвигании дышла приходится вручную сматывать и разматывать соответствующие кабели и размещать их иногда в неприспособленных для этого местах.

Устройством, наиболее близким к предлагаемому, является прицеп [Патент РФ №2035342, опубл. 20.05.1995, Бюл. №14, МПК В62D 63/06],

который включает в себя раму, ходовую часть и раздвижное дышло. На раме размещены жесткие боковые борта и торцовые откидные борта, которые откидываются в случае необходимости перевозки длинномерных грузов. Дышло представляет собой балку прямоугольного сечения, которую можно перемещать между двумя длинными пластинами, прикрепленными к нижней стороне рамы, и фиксировать с помощью болтов. Внутри дышла или рядом с ним пропускают и закрепляют электрокабель, связывающий электросеть тягача с осветительными приборами прицепа, которые обязательно должны быть на прицепах согласно Правилам дорожного движения.

Недостатками данного устройства являются: плохая маневренность сцепки «тягач-прицеп» при перевозке длинномерных грузов, таких как трубы, так как распределенный по ширине груз, подпираемый боковыми бортами, ограничивает возможность поворота (резко увеличивается радиус поворота); низкая надежность закрепления тяжелых длинномерных грузов; неудобство ручного разматывания и сматывания электрокабеля при раздвижении и сдвижении частей дышла.

Задачей, решаемой с помощью данной полезной модели, является повышение маневренности сцепки «тягач-прицеп» и надежности закрепления тяжелых длинномерных грузов, а также снижение трудозатрат при сдвижении-раздвижении дышла, что обеспечивается введением новых элементов и особым использованием уже имеющихся.

Задача решается тем, что в известный прицеп, включающий в себя раму, ходовую часть, раздвижное дышло и электрокабель, в отличие от прототипа, раздвижное дышло выполнено в виде телескопической конструкции из коаксиальных труб, наружная из которых закреплена под рамой, а по внутренней трубе проложен электрокабель с разъемами на концах, конец кабеля со стороны тягача состыкован с помощью разъема с электросистемой тягача, а противоположный конец намотан на подпружиненный самосматывающий барабан, закрепленный под рамой в задней ее части, причем короткий

отрезок кабеля с разъемом выведен через центральную часть барабана с возможностью его подсоединения к ответному разъему электросети прицепа, на верхней стороне рамы по бокам жестко установлены два вертикальных коника, между нижними и верхними частями которых протянуты крест-накрест две цепи, на раме рядом с каждым из коников закреплено по одному шкиву, которые насажены на оси, жестко закрепленные на раме и наклоненные на 10-20° относительно вертикали, третий шкив насажен на вертикальную ось, которая выполнена с возможностью ее перемещения в продольном направлении посредством закрепленного посередине на заднем краю рамы винтового механизма, через все три шкива запасован трос с крюками на концах, которые выполнены с возможностью зацепления за края выступающего груза.

На фиг.1 схематично показан вид сбоку предлагаемого прицепа, на фиг.2 показан вид прицепа сверху с местным вырезом в трубе (вид А по фиг.1), на фиг.3 показан вид прицепа сзади с местным вырезом (вид Б по фиг.1, задняя часть тягача условно не показана).

Предлагаемый прицеп включает в себя раму 1, ходовую часть 2, телескопическое дышло, состоящее как минимум из двух труб: наружной 3, которая жестко прикреплена к раме 1, и внутренней 4, внутри которой проложен электрокабель 5. В наружной трубе дышла 3 в одном месте у переднего ее конца имеются сквозные горизонтальные отверстия 6. Такие же отверстия имеются в нескольких местах в трубе 4. Они предназначены для фиксации длины дышла посредством болтов 7 (фиг.2). Электрокабель 5 оканчивается разъемами 8 и 9, которые подсоединены соответственно к электросети тягача 23 и электросети прицепа, главными элементами которой являются световые приборы 11. В задней части прицепа электрокабель 5 смотан на подпружиненный самосматывающий барабан 10. На верхней стороне рамы по бокам жестко установлены два вертикальных коника 12, 13, между нижними и верхними частями которых протянуты крест-накрест две цепи 14, 15, на которые опирается груз 22. На раме 1 рядом с каждым из коников 12, 13 закреплено

по одному шкиву 16, 17, которые насажены на оси, жестко закрепленные на раме 1 и наклоненные на 10-20° относительно вертикали, третий шкив 18 насажен на вертикальную ось, которая выполнена с возможностью ее перемещения в продольном направлении посредством закрепленного посередине на заднем краю рамы винтового механизма 19. Через все три шкива 16, 17, 18 запасован трос 20 с крюками 21 на концах, которые выполнены с возможностью зацепления за края выступающего груза 22. На тягаче 23 груз уложен между наклонными ограничителями 24 вплотную к упору 25. Тягач 23 имеет крюк 26 для зацепление с прицепом посредством петли 27 на конце дышла.

Прицеп функционирует следующим образом.

Сначала, если это необходимо, регулируют длину дышла. Для этого отстыковывают разъем 9. Затем сдвигают или раздвигают трубы 3 и 4 друг относительно друга так, чтобы отверстия 6 наружной трубы 3 совпали с соответствующими отверстиями 6 внутреннней трубы 4. Фиксируют это положение болтами 7. При этом электрокабель 5 сматывается или наматывается на подпружиненный самосматывающий барабан 10. По окончании регулирования длины дышла разъем 9 подстыковывают к своей ответной части. Таким образом исключаются ручные операции по смотке-размотке и закреплению кабеля.

При погрузке груза он ложится на прицепе между двумя скрещенными цепями 14 и 15. Это обеспечивает определенную амортизацию при тряске и ударах, а также способствует большей маневренности сцепки «тягач-прицеп» при выполнении поворотов.

Поджимание груза и предотвращение сползания его назад обеспечивается с помощью системы шкивов 16, 17, 18, винтового механизма 19 и троса 20 с крюками 21. При креплении груза трос 20 запасовывается через шкивы 16, 17, 18 как показано на фиг.2. При этом вначале с помощью винтового механизма 19 ослабляют трос 20, перемещая шкив 18 немного вперед. Затем цепляют крюки 21 за груз 22 и перемещают шкив 18 назад, обеспечивая тем

самым нужную степень натяжения. При разгрузке с помощью винтового механизма 19 ослабляют трос 20 и снимают крюки 21. Такой способ поджимания груза выгоден тем, что сила натяжения троса сохраняется постоянной даже при поворотах, когда длина левого и правого отрезков троса 20 (от крюков 21 до шкивов 16 и 17) значительно изменяется.

Таким образом, за счет использования самосматывающегося барабана 10 обеспечивается автоматизация смотки-размотки электрокабеля 5, и таким образом уменьшается время и трудозатраты на выполнение операции регулирования длины дышла. За счет применения вертикальных коников 12, 13 со скрещенными цепями 14, 15 обеспечивается сохранение положение груза при тряске и ударах и маневренность сцепки «тягач-прицеп» при поворотах. За счет применения системы шкивов, троса и винтового подтягивающего механизма обеспечивается равномерность поджимания груза, и как следствие, надежность его крепления.

В полезной модели применены известные в технике элементы, не требующие отдельного подробного описания. Так, подпружиненный самосматывающий барабан 10 основан на свойстве спиралевидной пружины, встроенной в центральную часть барабана, вращать его в сторону, противоположной закручиванию пружины. На этом принципе построены, например, хорошо известные самосматывающиеся рулетки. Таким образом, при укорачивании дышла излишки кабеля наматываются на барабан. В барабане может быть предусмотрен фиксатор, с помощью которого можно стопорить пружину после окончания операции регулирования длины дышла.

Винтовой механизм 19 - это устройство, преобразующее вращательное движение его рукоятки в поступательное движение вертикальной втулки, на которую насажен шкив 18. На этом принципе работают, например, слесарные тиски.

Предлагаемый прицеп обладает следующими достоинствами:

- малыми трудозатратами на изменение длины дышла благодаря автоматизации смотки-размотки электрокабеля;

- хорошей маневренностью при поворотах;

- повышенной надежностью крепления груза;

- невысокой стоимостью и технологичностью изготовления;

- простотой эксплуатации.

Прицеп для перевозки длинномерных грузов, включающий в себя раму, ходовую часть, раздвижное дышло и электрокабель, отличающийся тем, что раздвижное дышло выполнено в виде телескопической конструкции из коаксиальных труб, наружная из которых закреплена под рамой, а по внутренней трубе проложен электрокабель с разъемами на концах, конец кабеля со стороны тягача состыкован с помощью разъема с электросистемой тягача, а противоположный конец намотан на подпружиненный самосматывающий барабан, закрепленный под рамой в задней ее части, причем короткий отрезок кабеля с разъемом выведен через центральную часть барабана с возможностью его подсоединения к ответному разъему электросети прицепа, на верхней стороне рамы по бокам жестко установлены два вертикальных коника, между нижними и верхними частями которых протянуты крест-накрест две цепи, на раме рядом с каждым из коников закреплено по одному шкиву, которые насажены на оси, жестко закрепленные на раме и наклоненные на 10-20° относительно вертикали, третий шкив насажен на вертикальную ось, которая выполнена с возможностью ее перемещения в продольном направлении посредством закрепленного посередине на заднем краю рамы винтового механизма, через все три шкива запасован трос с крюками на концах, которые выполнены с возможностью зацепления за края выступающего груза.



 

Похожие патенты:

Тягово-сцепное устройство (тсу) переменной длины для прицепа грузовых и легковых автомобилей относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например тракторов или автомобилей с прицепами

Устройство используется для хранения кабелей и предотвращает их скручивание, поломку, увеличивает срок их службы и делает удобной работу по прокладке электросетей.

Полезная модель относится к светотехнике, а именно к осветительным приборам, имеющим тело излучения светового потока и рефлекторы для широкоформатного освещения
Наверх