Сейнер тунцеловный

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов типа «сейнер», предназначенных для лова тунца и оснащенных специальными орудиями лова, вспомогательными плавсредствами и трюмами для хранения рыбы, и может быть использована при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности. Сейнер содержит корпус с грузовым трюмом, движительно-рулевым комплексом и средствами активного управления, промысловое, грузовое и технологическое оборудование. Новым является то, что промысловое оборудование выполнено в виде единого промыслового комплекса, содержащего кошельковый невод с нижней подборой в виде цепи, лебедки для выборки пятного и бежного урезов невода, машину для выборки нижней подборы невода, машину для выборки невода и укладывающий рол с устройством для его перемещения, а внутри корпуса предусмотрены рыбные танки для рассольной заморозки и хранения улова с размещенными внутри их рыбными контейнерами, выполненными с возможностью перемещения относительно рыбных танков. Полезная модель позволяет осуществлять лов тунца без использования кормового слипа, мотобота типа «Скиф», применения сейнерной лебедки и силового блока с оснасткой и устройствами для его крепления и работы, а также значительно сократить продолжительность стоянки судна в порту для выгрузки и сдачи улова с одновременным повышением качества продукции

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов типа «сейнер», предназначенных для лова тунца и оснащенных специальными орудиями лова, вспомогательными плавсредствами и трюмами для хранения рыбы, и может быть использована при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности.

Известны рыболовные (добывающие) суда типа «сейнер», являющиеся по своим размерениям, и/или общей компоновке, и/или своему предназначению аналогами заявляемого, например: «Большой сейнер тунцеловный типа «Родина» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр. 79-82).

Указанный тунцеловный сейнер имеет в значительной степени ограниченные промысловые и технические возможности в отношении оптимально эффективного использования соответствующего промыслового, погрузо-разгрузочного, технологического и холодильного оборудования, что в целом обуславливает относительно низкую производительность судна на лову.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, по своему назначению, размерениям, конструкции и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является «Большой сейнер тунцеловный типа «Каури» с кормовым расположением слипа, носовым подруливающим устройством, рыбными танками, и вспомогательными плавсредствами, включающими мотобот типа «Скиф»; предназначенный для лова тунца кошельковым неводом, выпуска мороженной продукции и доставки ее в порт (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной

промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., «Дополнение №1», СПб, 1997 г., стр.10-12).

Недостатками ближайшего аналога (прототипа) являются:

- сложная промысловая схема с использованием кормового слипа и большого количества промысловых механизмов и вспомогательных плавсредств (скифы, рабочий бот и т.п.), что существенно усложняет, удорожает судно и снижает его промысловую производительность;

- низкая производительность выгрузки тунца при существующей технике заморозки и хранения;

- недостаточный и относительно дешевый ассортимент производимой на судне продукции, ввиду того, что конечным продуктом сейнера-прототипа является неразделанный тунец, замороженный мокрым (рассольным способом), который по существу является полуфабрикатом для консервного производства.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение существующих недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая повышение следующих его основных технических, эксплуатационных и экономических характеристик (потребительских качеств):

- применение упрощенной промысловой схемы вылова тунца без использования, кормового слипа, сейнерной лебедки, силового блока и мотобота типа «Скиф»;

- применение высокопроизводительной системы выгрузки тунца с одновременным повышением качества и расширением ассортимента вырабатываемой на судне конечной продукции.

При этом решена задача создания принципиально нового высокопроизводительного и высокорентабельного тунцеловного сейнера упрощенной конструкции в сочетании с одновременно заложенными в нем расширенными промысловыми и производственно-технологическими возможностями в отношении увеличения общего полезного времени нахождения судна непосредственно на промысле, повышения его

производительности на добыче тунца, качества и ассортимента конечной продукции.

Это достигается тем, что в предлагаемом сейнере тунцеловном, содержащем корпус с грузовым трюмом, движительно-рулевым комплексом и средствами активного управления, промысловое, грузовое и технологическое оборудование, в отличии от ближайшего аналога -прототипа, промысловое оборудование выполнено в виде единого промыслового комплекса, содержащего кошельковый невод и взаимосвязанные между собой, по меньшей мере, две лебедки для выборки пятного и бежного урезов невода, по меньшей мере, одну машину для выборки нижней подборы невода, машину для выборки невода и укладывающий рол с устройством, например по типу подъемно-кранового, для его перемещения над неводной площадкой, при этом нижняя подбора вышеупомянутого невода выполнена в виде цепи, например по типу якорной, а внутри корпуса предусмотрены вертикально установленные отдельные грузовые емкости - рыбные танки рассольной заморозки и хранения улова с размещенными внутри их охлаждаемыми рыбными контейнерами, выполненными с возможностью отсоединения и перемещения в вертикальном направлении относительно вышеупомянутых рыбных танков, например посредством подъемно-крановых устройств.

Одним из самых оптимальных с точки зрения наиболее эффективной работы промыслового комплекса в процессе его эксплуатации является вариант, при котором сейнер содержит две машины для выборки нижней подборы невода, размещенные, преимущественно в нос от миделевого сечения корпуса.

Возможен вариант, при котором корпус выполнен с кормовым слипом.

Кроме того, для достижения поставленной цели, в том числе повышения рентабельности судна такого типа, одним из наиболее оптимальных вариантов выполнения полезной модели является конструкция, при которой технологическое оборудование дополнительно содержит

взаимосвязанные между собой разделочную линию производства филе тунца и, по меньшей мере, два, например горизонтально-плиточных, морозильных аппарата для заморозки филе тунца.

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции тунцеловного сейнера осуществляют с использованием применяемых в судостроении материалов, оборудования и технологий.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен продольный разрез (боковой вид) сейнера с «функционально» обозначенными основными элементами его конструкции.

Примером конкретного выполнения одного из оптимальных вариантов заявляемой полезной модели является проектное предложение (проектная проработка с техническими требованиями к судну), варианта большого сейнера тунцеловного, выполненного на основании технического задания (пояснительная записка №1800/63-00-93(3)-02), разработанного ФГУП «Гипрорыбфлот», в котором (техническом задании) впервые была сформулирована техническая сущность новых технических решений, являющихся, в свою очередь, сутью основной научно-технической концепции, положенной в основу создания больших тунцеловных сейнеров такого класса и воплощенных в предлагаемой полезной модели.

Большой сейнер тунцеловный содержит корпус (1) с движительно-рулевым комплексом (2) и средствами активного управления, например -носовым подруливающим устройством (3), единый промысловый комплекс, включающий кошельковый невод (4) с нижней подборой в виде цепи по типу якорной (на чертеже не обозначена), размещенный на неводной площадке (5), две лебедки для выборки пятного и бежного урезов невода (на чертеже не обозначены), две машины для выборки нижней подборы невода (на чертеже не обозначены), машину для выборки невода (6), укладывающий рол с палубным краном (7) для перемещения рола над неводной площадкой (5); грузовой трюм с предусмотренным в нем рефрижераторными помещениями (8) для хранения замороженного филе и размещенные в корпусе отдельные

грузовые емкости - рыбные танки (9) для рассольной заморозки и последующего хранения части улова тунца, в которых размещены легкосъемные охлаждаемые рыбные контейнеры (10), например перфорированной конструкции (на чертеже не показано), снабженные устройствами для их перемещения (на чертеже не показаны) посредством палубного крана (11) в вертикальном направлении относительно рыбных танков (9) на уровень главной палубы (12) для последующей выгрузки с судна; технологическое оборудование в составе взаимосвязанных между собой разделочной линии производства филе тунца (на чертеже не показаны) и горизонтально-плиточных морозильных аппаратов (на чертеже не показаны).

Предложенную конструкцию большого тунцеловного сейнера при его практической эксплуатации используют следующим образом.

На промысле тунца непосредственно для лова последнего используют способ кошелькования невода (4) (с нижней цепной подборой) без стяжного троса посредством маневрирования судна с помощью подруливающего устройства (3) относительно рыбного скопления с последующим изъятием рыбного улова с помощью предусмотренного на судне единого промыслового комплекса в составе двух лебедок для выборки пятного и бежного урезов невода, двух машин для выборки нижней подборы невода, машины (6) для выборки невода, укладывающего рола с палубным краном (7) для его перемещения в пределах неводной площадки (5), без использования в конструкции корпуса (1) слипа, мотобота типа «Скиф», применения сейнерной лебедки и силового блока с оснасткой и устройствами для его крепления и работы.

Непосредственно после изъятия улова часть последнего направляют в на линию производства филе с последующей его заморозкой посредством предусмотренных морозильных аппаратов и складированием в рефрижераторных помещениях (8) грузового трюма корпуса (1).

Другую часть улова в виде неразделанного штучного тунца направляют для заморозки мокрым способом в предварительно заполненные рассольной смесью рыбные контейнеры (10), установленные внутри герметичных рыбных танков (9) для рассольной заморозки и последующего хранения части улова тунца в другой части корпуса (1).

Предложенная контейнерная конструкция рыбных танков (9) рассольной заморозки и хранения улова с легкосъемными контейнерами (10) позволяет применять упрощенную схему разгрузки судна в порту назначения, которую осуществляют путем перемещения рыбных контейнеров (10) относительно танков (9) посредством судовых или портовых подъемно-крановых устройств, например палубного крана (11), с последующей их выгрузкой на берег и заменой на незаполненные -оборотные или - на эти же - штатные контейнеры судна непосредственно после выливки из них рыбной продукции (тунца).

Предложенный упрощенный способ разгрузки рыбопродукции и конструкция судна для его реализации позволяют значительно сократить продолжительность стоянки судна в порту для выгрузки и сдачи улова с одновременным повышением качества продукции и тем самым в целом повысить экономическую эффективность судна и в последующем - его рентабельность.

Расчет показывает, что промысловые и производственные возможности тунцеловного сейнера предложенной конструкции превосходят уровень его аналогов, в том числе в отношении известных тунцеловных сейнеров прежней постройки.

1. Сейнер тунцеловный, содержащий корпус с грузовым трюмом, движительно-рулевым комплексом и средствами активного управления, промысловое, грузовое и технологическое оборудование, отличающийся тем, что промысловое оборудование выполнено в виде единого промыслового комплекса, содержащего кошельковый невод и взаимосвязанные между собой, по меньшей мере, две лебедки для выборки пятного и бежного урезов невода, по меньшей мере, одну машину для выборки нижней подборы невода, машину для выборки невода и укладывающий рол с устройством, например по типу подъемно-кранового, для его перемещения над неводной площадкой, при этом нижняя подбора вышеупомянутого невода выполнена в виде цепи, например по типу якорной, а внутри корпуса предусмотрены вертикально установленные отдельные грузовые емкости - рыбные танки рассольной заморозки и хранения улова с размещенными внутри их охлаждаемыми рыбными контейнерами, выполненными с возможностью отсоединения и перемещения в вертикальном направлении относительно вышеупомянутых рыбных танков, например посредством подъемно-крановых устройств.

2. Сейнер по п.1, отличающийся тем, что содержит две машины для выборки нижней подборы невода, размещенные, преимущественно в нос от миделевого сечения корпуса.

3. Сейнер по п.1 или 2, отличающийся тем, что технологическое оборудование дополнительно содержит разделочную линию производства филе тунца.

4. Сейнер по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен с кормовым слипом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением при изготовлении полых заготовок пробок шаровых кранов для газо-нефтепроводов и может быть использовано в прессовом производстве

Полезная модель относится к строительству и может найти применение при строительстве наземных павильонов для защиты и обслуживания технологического оборудования трубопроводных систем

Траулер // 51961

Якорь // 91052
Наверх