Судовой морозильный аппарат

 

Полезная модель относится к области судового технологического оборудования, а более конкретно к конструкциям судовых морозильных аппаратов, содержащих холодильные машины и морозильные камеры для замораживания и хранения продукции из водных биоресурсов, и может быть использована при проектировании, строительстве новых типов судов и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности. Судовой морозильный аппарат содержит воздушную холодильную машину и соединенную с ней морозильную камеру. Новым является то, что холодильная машина и морозильная камера размещены в одном корпусе, причем камера выполнена, по меньшей мере из одной секции и размещена над и/или под машиной, и/или с одной из боковых сторон машины, при этом камера снабжена, по меньшей мере двумя, дверьми, размещенными на противоположных сторонах камеры, а морозильный аппарат выполнен в виде единого технологического комплекса с предусмотренной на судне холодильной камерой для хранения замороженной продукции, причем аппарат и камера размещены на одной палубе, при этом морозильная камера дополнительно снабжена накопителем, установленным с возможностью перемещения относительно камеры. Полезная модель позволяет выполнить современные технические требования в отношении судового холодильного оборудования в части агрегатирования, что ведет к снижению ее массогабаритных характеристик, упрощает ее размещение на судне, упрощает процесс обслуживания аппарата в процессе эксплуатации.

Полезная модель относится к области судового технологического оборудования, а более конкретно к конструкциям судовых морозильных аппаратов, содержащих холодильные машины и морозильные камеры для замораживания и хранения продукции из водных биоресурсов, и может быть использована при проектировании, строительстве новых типов судов и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности.

Известна установка для замораживания продукции из водных биоресурсов (ВБР), например, установленная на среднем рыболовном траулере морозильном типа «Василий Яковенко» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.145-147). Указанная установка содержит морозильную горизонтально-плиточную камеру марки АМП 7A (см. Каталог «Холодильные установки судов флота рыбной промышленности», Дополнение 1, Ленинград, Гипрорыбфлот, 1989 г., с.110), соединенную трубопроводами с парокомпрессорной холодильной машиной, в которой в качестве хладагента применен аммиак, которая является аналогом заявляемому техническому решению.

Недостатком указанного аналога является необходимость дополнительных материальных затрат для принятия защитных технических мер по обеспечению безопасности эксплуатации холодильных машин на аммиаке, ввиду его высокой токсичности и пожаровзрывоопасности.

Известна установка для замораживания продукции из ВБР, например, установленная на траулере-сейнере морозильном типа «Орленок» проекта «Атлантик-333» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., СПб, стр.138). Указанная установка содержит морозильную роторно-плиточную камеру марки FGP - 23-3 (см. Каталог «Холодильные установки судов флота рыбной промышленности», Ленинград, Гипрорыбфлот, 1981 г., с.28), соединенную трубопроводами с парокомпрессорной холодильной машиной, в которой в качестве хладагента применен безопасный при эксплуатации синтетический холодильный агент - «Хладон 22», которая является аналогом заявляемому техническому решению.

Недостатком указанного аналога является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении судового холодильного оборудования с применением синтетических холодильных агентов, ввиду того, что последние являются веществами, разрушающими озоновый слой, и их использование требует дополнительных мер специальной технической защиты экологической безопасности окружающей среды.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по своему назначению, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является установка для замораживания продукции из водных биоресурсов (ВБР), установленная на рыбопромысловом судне (см. патент на полезную модель 65462, кл. B63B 35/14-35/24, «Рыбопромысловое судне с воздушной холодильной машиной»). Указанная установка содержит морозильную камеру, соединенную трубопроводами с воздушной холодильной машиной, в которой в качестве хладагента применен воздух.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении судового холодильного оборудования в части агрегатирования, что ведет к увеличению массогабаритных характеристик установки, затрудняет ее размещение на судне, в первую очередь, при модернизации существующих рыбопромысловых судов, усложняет обслуживание в процессе эксплуатации.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа. Кроме того, заявляемое техническое решение позволяет осуществить обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также - повышение производительности судна по замораживанию рыбы и морепродуктов с одновременным повышением качества и расширением ассортимента вырабатываемой на судне конечной продукции.

При этом решена задача создания принципиально новой конструкции экономически эффективного холодильно-технологического оборудования для рыбопромыслового судна, полностью отвечающего в отношении безопасности его эксплуатации всем современным техническим требованиям международных соглашений по охране окружающей среды.

Это достигается тем, что в судовом морозильном аппарате, содержащим воздушную холодильную машину и соединенную с ней морозильную камеру, в отличие от прототипа, холодильная машина и морозильная камера размещены в одном корпусе, причем морозильная камера выполнена, по меньшей мере, из одной секции и размещена над холодильной машиной, и/или под холодильной машиной, и/или с одной из боковых сторон холодильной машины.

Кроме того, секция морозильной камеры снабжена, по меньшей мере одним, стеллажом с полками, а морозильная камера снабжена, по меньшей мере двумя, дверьми, размещенными на противоположных сторонах камеры.

Возможна конструкция, в которой морозильный аппарат выполнен в виде единого технологического комплекса с предусмотренной на судне холодильной камерой для хранения замороженной продукции, причем последние (аппарат и камера) размещены на одной палубе.

Также возможна конструкция, в которой морозильная камера дополнительно снабжена накопителем, установленным с возможностью перемещения относительно камеры, причем объем накопителя не превышает объема камеры.

Поставленная цель также достигается тем, что воздушная холодильная машина (ВХМ) выполнена с возможностью получения холодного воздуха с температурой ниже - минус 60°C, так как полученный с помощью ВХМ (с пожаровзрывобезопасным, нетоксичным хладагентом в виде воздуха) на ее выходе экологически чистый холодный воздух с температурой в диапазоне: минус 60°C - минус 80°C, в значительной степени ускоряет процесс замораживания морепродуктов и тем самым увеличивает производительность судового холодильного оборудования по замораживанию морепродуктов.

Экспериментальным путем доказано, что в ходе процесса замораживания за счет получения мелкокристаллической структуры льда в межклеточном пространстве замораживаемого продукта, при сверхбыстром прохождении зоны критического интервала температур (от минус 1°C до минус 5°C), значительно повышается качество и расширяется ассортимент вырабатываемой на судне конечной продукции.

Одним из наиболее оптимальных с точки зрения наиболее эффективной работы холодильно-технологического комплекса в процессе его эксплуатации является вариант, при котором судовой холодильно-технологический комплекс содержит, по меньшей мере, две воздушные холодильные машины, при этом одна соединена пневматически с морозильным аппаратом, а вторая - с воздухоохладителями трюма, т.е. одна из ВХМ работает на холодообеспечение морозильного аппарата, а вторая - на холодообеспечение трюма. Необходимость такой конструкции связана со спецификой работы рыбопромыслового судна: при длительных переходах судна из района промысла, а также при отсутствии сырья для замораживания, работает только одна холодильная машина - исключительно для поддержания температурного режима в трюме готовой продукции. Возможность раздельной автономной работы холодильных машин на замораживание или - только на хранение рыбной продукции позволяет в значительной степени экономить энергоресурсы судна и увеличить автономность последнего по топливу.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на фиг.1 которого схематично изображен общий вид судового морозильного аппарата, на фиг.2 - продольный разрез (боковой вид) судна с «функционально» обозначенными основными элементами холодильно-технологического комплекса.

Примером конкретного выполнения одного из вариантов заявляемой полезной модели является «Разработка технико-экономического обоснования по созданию холодильно-технологических комплексов, оптимальных для рыбопромысловых судов» (включающее проектную проработку с техническими требованиями к рыбопромысловым судам), разработанное ОАО «Гипрорыбфлот», в котором впервые была сформулирована техническая сущность предлагаемого технического решения.

Судовой морозильный аппарат содержит воздушную холодильную машину 1 с хладагентом в виде воздуха и, размещенную над ней (1), морозильную камеру 2, размещенные в одном корпусе 3 и соединенные между собой (1 и 2) пневматически при помощи трубопроводов (на чертеже не показано). Морозильная камера 2 снабжена герметичной дверцей 4, для загрузки замораживаемого сырья, а с противоположной стороны камера 2 также снабжена герметичной дверцей (на чертеже не показано), предназначенной для выгрузки уже замороженной продукции с последующей транспортировкой продукции в холодильную камеру (грузовой трюм) 5, предназначенную для хранения замороженной продукции. В других вариантах дверца 4 может быть выполнена в виде шторы и/или жалюзи. Для подачи сырья из рыбоперерабатывающего цеха (см. фиг.2) предусмотрен накопитель (на чертеже не показано), установленный перед камерой 2 со стороны дверцы 4 с возможностью перемещения между рыбоперерабатывающим цехом и камерой 2 любой известной конструкции (подъемник, транспортер и т.п.).

Предложенную конструкцию судового морозильного аппарата рыбопромыслового судна при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Поднятый на борт судна улов (на чертеже не показан), в зависимости от вида выпускаемой продукции, направляют либо на обработку в рыбоперерабатывающий цех (см. фиг.2) с последующим направлением на замораживание с помощью морозильной камеры 2, либо непосредственно на замораживание в морозильную камеру 2. Замороженный продукт (на чертеже не показан) упаковывают и направляют в помещения холодильной камеры 5 на хранение. Обеспечение процессов замораживания в камере 2 и поддержания необходимой температуры воздуха в камере (трюме) 5 достигается путем подачи холодного воздуха от воздушной холодильной машины 1 в морозильную камеру 2 и/или в воздухоохладители (на чертеже не показано) помещений холодильной камеры 5.

Предлагаемый судовой аппарат позволяет выполнить современные технические требования в отношении судового холодильного оборудования в части агрегатирования, что ведет к снижению его массогабаритных характеристик, упрощает его размещение на судне, в первую очередь, при модернизации существующих рыбопромысловых судов, упрощает процесс обслуживания аппарата в процессе эксплуатации и обеспечивает экологическую безопасность окружающей среды, а также - повышение производительности судна по замораживанию рыбы и морепродуктов с одновременным повышением качества и расширением ассортимента вырабатываемой на судне конечной продукции.

1. Судовой морозильный аппарат, содержащий воздушную холодильную машину и соединенную с ней морозильную камеру, отличающийся тем, что холодильная машина и морозильная камера размещены в одном корпусе, причем морозильная камера выполнена, по меньшей мере, из одной секции и размещена над холодильной машиной, и/или под холодильной машиной, и/или с одной из боковых сторон холодильной машины.

2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что секция морозильной камеры снабжена, по меньшей мере, одним стеллажом с полками.

3. Аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что морозильная камера снабжена, по меньшей мере, двумя дверьми, размещенными на противоположных сторонах камеры.

4. Аппарат по п.3, отличающийся тем, что морозильный аппарат выполнен в виде единого технологического комплекса с предусмотренной на судне холодильной камерой для хранения замороженной продукции, причем последние (аппарат и камера) размещены на одной палубе.

5. Аппарат по п.4, отличающийся тем, что морозильная камера дополнительно снабжена накопителем, установленным с возможностью перемещения относительно камеры, причем объем накопителя не превышает объема камеры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к перерабатывающим отраслям сельского хозяйства, а именно, к установкам для тепловой обработки жидких пищевых продуктов, преимущественно молока и может быть использовано на молочных заводах и фермах, миницехах по переработке молока, в коллективных и вермерских хозяйствах

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности теплообмена испарителя

Траулер // 51961
Наверх