Траулер

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов типа «траулер кормового траления», преимущественно большого и среднего водоизмещения, оснащенных трюмами для хранения рыбы, и может быть использована при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности. Судно содержит корпус с машинным отделением и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, промысловое устройство и технологический комплекс, включающий морозильные аппараты. Новым является то, что грузовой трюм выполнен в виде рефрижераторного помещения и простирается по всей длине корпуса судна от форпиковой переборки до носовой переборки машинного отделения, а технологический комплекс выполнен только в составе морозильных аппаратов и устройств для транспортировки и упаковки конечной рыбопродукции и снабжен участком временного хранения и предварительного охлаждения рыбы, включающим бункер-аккумулятор и бункер-накопитель, при этом бункер-аккумулятор выполнен с возможностью приема и охлаждения улова в объеме - не менее половины суточной производительности морозильных аппаратов. Полезная модель позволяет осуществлять устойчивый и высокопроизводительный лов массовых видов пелагических рыб с одновременным увеличением общего полезного времени нахождения судна на промысле и непосредственной переработкой всего улова в мороженую продукцию в неразделанном виде.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов типа «траулер кормового траления», преимущественно большого и среднего водоизмещения, оснащенных трюмами для хранения рыбы, и может быть использована при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности.

Известны рыболовные (добывающие) суда типа «траулер», являющиеся по своим размерениям, и/или общей компоновке, и/или своему предназначению аналогами заявляемого, например: «Большой морозильный рыболовный траулер типа «Пулковский меридиан» пр. 1288» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.34-37), предназначенный для переработки рыбы в мороженную продукцию в разделанном и неразделанном виде.

Указанный траулер имеет недостаточную емкость грузового трюма, а также относительно невысокую производительность по переработке улова, в том числе из-за низкой производительности морозильных аппаратов.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, по своему назначению, размерениям, конструкции и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является «Рыболовный траулер морозильно-консервный (супертраулер) типа «Моонзунд», пр.Атлантик-488, с кормовым расположением слипа, предназначенный для лова рыбы донным и разноглубинным тралами в отдаленных районах Мирового океана в условиях автономного или экспедиционного промысла, заморозки обрабатываемой или неразделанной рыбы, выработки рыбных консервов, хранения продукции и сдачи ее на транспортные суда или транспортировки продукции в порт (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.22-26).

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным требованиям в отношении использования судна такого класса для добычи массовых видов пелагических рыб из-за невозможности в полной мере эффективного использования всего объема грузового трюма при непосредственной работе на вылове массовых объектов промысла, в том числе по причине того, что большая часть внутреннего полезного объема корпуса занята под консервное производство.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая повышение производительности на добыче массовых объектов промысла с одновременным увеличением автономности по вместимости трюмов для хранения рыбной продукции.

При этом решена задача создания высокорентабельного рыболовного траулера, особенности конструкции которого в сочетании с заложенными в нем расширенными промысловыми и производственно-технологическими возможностями, позволяют осуществлять устойчивый и высокопроизводительный лов массовых видов пелагических рыб с одновременным увеличением общего полезного времени нахождения судна на промысле и непосредственной переработкой всего улова в мороженую продукцию в неразделанном виде.

Это достигается тем, что в предлагаемом траулере, содержащем корпус с машинным отделением и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, промысловое устройство и технологический комплекс, включающий морозильные аппараты в отличии от ближайшего аналога - прототипа, грузовой трюм по всей своей длине и объему выполнен в виде рефрижераторного помещения для хранения мороженной рыбной продукции и простирается по всей длине корпуса судна от форпиковой переборки до носовой переборки машинного отделения, а технологический комплекс выполнен только в составе взаимосвязанных между собой морозильных аппаратов и устройств для транспортировки и упаковки конечной рыбопродукции и снабжен участком временного хранения и

предварительного охлаждения рыбы, включающим, по меньшей мере, один бункер-аккумулятор и, по меньшей мере, один бункер-накопитель, при этом бункер-аккумулятор выполнен с возможностью приема и охлаждения улова в объеме - не менее половины суточной производительности вышеупомянутых морозильных аппаратов и снабжен устройствами охлаждения и циркуляции охлаждающей воды и вакуумной перекачки рыбы.

Бункер-аккумулятор и бункер-накопитель имеют, преимущественно секционную конструкцию.

Кроме того, поставленная цель достигается тем, что технологический комплекс дополнительно снабжен, по крайней мере, одной сортировочной машиной.

Для повышения рентабельности судна такого типа и назначения одним из наиболее оптимальных вариантов выполнения полезной модели является конструкция, при которой технологический комплекс выполнен только в составе взаимосвязанных между собой морозильных аппаратов и устройств (оборудования) для транспортировки и упаковки конечной рыбопродукции, без размещения на судне технологических линий, устройств и оборудования для разделки рыбы и, соответственно, без устройств и оборудования для утилизации отходов рыбопереработки и некондиционного сырья.

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции траулера осуществляют с использованием применяемых в судостроении материалов, оборудования и технологий.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен продольный разрез траулера с «функционально» обозначенными основными элементами его конструкции.

Примером конкретного выполнения одного из оптимальных вариантов заявляемой полезной модели (траулера) является проектное предложение (проектная проработка с техническими требованиями к судну), варианта большого морозильного рыболовного траулера, выполненного на основании технического задания (пояснительная записка №1800/63-00-93(2)-02),

разработанного ФГУП «Гипрорыбфлот», в котором (техническом задании) впервые была сформулирована техническая сущность новых технических решений, являющихся, в свою очередь, сутью основной научно-технической концепции, положенной в основу создания рыболовных судов такого класса и воплощенных в предлагаемой полезной модели.

Большой морозильный рыболовный траулер содержит корпус 1 с машинным отделением 2, кормовым слипом (на чертеже не показан), движительно-рулевым комплексом 3, в средней части которого (корпуса), предусмотрен выполненный практически по всей его длине и объему грузовой трюм 4 рефрижераторного типа для рыбопродукции, простирающийся от носовой таранной (форпиковой) переборки 5 до носовой переборки 6 машинного отделения; технологический комплекс, выполненный только в составе взаимосвязанных между собой морозильных аппаратов (на чертеже не показаны), устройств для транспортировки и упаковки конечной рыбопродукции (на чертеже не показаны), участка временного хранения и предварительного охлаждения рыбы, включающего бункер-аккумулятор 7 и бункер-накопитель (на чертеже не показан); бункер-аккумулятор 7 выполнен с возможностью приема и охлаждения улова в объеме - не менее половины суточной производительности установленных на судне морозильных аппаратов (на чертеже не показаны) и снабжен устройствами (на чертеже не показаны) охлаждения и циркуляции охлаждающей воды и вакуумной перекачки рыбы.

Промысловое устройство судна состоит из двух тралов с предусмотренными двумя автономными траловыми дорожками, каждая из которых позволяет производить все промысловые операции без ущерба для работ со вторым тралом, при этом может быть предусмотрен пульпопровод и водоотделитель, от которого улов, перекачивают из трала рыбонасосом и транспортируют в рыбные бункеры; рыбонасосы расположены побортно в «карманах» в районе кормовой оконечности судна.

Работа с тралом по его спуску, подъему и выливке улова производится обычным способом в обычной последовательности, при этом в случае большого улова производят выливку последнего с помощью рыбонасоса, а малые уловы поднимают по слипу и выливают обычным способом.

Технологический комплекс судна предназначен для замораживания в неразделанном виде предварительно рассортированной на три размерные фракции ставриды, скумбрии, сардины и т.п. видов рыб.

В целом технологический комплекс судна включает в себя:

- участок временного хранения и предварительного охлаждения рыбы в составе подпалубного четерехсекционного бункера-аккумулятора 7 с системой охлаждения и циркуляции охлаждающей воды, установки вакуумной перекачки рыбы; водоотделителя (на чертеже не показаны);

- участок сортировки рыбы в составе двух сортировочных машин; трехсекционного бункера-накопителя (на чертеже не показан) промежуточного с системой циркуляции охлажденной забортной воды; транспортных средств (на чертеже не показаны);

- морозильно-упаковочный участок в составе вертикально-плиточных морозильных аппаратов (на чертеже не показаны).

Предложенную конструкцию траулера при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Поднятую на борт судна рыбу размещают на охлаждение и временное хранение в подпалубных бункерах-аккумуляторах 7. Охлажденную рыбу посредством установки вакуумной перекачки подают на ленточный конвейер, где производят отбор рыбы с повреждениями и прилова, основной поток направляют к сортировочным машинам рассортировывающим рыбу на три размерные фракции, каждая из которых подается конвейерами в промежуточные бункеры-накопители (на чертеже не показаны), оборудованные системой циркуляции охлажденной забортной воды (на

чертеже не показаны), затем рассортированную рыбу выгружают в передвижные бункеры, перемещаемые посредством устройств к одному из вертикально-плиточных морозильных аппаратов; по окончании процесса замораживания и упаковки мороженные блоки направляют в рефрижераторный трюм 4 на хранение.

Расчет показывает, что промысловые и производственные возможности траулера предложенной конструкции для пелагического промысла массовых видов рыб с последующей переработкой всего улова в мороженую продукцию в неразделанном виде превосходят уровень его аналогов, в том числе в отношении известных траулеров прежней постройки.

1. Траулер, содержащий корпус с машинным отделением и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, промысловое устройство и технологический комплекс, включающий морозильные аппараты, отличающийся тем, что грузовой трюм по всей своей длине и объему выполнен в виде рефрижераторного помещения для хранения мороженной рыбной продукции и простирается по всей длине корпуса судна от форпиковой переборки до носовой переборки машинного отделения, а технологический комплекс выполнен только в составе взаимосвязанных между собой морозильных аппаратов и устройств для транспортировки и упаковки конечной рыбопродукции и снабжен участком временного хранения и предварительного охлаждения рыбы, включающим, по меньшей мере, один бункер-аккумулятор и, по меньшей мере, один бункер-накопитель, при этом бункер-аккумулятор выполнен с возможностью приема и охлаждения улова в объеме - не менее половины суточной производительности вышеупомянутых морозильных аппаратов и снабжен устройствами охлаждения и циркуляции охлаждающей воды и вакуумной перекачки рыбы.

2. Траулер по п.1, отличающийся тем, что технологический комплекс дополнительно снабжен, по крайней мере, одной сортировочной машиной.

3. Траулер по п.1 или 2, отличающийся тем, что бункер-аккумулятор и бункер-накопитель имеют, преимущественно секционную конструкцию.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к ленточным транспортерам-конвейерам, в которых применяются устройства натяжения ленты.
Наверх