Самодвижущийся макет военной техники

 

Полезная модель относится к области военного дела, а более конкретно к маскировке вооружения и военной технике и может применяться при оборудовании ложных позиций и районов расположения войск, для обеспечения в них жизнедеятельности и имитации движения военной техники на ложных маршрутах и мостовых переправах, на аэродромах постоянного и временного базирования, а также в пунктах постоянной дислокации после ухода войск. Новым в предложенном техническом устройстве является то, что в нем оболочка закреплена к самоходному внешне управляемому движителю на колесном шасси в виде единой конструкции, в которой движитель оборудован объемной несущей рамой из профильного металла с монтажной платформой и телескопически выдвижными штангами с опорными колесам, силовой установкой с трансмиссией, системами питания, охлаждения, торможения и энергоснабжения, при этом для дистанционного управления движителем предусмотрены: выносной электронный пульт управления, приемно-передающее устройств, микропроцессор с исполнительными органами - электромеханическими приводами механизмов рулевого управления, сцепления, зажигания и торможения. Преимущество предложенного технического устройства по критерию оценки «эффективность боевого применения - стоимость» примерно в два-три раза выше по сравнению с известными аналогами.

Полезная модель относится к области военного дела, а более конкретно к маскировке вооружения и военной технике и может применяться при оборудовании ложных позиций и районов расположения войск, для обеспечения в них жизнедеятельности и имитации движения военной техники на ложных маршрутах и мостовых переправах, на аэродромах постоянного и временного базирования, а также в пунктах постоянной дислокации после ухода войск.

Известно устройство макета военной техники, - аналог (Учебник «Маскировка». Часть I. Основы и техника маскировки, авторы: Ефимов В.А., Кольчевский В.Е. и Чермашенцев С.Г. Изд. ВИА, М, 1971, стр. 292-295. Всего 347 стр.), конструкция которого состоит из каркаса и оболочки. В нем каркас может быть выполнен из металла, дерева, мягких тканевых материалов, а также из системы соединенных между собой труб из прорезиненной ткани, наполненных воздухом.

Недостатком данного технического решения является то, что такой макет не обеспечивает имитацию реальной техники в движении, его перестановка (переноска) может осуществляться только с использованием дополнительных транспортных средств или с привлечением личного состава в ложных районах - целях первоочередного удара противника, что может привести к безвозвратным потерям в живой силе. Кроме этого, возросшие возможности современных воздушно - космических средств разведки позволяет противнику вскрывать такие макеты, находящиеся в стационарном положении, как ложные цели, практически, в первые часы ведения разведки районов расположения наших войск. При этом требуемая эффективность мероприятий маскировки может быть не достигнута.

Известно устройство макета военной техники бескаркасной конструкции, - прототип (Учебник «Маскировка». Часть I. Основы и техника маскировки, авторы: Ефимов В.А., Кольчевский В.Е. и Чермашенцев С.Г. Изд. ВИА, М, 1971, стр. 296. Всего 347 стр.), представляющий собой тонкостенную конструкцию, у которой оболочка сохраняет требуемую объемно-пространственной форму, имитируемой военной техники, благодаря собственной, присущей ей жесткости за счет наполнения воздухом или использования в конструкции макета прочных листовых материалов, обеспечивая демаскирующие признаки характерные для реальной военной техники в оптическом, миллиметровом и сантиметровом диапазонах длин волн.

Недостатками такого технического решения являются: невозможность имитации подвижных объектов; отсутствие мобильности при необходимости изменения фоно-целевой обстановки на ложных позициях и в ложных районах расположения войск; отвлечение боевой техники от основных задач по предназначению для транспортировки макета.

Задачей предлагаемого технического решения является расширение области применения - от имитации военной техники на месте до ее имитации в движении; повышение дезинформации разведки противника относительно действительных позиций и районов расположения войск, маршрутов выдвижения и маневра войск, переправ через препятствия и водные преграды; снижение трудозатрат при изменении фоно-целевой обстановки в ложных районах и на ложных позициях и тем самым повышение боеспособности и живучести боевых частей и подразделений.

Решение поставленной задач может достигаться тем, что степень достоверности ложных позиций может быть значительно повышена за счет придания неподвижным макетам военной техники активных функций при условии обеспечения возможности самостоятельного их передвижения в заданных пределах с имитацией световых, тепловых, радиоэлектронных излучений и других демаскирующих признаков, характерных при работе реальной боевой техники. Такая задача может быть выполнена при условии разработки самодвижущегося макета военной техники с помощью радиоуправляемого универсального самоходного движителя на колесном шасси, оборудованного объемной несущей рамой из профильного металла с монтажной платформой для установки макетов и телескопически выдвижными штангами с опорными колесами, силовой установкой с трансмиссией, системами питания, охлаждения, торможения и энергоснабжения, при этом для дистанционного управления движителем предусмотрены: выносной электронный пульт управления, приемно-передающее устройство, микропроцессор с исполнительными органами - электромеханическими приводами механизмов рулевого управления, сцепления, зажигания и торможения.

Сущность предложенного технического решения изображена на чертежах, выполненных с учетом использования фотомонтажа реальных макетов военной техники: на фиг. 1 - показан общий вид сверху самодвижущегося макета танка на ложной позиции; на фиг. 2 - показан вид сбоку макета танка в движении; на фиг. 3 и 4 показаны соответственно план и вид сбоку радиоуправляемого самоходного движителя макетов военной техники; на фиг. 5 - показан вид спереди самодвижущегося макета танка по ложному маршруту или ложной мостовой переправе; на фиг. 6 - показан макет самолета, движущийся по взлетной полосе ложного аэродрома.

Самодвижущийся макет военной техники (фиг. 1-6), состоящий из каркаса или без каркаса с объемно-пространственной оболочкой 1, соответствующей внешнему поверхностному контуру и демаскирующим признакам реальной военной техники в оптическом, миллиметровом и сантиметровом диапазонах длин волн, отличающийся тем, что в нем оболочка 1 закреплена к самоходному внешне управляемому движителю 2 на колесном шасси 3 в виде единой конструкции, в которой движитель 2 оборудован объемной несущей рамой 4 из профильного металла с монтажной платформой 5 и телескопически выдвижными штангами 6 с опорными колесами 7, силовой установкой с трансмиссией 8, системами питания, охлаждения, торможения и энергоснабжения, при этом для дистанционного управления движителем 2 предусмотрены: выносной электронный пульт управления 9, приемно-передающее устройство 10, микропроцессор 11 с исполнительными органами - электромеханическими приводами механизмов рулевого управления 12, сцепления 13, зажигания 14 и торможения 15.

Предлагаемая полезная модель конструктивно выполнена из двух составных частей - макета военной техники (фиг. 1, 2, 5, 6) и самоходного дистанционно управляемого колесного движителя 2. При этом самоходный колесный движитель 2 (фиг. 3, 4) может быть изготовлен в небольшой автомастерской, оборудованной металлорежущими и слесарными инструментами, а также сварочной аппаратурой по аналогии изготовления, например, унитарных багги с использованием готового колесного шасси 3, силовой установки с трансмиссией 8, систем, узлов, и отдельных деталей, заимствованных у малолитражных автомобилей. При этом выполнение технических условий, ГОСТ, ОСТ и других требований, предъявляемых к самодвижущимся техническим средствам, не требуется, так как полезная модель передвигается с небольшой скоростью, как правило, по подготовленным грунтовым дорогам и в пределах войскового формирования, на ограниченное расстояние, равное примерно 1-3 км. Такие условия обеспечивают возможность значительного упрощения конструктивного решения и снижение стоимости изготовления самоходного движителя 2. Для сокращения времени изготовления, материальных и финансовых затрат целесообразно использовать в качестве базы легковые автомобили моделей ВАЗ первых выпусков, в которых срезают верхнюю часть кузова, оставив без изменения его днище, переднюю и заднюю панели в сборе, поперечную панель с контрольными приборами, оборудования силовой установки с трансмиссией 8, ходовую часть с механизмами рулевого управления и торможения. Затем на днище устанавливается и закрепляется объемная несущая рама 4, вместе с монтажной платформой 5 и телескопически выдвижными штангами 6 с опорными колесами 7. После этого к монтажной платформе 5 прикрепляются: выносной пульт управления 9, приемно-передающее устройство 10, микропроцессор 11 с исполнительными органами - электромеханическими приводами механизмов рулевого управления 12, сцепления 13, зажигания 14 и торможения 15.

Самодвижущиеся макеты военной техники (фиг. 1-6) доставляются на ложные позиции в транспортном положении, в угрожаемый период, одновременно с назначением боевых расчетов для их охранения и технического обслуживания. Макеты, предназначенные для демонстрации функционирования войск на ложной позиции, устанавливаются на самоходные радиоуправляемые движители 2 (фиг. 1-6) и присоединяются к ним крепежными приспособлениями 16, в виде стяжных ремней. Самодвижущиеся макеты военной техники устанавливаются в местах, удобных для их беспроблемного передвижения по позиции, по намеченному маршруту, в любое время года и суток, в указанное командиром время или согласно графику, в момент пролета разведывательных спутников противника. Управление самодвижущимся макетом военной техники осуществляется расчетом боевого охранения из укрытия при визуальным контроле за правильностью исполнения команд, по аналогии применения различных радиоуправляемых моделей. Для использования самодвижущихся макетов в ночное время или в условиях плохой видимости включаются в работу средства освещения и сигнализации, а также видеокамеры обзора местности 17 спереди и сзади колесного движителя.

Для подготовки самодвижущегося макета военной техники к работе расчет вначале проводит его техническое обслуживание. Проверяет уровень масла, топлива, охлаждающей и тормозной жидкостей, а также степень зарядки аккумуляторной батареи и работу приборов наружного освещения и электронной системы управления. После этого проводится пробная проверка работоспособности всех механизмов и узлов в ходе небольшого пробного движения по местности. Затем рядом развертывается макет военной техники, например, танка, который, при необходимости, при помощи электрического нагнетательного вентилятора от силовой установки колесного движителя заполняется воздухом. После чего макет устанавливается расчетом на монтажную платформу 5 колесного движителя 2 и надежно присоединяется к нему крепежными приспособлениями 16 (фиг. 1, 2, 5, 6). Управление самодвижущимся макетом военной техники производится при помощи выносного электронного пульта 9, в котором дополнительно предусмотрены следующие операции: возможность нагнетания теплого воздуха для поддержания требуемого подпора; освещение движение макета ночью при помощи фар и наблюдение за дорогой с использованием видеокамер 17; подачу электроэнергии на радиоэлектронные излучатели, средства связи и др. Особенность сборки и эксплуатации самодвижущегося макета самолета (фиг. 6) заключается в его больших габаритах и высокой парусности. Поэтому после сборки макета самолета к нему, к передней части, постепенно подводится колесный движитель 2 (фиг. 3, 4), в котором предварительно в обе боковые стороны выдвигаются и фиксируются стяжными болтами телескопические штанги 6 с дополнительными опорными колесами 7, а также во внутрь каркаса несущей объемной рамы 4 укладываются несколько мешков с песком 18 для повышения устойчивости конструкции во время движения. После этого макет самолета прикрепляется при помощи приспособлений 16 к колесному движителю 2.

Разборка самодвижущегося макета военной техники для его транспортировки в новый ложный район или на склад для хранения производится в обратной последовательности.

Учитывая легкость макетов военной техники и их высокую парусность, особенно самолетов, такие конструкции на местах стоянки закрепляются при помощи анкерных оттяжек, которые прикрепляются к заранее предусмотренным петлям. Кроме того, при необходимости передвижения в пределах позиции выбирается погода без сильного ветра.

Достоинством макетов особенно пневмокаркасной конструкции, ставшим одной из основных причин для принятия их на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации (макеты: танков Т-72 и Т-80, истребителей Су-27 и МиГ-31, отдельных ракетных комплексов и др.), является возможность достижения высокой достоверности при несопоставимо малой стоимости изготовления и эксплуатации, а также удобству применения. Например, на одном грузовом автомобиле типа КамАЗ можно доставить в требуемый район муляжей танков, достаточных для развертывания в короткое время ложного танкового батальона. Известно также, что во время боевых действий в Ираке в 1991 г.и в Югославии в 1999 г., были установлены десятки тысяч макетов военной техники, значительная часть которых была принята за действительные объекты и подвегнута ракетно-бомбовым ударам коалиционных военно-воздушных сил НАТО. При условии придания отдельным макетам активности действия, в том числе и в ночное время, даже при современных возросших возможностях средств воздушно-космической разведки, это приведет к значительному повышению «достоверности», полученных разведданных и увеличит вероятность дезинформации противника. Следует также учитывать, что современные истребительно-штурмовые самолеты и бомбардировочная авиация противника летают с высокой скоростью и наносят огневые удары с большого расстояния, что при постоянной угрозе быть сбитым с земли или с воздуха мешает летчику, за короткое мгновение, установить ложная или действительная перед ним наземная цель. К этому следует добавить, что для повышения достоверности ложных позиций они должны прикрываться средствами противовоздушной обороны для предотвращения возможности пролетов беспилотных разведывательных летательных аппаратов противника. При отсутствии средств прикрытия макетов военной техники, противник может тщательно исследовать ложную позицию и потерять к ней всякий интерес. Кроме того ложные аэродромы, по мере возможности, должны иметь также макеты атрибутов технического оборудования, обеспечивающего полеты самолетов, по аналогии реально действующих полевых аэродромов. Для повышения их достоверности, целесообразно практиковать на них взлет и посадку легких самолетов и вертолетов с ближайшего авиационного соединения. При этом отдельные заброшенные аэродромы могут быть преобразованы в короткое время в ложные и использоваться в мирное время как запасные для аварийной посадки самолетов.

Готовность к реализации предложенной полезной модели подтверждается имеющимися чертежами и теоретическими расчетами, а также опытом разработки подобных самоходных робототехнических устройств. Кроме того, с текущего (2014 г.) года Минобороны России закупает значительный объем пневмонадувных макетов для снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом все основные составные части самоходного движителя (силовую установку с трансмиссией и системами обеспечения, ходовую часть и механизмы управления), а также отдельные узлы и детали для изготовления и проведения испытаний рабочего макета можно заимствовать у бывших в эксплуатации автомобилей, особенно моделей ВАЗ первых выпусков.

Преимущество предложенного технического устройства по критерию оценки «эффективность боевого применения - стоимость» примерно в два-три раза выше по сравнению с известными аналогами.

Самодвижущийся макет военной техники, состоящий из каркаса или без каркаса с объемно-пространственной оболочкой, соответствующей внешнему поверхностному контуру и демаскирующим признакам реальной военной техники в оптическом, миллиметровом и сантиметровом диапазонах длин волн, отличающийся тем, что в нём оболочка закреплена к самоходному внешне управляемому движителю на колесном шасси в виде единой конструкции, в которой движитель оборудован объемной несущей рамой из профильного металла с монтажной платформой и телескопически выдвижными штангами с опорными колесами, силовой установкой с трансмиссией, системами питания, охлаждения, торможения и энергоснабжения, при этом для дистанционного управления движителем предусмотрены: выносной электронный пульт управления, приемно-передающее устройство, микропроцессор с исполнительными органами - электромеханическими приводами механизмов рулевого управления, сцепления, зажигания и торможения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к маскировке, а конкретно - к маскировочным покрытиям, имеющим деформирующую визуальную и тепловую окраску, и может быть использовано при промышленном изготовлении унифицированных полотнищ для формирования в полевых условиях покрытий различных размеров и формы для техники и войсковых объектов, а также маскировочных костюмов для маскировки личного состава

Изобретение относится к устройствам борьбы с дистанционно пилотируемыми (беспилотными) летательными аппаратами (ДПЛА или БПЛА), а конкретно - к многоканальным оптико-электронным системам обнаружения и средствам перехвата или уничтожения ДПЛА
Наверх