Предохранитель валика подвески тормозного башмака тележки подвижного состава

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности, к устройствам, предназначенным для ограничения хода валика подвески тормозного башмака при ее самопроизвольном разрушении, и может быть использовано в тормозных рычажных передачах тележек подвижного состава. Техническим результатом является создание конструкции узла предохранителя для валика подвески тормозного башмака в кронштейне рамы тележки, позволяющей исключить самопроизвольное расцепление фиксатора положения с уменьшенной трудоемкостью изготовления и технического обслуживания. Технический результат достигается тем, что в предохранителе для валика подвески тормозного башмака в кронштейне рамы тележки содержащий размещенную на валике между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью подвески П-образную пластину с отверстиями для валика и для фиксатора валика, например, в виде шплинта, соосные сквозные отверстия на концах П-образной пластины для фиксирования этого валика посредством шплинта пропущенного через них выполнены с буртиками. 1 илл. 3 з.п.ф

Предлагаемое решение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к устройствам, предназначенным для ограничения хода валика подвески тормозного башмака при ее самопроизвольном разрушении, и может быть использовано в тормозных рычажных передачах тележек подвижного состава.

Защитой валика от выпадение служит любой ограничитель его перемещения. Имеющиеся различные конструкция не в полной мере отвечают условию эксплуатационной надежности и простоты изготовления

Известен предохранитель валика подвески башмака в кронштейне рамы тележки, содержащий выполненную с возможностью огибания ушка подвески сверху и наружных торцевых поверхностей валика и ушка подвески башмака П-образную пластину с вертикально расположенными внутренней планкой и наружной планкой, при этом внутренняя планка имеет вытянутое по вертикали сквозное отверстие и расположенные в ее нижней части боковые захваты и размещена между торцом кронштейна рамы тележки и внутренней торцевой поверхностью ушка подвески башмака с обеспечением возможности опирания верхней кромкой сквозного отверстия на валик и охвата боковых сторон ушка подвески боковыми захватами, а наружная планка имеет меньшее по размерам сквозное отверстие и расположена напротив торцевых поверхностей головки валика и наружной торцевой поверхности ушка подвески башмака. (А.с. 1444210, B61H 13/34, 1988) К развитию этого решения можно отнести конструкцию предохранителя в виде шайбы с закрывающим сверху своим выступом головку валика (А.с. 1530514, B61H 13/34, 1989). Выступы на нижней части этой шайбы ограничивают вращение. При этом возможность нарушения фиксации валика сохраняется из-за слабости конструкции. Известен предохранитель валика подвески тормозного башмака тележки, содержащий выполненную из пластины с отверстием для взаимодействия с валиком П-образную скобу, на которой на одном конце с проушиной смонтирован своей средней частью с возможностью поворота и фиксации на другом конце с по меньшей мере одним пазом пружинный фиксатор из стального прутка, плечи которого на концевых участках выполнены с разведенными в стороны захватами для взаимодействия с пазом (пат. RU 49506, кл. B61H 13/34, 2005 г.). Пружинный фиксатор может быть и сам выполнен П-образной формы (пат. RU 131685, кл. B61H 13/34, 2013 г.). Масса предохранителя при этом существенно меняется, но при этом и надежность может снизиться.

Известна близкая конструкция, где в узле крепления валика подвески тормозного башмака в кронштейне рамы тележки предохранитель положения выполнен в виде размещенной на валике между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью подвески шайбы с овальным отверстием и замка в виде жестко прикрепленной к шайбе ограничительной П-образной скобы. (А.с. 1079514, B61H 13/34, 1984). Нужно отметить, что конструкция отличается некоторой нетехнологичностью изготовления, так как П-образная скоба (фиксатор валика) крепится на шайбе, ослабляя ее в зоне соединения концентрацией напряжений. Наличие овального отверстия обеспечивает монтаж и демонтаж валика. В тоже время, при некоторых условиях, например, достаточной вибрации, заклинивание предохранителя в верхнем положении приводит его в нерабочее состояние. В таком случае конструкция не будет удовлетворять требованию надежности. Наиболее близкая и простая конструкция предохраняющая валик от выпадения использует П-образный профиль с отверстиями под шплинт (("Автоматические тормоза", В.Г. Иноземцев, В.М. Казаринов, В.Ф. Ясенцев, М, Транспорт, 1981 г., стр. 269-270). Здесь боковые щеки с отверстиями под шплинт привариваются к боковине вертикального рычага, а валик вставляется в отверстие втулки, запрессованной отверстие боковины. Использование отдельной детали в виде П-образной скобы с отверстием под валик нецелесообразно из-за соотношения головки валика и ширины щеки. Простые отверстия в боковинах П-образной скобы при использовании в качестве предохранителя валика подвески башмака в кронштейне рамы тележки неудобны при установке шплинта. Кроме того, для надежности в эксплуатации предпочтительнее применить его усиление.

Задачей предлагаемого технического решения является разработка простой технологичной конструкции предохранителя валика подвески тормозного башмака тележки подвижного состава.

В результате достигнуто повышение технологичности изготовления и эксплуатационной надежности указанного узла.

Поставленная задача решается следующим образом.

В предохранителе для валика подвески тормозного башмака тормозного башмака, содержащий размещенную на валике между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью подвески П-образную пластину с отверстием для фиксатора валика, например, в виде шплинта, соосные сквозные отверстия на концах П-образной пластины для фиксирования этого валика посредством шплинта пропущенного через них выполнены с буртиками.

Кроме того, буртики образованы плавным переходом материала пластины, так что отверстия идут последовательно или навстречу друг другу.

Также буртик с плавным переходом материала пластины выполнен на отверстии для валика.

Дополнительно, буртик с плавным переходом материала пластины выполненный на отверстии для валика направлен внутрь или наружу П-образного профиля.

Кроме того, заподлицо с выходным отверстием для валика устанавливается дополнительная шайба Новым по сравнению с прототипом является форма отверстий под шплинт, которая обеспечивает большую прочность П-образной пластины, уменьшение вероятности образования эксплуатационных дефектов и удобство при сборке изделия. Отверстие под валик также может быть выполнено с буртиком, При этом ставится дополнительная шайба, чтоб высота буртика была скомпенсирована толщиной шайбы. Как считают, в любой конструкции отверстия служат источниками концентрации напряжений (например, пат. RU 110702, B61F 5/52, от 19.07.2011) и, согласно общего подхода, требуют усиления за счет соответствующего изменения конструкции. Кроме того, для удобства использования шплинтов лучше иметь некие направляющие, например типа конусных, как в предлагаемом решении.

Благодаря наличию новых конструктивных признаков заявленного предохранителя валика подвески тормозного башмака тележки подвижного состава обеспечивается повышение технологичности изготовления устройства и его эксплуатационной надежности при улучшении монтожа и демонтажа предохранителя.

Конструкция устройства поясняется описанием конкретного примера его выполнения и прилагаемыми графическими материалами.

На фиг. 1 изображен общий вид предохранителя валика подвески тормозного башмака (до установки на кронштейн рамы тележки).

На фиг. 2 изображен в разрезе общий вид предохранителя валика подвески тормозного башмака тележки (сборка).

Предохранитель валика подвески содержит П-образную пластину 1 и фиксатор-шплинт 2 (фиг. 1), вставляемый в боковые отверстия 3. Отверстия 3 выполнены с буртиком 4, так что он представляет собой плавный переход материала пластины в отверстие 3, например, так как показано на рисунке. Отверстие под валик 5 на фиг. 1 показано без буртика. На следующем рисунке подвеска 6 тормозного башмака охватывает торцы кронштейна 7 боковой рамы тележки, а валик 8 с одного торца имеет головку. Валик 8 располагается в подвеске 6 тормозного башмака, оснащенном резиновыми втулками 9, и в кронштейне 7 боковой рамы тележки, оснащенном резиновой втулкой 10. На другом конце валика 8 установлена шайба 11 и шплинт 12.

П-образная пластина 1 размещена на валике 8 между торцом кронштейна 7 рамы тележки и внутренней торцевой поверхностью соответствующего ушка подвески 6 тормозного башмака. Отверстие под валик 5 на этом рисунке показано с буртиком 13, с наружной выступающей частью буртика 13. При этом на между П-образной пластиной 1 и торцом кронштейна 7 с втулкой 9 устанавливается шайба 14. При другом направлении выхода буртика 13 шайба 14 устанавливается с внутренней стороны П-образной пластины 1. Понятно, что направления выходов буртика 3 также могут варьироваться при необходимости (внутрь; наружу; один внутрь, другой наружу). Кроме того, уменьшенный аналог шайбы 14 может быть установлен в области буртика 3 (не показано). При изготовлении П-образной пластины 1 с буртиками 3, 14 предпочтительно использовать штампованные заготовки, что будет не очень затратной операцией. Работает устройство следующим образом.

К кронштейну 7 боковой рамы тележки подводят подвеску 6 тормозного башмака, так что кронштейн 7 находится между ушками подвески 6 тормозного башмака, при этом обеспечивают соосность их отверстий для последующей установки валика 8. Между торцом кронштейна 7 рамы тележки и внутренней торцевой поверхностью соответствующего ушка подвески 6 тормозного башмака соосно их отверстиям размещают П-образную пластину 1, при этом шплинт-фиксатор 2 не установлен и не мешает прохождению валика 8.

Валик 8 вводят в соосно размещенные отверстия подвески 6 тормозного башмака, П-образной пластины 1 и кронштейна 7 до упора буртика головки валика 8 в резиновую втулку 10 подвески 6 тормозного башмака. Шплинт-фиксатор 2 заводят в соответствующие отверстия 3 П-образной пластины 1, концы которого загибаются на установленный требованиями угол соответствующим инструментом. Он фиксирует валик 8 с гарантированным зазором до головки. На противоположный конец валика 5 устанавливают шайбу 11, и шплинт 12, который также разводится. Наличие буртиков в отверстиях служат усилению конструкции и удобстве при установке шплинта.

При утере или срезании шплинта 12 осевое аварийное перемещение валика 8 ограничено шплинтом фиксатором в П-образной пластине 1. Разборка выполняется в обратном порядке.

Таким образом, простая конструкция повышает надежность работы тормоза подвижного состава и обеспечивает безопасность движения.

В настоящее время на данную конструкцию предохранителя разработана конструкторская документация, по которой изготавливаются опытные образцы для испытаний.

1. Предохранитель для валика подвески тормозного башмака тележки подвижного состава, содержащий размещенную на валике между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью подвески П-образную пластину с отверстиями для валика и для фиксатора валика, например, в виде шплинта, отличающийся тем, что соосные сквозные отверстия на концах П-образной пластины для фиксирования этого валика посредством шплинта, пропущенного через них, выполнены с буртиками.

2. Предохранитель по п. 1, отличающийся тем, что буртики образованы плавным переходом материала пластины, так что отверстия идут последовательно или навстречу друг другу.

3. Предохранитель по п. 1, отличающийся тем, что буртик с плавным переходом материала пластины выполнен на отверстии для валика.

4. Предохранитель по п. 1, отличающийся тем, что буртик с плавным переходом материала пластины, выполненный на отверстии для валика, направлен внутрь или наружу П-образного профиля.



 

Наверх