Узел крепления триангеля

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам, предназначенным для предохранения валика подвески триангеля от выпадания, т.е. исключения падения триангеля на путь, и может быть использовано в тормозных рычажных передачах тележек железнодорожного транспорта с подвижной посредством подвесок тормозной балкой. Технический результат - создание конструкции узла крепления триангеля, позволяющего исключить воздействие продольных ударно-динамических нагрузок на шплинт, вызванные осевым перемещением валика - достигается тем, что в узле крепления триангеля между шплинтом 12 валика 1 и наружной торцевой поверхностью 13 ушка 4 подвески триангеля 5 дополнительно размещен надетый на валик 1 колпачок 15, наружная поверхность дна 16 которого прилегает к шплинту 12, а на поверхности валика 1 выполнена кольцевая проточка 14, в которой размещены друг напротив друга два полукольца 18 и 19, каждое из которых охватывается соответствующей ему частью внутренней поверхности стенки 17 колпачка 15 и прилегает к соответствующей ему части внутренней поверхности дна 16 колпачка 15. 1 н.п. ф-лы, 7 з.п. ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам, предназначенным для предохранения валика подвески триангеля от выпадания, т.е. исключения падения триангеля на путь, и может быть использовано в тормозных рычажных передачах тележек железнодорожного транспорта с подвижной посредством подвесок тормозной балкой.

Известен узел крепления триангеля, содержащий горизонтально расположенный валик с головкой, пропущенный через отверстия в кронштейне и ушках ветвей подвески триангеля, и фигурную шайбу, образующую пластинчатую скобу, охватывающую сверху и снаружи ушко внешней ветки подвески и головку валика, при этом на шайбе ниже оси валика отогнуты симметричные лапки, охватывающие ветвь подвески, причем лапки образованы горизонтально отогнутыми нижними участками шайбы, разделенными вырезом. (Авторское свидетельство СССР 1530514, В61Н 13/34, 1989 (аналог)).

Известен узел крепления валика подвески тормозного башмака в кронштейне рамы тележки, содержащий кронштейн, на котором при помощи валика, зафиксированного ограничительной скобой с овальным отверстием и с шайбой, подвешена на ушках подвеска триангеля, при этом он снабжен установленной в отверстии ушка подвески упругой втулкой с фланцем, расположенным между ушком подвески триангеля и шайбой, валик пропущен через втулку, а шайба выполнена с двумя выступами со стороны фланца упругой втулки, расположенными симметрично относительно продольной оси овального отверстия шайбы, при этом расстояние между выступами меньше наружного диаметра фланца упругой втулки на величину его упругой деформации. (Патент РФ 1604649, В61Н 13/34, 1984 (аналог)).

Известен узел крепления подвески тормозного башмака в кронштейне рамы тележки, содержащий фиксатор положения в виде размещенной на валике между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью подвески шайбы с овальным отверстием и замка в виде жестко прикрепленной к шайбе ограничительной скобы. (Авторское свидетельство СССР 1079514, МПК В61Н 13/34, 1984 (аналог)).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является узел крепления триангеля, содержащий валик, выполненный с возможностью его расположения в кронштейне боковой рамы тележки и в ушках подвески триангеля, с головкой и с хвостовиком и фиксаторы положения, первый из которых выполнен в виде П-образной шайбы, размещенной на валике со стороны его головки между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью ушка подвески триангеля, а второй выполнен в виде размещенного на конце хвостовика валика шплинта с шайбой, прилегающей к наружной торцевой поверхности ушка подвески триангеля. (Патент РФ на полезную модель 49506, МПК В61Н 13/34, 2005 (прототип)).

Однако недостатком известного узла крепления триангеля является его ограниченная надежность, проявляющаяся в том, что во время эксплуатации узла крепления триангеля, особенно в условиях отрицательных температур, выявлены случаи среза шплинта под воздействием продольных ударно-динамических нагрузок со стороны подвески триангеля в результате чего, с одной стороны, повышаются эксплуатационные расходы на железнодорожный транспорт, а с другой - снижается уровень безопасности движения поездов.

При создании полезной модели решалась задача расширения арсенала узлов крепления триангеля, а также создания конструкции более надежной в процессе эксплуатации.

Технический результат - создание конструкции узла крепления триангеля, позволяющего исключить воздействие продольных ударно-динамических нагрузок на шплинт, вызванные осевым перемещением валика.

Указанный технический результат достигается тем, что в узле крепления триангеля, содержащем валик, выполненный с возможностью его расположения в кронштейне боковой рамы тележки и в ушках подвески триангеля, с головкой и с хвостовиком и два фиксатора положения валика, первый из которых размещен на валике со стороны его головки между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью ушка подвески триангеля, а второй - в виде размещенного на конце хвостовика валика шплинта, расположенного со стороны наружной торцевой поверхности ушка подвески триангеля, согласно полезной модели, между шплинтом валика и наружной торцевой поверхностью соответствующего ему ушка подвески дополнительно размещен надетый на валик колпачок, наружная поверхность дна которого прилегает к шплинту, а на поверхности валика выполнена кольцевая проточка, в которой размещены друг напротив друга два полукольца, каждое из которых охвачено соответствующей ему частью внутренней поверхности стенки колпачка и прилегает к соответствующей ему части внутренней поверхности дна колпачка.

При этом согласно полезной модели, ширина кольцевой проточки валика выполнена так, что каждое из полуколец размещено в кольцевой проточке без возможности его продольного перемещения относительно оси валика.

При этом согласно полезной модели, колпачок выполнен с обеспечением плотного обхвата полуколец в процессе надевания его на полукольца, при этом глубина колпачка меньше толщины полуколец.

При этом согласно полезной модели, фиксатор положения валика со стороны головки валика выполнен в виде опертой торцом на валик между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью ушка подвески дугообразной пластины, выполненной с возможностью огибания ушка подвески сверху и наружных торцевых поверхностей валика и подвески снаружи, имеющей расположенные по боковым ее сторонам захваты, составляющие скобу, обеспечивающую возможность жесткого обхвата подвески триангеля ниже уровня кронштейна боковой рамы тележки.

При этом согласно полезной модели, участок пластины фиксатора положения валика, расположенный напротив наружных торцевых поверхностей валика и подвески, изогнут в их сторону, но имеет стрелу прогиба в сторону от них.

При этом согласно полезной модели, захваты скобы расположены в нижней части пластины, симметрично и напротив друг друга.

При этом согласно полезной модели, на концах скобы имеются отверстия под крепежные элементы.

При этом согласно полезной модели, каждый из захватов скобы выполнен волнообразным, причем внутренний радиус волны захвата равен половине диаметра подвески триангеля.

Новым по сравнению с прототипом является то, что в узле крепления триангеля между шплинтом валика и наружной торцевой поверхностью ушка подвески дополнительно размещен надетый на валик колпачок, наружная поверхность дна которого прилегает к шплинту, а на поверхности валика выполнена кольцевая проточка, в которой размещены друг напротив друга два полукольца, каждое из которых охвачено соответствующей ему частью внутренней поверхности стенки колпачка и прилегает к соответствующей ему части внутренней поверхности дна колпачка. При этом глубина колпачка - расстояние от его торца до внутренней поверхности дна - меньше толщины полуколец. Такая конструкция позволяет передать осевую нагрузку, возникающую от перемещения валика, на полукольца, связанные колпачком, предохранив шплинт от срезания, особенно при эксплуатации в условиях пониженных температур, что предотвращает, как минимум, задержку состава в пути из-за падения триангеля на рельсы в результате выпадения валика, и, как максимум, сход вагонов с рельсов.

Таким образом, обеспечивается достижение указанного технического результата: создание конструкции узла крепления триангеля, позволяющего исключить воздействие продольных ударно-динамических нагрузок на шплинт, вызванные осевым перемещением валика.

Полезная модель поясняется описанием конкретного примера ее выполнения и прилагаемыми чертежами, где на:

фиг.1 изображен общий вид узла крепления триангеля (в собранном виде) и общий вид фиксатора положения валика со стороны головки валика;

фиг.2 - разрез А-А фиг.1 (взаимное расположение полуколец в колпачке);

фиг.3 - разрез Б-Б фиг.1 (взаимное расположение полуколец в колпачке и в кольцевой проточке валика);

фиг.4 - сечение В-В фиг.1 (взаимное расположение захватов скобы и подвески триангеля);

фиг.5 - вид Г фиг.1 (участок пластины фиксатора положения валика, расположенный напротив наружных торцевых поверхностей валика и подвески, изогнут).

Узел крепления триангеля содержит валик 1, выполненный с возможностью его расположения в кронштейне 2 боковой рамы тележки и в ушках 3 и 4 подвески триангеля 5 и два фиксатора 6 и 7 положения валика 1 (фиг.1).

Валик 1 имеет головку 8 и хвостовик 9.

Фиксатор 6 положения валика 1 оперт на валик 1 со стороны его головки 8 между правым торцом 10 кронштейна 2 боковой рамы тележки и внутренней торцевой поверхностью 11 ушка 3 подвески триангеля 5.

Фиксатор 7 положения валика 1 выполнен в виде шплинта 12, который размещен на конце хвостовика 9 валика 1 со стороны наружной торцевой поверхности 13 ушка 4 подвески триангеля 5.

Таким образом, можно сказать, что первый 6 из фиксаторов положения валика 1, т.е. фиксатор 6, размещен на валике 1 со стороны его головки 8 между торцом 10 кронштейна 2 и внутренней торцевой поверхностью 11 ушка 3 подвески триангеля 5, а второй, т.е. фиксатор 7, - в виде размещенного на конце хвостовика 9 валика 1 шплинта 12, расположенного с наружной торцевой поверхности 13 ушка 4 подвески триангеля 5.

Между шплинтом 12 валика 1 и наружной торцевой поверхностью 13 ушка 4 подвески триангеля 5 на поверхности валика 1 выполнена кольцевая проточка 14, а между кольцевой проточкой 14 и шплинтом 12 дополнительно размещен надетый на валик 1 колпачок 15, к наружной поверхности дна 16 которого прилегает шплинт 12.

Колпачок 15 выполнен в виде, например, металлического, стакана, у которого есть дно 16 и стенка 17.

В дне 16 колпачка 15 имеется центрально расположенное сквозное отверстие, посредством которого колпачок 15 надевается на валик 1, а для этого диаметр сквозного отверстия дна 16 колпачка 15 выполнен равным диаметру валика 1.

В кольцевой проточке 14 размещены друг напротив друга два полукольца, например, верхнее 18 и нижнее 19 (фиг.2), верхнее 18 из которых прилегает к верхней части внутренней поверхности дна 16 и к верхней части внутренней поверхности стенки 17 колпачка 15, а нижнее 19 - к нижней части внутренней поверхности дна 16 и к нижней части внутренней поверхности стенки 17 колпачка 15. Таким образом, можно сказать, что на поверхности валика 1 выполнена кольцевая проточка 14, в которой размещены друг напротив друга два полукольца 18 и 19, каждое из которых охвачено соответствующей ему частью внутренней поверхности стенки 17 колпачка 15 и прилегает к соответствующей ему части внутренней поверхности дна 16 колпачка 15.

Ширина кольцевой проточки 14 валика 1 выполнена так, что каждое из полуколец 18 и 19 размещено в кольцевой проточке 14 без возможности его продольного перемещения относительно оси валика 1, т.е. толщина каждого из полуколец 18 и 19 равна ширине кольцевой проточки 14 (фиг.3).

Колпачок 15 выполнен с обеспечением плотного обхвата полуколец 18 и 19 в процессе надевания его на полукольца, при этом глубина колпачка 15 - расстояние от его торца до внутренней поверхности дна - меньше толщины полуколец, т.е. диаметр охватывающей полукольца 18 и 19 внутренней поверхности стенки 17 колпачка 15 равен совокупному наружному диаметру окружности, составленной наружными поверхностями полуколец 18 и 19, а толщина каждого из полуколец 18 или 19 равна ширине кольцевой проточки 14, а в результате положение каждого из полуколец 18 и 19 зафиксировано стенками кольцевой проточки 14.

Фиксатор 6 положения валика 1 со стороны его головки 8 может быть выполнен и в виде традиционной конструкции, например, широко применяемым для этих целей предохранителем валика подвески тормозного башмака 4384, изготовленного по ТУ 3183-015-10785350-2005 ОАО «РИТМ» ТПТА, а может быть выполнен в виде опертой на валик 1 между торцом 10 кронштейна 2 боковой рамы тележки и внутренней торцевой поверхностью 11 ушка 3 подвески 5 дугообразной пластины 21.

Пластина 21 может быть выполнена, например, из стальной полосы.

Пластина 21 может быть согнута так, что ее короткая часть 22 опирается на валик 1 между торцом 10 кронштейна 2 и внутренней торцевой поверхностью 11 ушка 3 подвески 5, а затем, огибая ушко 3 подвески 5 сверху, переходит в центральную часть 23 и располагается напротив наружной торцевой поверхности 24 валика 1, которой является торец его головки 8, и наружной торцевой поверхности 25, переходящей от ушка 3 к наружной торцевой поверхности подвески 5 (фиг.1).

Участок 23 пластины 21, расположенный напротив наружных торцевых поверхностей валика 1 и подвески триангеля 5, может быть изогнут в сторону наружной торцевой поверхности 24 валика 1 и наружной торцевой поверхности 25 подвески 5, но имеет стрелу прогиба в сторону от наружной торцевой поверхности 24 валика 1 и наружной торцевой поверхности 25 подвески 5 (фиг.5).

Пластина 21 может иметь расположенные по боковым ее сторонам захваты 26 и 27, составляющие скобу 28, при этом захваты 26 и 27 скобы расположены в нижней части пластины 21, симметрично и напротив друг друга (фиг.4).

Таким образом, можно сказать, что фиксатор 6 положения валика со стороны головки 8 валика 1 выполнен в виде опертой торцом на валик 1 между торцом 10 кронштейна 2 и внутренней торцевой поверхностью 11 ушка 3 подвески триангеля 5 дугообразной пластины 21, выполненной с возможностью огибания ушка 3 подвески триангеля 5 сверху и наружных торцевых поверхностей валика 1 и подвески триангеля 5 снаружи, имеющей расположенные по боковым ее сторонам захваты 26 и 27, составляющие скобу 28, обеспечивающую возможность жесткого, обхвата подвески триангеля 5 ниже уровня кронштейна 2 боковой рамы тележки.

Каждый из захватов 26 и 27 скобы 28 может быть выполнен волнообразным, причем внутренний радиус волны захвата равен половине диаметра подвески триангеля 5, обеспечивая возможность обхвата подвески триангеля 5 ниже уровня кронштейна 2 боковой рамы тележки.

На концах захватов 26 и 27 скобы 28 имеются сквозные отверстия под крепежные элементы, например, под болтовое соединение. Для исключения ослабления болтового соединения на конце резьбовой части болта 29 может быть выполнено отверстие, в которое может быть вставлен стандартный шплинт 30.

Устройство работает следующим образом.

Валик 1 вставляют в кронштейн 2 боковой рамы тележки и в ушки 3 и 4 подвески триангеля 5.

На валик 1 со стороны головки 8 между торцом 10 кронштейна 2 боковой рамы тележки и внутренней торцевой поверхностью 11 ушка 3 подвески 5 устанавливают дугообразную пластину 21, для чего разведенными захватами 26 и 27 скобы 28 охватывают подвеску триангеля 5 и сверху заводят дугообразную пластину 21 до положения, когда торец ее короткой части 22 обопрется на валик 1. Концы скобы 28 стягивают болтовым соединением 29, а затем его фиксируют шплинтом 30.

В кольцевую проточку 14 валика 1 устанавливают полукольца 18 и 19, на которые надевают колпачок 15 и фиксируют положение колпачка шплинтом 12.

Таким образом, валик 1, размещенный в кронштейне 2 боковой рамы тележки, с навешенной на нем посредством ушек 3 и 4 подвеской триангеля 5, надежно защищен от выпадения, так как исключается возможность как самопроизвольного расцепления фиксатора положения валика со стороны головки валика, так и исключается возможность разрушения шплинта в связи с тем, что исключается воздействие на него продольных ударно-динамических нагрузок, вызванные осевым перемещением валика.

1. Узел крепления триангеля, содержащий валик, выполненный с возможностью его расположения в кронштейне боковой рамы тележки и в ушках подвески триангеля, с головкой и с хвостовиком и два фиксатора положения валика, первый из которых размещен на валике со стороны его головки между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью ушка подвески триангеля, а второй - в виде размещенного на конце хвостовика валика шплинта, расположенного со стороны наружной торцевой поверхности ушка подвески триангеля, отличающийся тем, что между шплинтом валика и наружной торцевой поверхностью соответствующего ему ушка подвески дополнительно размещен надетый на валик колпачок, наружная поверхность дна которого прилегает к шплинту, а на поверхности валика выполнена кольцевая проточка, в которой размещены друг напротив друга два полукольца, каждое из которых прилегает к соответствующей ему части внутренних поверхностей дна и стенки колпачка.

2. Узел крепления триангеля по п.1, отличающийся тем, что ширина кольцевой проточки валика выполнена так, что каждое из полуколец размещено в кольцевой проточке без возможности его продольного перемещения относительно оси валика.

3. Узел крепления триангеля по п.1, отличающийся тем, что колпачок выполнен с обеспечением возможности плотного обхвата полуколец, при этом глубина колпачка меньше толщины полуколец.

4. Узел крепления триангеля по п.1, отличающийся тем, что фиксатор положения валика со стороны головки валика выполнен в виде опертой торцом на валик между торцом кронштейна и внутренней торцевой поверхностью ушка подвески дугообразной пластины, выполненной с возможностью огибания ушка подвески сверху и наружных торцевых поверхностей валика и подвески, имеющей расположенные по боковым ее сторонам захваты, составляющие скобу, обеспечивающую возможность жесткого обхвата подвески триангеля ниже уровня кронштейна боковой рамы тележки.

5. Узел крепления триангеля по п.4, отличающийся тем, что участок пластины фиксатора положения валика, расположенный напротив наружных торцевых поверхностей валика и подвески, изогнут в их сторону, но имеет стрелу прогиба в сторону от них.

6. Узел крепления триангеля по п.4, отличающийся тем, что захваты скобы расположены в нижней части пластины, симметрично и напротив друг друга.

7. Узел крепления триангеля по п.4, отличающийся тем, что на концах скобы имеются отверстия под крепежные элементы.

8. Узел крепления триангеля по п.4, или 6, или 7, отличающийся тем, что каждый из захватов скобы выполнен волнообразным, причем внутренний радиус волны захвата равен половине диаметра подвески триангеля.



 

Наверх