Мобильный учебный демонстрационный комплекс устройств безопасности движения железнодорожного транспорта

 

Полезная модель относится к средствам обучения персонала на железнодорожном транспорте, а также к средствам для информирования населения, для проведения рекламных, лекционных и культурно-массовых мероприятий. Комплекс позволяет максимально повысить степень имитации окружающей обстановки, места управления машиниста действительности, и, как следствие, повысить стабильность и качество обучения, сократить сроки на процесс обучения, расширить функциональные возможности, а также улучшить имитацию передвижения тягового подвижного состава. Для достижения указанного технического результата устройство содержит транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения, в котором в качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, а в качестве оборудования для обеспечения процесса обучения использован макет кабины тягового подвижного состава, снабженный рабочим местом машиниста, причем макет кабины размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси железнодорожного вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории и выполнен рассеченным со стороны прохода и размещения зрительской аудитории, отличающийся тем, что перед рабочим местом машиниста макета кабины тягового подвижного состава размещен макет фрагмента пути, а само рабочее место машиниста оборудовано креслом машиниста и пультом управления с органами управления и индикации систем управления тягой, торможением, безопасности движения. 2 з.п. ф-лы, 2 фиг.

Полезная модель относится к средствам обучения персонала на железнодорожном транспорте, а также к средствам для информирования населения, для проведения рекламных, лекционных и культурно-массовых мероприятий. Заявленный мобильный учебный демонстрационный комплекс локомотивных устройств безопасности выполнен в виде железнодорожного вагона и может быть использован в составе передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД».

Из уровня техники известны средства обучения персонала на железнодорожном транспорте, обеспечивающие возможность одновременно с индивидуальным обучением конкретного машиниста, использовать тренажер для коллективных занятий с демонстрацией обучаемым в реальном масштабе времени путевой обстановки и действий машиниста по управлению поездом. (RU, 104757), (RU, 102133), (RU, 2395405).

Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава (RU, 104757) содержит связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением машиниста, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей динамических характеристик и схем подвижного состава, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места обучаемого с органами управления и элементами индикации. Система снабжена модулем для проведения групповых занятий со средствами визуализации, а модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен элементами управления групповыми занятиями.

Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава (RU, 102133) содержит связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, в том числе модели скоростемера, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации. В блоке моделирования модель скоростемера дополнена модулем памяти. С модулем рабочего места инструктора, блоком моделирования и модулем рабочего места машиниста дополнительно связан модуль рабочего места техника по расшифровке лент скоростемеров, содержащий средства ввода-вывода информации и процессор с базой данных.

Известен многотиповой тренажерный комплекс, предназначенный для изучения режимов управления автотормозами железнодорожного подвижного состава (RU, 2395405). Этот комплекс содержит стенды с расположенными на них реальным пневматическим оборудованием и тормозными приборами локомотива и вагона, компрессор, комплект датчиков давления и пневматических клапанов, шкаф управления с электронной аппаратурой, компьютер с программным обеспечением и систему отображения графической информации.

Известные системы и комплекс не являются мобильными и используются в стационарных условиях.

Из уровня техники известен мобильный учебный комплекс (RU, 95157). Этот мобильный учебный комплекс предназначен для обучения населения в области гражданской обороны. Он состоит из оборудования для обеспечения процесса обучения и транспортного средства ГА3-2705. В кузове фургоне транспортного средства размещено оборудование, которое позволяет развернуть учебное место для проведения теоретических занятий и тестирования, а также учебное место для отработки навыков населения по действиям в чрезвычайных ситуациях. Транспортное средство снабжено сигнальной громкоговорящей системой, а в пассажирском салоне оборудовано рабочее место инструктора, место водителя и переднего пассажира оснащено органами управления сигнальной громкоговорящей системой.

Данный учебный комплекс является передвижным, то есть мобильным, но он не предназначен для передвижения по железной дороге и выполнения функции обучения машинистов тягового подвижного состава.

Из уровня техники также известен мобильный учебный комплекс http://rzd.ru/best/public/rzd?STUCTURE_id=886&layer_id=5176&refererLayerid=5175&id=23, содержащий транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения, в котором в качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, а в качестве оборудования для обеспечения процесса обучения использован макет кабины тягового подвижного состава, снабженный рабочим местом машиниста, причем указанный макет кабины размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси железнодорожного вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории.

Достоинствами известного решения, принятого в качестве ближайшего аналога, обеспечение решения комплексной задачи создания мобильного учебного и. одновременно, демонстрационного средства, используемого в составе передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД». Однако это решение не обеспечивает целевое обучение машиниста работе с устройствами безопасности движения в процессе управления движением поезда в условиях передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД».

Техническим результатом является максимально приблизить процесс обучения стажера-машиниста и присутствующую при этом аудиторию работе с устройствами безопасности движения в процессе управления движением поезда, что позволяет наглядно и, главное, достоверно осуществлять одновременно с индивидуальным обучением машиниста коллективные занятия. Кроме того, передвижение учебного комплекса по сети железных дорог позволяет охватить более широкую аудиторию, в частности позволяет проводить обучение в отдаленных районах при отсутствии там соответствующего учебного и демонстрационного оборудования.

Таким образом, решаемая полезной моделью задача - расширение технико-эксплуатационных возможностей за счет обеспечения максимальной имитации среды обучения с реальной обстановкой, а также обеспечение возможности в процессе занятий на демонстрационном комплексе увеличить количество обучаемых специалистов в условиях, максимально приближенных к реальности.

И, как следствие, применение полезной модели обеспечивает повышение стабильности и качества обучения, сокращение сроков процесса обучения, расширение функциональных возможностей, повышение имитации передвижения тягового подвижного состава.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата мобильный учебный и демонстрационный комплекс содержит транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения, в котором в качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, а в качестве оборудования для обеспечения процесса обучения использован макет кабины тягового подвижного состава, снабженный рабочим местом машиниста, причем макет кабины размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси железнодорожного вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории и выполнен рассеченным со стороны прохода и размещения зрительской аудитории. При этом перед рабочим местом машиниста макета кабины тягового подвижного состава размещен макет фрагмента пути, а само рабочее место машиниста оборудовано креслом машиниста и пультом управления с органами управления и индикации систем управления тягой, торможением, безопасности движения.

Возможны дополнительные варианты выполнения устройства, в которых целесообразно, чтобы:

- макет фрагмента пути был выполнен в виде шпал, рельса и имитатора путевого светофора;

- пульт управления был снабжен вычислительной системой с программным обеспечением моделей локомотива, поезда и пути.

Указанные преимущества полезной модели, а так же ее особенности поясняются с помощью лучшего варианта ее выполнения со ссылками на прилагаемые фигуры.

На фиг.1 схематично показана компоновка и размещение мобильного учебного демонстрационного комплекса устройств безопасности движения в салоне железнодорожного вагона (вид сверху).

На фиг.2 представлен внешний вид мобильного учебного демонстрационного комплекса устройств безопасности движения (вид внутри железнодорожного вагона).

Мобильный учебный демонстрационный комплекс устройств безопасности движения (фиг.1) содержит транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения. В качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон 1, в котором в качестве оборудования для процесса обучения размещен макет 2 кабины тягового подвижного состава, содержащий пульт управления 3 с органами управления и индикации систем управления тягой, торможением, безопасности и т.д., звуковые колонки, а также кресло машиниста 4. В пульте управления 3 размещается также вычислительная система с программным обеспечением моделей различных систем локомотива, поезда и пути, в том числе управления тягой локомотива, управления торможением локомотива и поезда, управления движением и автоведения, устройств безопасности и скоростемера, путевых систем и объектов, аудиосистемы (на фиг.1 не показано).

Программное обеспечение вычислительной системы обеспечивает демонстрационный режим движения поезда в режиме реального времени по демонстрационному участку пути. Расположение поезда до начала движения и управление кодами системы автоблокировки определяется внешней вычислительной системой, например, входящей в состав тренажера поездного диспетчера или дежурного по станции, которая связанна с вычислительной системой мобильного учебного демонстрационного комплекса устройств безопасности движения, например по локальной вычислительной сети (не показано).

Макет 2 кабины тягового подвижного состава размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси вагона с возможностью образования прохода 5 и размещения зрительской аудитории.

Здесь и далее тяговый подвижной состав обозначает механические средства (локомотивы), предназначенные для перемещения по сети железных дорог несамоходных грузовых и пассажирских вагонов. Тяговый подвижной состав представляют, в частности, электровозы и тепловозы.

Перед рабочим местом машиниста (лобовым стеклом) макета 2 кабины тягового подвижного состава размещен макет фрагмента пути, содержащий шпалы 6, рельс 7 и имитатор 8 путевого светофора, показания которого определяются вычислительной системой, входящей, в состав тренажера дежурного по станции или поездного диспетчера.

Макет 2 кабины тягового подвижного состава может быть выполнен с разрезом, так что боковая стенка кабины, расположенная со стороны прохода 5 и размещения зрительской аудитории, может быть удалена, чтобы не мешать обучаемым наблюдению за действиями машиниста, как это показано на фиг.2.

Мобильный учебный демонстрационный комплекс устройств безопасности движения функционирует следующим образом.

Обучаемый машинист во время поездки, например на электровозе ЭП1М с пассажирским поездом, на своем рабочем месте в макете кабины 2, воздействует на органы управления, информация о положении которых передается в вычислительную систему. Показания измерительных приборов и сигнальных устройств машинист наблюдает на пульте управления 3, характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива воспроизводятся с помощью звуковых колонок. Кроме того, машинист наблюдает за показаниями имитатора 8 путевого светофора.

Зрительская аудитория группы обучаемых, располагаясь в проходе 5, может наблюдать за действиями машиниста по управлению поездом и работу устройств безопасности движения, находясь в реальных условиях. Например, можно наблюдать действия машиниста по управлению тягой и тормозами, его действия в ответ на периодические и однократные проверки бдительности по свистам электропневматического клапана автостопа (ЭПК). автостопное торможение поезда в случае превышения допустимой скорости движения и т.д.

Таким образом, удается повысить надежность и качество обучения, сократить сроки обучения, расширить функциональные возможности за счет передвижения учебного комплекса по сети железных дорог для охвата широкой аудитории обучаемого персонала, а также улучшить имитацию передвижения тягового подвижного состава.

Наиболее успешно заявленный мобильный учебный демонстрационный комплекс устройств безопасности движения промышленно применим для обучения персонала на железнодорожном транспорте.

1. Мобильный учебный демонстрационный комплекс устройств безопасности движения железнодорожного транспорта, содержащий транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения, в котором в качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, а в качестве оборудования для обеспечения процесса обучения использован макет кабины тягового подвижного состава, снабженный рабочим местом машиниста, причем макет кабины размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси железнодорожного вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории и выполнен рассеченным со стороны прохода и размещения зрительской аудитории, отличающийся тем, что перед рабочим местом машиниста макета кабины тягового подвижного состава размещен макет фрагмента пути, а само рабочее место машиниста оборудовано креслом машиниста и пультом управления с органами управления и индикации систем управления тягой, торможением, безопасности движения.

2. Мобильный комплекс по п.1, отличающийся тем, что макет фрагмента пути выполнен в виде шпал, рельса и имитатора путевого светофора.

3. Мобильный комплекс по п.1, отличающийся тем, что пульт управления снабжен вычислительной системой с программным обеспечением моделей локомотива, поезда и пути.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к легкой промышленности, а именно к подставкам для ювелирных изделий, используемых для демонстрации ювелирных изделий при торговле и на выставках
Наверх