Тренажер для машинистов тягового подвижного состава

 

Полезная модель относится к тренажерам для обучения машинистов тягового подвижного состава и может быть использована для обучения машинистов локомотивов.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности при обучении на тренажере оперативно изменить систему безопасности.

Технический результат достигается тем, что в тренажере для машинистов тягового подвижного состава, содержащем связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем тягового подвижного состава, поезда и пути, в том числе модулем системы безопасности, модуль рабочего места машиниста с органами управления, элементами индикации, в том числе индикатором скорости, а также элементами имитации поездной радиосвязи, модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен элементом выбора системы безопасности, а модуль моделей системы безопасности содержит модели возможных систем безопасности. При этом индикатор скорости в модуле рабочего места машиниста выполнен на основе сенсорного монитора.

Полезная модель относится к тренажерам для обучения машинистов тягового подвижного состава и может быть использована для обучения машинистов локомотивов.

Известен тренажер для обучения вождению транспортного средства, содержащий рабочее место водителя, средство моделирования движения транспортного средства, компьютерное устройство обработки информации, акустическую систему и средства отображения информации (патент РФ на полезную модель 37428).

Известен многофункциональный программно-аппаратный тренажерный комплекс для обучения персонала железнодорожного транспорта «ТОРИНВЕСТ-ПЕРСОНАЛ», содержащий рабочее место руководителя, оснащенное персональным компьютером, рабочее место машиниста маневрового локомотива, состоящее из пульта маневрового локомотива и оснащенного экранами, имитирующими виды из кабины локомотива, рабочие места участников перевозочного процесса при проведении маневровых работ на станции и следовании с поездом по перегону, а также специализированный компьютер и сервер для координации действий участников (патент РФ на полезную модель 93563).

Известен тренажерный комплекс для машинистов и водителей железнодорожного подвижного состава, содержащий оснащенные компьютерами с программным обеспечением рабочие места инструктора и обучаемого, причем последнее представляет собой кабину машиниста, в которой установлен пульт машиниста с органами управления, контроля и индикации, динамическая платформа, кресло машиниста, система воспроизведения изображения и акустическая система (патент РФ на полезную модель 94744).

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является тренажер машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, 09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Этот тренажер содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем, характеризующих конкретный тип локомотива, а также модули моделей поезда и пути.

Известно, что наиболее эффективно обучать машинистов при условии максимального соответствия их рабочих мест на тренажере и на реальном тяговом подвижном составе. Также известно, что тяговый подвижной состав может быть оборудован различными системами безопасности. Например, он может быть оборудован скоростемером (типа КПД-3 или 3СЛ-2М) и автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН), либо комплексным устройством безопасности КЛУБ-У, в котором функции АЛСН и скоростемера объединены.

В свою очередь, АЛСН может быть реализована в различных исполнениях: типовая АЛСН, АЛСН с предварительной световой сигнализацией, АЛСН с устройством контроля бдительности машиниста УКБМ и т.д. При этом одни и те же машинисты могут совершать поездки на локомотивах одного типа, оборудованных различными системами безопасности.

При этом, учитывая высокую стоимость тренажеров, обучение машинистов в локомотивных депо или технических школах на практике производится на тренажерах с одним из вариантов системы безопасности без возможности ее оперативного изменения.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности при обучении на тренажере оперативно изменить систему безопасности.

Технический результат достигается тем, что в тренажере для машинистов тягового подвижного состава, содержащем связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем тягового подвижного состава, поезда и пути, в том числе модулем систем безопасности, модуль рабочего места машиниста с органами управления, элементами индикации, в том числе индикатором скорости, а также элементами имитации поездной радиосвязи, модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен элементом выбора системы безопасности, а модуль систем безопасности содержит модели возможных систем безопасности. При этом индикатор скорости в модуле рабочего места машиниста выполнен на основе сенсорного монитора.

На фиг.1 показан модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машиниста, элементами 4 имитации поездной радиосвязи и элементом 5 выбора системы безопасности. Модуль 1 рабочего места инструктора реализуется на основе стандартных устройств вычислительной техники, в том числе системного блока, мониторов, клавиатуры, манипулятора мышь, звуковых колонок, микрофона (на фиг.1 не показаны). Модуль 1 рабочего места инструктора связан, например, по вычислительной сети 6 с блоком 7 моделирования, который содержит модули моделей различных стандартных систем локомотива, поезда и пути, в том числе модуль 8 моделей тяги, модуль 9 моделей тормозов локомотива и поезда, модуль 10 моделей путевых устройств, модуль 11 моделей устройств безопасности, включая модель 12 КЛУБ-У, модель 13 КПД-3, модель 14 типовой АЛСН (остальные варианты моделей АЛСН не показаны), модуль 15 визуализации путевой обстановки, модуль 16 имитации звуковых сигналов. Блок 7 моделирования может быть реализован на основе системных блоков компьютеров. В состав модуля 15 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например, видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 16 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышат машинисты в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны). Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по вычислительной сети 6 с модулем 17 рабочего места машиниста, который содержит аналоги локомотивных органов управления 18, элементов индикации 19, в том числе индикатор скорости 20, выполненный в виде сенсорного монитора, и элементы 21 для имитации поездной радиосвязи.

Функционирование многофункционального тренажерного комплекса происходит следующим образом. Перед началом учебной поездки инструктор на своем рабочем месте готовит задание на поездку, в том числе с помощью элемента 5 выбора системы безопасности выбирает, например, КПД-3 с типовой АЛСН. На фиг.1 показан пример реализации экранной формы «Задание на поездку». При этом в блоке 7 моделирования активизируются модели 13 КПД-3 и модель 14 типовой АЛСН, а на индикаторе 20 скорости имитируется индикатор скорости скоростемера КПД-3, что показано на фиг.3. В верхней части индикатора отображен аналоговый индикатор скорости, непосредственно под ним - цифровой индикатор скорости, ниже цифровые индикаторы текущего времени, текущего значения ускорения, контроля, а под ними - сенсорные кнопки управления режимом работы скоростемера.

Во время поездки инструктор на своем рабочем месте с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением управляет процессом обучения на тренажере, в том числе созданием нештатных ситуаций, с помощью элементов 3 индикации и контроля действий машинистов контролирует действия машиниста и состояние тренажера, с помощью элементов 4 имитации поездной радиосвязи ведет переговоры с машинистом.

Машинист локомотива управляет движением поезда с помощью органов управления 18, наблюдает за состоянием локомотивного оборудования с помощью элементов 19 индикации, контролирует скорость движения с помощью индикатора 20 скорости, имитирует ведение переговоров с помощью элементов 21 имитации поездной радиосвязи, наблюдает путевую обстановку, сформированную модулем 15 визуализации путевой обстановки с помощью видеопроектора на экране. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 16 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок. Кроме того, согласно алгоритму работы типовой АЛСН машинист подтверждает свою бдительность нажатием рукоятки бдительности (РБ) при очередной проверке бдительности по свистку электропневматического клапана автостопа (ЭПК) или при смене показаний локомотивного светофора (ЛС) на более запрещающие показания (РБ, ЭПК, ЛС не показаны).

В случае, если бы перед началом поездки инструктор выбрал систему безопасности КЛУБ-У, на индикаторе 20 скорости было бы выведено изображение, аналогичное индикатору КЛУБ-У с его кнопками управления.

Тренажер для машинистов тягового подвижного состава локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем тягового подвижного состава, поезда и пути, в том числе модулем систем безопасности, модуль рабочего места машиниста с органами управления, элементами индикации, в том числе индикатором скорости, а также элементами имитации поездной радиосвязи, отличающийся тем, что модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен элементом выбора систем безопасности, в блоке моделирования модуль систем безопасности содержит модели возможных систем безопасности, а индикатор скорости в модуле рабочего места машиниста выполнен на основе сенсорного монитора.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.

Грузовой кран-манипулятор электрический с автоматизированной системой управления для перевозки и перемещения контейнера с радиоактивными отходами относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к мостовым кранам с захватом и может быть использован конкретно для перемещения контейнеров с радиоактивными отходами атомной станции.

Полезная модель относится к области подъемно-транспортной техники и может быть использована в системах управления и защиты от перегрузок мостовых и козловых электрических кранов при использовании их во взрывоопасных зонах

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств, в частности водителей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклистов, водителей автобусов, составов транспортных средств

Полезная модель относится к сфере железнодорожного транспорта и представляет собой, один из вариантов комплексов для ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.
Наверх