Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава

 

Полезная модель относится к системам обучения персонала на железнодорожном транспорте и может быть использована для обучения локомотивных бригад и специалистов, обеспечивающих расшифровку и анализ результатов поездок, в том числе техников по расшифровке лент скоростемеров и машинистов-инструкторов.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности обучения на тренажерах не только локомотивных бригад, но и специалистов, обеспечивающих расшифровку и анализ результатов поездок на автоматизированных рабочих местах.

Технический результат достигается тем, что система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, в том числе модели скоростемера, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации, снабжена модулем рабочего места техника по расшифровке лент скоростемеров, содержащим средства ввода-вывода информации и процессор с базой данных. При этом в модуле моделей устройств безопасности модель скоростемера дополнена модулем памяти.

Полезная модель относится к системам обучения персонала на железнодорожном транспорте и может быть использована для обучения локомотивных бригад и специалистов, обеспечивающих расшифровку и анализ результатов поездок, в том числе техников по расшифровке лент скоростемеров и машинистов-инструкторов.

Известен многофункциональный программно-аппаратный тренажерный комплекс для обучения персонала железнодорожного транспорта «ТОРВЕСТ-ПЕСОНАЛ», содержащий рабочее место руководителя, оснащенного персональным компьютером, рабочее место машиниста маневрового локомотива, состоящее из пульта маневрового локомотива и оснащенного экранами, имитирующими виды из кабины локомотива, рабочие места участников перевозочного процесса при проведении маневровых работ на станции и следовании с поездом по перегону, а также специализированный компьютер и сервер для координации действий участников (патент РФ на полезную модель 93563).

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является система обучения на тренажере машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, 09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Эта система обучения содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем локомотива, поезда и пути.

Т.к. основой обучения на тренажерах является отработка действий локомотивных бригад при возникновении нештатных ситуаций, целесообразно дополнительно использовать тренажер в качестве средства обучения навыкам распознавания причин возникновения таких ситуаций и действий локомотивных бригад по их преодолению. Однако в известных системах обучения на тренажерах не предусмотрено одновременно с машинистами обучение специалистов, обеспечивающих расшифровку результатов реальных поездок на локомотивах.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности обучения на тренажерах не только локомотивных бригад, но и специалистов, обеспечивающих расшифровку и анализ результатов поездок на автоматизированных рабочих местах. При этом для обучения таких специалистов в ходе опытных поездок могут сознательно допускаться нарушения, обязательные для выявления в процессе расшифровки, и контролироваться качество выявления этих нарушений.

Технический результат достигается тем, что система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, в том числе модели скоростемера, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации, снабжена модулем рабочего места техника по расшифровке лент скоростемеров, содержащим средства ввода-вывода информации и процессор с базой данных. При этом в модуле моделей устройств безопасности модель скоростемера дополнена модулем памяти.

На фиг.1 показан модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машиниста, блоком 4 анализа результатов обучения. Модуль 1 рабочего места инструктора может быть выполнен на основе компьютерного оборудования.

Модуль 1 рабочего места инструктора связан, например, по вычислительной сети 5 с блоком 6 моделирования, который содержит модули моделей подвижного состава, в том числе модуль 7 модели тяги и модуль 8 модели тормозов, модуль 9 моделей путевых устройств, модуль 10 моделей устройств безопасности, в том числе модели 11 скоростемера с модулем 12 памяти. Модель скоростемера с модулем памяти может соответствовать, например, скоростемеру КПД-3 с модулем памяти МПМЭ. Кроме того, блок 6 моделирования содержит модуль 13 визуализации путевой обстановки и модуль 14 имитации звуковых сигналов. В состав модуля 13 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например, видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 14 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышит машинист в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны).

Модуль 1 рабочего места инструктора связан также по вычислительной сети 6 с модулем 15 рабочего места машиниста, который содержит органы 16 управления и элементы 17 индикации, аналогичные стандартному оборудованию рабочего места машиниста тягового подвижного состава.

Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по вычислительной сети 5 с модулем 18 техника по расшифровке лент скоростемеров. Модуль 18 может быть реализован аналогично стандартному автоматизированному рабочему месту для расшифровки информации из модулей памяти скоростемеров КПД-3 и ведения журналов формы ТУ-133 и содержать средства 19 ввода-вывода информации (клавиатура, манипулятор «мышь», монитор) и процессор 20 с программой расшифровки параметров движения и ведения журналов формы ТУ-133, связанный с базой данных 21, предназначенной для хранения нормативно-справочной информации и результатов расшифровки (WWW.pkbct.ru/SPD/PrE1Pas.aspx).

Обучающая система функционирует следующим образом. Перед началом учебной поездки и во время нее инструктор на своем рабочем месте 1 управляет процессом обучения с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением, в том числе вводит нештатные ситуации, а также контролирует действия машиниста и состояние системы обучения с помощью элементов 3 индикации и контроля действий машиниста. Машинист во время поездки, находясь на своем рабочем месте, воздействует на органы 16 управления, информация о положении которых передается в блок 6 моделирования. Показания измерительных приборов и сигнальных устройств обучаемый наблюдает с помощью элементов 17 индикации, путевую обстановку перед лобовым стеклом локомотива, сформированную модулем 13 визуализации путевой обстановки наблюдает с помощью видеопроектора на экране, характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 14 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок. При этом параметры движения регистрируются в модуль 12 памяти.

После завершения поездки техник по расшифровке лент скоростемера с помощью средств 19 ввода-вывода информации считывает информацию о поездке из модуля 12 памяти, которая расшифровывается в процессоре 10 в соответствии с программой расшифровки параметров движения, после чего информация в модуле 12 памяти стирается и он готов к использованию в следующей поездке.

На фиг.2 показан пример вывода на экране монитора рабочего места 18 техника по расшифровке лент скоростемеров результатов автоматизированной расшифровки поездки, в том числе изображение скоростемерной ленты и список сообщений. Анализируя скоростемерную ленту и эти сообщения, техник по расшифровке лент скоростемеров формирует записи в электронные аналоги журналов формы ТУ-133 (пример вывода на экран не показан), которые заносятся для хранения в базу данных 21. При этом во время испытаний могут специально допускаться типовые нарушения по управлению поездом для контроля правильности их выявления техником по расшифровке лент скоростемеров.

После завершения испытаний инструктор с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением и блока 4 анализа результатов обучения анализирует результаты испытаний. При этом анализ записей о поездке в электронный аналог журналов формы ТУ-133 позволяет оценить работу техника по расшифровке лент скоростемеров.

Предлагаемая полезная модель внедрена в тренажерах машинистов различных серий локомотивов, разработанных Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства-филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, в том числе модели скоростемера, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации, отличающаяся тем, что в блоке моделирования модель скоростемера дополнена модулем памяти, а с модулем рабочего места инструктора, блоком моделирования и модулем рабочего места машиниста дополнительно связан модуль рабочего места техника по расшифровке лент скоростемеров, содержащий средства ввода-вывода информации и процессор с базой данных.



 

Похожие патенты:
Наверх