Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава

 

Полезная модель относится к системам обучения персонала на железнодорожном транспорте и может быть использована для обучения локомотивных бригад на тренажерах машиниста тягового подвижного состава.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности одновременно с индивидуальным обучением конкретного машиниста, использовать тренажер для коллективных занятий с демонстрацией обучаемым в реальном масштабе времени путевой обстановки и действий машиниста по управлению поездом, физических процессов в электрических схемах управления локомотивом, в пневматических схемах локомотива и поезда, динамических характеристик по длине поезда и т.п.

Технический результат достигается тем, что система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением машиниста, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей динамических характеристик и схем подвижного состава, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места обучаемого с органами управления и элементами индикации, снабжена модулем для проведения групповых занятий со средствами визуализации, а модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен элементами управления групповыми занятиями.

Полезная модель относится к системам обучения персонала на железнодорожном транспорте и может быть использована для обучения локомотивных бригад на тренажерах машиниста тягового подвижного состава.

Известен тренажер для обучения вождению транспортного средства, содержащий рабочее место водителя, средство моделирования движения транспортного средства, компьютерное устройство обработки информации, акустическую систему и средства отображения информации (патент РФ на полезную модель 37428).

Известен многофункциональный программно-аппаратный тренажерный комплекс для обучения персонала железнодорожного транспорта «ТОРИНВЕСТ-ПЕРСОНАЛ», содержащий рабочее место руководителя, оснащенное персональным компьютером, рабочее место машиниста маневрового локомотива, состоящее из пульта маневрового локомотива и оснащенного экранами, имитирующими виды из кабины локомотива, рабочие места участников перевозочного процесса при проведении маневровых работ на станции и следовании с поездом по перегону, а также специализированный компьютер и сервер для координации действий участников (патент РФ на полезную модель 93563).

Известен тренажерный комплекс для машинистов и водителей железнодорожного подвижного состава, содержащий оснащенные компьютерами с программным обеспечением рабочие места инструктора и обучаемого, причем последнее представляет собой кабину машиниста, в которой установлен пульт машиниста с органами управления, контроля и индикации, динамическая платформа, кресло машиниста, система воспроизведения изображения и акустическая система (патент РФ на полезную модель 94744).

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является система обучения на тренажере машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, 09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Эта система обучения содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем локомотива, поезда и пути.

В известных системах обучения обеспечивается индивидуальное обучение машиниста во время занятий на тренажере.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности одновременно с индивидуальным обучением конкретного машиниста, использовать тренажер для коллективных занятий с демонстрацией обучаемым в реальном масштабе времени путевой обстановки и действий машиниста по управлению поездом, физических процессов в электрических схемах управления локомотивом, в пневматических схемах локомотива и поезда, динамических характеристик по длине поезда и т.п.

Технический результат достигается тем, что система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением машиниста, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей динамических характеристик и схем подвижного состава, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места обучаемого с органами управления и элементами индикации, снабжена модулем для проведения групповых занятий со средствами визуализации, а модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен элементами управления групповыми занятиями.

На фиг.1 показан модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением машиниста, элементами 3 управления групповыми занятиями, элементами 4 индикации и контроля действий машиниста, который связан, например, по вычислительной сети 5 с блоком 6 моделирования. Блок 6 моделирования содержит модули моделей подвижного состава, в том числе модуль 7 модели тяги и модуль 8 модели тормозов, модуль 9 моделей путевых устройств, с которыми связан модуль 10 формирования динамических характеристик и схем подвижного состава. Кроме того, блок 6 моделирования содержит модуль 11 визуализации путевой обстановки и модуль 12 имитации звуковых сигналов. В состав модуля 11 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например, видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 12 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышит машинист в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны). Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по вычислительной сети 5 с модулем 13 рабочего места обучаемого, который располагается, например, в макете кабины тягового подвижного состава и содержит органы 14 управления и элементы 15 индикации, аналогичные стандартному оборудованию рабочего места машиниста подвижного состава.

В вычислительной сети 5 подключен также модуль 16 проведения групповых занятий, который может состоять, например, из нескольких видеопроекторов и настенных экранов (на фиг.1 не показаны), для размещения которых выделено отдельное помещение.

Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава функционирует следующим образом. Перед началом учебной поездки и во время нее инструктор на своем рабочем месте управляет процессом обучения с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением машиниста, а также контролирует действия обучаемого машиниста и состояние системы обучения с помощью элементов 4 индикации и контроля действий машиниста. Одновременно инструктор с помощью элементов 3 управления групповыми занятиями выбирает, что будут отображать средства визуализации модуля 16 проведения групповых занятий. Пример возможности такого выбора в меню «Экраны» показан на фиг.2. Выбранные с помощью элементов 3 управления групповыми занятиями схемы и динамические характеристики формируются модулем 10 формирования динамических характеристик и схем подвижного состава, исходя из результатов моделирования тяги и тормозов подвижного состава и путевых устройств в соответствующих модулях 7 модели тяги, 8 модели тормозов и 9 моделей путевых устройств.

Обучаемый машинист во время поездки, находясь на своем рабочем месте в макете кабины тягового подвижного состава, воздействует на органы 14 управления, информация о положении которых передается в блок 6 моделирования. Показания измерительных приборов и сигнальных устройств машинист наблюдает с помощью элементов 15 индикации, путевую обстановку перед лобовым стеклом локомотива, сформированную модулем 11 визуализации путевой обстановки наблюдает с помощью видеопроектора на экране, характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 12 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок.

Участники групповых занятий с помощью модуля 16 проведения групповых занятий, находясь в отдельном помещении, могут наблюдать, например, путевую обстановку на одном экране (не показано), а изменение динамических характеристик в процессе управления поездом на другом экране (см. фиг.3). В приведенном примере на фиг.3 показаны графики изменения давления в тормозной магистрали по длине поезда, изменения давления в тормозных цилиндрах любых вагонов поезда, изменения продольных динамических воздействий по длине поезда, а также изменение профиля пути по длине поезда.

Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей динамических характеристик и схем подвижного состава, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места обучаемого с органами управления и элементами индикации, отличающаяся тем, что она снабжена модулем для проведения групповых занятий со средствами визуализации, а модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен элементами управления групповыми занятиями.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обеспечения информационными ресурсами в сети связи для создания инфраструктуры образовательных услуг для деятельности воспитателей, учителей и преподавателей, направленной на развитие умственных способностей людей, в том числе находящихся в движении вне классов и аудиторий, в частности в учебном процессе, а также любыми заинтересованными потребителями

Полезная модель относится к системам обогрева транспортных средств

Технический результат увеличение времени работоспособности кабеля в условиях воздействия открытого пламени
Наверх