Пособие исмаиловой н.в. для обучения чтению (варианты)

 

Полезная модель предназначена для обучения детей дошкольного и возраста и позволяет повысить эффективность обучения и сократить сроки обучения.

Пособие для обучения чтению содержит набор носителей информации, каждый по числу согласных букв алфавита. Носители информации могут быть выполнены в виде кубиков и/или книжечек. Каждый носитель информации имеет отдельные участки поверхности с изображением выбранной для носителя информации согласной буквы и выбранных для набора гласных букв. При носитель информации выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности и размещения их в одной плоскости с образованием единого информационного поля, на котором сформировано изображение открытого двухбуквенного слога. Каждый носитель информации первого набора с выбранными гласными буквами «А», «О», «У», «Ы», «Э»; содержит дополнительный участок поверхности со вторым изображением выбранной согласной буквы. Каждый носитель информации второго набора с выбранными гласными буквами «Я», «Ё», «Ю», «И», «Е», содержит дополнительный участок поверхности с изображением выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком.

4 нез. п. ф-лы, 10 ил.

Полезная модель относится к области образования и обучения, а именно к средствам обучения детей дошкольного возраста чтению и может быть использована для ускоренного обучения чтению.

Процесс обучения ребенка чтению - сложный процесс. На практическом уровне обучения чтению дошкольников педагогами проделана большая работа и накоплен значительный опыт. Методики обучения чтению дошкольников, разработанные М.Монтессори, А.И.Воскресенской, Д.Б.Элькониным, Л.Е.Журовой, Е.Е.Шулешко, Н.А.Зайцевым, Е.Ю.Морозовой, Г.Дж.Доман, Т.Р.Кисловой широко используются в практике дошкольного образования.

Несмотря на обилие предлагаемых для обучения чтению дошкольников методик, далеко не все из них достаточно разработаны и научно обоснованы. Некоторые из них не всегда учитывают психофизиологические особенности развития дошкольников и уделяют достаточное внимание вопросам влияния процесса обучения чтению на формирование личности ребенка. Из-за применения неэффективных приемов обучения и их сочетания возможно развитие потери интереса ребенка к процессу чтения. Ограниченные возможности применяемых неэффективных технологий не способствуют развитию образного мышления ребенка, образному восприятию им прочитанного.

Известна методика, разработанная Д.Б.Элькониным (Д.Б.Эльконин «Как учить детей читать». М., 1976), в которой наиболее детально и теоретически обоснованно представлена методика обучения чтению. Основу его методики составляет звукобуквенный анализ звучащих слов. Процесс обучения чтению основывается на освоении звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов: первый этап - выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка; второй этап - освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы; третий этап - освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения. Дети в процессе овладения навыком чтения вводятся в звуковую действительность, овладевают слоговым чтением, переходя от одного этапа обучения к другому. Переход от слогового чтения к чтению целыми словами осуществляется за счет умения вычленять словесное ударение

Основной недостаток данной методики состоит в том, что звуковой состав слова, анализ его фонем производится на слух с последующей фиксацией результатов абстрактной схемой звукового состава слова. Производить анализ звучащего слова на слух для детей является очень сложной операцией даже с помощью взрослого по причине возрастных особенностей развития психики. Дополнительной сложностью является здесь и необходимость удерживать весь анализ в памяти и в поле внимания по представлениям. Методика предполагает овладение первоначальными навыками чтения лишь в 6-летнем возрасте.

Известен способ обучения грамоте по букварю Жуковой Н.С./ "ЭКСМО-Пресс", Москва, 2000 г./. Предназначенный для обучения чтению дошкольников. Букварь основан на традиционном подходе к обучению и дополняет традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка, представления буквосочетания как цельного графического элемента - слога в качестве единицы чтения. Слияние букв в слоги иллюстрируется с помощью "бегущего человечка". Предлагается показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их "дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока "ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась". В целом букварь не носит развлекательный или занимательный характера, задача - обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения. Знакомство с буквенным строем идет путем чередования слогов и слов различной степени сложности. Это не может привести к формированию твердых навыков правильного чтения. Методика вырабатывает у ребенка привычку останавливаться на согласных буквах, что приведет в дальнейшем к прерывистому чтению трудных или незнакомых слов и, как следствие, низкой скорости чтения.

Известна система обучения чтению по кубикам Н.Зайцева (Зайцев Н.А. "Письмо, чтение, счет"; "Лань", Санкт-Петербург, 1997). Система обучения представлена на слоговых кубиках и таблицах, которые предназначены детям двух, трех лет и более старших возрастных групп, а также иностранцам, обучающимся русскому языку. Таким различным по возрасту и уровню знаний учащимся не может быть предложена одинаковая программа обучения. Зайцев берет за основу принцип обучения чтению по складам.

Однако склад может состоять из различного числа элементов /от одного до десяти/. Автор пособия не систематизирует слова, состоящие из складов, различных по степени сложности, что затрудняет процесс обучения дошкольников. Это нарушает принцип перехода от простого к сложному. Конструкция кубиков выполнена таким образом, что каждый из 52 кубиков собирается из картонок. На гранях кубиков выполнены буквы и слоги из двух букв. Кубики распознаются по цвету, по объему, по звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков, по вибрации наполнителя, по весу и по сочетанию различных признаков.

Данное средство обучения является сложным в изготовлении и требует специальной подготовки как обучаемого, так и обучающего. Большое количество кубиков создает трудности в поиске отдельных элементов, что приводит к дополнительной нагрузке. Представленные на таблицах и кубиках многочисленные слоги возможно запомнить только путем механического повторения, что делает процесс обучения однообразным. Кроме того осваивать методику на дому досточно трудоемко.

Наиболее близким аналогом для одного варианта полезной модели является известное из патента RU 13717U1 (опубликовано: 10.05.2000) пособие для обучения чтению, содержащее объединенные в блоки карточки, на каждой из которых изображены по одному склады, образованные сочетанием каждой согласной буквы алфавита с каждой гласной и мягким знаком с образованием для каждой согласной буквы блока с мягкими складами и блока с твердыми складами, и инструкцию по использованию блоков со складами. Склады на каждой карточке нанесены по одному с обеих ее сторон, а карточки в каждом блоке соединены между собой с возможностью их поворота на 360° относительно их соединительной кромки, при этом карточки с мягкими складами выполнены со скошенными углами и отличаются по размерам от карточек с твердыми складами. Недостатком является запоминание склада целиком, что не только не облегчает процесс обучения, но и усложняет в целом. Кроме того, составление слов с помощью данных книжечек неудобно в плане организации быстрого подбора нужных страниц со складами, что снижает эффективность занятий.

Наиболее близким аналогом для другого варианта полезной модели является известное из патента RU 2216049 (опубликовано; 10.11.2003) пособие для способа обучения чтению С.Белолипецкого. Способ содержит несколько этапов обучения, каждому из которых соответствуют группы букв и группы слов различных буквенных конструкций. Группа гласных букв на начальном этапе включает буквы А", "У", "О", "Ы «Э». Согласные буквы объединяют в четыре группы по алфавиту, каждая из которых включает в себя шипящую букву. В каждой группе согласных букв с гласной буквой "А", из получившихся слогов составляют слова конструкции - две буквы плюс две буквы, по мере изучения всех согласных букв и слогов с гласной буквой "А" изменяют конструкцию слов и составляют слова из двух слогов конструкции - две буквы плюс одна. Средство для обучения чтению выполнено в виде объемного комплекса, содержащего 10 игровых элементов и по меньшей мере 10 насадок с изображениями на поверхности, при этом каждый из игровых элементов разделен на две части, соединенные вместе с возможностью вращения относительно друг друга, форма насадок совпадает с формой игровых элементов, а размер насадок выполнен с возможностью свободного размещения внутри насадки игрового элемента. Используется также различный наглядный материал: "буковки - воспитательницы", по-разному открывающие ротики; дырочка вместо ротика у буквы "А", напоминающая ребенку, что рот надо широко открыть; изображения указательных пальчиков на карточках со словами, которые помогают ребенку последовательно читать слоги, вырабатывая навык слежения; ассоциативные образы букв, в виде хорошо знакомых ребенку предметов, изображенные как отдельно, так и непосредственно за буквами, которые служат их лучшему запоминанию.

Недостатком является то, что запоминания согласных используется целая логическая цепочка, например: за неизвестной буквой спрятался предмет, в его названии нужно выделить первый звук-«бусы». Не учитывается то, что ребенку трудно в данном слове выделить «б», поскольку он может услышать только «бу». Недостатком является также то, что основной акцент в методике поставлен на согласную, хотя именно правильно прочитанная гласная дает правильное написание слова. При знакомстве с гласным положение рта при чтении показано рисунком на грани кубика, при этом не учтено, что схематичные значки в младшем дошкольном возрасте детьми не воспринимаются.

В основу полезной модели поставлена задача создания простых и эффективных учебных пособий для обучения чтению, которые упрощают процесс обучения, ускоряют овладение навыками чтения и повышают уровень грамотности детей дошкольного возраста за счет развития образного, ассоциативного мышления, повышения интереса ребенка к процессу обучения.

Еще одной целью является расширение ассортимента учебных пособий для обучения чтению и создание таких простых в изготовлении и использовании пособий пособий, чтобы любой взрослый без помощи специально обученного педагога мог быстро, без особых усилий научить своего ребенка читать.

Поставленная задача решается созданием нескольких вариантов пособий.

В первом варианте пособия для обучения чтению, содержащем набор носителей информации по числу согласных букв алфавита, каждый из которых выполнен в виде сброшюрованного пакета карточек, на которых имеются размещенные заданным образом изображения выбранной согласной буквы алфавита и выбранных гласных букв алфавита; при том, что пакет имеет верхнюю карточку, нижнюю карточку и блок расположенных между ними внутренних карточек; причем изображение выбранной согласной буквы имеется на лицевой стороне верхней карточки и на стороне нижней карточки, обращенной к блоку внутренних карточек; новым является то, что карточки сброшюрованы со стороны верхнего края пакета; при этом верхняя и нижняя карточки пакета превышают формат внутренних карточек так, что блок внутренних карточек оставляет открытым изображение согласной буквы на стороне нижней карточки, обращенной в сторону блока внутренних карточек, при том, что в качестве выбранных гласных букв алфавита использованы буквы из ряда А, О, У, Ы, Э; причем изображения четырех выбранных гласных букв размещены по одному на внутренних карточках, а изображение не вошедшей число четырех выбранной гласной буквы размещено или на последней внутренней карточке или рядом с изображением выбранной согласной буквы на обращенной к блоку внутренних карточек стороне нижней карточки.

Целесообразно, чтобы на стороне верхней карточки, противолежащей ее лицевой стороне, был изображен присвоенный согласной букве визуальный образ.

Желательно, чтобы под изображением согласной буквы на лицевой стороне верхней карточки был изображен значок, например точка, обозначающий быстрое произношение буквы.

Во втором варианте осуществления пособия, содержащем набор носителей информации, каждый из которых выполнен в виде кубика который составлен из двух частей, соединенных вместе возможностью поворота одной части относительно другой и с образованием у кубика четырех составных граней, при этом первая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях изображения четырех гласных букв, выбранных из группы гласных букв содержащей буквы «А», «О», «У», «Ы», «Э»; а вторая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях изображения заданного количества выбранных согласных букв, новым является то, что количество носителей информации равно числу согласных букв алфавита, при этом вторая часть имеет размещенное на по меньшей мере одной из ее граней, относящихся к составной грани кубика, изображение одной выбранной согласной буквы; причем на одной из граней кубика, не относящихся к его составным граням, размещено изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв.

Целесообразно, чтобы выбранными гласными буквами являлись буквы «А», «О», «У», «Ы».

Желательно, чтобы на второй грани кубика, не относящейся к его составным граням, было размещено второе изображение выбранной согласной буквы с размещенным под ней значком, например точкой, обозначающим быстрое произношение буквы.

В третьем варианте полезной модели, содержащем набор носителей информации по числу согласных букв алфавита, каждый из которых выполнен в виде сброшюрованного пакета карточек, на которых имеются размещенные заданным образом изображения выбранной согласной буквы алфавита и выбранных гласных букв алфавита; при этом карточки скреплены с возможностью их поворота относительно соединительной кромки; при том, что пакет имеет верхнюю карточку, нижнюю карточку и блок расположенных между ними внутренних карточек; причем изображение выбранной согласной буквы имеется на лицевой стороне верхней карточки и на стороне нижней карточки, обращенной к блоку внутренних карточек, новым является то, что карточки сброшюрованы со стороны верхнего края пакета; при том, что верхняя и нижняя карточки пакета превышают формат внутренних карточек так, что блок внутренних карточек оставляет открытым изображение согласной буквы на обращенной в сторону блока внутренних карточек стороне нижней карточки; при этом в качестве выбранных гласных букв алфавита использована, по меньшей мере, часть гласных букв выбранных из ряда «Я», «Ё», «Ю», «И», «Е»; причем изображение одной из выбранных гласных букв размещено или на последней внутренней карточке или рядом с изображением выбранной согласной буквы на обращенной к блоку внутренних карточек стороне нижней карточки; при том, что изображения остальных выбранных гласных букв размещены по одной на внутренних; при этом на стороне верхней карточки, противолежащей ее лицевой стороне, размещено изображение выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком.

Целесообразно, чтобы изображение согласной буквы, размещенное на лицевой стороне верхней карточки, было изображено в сочетании с присвоенным мягкому знаку визуальным образом для обозначения функциональной мягкости согласного звука.

Возможно, чтобы мягкому знаку был присвоен визуальный образ в виде детской колясочки.

Кроме того, для выбранных согласных букв «Б», «В», «Г», «Д», «З», «Й», «К», «Л», «М», «Н», «П», «Р», «С», «Т», «Ф» и «X» могут быть выбраны гласные буквы «Я», «Ё», «Ю», «И», «Е».

Возможно, что для выбранных согласных букв «Ж», «Ш», «Щ» и «Ч» могут быть выбраны гласные буквы «Ё», «И», «Е», а для выбранной согласной буквы «Ц» могут быть выбраны гласные буквы «Я», «Ю», «И» и «Е».

В четвертом варианте пособия для обучения чтению, содержащем набор носителей информации, каждый из которых выполнен в виде кубика составленного из двух частей, соединенных вместе возможностью поворота одной части относительно другой и с образованием у кубика четырех составных граней, при этом первая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях изображения четырех гласных букв выбранных из группы гласных букв, содержащей буквы «Я», «Ё», «Ю», «И», «Е», а вторая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях, изображения заданного количества выбранных согласных букв, новым является то, что количество носителей информации набора равно числу согласных букв алфавита; при этом вторая часть имеет размещенное на по меньшей мере одной из ее граней, относящихся к составной грани кубика, изображение одной выбранной согласной буквы; причем на одной из граней кубика, не относящихся к его составным граням, размещено изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв; причем на другой грани кубика, не относящейся к его составным граням, размещено изображение выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком.

Целесообразно при этом, чтобы выбранными гласными буквами являлись буквы «Я», «Ё», «Ю», «И».

Возможно, чтобы под изображением выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком был размещен значок, например точка, обозначающий быстрое произношение буквы.

Желательно, чтобы в первом и третьем вариантах пособия гласные буквы и согласная буква, размещенная на обращенной в сторону блока внутренних карточек стороне нижней карточки были подчеркнуты половинками скобки с образованием общей скобки, обозначающей слияние звуков при размещении букв в по существу одной плоскости для образования открытого двухбуквенного слога.

Возможно, чтобы в первом и третьем вариантах пособия карточки пакета были сброшюрованы с возможностью их поворота на 360°.

Желательно, чтобы во втором и четвертом вариантах пособия изображения букв, размещенные на относящихся к составным граням кубика гранях первой и второй частей, были подчеркнуты половинками скобки с образованием общей скобки, обозначающей слияние звуков при размещении граней первой и второй частей в одной плоскости для образования открытого двухбуквенного слога; при этом изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв подчеркнуто общей скобкой.

Целесообразно, чтобы все варианты пособия были приспособлены для применения в способе обучения чтению, в котором каждой гласной букве присваиваются присущие ей жестовый и визуальный образы; при том что, по меньшей мере, части согласных букв присваиваются присущие каждой из них жестовый и визуальный образы, а мягкому знаку присваивается присущий ему визуальный образ.

Полезная модель в дальнейшем будет описана более полно со ссылкой на сопроводительные чертежи, на которых:

Фиг.1 показывает Таблицу- «объяснялку», на которой представлены буквы алфавита и их визуальные образы;

Фиг.2 иллюстрирует двухстороннюю карточку с согласной буквой, где Фиг.2а - лицевая сторона карточки, а Фиг.2б - обратная сторона карточки;

Фиг.3 иллюстрирует двухстороннюю карточку с гласной буквой, где Фиг.3а - лицевая сторона карточки, а Фиг.3б - сторона с визуальным образом;

Фиг.4 иллюстрирует носитель информации первого набора, выполненный в виде книжечки;

Фиг.5 представляет носитель информации первого набора, выполненный в виде кубика;

Фиг.6 иллюстрирует двухстороннюю карточку с изображением слова, где Фиг.6а - лицевая сторона карточки, а Фиг.3б - обратная сторона карточки;

Фиг.7 иллюстрирует носитель информации второго набора, выполненный в виде кубика для согласной буквы «Н»;

Фиг.8 показан носитель информации второго набора, выполненный в виде кубика для согласной буквы «X»;

Фиг.9 показан фрагмент носителя информации второго набора, выполненного в виде пакета карточек;

Фиг.10 показывает игровое пособие, выполненное в виде головоломки.

Обучение чтению предполагает несколько этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием учебных пособий на носителях информации.

На занятиях первого этапа обучаемых знакомят со всеми согласными. Преподаватель (обучающий) в любой последовательности показывает детям (обучаемым) графическое изображение изучаемой согласной буквы на носителе информации - карточке или показанной на Фиг.1 Таблице-«объяснялке», описывает букву, давая характеристику для присвоения ей визуального образа, вызывающего ассоциативную связь с ее названием, и озвучивает ее с таким звучанием, какое необходимо при прочтении буквы в составе слова.

Следует отметить, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Характеристика визуального образа должна быть точна, выразительна, охватывать все стороны восприятия.

Очень важно при первом знакомстве с буквами показать особенность каждой буквы, отметить ее отличительные особенности, не допуская в дальнейшем путаницы. Описание буквы должно быть максимально простым, подчеркивающим особенность данной буквы ее индивидуальность.

Кроме визуальных образов большей части согласных букв присваивают жестовые образы, воспроизводимые жестами обучающего. Кроме жестовых образов буквам могут быть присвоены вспомогательные слова-обозначения или звуковые сигналы-звуковые образы, служащие в дальнейшем в качестве подсказки.

Визуальные образы согласных букв, прорисованные совместно с буквами алфавита, приведены в строках 3-6 сверху Таблицы-«объяснялки».

Примеры описания жестовых образов, вспомогательных слов-обозначений и/или звуковых образов согласных букв рассматриваются ниже.

При произнесении буквы обучающий утрировано выделяет букву, произнося ее как минимум три раза.

Буква «Т» похожа на молоточек, взяли молоточек, постучали: тук, тук, тук (звуковой образ.). Обучающий произносит: «Это буква Т, Т, Т». Визуальный образ - вписанный в букву Т молоточек. Жестовый образ-постукивание как будто держащей молоток сжатой в кулак рукой.

Буква «Б» похожа на барабанчик, взяли палочку (палочка - верхняя перекладинка в изображении буквы «Б»), постучали: БАМ, БАМ, БАМ (звуковой образ). Визуальный образ - вписанный в букву Б барабан с палочками. Обучающий произносит: «это буква Б, Б, Б». Жестовый образ - постукивание выпрямленным указательным пальцем.

Буква «В» похожа на губки. Прикусили губку, получилась буква В, В, В. Визуальный образ - вписанные в букву В показанные в профиль губки. Жестовый образ - обведение контура губ рукой на лице в профиль.

Буква «Г» - похожа на гуся шея длинная, клюв длинный. Это буква Г, Г, Г. Визуальный образ-гусь с изогнутой по букве шеей. Жестовый образ - поглаживание рукой как будто гладят шею гуся.

Буква «Д» похожа на дом. Посмотрите - в доме есть окошечко. Скажите:

Дом, дом, дом. Это буква Д, Д, Д. Визуальный образ-домик, в который вписана буква Д. Жестовый образ - показ двумя сомкнутыми руками над головой крыши дома.

Буква «Ж» похожа на жука. Жестовый образ - показ рукой как жук ползет, со звукоподражанием в качестве звукового образа.. Это буква Ж, Ж, Ж. Визуальный образ-буква Ж, изображенная в виде ползущего по листочку жука.

Буква «З» - это пчелкина буква (вспомогательное слово - обозначение). Полетела пчелка: (жестовый образ - круговые движения имитирующие полет пчелы со звукоподражанием - звуковой образ). Это буква 3, 3, 3.

Буква «К» - это курочкина буква (слово-обозначение). Курочка открыла клювик (показ указательным и средним пальцем движения «ножницы» - жестовый образ) и говорим: КО-КО-КО (звуковой образ). Это буква К, К, К. Визуальный образ - голова курочки с широко открытым клювом, в который вписана буква К.

Буква «Л» - эта буква очень любит петь. Она встала, отставила ножку (показ жестовый образ) и поет: ЛА, ЛА, ЛА (звуковой образ напевая). Вспомогательное слово - любит петь: Это буква Л, Л, Л. Визуальный образ: человечек-буква "Л" поющая. На уровне рта нарисованы нотки.

Буквы «М» и «П» желательно показывать одну за другой, так как дети в основной массе уже знают, что это мамина и папина буквы, но иногда из-за воспитания в неполных семьях происходит путаница этих понятий у маленьких детей. Для этого вводится мужское и женское начало в пояснение:

Буква «М» - мамина буква (слово обозначение). Скажем МАМА, МАМА. Это буква М, М, М. Визуальный образ - женский образ удерживающий букву М.

Буква «П» - папина буква (слово обозначение). Папа играет в футбол, он стоит на воротах. Скажем ПАПА, ПАПА. Это буква П, П, П. Визуальный образ - мужской образ удерживающий букву, похожую на футбольные ворота.

Буква «Н» очень любит кататься на лошадке, она села на лошадку и поехала (жестовый образ - покачивание, подобный тому, как при езде на лошадях). Как она погоняет лошадку? НО, НО, НО (звуковой образ). Это буква Н, Н, Н. Визуальный образ - изображение вписанной в букву Н лошадки.

Буква «Р»- это собачкина буква (вспомогательное слово - обозначение). Как собачка рычит? Показ как будто пугаем повернутой к детям ладонью с чуть согнутыми пальцами (жестовый образ) со звукоподражанием (звуковой образ). Это буква Р, Р, Р. "Р".

Буква «С» - раньше это был шарик, проткнули шарик (показ укола указательным пальцем - жестовый образ) и он стал сдуваться С-С-С (звуковой образ). Это буква С, С, С. Визуальный образ - прокалываемый шарик.

Букве «Ф» все не нравится. Она поставила руки на пояс и говорит: ФУ, ФУ, ФУ (звуковой образ), помахали рукой у носа (жестовый образ). Это буква Ф, Ф, Ф. Визуальный образ - символичный образ человека, у которого одна рука в бок, а другая у носа.

Буква «X» - хохотушка, она ножки расставила, ручки подняла (показ - жестовый образ) и хохочет: ХА, ХА, ХА. Это буква X, X, X. Визуальный образ - образ клоуна в цирке - все смеются.

Буква «Ц»- царапка, у нее есть коготок, она им делает так: Царап, Царап, Царап. (звуковой образ). Легкое поцарапывание ноготком возле уголка рта - жестовый образ. Это буква Ц, Ц, Ц.

Буква «Ч» любит тишину, поставили пальчик к губам (жестовый образ), сказали: Ч-Ч-Ч и стало тихо. Эта буква Ч, Ч, Ч.

Буква «Ш»: Большие деревья стоят на земле (показ руками сверху-вниз), подул ветер, зашумели деревья (покачивание руками из стороны в сторону - жестовый образ). Ш-Ш-Ш. Это буква Ш, Ш, Ш. Визуальный образ - вписанные в букву Ш три дерева.

Буква «Щ» похожа на зубную щеточку. Взяли щетку за ручку, почистили зубки (жестовый образ): Это буква Щ, Щ, Щ. Визуальный образ - щеточка с пастой возле губ.

Визуальные образы и жестовые символы заранее подготовлены обучающим и могут отличаться от описанных выше. Например, как показано на Фиг.1 для буквы «Ч» - визуальный образ - чашка с горячим чаем. Жестовым образом в этом случае может быть показ того, как дуют на горячий чай. Или для буквы «Ц» - визуальный образ засыпающего месяца. Тихо, все спят, пальчик к губам - Тсс. Это буква Ц, Ц, Ц.

Визуальные образы буквы вызывают ассоциативную связь с ее названием и помогают запомнить букву через ассоциации.

Жестовые образы буквы помогают закреплению образа буквы и обеспечивают возможность быстрой подсказки ее названия.

Рассчитанные на зрительное восприятие визуальные и жестовые образы легко «схватываются» глазом и поступают в обработку сознательными и бессознательными структурами мозга. Видимые образы, воспринимаемые индивидом легче других, вне зависимости от скорости и простоты усвоения, несут в себе больше информации, чем может показаться. Дело в том, что наше восприятие окружающего мира основано на том, что полученные визуальные изображения проходят обработку в мозгу путем их сравнения с чем-то знакомым или аналогичным из окружающего мира. Только после этой обработки, мы ассоциируем то, что увидели.

Во время первого объяснения возможно, чтобы обучаемые (дети) активно повторяли жестовые образы за преподавателем. Но в дальнейшем присвоенные согласным буквам визуальные и жестовые образы воспроизводятся обучающим и служат подсказкой для обучаемых.

В качестве учебного пособия при знакомстве с согласными буквами используют показанные на Фиг.2 небольшие двухсторонние карточки белого цвета, на одной стороне каждой из которых размещено печатное изображение выбранной согласной буквы, например показанной на Фиг.2 а буквы «М». Под изображением согласной буквы поставлена точка.

На другой стороне карточки может быть размещено изображение присвоенного букве визуального образа, например показанного на Фиг.26 для буквы «М».

Размер карточек составляет приблизительно 14 см на 18 см.

Обучающий, называя букву, показывает ее изображение всем обучаемым, после чего показывает расположенный на обратной стороне карточки присвоенный букве визуальный образ, давая ему характеристику. Затем вновь переворачивает карточку, показывает букву и называет ее, сопровождая воспроизводимым преподавателем жестовым образом.

При показе изображения буквы обращают внимание на расположенную под буквой точку, и объясняют, что точка обозначает быстрое произношение буквы, т.е. точка подсказывает, что произносить букву надо быстро, а чтобы не забыли, можно хлопнуть себя по коленочке.

Рассмотренную карточку преподаватель (обучающий) откладывает и приступает аналогичным образом к рассмотрению следующей согласной буквы.

Рассматривается столько букв, сколько детей присутствует на занятии, после чего карточки раздаются (по одной букве для каждого обучаемого) и начинается работа с карточками для освоения и закрепления изученного материала. Преподаватель задает каждому обучаемому вопрос: Какая буква? Если не может ответить - говорит «подсмотри», для чего ребенок поворачивает карточку, смотрит, возвращает в исходное положение, называет букву. Преподаватель может напомнить букву, сопровождая ее воспроизводимым им жестовым образом или называемым вспомогательным словом-обозначением или называет букву сам. После прочтения букв каждым ребенком осуществляют несколько раз обмен карточками между детьми для последующего прочтения.

После прочтения карточки выставляют на полку с образованием «паровозика» так, чтобы изображения букв были обращены к обучаемым.

После чего переходят аналогичным образом к изучению следующего комплекта согласных букв.

В конце каждого занятия осуществляют хоровое чтение «паровозика» детьми.

Преподаватель в случаях затруднения напоминает букву словом-обозначением (например: пчелка, мамина, песенку поет и т д) или жестовым образом.

Вместо отдельных карточек с буквами могут использоваться кубики, на одной грани каждого из которых изображена одна согласная буква. На другой стороне кубика может быть изображен визуальный образ буквы.

В качестве учебного материала на носителях информации на этом этапе дополнительно может использоваться поясняющая Таблица-«объяснялка» (Фиг.1), которая помогает ребенку увидеть различие в написании букв.

По окончанию занятия в качестве игрового пособия может использоваться «чудесный мешочек», из которого преподаватель поочередно вынимает карточки с изученными буквами, а дети хором их называют.

Изучение согласных букв продолжается непродолжительное время и в зависимости от степени подготовленности детей к чтению длительность первого этапа занимает от 1-го до 3-х, предпочтительно от 1-го до 2-х занятий, каждое продолжительностью по 25-30 минут. При этом последующее занятие повторяет предыдущее, но с усложнением. Если на первом занятии преподаватель ведет основные объяснения и подсказывает, то на втором дети самостоятельно называют буквы, без подсказок преподавателя.

Цель первого этапа: познакомить детей со всеми согласными, научить находить верх и низ буквы, научить быстро пользоваться напоминающей стороной пособия - карточки или кубика. Цель достигнута, если ребенок называет правильно букву без использования подсказки.

Передача информации учебного материала в начале обучения синхронно в звуковой, визуальной и жестовой формах обеспечивает такой режим восприятия информации обучаемыми, при котором у них работают одновременно такие каналы памяти как визуальный, ассоциативный и аудиальный.

На втором этапе осуществляют ознакомление со всеми гласными группы: «А», «О», «У», «Ы», «Э» (далее первая группа гласных).

При первом знакомстве с гласными первой группы показывают графическое изображение каждой гласной буквы на носителе информации, объясняют артикуляцию при ее произношении, описывая букву присваивают ей визуальный образ, а также присваивают присущий ей жестовый образ, воспроизводимый обучаемым.

Гласные не просто описывают, важно научить ребенка их показывать, так как именно гласная определяет положение рта при чтении. «С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков, внутри которой действуют правила коартикуляции (наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего). Предполагается, что «слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, то есть задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам» (Лев Штернберг со ссылкой на лингвистический энциклопедический словарь, Москва, 2002 г., научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»). Из этого определения видно, что слог есть "минимальная цепочка", а значит разделить его на еще более мелкие составляющие элементы в реальной устной речи невозможно. Действительно, если последить за собственной артикуляцией, то можно убедиться, что буква М в слове МАМА произносится несколько иначе, чем в слове МУХА. В слове МУХА губы вытягиваются вперед дудочкой еще до того, как началось М.

Если ребенку объяснить то, как должен выглядеть рот при чтении с каждой гласной (а их не так много для начала - всего 5 позиций), то чтение превращается в понятный процесс. Да еще если эта позиция будет контролироваться рукой, тогда все становится более понятным. При этом слоганы берутся примерно однотипными для быстрого запоминания жестового образа. Жестовые образы гласным буквам присваивают, ориентируясь на их визуальные образы.

Примерные визуальные образы гласных «А», «О», «У», «Ы», «Э» представлены в строке 1 сверху Таблицы-«объяснялки» на Фиг.1.

Описание гласных букв первой группы, их жестовых и визуальных образов и слоганов приведено ниже.

Буква «А» большая, как гора. Визуальный образ - изображение буквы «А» в виде заснеженной горы. Буква «А»: ротик должен быть большим, сильно открытым и чтобы он не забывал открываться, то когда увидим букву «А», мы поможем ему рукой. Если вижу букву «А», то готовлю клювик (слоган). Приготовили клювики (показали), произнесли А-А-А. Для воспроизведения жестового образа кисть руки с плотно прижатыми пальцами (большой палец под указательным) подносится к правому уголку рта. Синхронно с произнесением буквы большой палец под прямым углом опускается вниз. Звук произнесли - палец возвращается в исходное положение.

Буква «О» похожа на колесо. Визуальный образ - изображение буквы «О» в виде колеса. Рот тоже круглый, как колесико. Помогли ротику, проверили, круглый ли он (крутим колесо вокруг рта). Палец указательный выпрямлен, остальные пальцы сжаты в кулачок. Во время озвучивания указательным пальцем обводим рот. Если вижу букву «О», то кручу я колесо (слоган), показали и произнесли О-О-О.

Буква «У» похожа на дудочку. Визуальный образ представлен в виде изображения дудочки. Ротик тоже похож на дудочку - губки вытянуты вперед. Для воспроизведения жестового образа рука идет вниз от губ, показывая дудочку. Для создания жестового образа кончики пальцев соединены вместе и поднесены к губам. Во время озвучивания рука идет вниз, губы вытягиваются в дудочку. Покажите дудочку ручкой.

Буква «Ы» - широкая буква с палочкой. Визуальный образ в виде слегка растянутого рта с приоткрытыми губками показывающие зубки. Для воспроизведения жестового образа буквы «Ы» проводим сначала указательным пальцем по палочке, потом отводим в сторону большой палец, показывая ширину буквы, в этой же позиции руку подносим ко рту - рот такой же широкий как буква. Это буква «Ы». Если вижу букву «Ы» покажу я зубы (слоган), произнесли Ы-Ы-Ы.

Буква «Э» любит показывать язычок, она открыла ротик (открыли), показала язычок и получилось: Э-Э-Э. Визуальный образ в виде открытого рта с язычком. Но мы с вами воспитанные люди, языки не показываем, а язычок покажем указательным пальцем. Произнесли: Э, Э, Э. При воспроизведении жестового образа указательный палец выпрямлен, остальные пальцы сжаты в кулачке, при этом кисть находится у уголка рта.

Освоение гласных букв производят с ориентировкой на жестовые образы, воспроизводимые обучаемым синхронно их звучанию.

В качестве учебного пособия используют, также как на первом этапе, двухсторонние карточки, но выполненные в другом цвете, например розового цвета, на одной стороне каждой из которых как показано на Фиг.3 находится печатное изображение гласной буквы, например показанного на Фиг.3а для буквы «А».

На другой стороне карточки может быть размещено изображение присвоенного букве визуального образа, например показанного на Фиг.3б для буквы «А».

Карточку показывают всем обучаемым, называя букву, после чего, переворачивая карточку, показывают ее визуальный образ, затем вновь показывают букву, называя ее с сопровождением жестовым образом. В этот момент дети повторяют показ жестового образа за преподавателем. Обучающий мотивирует воспроизведение жестового образа гласной буквы детьми произнося соответствующий букве слоган.

Рассмотренную карточку обучающий (преподаватель) откладывает и приступает аналогичным образом к рассмотрению следующей гласной буквы.

При первом общем знакомстве с гласными карточки с гласными детям не раздают.

При знакомстве с каждым гласным звуком дается его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать.

На втором этапе каждое занятие начинается с повторения всех согласных букв для отработки быстрого произношения согласных.

При повторении всех согласных преподаватель показывает карточку с буквой и задает вопрос: какая буква? После ответа карточка отдается ребенку в руки. После того, как карточки розданы всем детям, преподаватель показывает указкой на букву и задает вопрос: какая буква? Как только каждый ребенок назвал свою букву, детям предлагают поменяться карточками. Обмен осуществляют три раза. После прочтения буквы карточки выставляются на доску. В конце занятия знакомят с гласными первой группы. На следующем занятии при показе гласного обучающий произносит слоган, а дети воспроизводят жестовый образ.

Занятия проходят по тому же плану, что и ранее, но в конце занятия вводятся гласные первой группы.

В качестве игрового пособия может использоваться «чудесный мешочек» с согласными на карточках белого цвета, к которым добавлены гласные на карточках розового цвета.

Длительность второго этапа составляет от 1-го до 2-х занятий, каждое продолжительностью 25-30 минут.

Цель второго этапа: познакомить обучаемых с гласными первой группы, научить детей не только называть гласные буквы, но и показывать положение рта во время произношения с правильной артикуляцией. Целью этого этапа является также отработка быстрого названия согласных.

Цель достигнута, если ребенок правильно одновременно называет гласную и воспроизводит ее жестовый образ.

На третьем этапе переходят к чтению открытых двухбуквенных слогов с гласными первой группы и всеми согласными, используя так называемый в педагогической практике складовый метод.

Складовый метод базируется на идее, что мельчайшим элементом чтения является не отдельная буква и не ритмический слог, а короткий звуковой склад (чаще называемый "слог-слияние" или "открытый слог"). В складовом методе ребенок должен озвучивать не только, например, отдельно "Б" и отдельно "А", но также сразу и слитный звуковой склад "БА». Упор делается на гласную. Ребенку дается команда: вспомни первую букву, приготовь показывать вторую. Скажи первую, а вторую покажи и скажи. Образец чтения показывается педагогом, дети повторяют. Далее дети сами читают свою букву с гласной, педагог повторяет правильный ответ, неправильный поправляет.

На этом этапе, подготавливая базу для перехода к чтению слов, основываются на выработке у детей ярко выраженной ориентировки на гласную, следующую за согласной.

Чтение будет выглядеть так: первую букву сказали, а вторую показали и сказали.

Для понимания принципа чтения открытого двухбуквенного слога используют учебное пособие, выполненное в виде набора носителей информации.

Каждый носитель информации выполнен так, чтобы на его поверхности обеспечивалось формирование нескольких единых информационных полей, на каждом из которых будет изображение открытого двухбуквенного слога, состоящего из выбранной для носителя информации согласной буквы и одной из гласных букв первой группы.

Каждый носитель информации набора имеет отдельный участок поверхности с изображением выбранной для носителя информации согласной буквы и отдельные участки поверхности с размещенными по одному изображениями четырех гласных букв, выбранных из первой группы гласных букв.

Причем каждый носитель информации имеет также отдельный участок поверхности с изображением открытого двухбуквенного слога с выбранной для него согласной буквой и той гласной буквой из первой группы гласных букв, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв. При этом каждый носитель информации выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями входящих в число четырех выбранных гласных букв и размещения их в одной плоскости рядом с участком поверхности, на котором имеется изображение выбранной согласной буквы с образованием единого информационного поля, на котором сформировано изображение открытого двухбуквенного слога, состоящего из выбранной согласной буквы и одной из выбранных четырех гласных букв;

Такой набор на носителях информации по числу согласных букв алфавита, каждый из которых имеет гласные буквы первой группы, далее идентифицируется как первый набор.

В первом варианте осуществления пособия каждый носитель информации первого набора выполнен в виде пакета карточек соединенных по типу книжки 1 (далее книжечка), показанной на Фиг.4.

Как показано на Фиг.4а пакет 1 имеет верхнюю карточку 2, нижнюю карточку 3 и блок расположенных между ними внутренних карточек 4 (обозначены одной позицией).

Все карточки пакета 1 в области верхнего края (соединительной кромки) сброшюрованы, например евроспиралью 5, обеспечивающей возможность поворота всех карточек на 360°.

На внутренних карточках 4 размещены по одному изображения обозначенных одной позицией 6 четырех гласных букв: «А» «О», «У», «Ы», выбранных из первой группы гласных. Отдельным участком поверхности с размещенным на нем обозначенным позицией 7 изображением открытого двухбуквенного слога «ГЭ» с выбранной согласной буквой «Г» и гласной буквой «Э», не вошедшей в число выбранных четырех гласных букв, является сторона нижней карточки 3, обращенная к блоку внутренних карточек 4.

Отдельным участком поверхности с размещенным на нем изображением выбранной согласной буквы «Г», обозначенной позицией 8, является показанная на Фиг.4б лицевая сторона верхней карточки 2.

Верхняя карточка 2 и нижняя карточка 3 пакета 1 превышают формат карточек блока внутренних карточек 4 так, что их длина, измеренная продольно соединительной кромке 5, имеет приблизительно в два раза большую величину, чем измеренная в том же направлении длина внутренних карточек 4. Блок внутренних карточек 4 расположен с примыканием его правого края к правым краям нижней карточки 3 и верхней карточки 2. При этом изображение 8 двухбуквенного слога «ГЭ» на нижней карточке 3 размещено так, что блок внутренних карточек 4 в закрытом положении пакета 1 закрывает гласную букву «Э» оставляя открытой его согласную букву «Г».

В раскрытом состоянии книжечки 1 перелистыванием внутренних карточек 4 и последовательным размещением их в одной плоскости рядом с участком поверхности нижней карточки 3, на котором имеется изображение выбранной согласной буквы «Г», входящей в состав двухбуквенного слога «ГЭ», как показано на Фиг.4 в на образованном участком поверхности нижней карточки 3 и поверхностью внутренней карточки 4 общем информационном поле будут последовательно показаны отличающиеся гласной буквой различные открытые двухбуквенные слоги.

В таком исполнении блок внутренних карточек состоит из 4 карточек 4.

В альтернативном исполнении первого варианта осуществления пособия (не показано) блок внутренних карточек может состоять из пяти карточек 4. В этом случае изображения всех гласных букв первой группы будут размещены на внутренних карточках 4, при этом на стороне нижней карточки 3, обращенной к блоку внутренних карточек 4 вместо изображения двухбуквенного слога «ГЭ», обозначенного позицией 8, будет изображение выбранной для данного носителя информации согласной буквы «Г», размещенное на том же самом месте, что и в изображении двухбуквенного слога.

В еще одном альтернативном исполнении первого варианта на внутренней стороне верхней карточки 2 (т.е., противолежащей ее лицевой стороне) дополнительно может быть изображен присвоенный согласной букве при изучении согласных букв ее визуальный образ 9, обращенный низом к соединительной кромке 5 (Фиг.4а, Фиг.4б).

Под изображением согласной буквы 6 на лицевой стороне верхней карточки 2 может быть изображен значок 10 (Фиг.4 в), например точка, обозначающий быстрое произношение буквы.

Буквы, предназначенные для составления двухбуквенного слога, могут быть подчеркнуты половинками 11 скобки с образованием общей скобки, обозначающей слияние звуков.

В другом альтернативном исполнении первого варианта осуществления пособия (не показано) на наружной стороне нижней карточки 3 может быть дополнительно размещено дополнительно второе изображение визуального образа 9 присвоенного выбранной согласной букве. В этом случае пакет 1 карточек в закрытом положении книжечки можно использовать на первом этапе обучения вместо отдельных карточек, что снижает количество необходимых при обучении пособий.

Карточки могут быть соединены обычным книжным переплетом, обеспечивающим просто перелистывание листов.

Во втором варианте осуществления пособия носители информации первого набора могут быть выполнены, как показано на Фиг.7, в виде кубиков 12 (показан для выбранной согласной буквы «Т»). Кубик 12 составлен из двух частей - первой части 13 и второй части 14. Первая часть 13 и вторая часть 14 соединены вместе возможностью поворота на 360° одной части относительно другой и с образованием у кубика четырех составных граней 15 (обозначены одной позицией). Каждая часть представляет собой прямоугольный параллелепипед. Составная грань 15 кубика 12 образована теми гранями первой части 13 и второй части 14, которые могут располагаться в одной плоскости.

Отдельным участком поверхности, на котором размещено изображение выбранной согласной буквы «Т», обозначенной позицией 16, является одна грань первой части 13, относящаяся к составным граням 15 кубика 12. Четыре выбранные гласные буквы, например, обозначенная позицией 17 буква «А», обозначенная позицией 18 буква «О», обозначенная позицией 19 буква «У» и обозначенная позицией 20 буква «Ы», размещены на гранях второй части 13. относящихся к составным граням 15 кубика 12.

Изображение обозначенного позицией 21 открытого двухбуквенного слога ТЭ, составленного из выбранной согласной буквы «Т» и не вошедшей в число выбранных четырех гласных букв буквы «Э» размещено на грани 22 кубика 12, не относящейся к его составным граням.

Буквы, предназначенные для составления двухбуквенного слога, могут быть подчеркнуты половинками скобки 11 с образованием общей скобки, обозначающей слияние звуков.

В альтернативном исполнении на второй грани 24 кубика 12, не относящейся к его составным граням, может быть размещено дополнительно второе изображение 23 выбранной согласной буквы «Т». Под вторым изображением 23 согласной буквы «Т» на несоставной грани кубика может быть изображен значок, например точка 10, обозначающий быстрое произношение буквы.

В еще одном альтернативном исполнении (не показано) может быть дополнительно на другой составной грани 15 первой части 13 кубика размещено второе изображение согласной буквы «Т».

Кроме того, если визуальные образы выполнены так, что вписаны четко просматривающиеся изображения печатных букв, как например показано в Таблице-«объяснялке», то изображения букв на кубиках могут быть заменены на их изображения в сочетании с визуальным образом.

Работу с пособиями осуществляют следующим образом.

Преподаватель называет согласную букву и передает этот носитель информации (кубик 12 или книжечку 1) ребенку. У каждого ребенка носитель информации со своей согласной буквой. Раздав, например кубики, преподаватель указкой показывает на согласную букву на кубике и спрашивает у ребенка: Какая буква? Ребенок называет букву вместе с хлопком по коленке.

Следующим шагом побуждают детей найти ту гласную букву, с которой будут заниматься на занятии. Части кубика (книжечки) вращают так, чтобы изучаемая гласная буква была приставлена к согласной.

Дети друг за другом читают свои кубики со своим согласным. После прочтения дети меняются носителями информации и снова читают по очереди. Обмен осуществляют 2-3 раза. Благодаря обмену дети слышат не только голос преподавателя (обучающего), но и другого ребенка (обучаемого), видят образец чтения у других детей. Если не получается, преподаватель подсказывает или сам говорит за ребенка для того, чтобы занятие прошло комфортно для всех детей. Важно, чтобы не было «давления». Чтение открытого двухбуквенного слога сопровождается воспроизведением жестового образа гласной буквы. Показ гласного при чтении позволяет как бы прощупать открытый слог (тактильно), запомнить его написание и в дальнейшем при письме не делать ошибок. Слово как бы «записано» в памяти в виде «графической картинки» и «привязано в памяти» к образу, понятию, ощущению и опыту.

Длительность третьего этапа составляет десять занятий, каждое продолжительностью 25-30 минут.

На освоение каждой гласной буквы из первой группы гласных отводится по 2 занятия. В зависимости от степени подготовленности детей к чтению количество занятий может быть уменьшено до 5-и занятий. В случаях неуверенного чтения с какой-либо гласной могут быть прибавлены дополнительно 1-2 занятия.

В конце каждого занятия осуществляют хоровое чтение относящихся к данному занятию слов, подготовленных заранее обучающим. Слово 25, как показано, на Фиг.6, может быть написано на лицевой стороне 26 карточки, на обратной стороне 27 которой может быть изображен соответствующий по смыслу визуальный образ 28 слова 25, используемый в качестве подсказки. Открытые двухбуквенные слоги в слове 25 могут быть подчеркнуты скобками 11, а под согласными буквами поставлены точки 10.

Слова могут быть составлены обучающим из разных кубиков или из отдельных карточек. Количество букв в словах увеличивают постепенно по мере изучения гласных букв.

Примеры слов для хорового чтения.

Знакомство с « А»: лак, мак, газ, сад, час, 'мама, папа, баба, ваза, лапа, жара, каша, фара, вата, жаба.

Знакомство с «О»: сон, нож, дом, ком, сок, торт, зонт, оса, роза, гора, коза, вода, сода.

Знакомство с «У»: жук, дуб, лук, душ, удав,, куст,, стул, утка, лужа, муха, паук, луна, щука, кукуруза.

Знакомство с «Ы»: дым, бык, сын, сыр, рыба, крыса, шары, губы, зубы.

Знакомство с «Э»: эх, эхо, алоэ.

Для придания учебному процессу игрового характера продолжают использовать игру «чудесный мешочек», в который добавляют карточки слияний согласных с гласными первой группы (А, О, У, Ы, Э), выполненными, например, голубого цвета.

Цель третьего этапа: познакомить с принципом чтения слов, отработать показ гласного жестовым образом при чтении, отработать быстрое название согласных.

В отличие от третьего этапа, на котором осуществляли знакомство с принципом чтения и основным был показ как получается слово на примерах простых и легких для понимания слов, на следующем четвертом этапе дополнительно вводят более сложные слова, уделяют большее внимание пониманию прочитанного и осуществляют отработку быстрого чтения слогов с первой группой гласных.

В качестве пособий предпочтительнее на этом этапе использовать кубики и Таблицу-«объяснялку».

Длительность четвертого этапа составляет от 3-х до 4-х занятий, каждое продолжительностью 25-30 минут.

Дополнительно по сравнению с предыдущими этапами вводят игры для хорового тематического чтения.

Цель четвертого этапа: закрепление принципа чтения и отработка самостоятельного чтения слогов с гласными первой группы достигнута, если ребенок самостоятельно читает слова с гласными первой группы.

На пятом этапе осуществляют знакомство с «Ь» (мягкий знак), «Ъ» (твердый знак), «Й» и с гласными второй группы: «Я», «Ё», «Е», «И», «Ю».

Гласные «Я», «Ё», «Е», «И», «Ю» сложнее при чтении, так как требуют смягчения при звучании. Ознакомление начинают с мягкого знака «Ь». Алфавитное название можно сказать, но особенного упора на названии и запоминания делать не нужно. Лучше объяснить «Ь» следующим образом: «Мягкий знак как колясочка у «маленькой лялечки», вот и колесико. Мы увидели колясочку и поняли - это маленький ребенок, называть его нужно ласково, нежно».

После данного объяснения все остальные открытые двухбуквенные слоги на пособиях по аналогии читаются ласково.

Так же как и для гласных первой группы для гласных второй группы вводят визуальные и жестовые образы.

«Я»: если вижу букву «Я» - покажу я рукой на себя (жестовый образ). Визуальный образ - изображение малыша.

«Ё»: Кто под елкой лежит с глазками, с иголочками? Ежик. Если глазки у него - это значит буква «Ё». Визуальный образ - в виде ежика с глазками. Воспроизводят показом над головой собранных в кружок двух пальцев как глазок (Жестовый образ).

«Е» - а это ежиха, она глазки закрыла, а язычок высунула (визуальный образ). Жестовый образ - показ движущегося вверх пальцем движения язычка вверх.

«И» - буква похожа на иголочку (визуальный образ). Покажите, как колит иголка. И-И-И (указательным пальцем воспроизводится укол вниз - жестовый образ).

«Ю» - похожа на ключик, покрутили ключик: Ю-Ю-Ю. Жестовый образ - кисть руки совершает вращательное движение.

Букву «Й» объясняют как строгую букву: «она нахмурила брови и всем недовольна». Жестового образа не присваивают. После объяснения читают слова в чередовании: в одном «и», в другом «й», например: чайка - игла, майка - грачи, лайка - санки.

В качестве учебного пособия при освоении гласных второй группы используют набор носителей информации (второй набор), которые в конструктивном исполнении выполнены аналогично раскрытым выше для третьего этапа в виде книжечек (третий вариант полезной модели) или кубиков (четвертый вариант полезной модели), поэтому подробно не описываются. В отличие от первого набора вместо изображений гласных первой группы использованы гласные второй группы «Я», «Ё», «Е», «И», «Ю», как показано, например, на Фиг.7 для согласной буквы «Н». В качестве четырех выбранных гласных букв в этом случае предпочтительно выбрать буквы «Я», «Ё», «И», «Ю».

Кроме того, в отличие от носителей информации первого набора, выполненных в виде кубиков, кубики второго набора, как показано, например, на Фиг.8 для согласной буквы «X», вместо отдельного участка поверхности с изображением выбранной согласной буквы содержат отдельный участок поверхности с ее изображением в сочетании с мягким знаком.

Изображение мягкого знака может быть представлено в сочетании с изображением присвоенного мягкому знаку визуального образа. Например, как показано на Фиг.9 для буквы «Т», изобразить его в колясочке для обозначения функциональной мягкости согласного звука.

Кроме того, если согласная практически не встречается в словах с какими-либо гласными второй группы, то эти гласные буквы могут отсутствовать на носителях информации для таких букв. Например, гласные:

«Я», «Ю» могут отсутствовать для согласных «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», а в для согласной «Ц» может отсутствовать буква «Ё».

Кубики второго набора с гласными второй группы предпочтительно выполнить меньшего размера, чем кубики первого набора с гласными первой группы для того, чтобы дети почувствовали физически (тактильно ощущениями) разницу между группами гласных букв.

Выполненные в виде карточек пособия для разных групп гласных букв могут быть выполнены в виде двух соединенных вместе пакетов карточек для одной согласной, что уменьшит общее количество пособий.

Занятия проходят аналогично вышеописанным третьему и четвертому этапам.

В игру «чудесный мешочек» добавляют карточки желтого цвета того же размера с открытыми двухбуквенными слогами с гласными второй группы.

В игры добавляют новые слова.

Знакомство с твердым знаком «Ъ» осуществляют в процессе чтения слов с этой буквой после пояснения: это как заборчик: увидели - просто перепрыгнули как через забор (визуальный образ - показанный в Таблице на Фиг.1 забор). Слова для прочтения дают в сравнении: ел-съел, ехал-съехал, поезд-подъезд. Задают вопрос: «что прочитал?». Ответ подтверждается в случае слова с твердым знаком показом на визуальный образ, например Таблицы-объяснялки.

Цель пятого этапа: знакомство с гласными второй группы, с «Ь» и «Ъ», отработка хорового и самостоятельного чтения, достигнута, если ребенок может с небольшой помощью преподавателя прочитать слово и сказать, что прочитал.

Самостоятельное чтение небольших слов говорит о возможности перехода на следующий этап обучения.

Если на вышеописанных этапах освоение механизма чтения осуществляют с применением в качестве пособий только кубиков, то Таблицу-объяснялку используют до перехода к следующему этапу (шестому). Если освоение механизма чтения осуществляют с применением в качестве пособий перекидных книжечек, то таблица может не использоваться, если на книжках представлены визуальные образы согласных букв.

Длительность пятого этапа составляет 12-ть занятий.

Таким образом, через максимум 2,5 месяца ребенок осваивает механизм чтения по принципу - вижу, проговариваю, понимаю.

Если ребенок знает буквы, то первый этап составляет 1 занятие, второй этап составляет 1 занятие, третий этап составляет 5 занятий, четвертый этап составляет 5 занятий, пятый этап составляет 6, т.е. ребенок осваивает механизм чтения практически за 1 месяц.

Шестой этап - самостоятельное чтение, предполагает работу над словом, как единицей чтения, словосочетанием. Количество занятий определяют индивидуально.

На шестом этапе осуществляют чтение 25-30 карточек, на которых написаны слова. В начале это карточки со словами, состоящими из 4 или 5 букв. После их правильного прочтения предлагают карточки со словами, содержащими 6 и более букв. Задание: прочитай и скажи, что прочитал. Карточки могут быть с подсказками, т.е. с обратной стороны расположена картинка. Используют также карточки со словосочетаниями, карточки с предложениями, а также игры с различной градацией сложности.

В качестве игрового пособия может использоваться игра-пазлы. Игра (Фиг.10) представляет собой головоломку в виде набора игровых элементов-пазлов, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка на сопрягаемых между собой отдельных карточках, на обратной стороне которых написаны разные слова.

Основное игровое поле разделено на участки 29 (обозначены одной позицией), соответствующие размеру карточек. На каждом участке 29 расположен рисунок, соответствующий по смысловому содержанию слову, которое находится на отдельной карточке 30 (обозначены одной позицией). Слово на карточке читают и закрывают соответствующий участок поля. В итоге, когда все слова прочитаны, а пазлы уложены, получается большая картинка с изображением 31, которую ребенок рассматривает. Картинка необходима не только для стимулирования чтения, но и для того, чтобы глаза ребенка отдохнули от чтения.

Собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания и восприятия, в частности, учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику рук.

Пазлы используют от самых простых слов до словосочетаний и предложений.

Пазлы с простыми словами можно вводить как игровое пособие на более ранних этапах.

Предлагаемый способ обучения и учебные пособия построены на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас. Занятия носят игровой характер, повышают заинтересованность и концентрацию внимания.

Многолетней практикой установлено, что занятия по предложенной схеме с использованием описанных выше учебных пособий обеспечивают быстрое заложение основ грамотности.

Обучение с учебными пособиями согласно полезной модели позволяет начать занятия в раннем дошкольном возрасте 2,5-4 года. Обучаемый ребенок приобретает навыки связной устной речи и чтения без заучивания алфавита, без специальных приемов заучивания каких-либо грамматических правил.

1. Пособие для обучения чтению, содержащее набор носителей информации по числу согласных букв алфавита, каждый из которых выполнен в виде сброшюрованного пакета карточек, на которых имеются размещенные заданным образом изображения выбранной согласной буквы алфавита и выбранных гласных букв алфавита, при этом пакет имеет верхнюю карточку, нижнюю карточку и блок расположенных между ними внутренних карточек, причем изображение выбранной согласной буквы имеется на лицевой стороне верхней карточки и на стороне нижней карточки, обращенной к блоку внутренних карточек, отличающееся тем, что карточки сброшюрованы со стороны верхнего края пакета, при этом верхняя и нижняя карточки пакета превышают формат внутренних карточек так, что блок внутренних карточек оставляет открытым изображение согласной буквы на стороне нижней карточки, обращенной в сторону блока внутренних карточек, при этом в качестве выбранных гласных букв алфавита использованы буквы из ряда А, О, У, Ы, Э; причем изображения четырех выбранных гласных букв размещены по одному на внутренних карточках, а изображение не вошедшей в число четырех выбранной гласной буквы размещено или на последней внутренней карточке или рядом с изображением выбранной согласной буквы на обращенной к блоку внутренних карточек стороне нижней карточки.

2. Пособие для обучения чтению по п.11, отличающееся тем, что карточки пакета сброшюрованы с возможностью их поворота на 360°.

3. Пособие для обучения чтению по п.1 или 2, отличающееся тем, что на стороне верхней карточки, противолежащей ее лицевой стороне, изображен присвоенный согласной букве визуальный образ.

4. Пособие для обучения чтению по п.1, отличающееся тем, что под изображением согласной буквы на лицевой стороне верхней карточки изображен значок, например точка, обозначающий быстрое произношение буквы.

5. Пособие для обучения чтению по п.1, отличающееся тем, что гласные буквы и размещенная на обращенной в сторону блока внутренних карточек стороне нижней карточки согласная буква подчеркнуты половинками скобки с образованием обозначающей слияние звуков общей скобки при размещении букв в одной плоскости для образования открытого двухбуквенного слога.

6. Пособие для обучения чтению по п.1, отличающееся тем, что приспособлено для применения в способе обучения чтению, в котором каждой гласной букве присваиваются присущие ей жестовый и визуальный образы, при том что, по меньшей мере, части согласных букв присваиваются присущие каждой из них жестовый и визуальный образы, а мягкому знаку присваивается присущий ему визуальный образ.

7. Пособие для обучения чтению, содержащее набор носителей информации, каждый из которых выполнен в виде кубика, составленного из двух частей, соединенных вместе с возможностью поворота одной части относительно другой и с образованием у кубика четырех составных граней, при этом первая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях изображения четырех гласных букв, выбранных из группы гласных букв, содержащей буквы «А», «О», «У», «Ы», «Э», а вторая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях изображения заданного количества выбранных согласных букв, отличающееся тем, что количество носителей информации равно числу согласных букв алфавита, при этом вторая часть имеет размещенное на по меньшей мере одной из ее граней, относящихся к составной грани кубика, изображение одной выбранной согласной буквы, причем на одной из граней кубика, не относящихся к его составным граням, размещено изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв.

8. Пособие для обучения чтению по п.7, отличающееся тем, что выбранными гласными буквами являются буквы «А», «О», «У», «Ы».

9. Пособие для обучения чтению по п.7 или 8, отличающееся тем, что на второй грани кубика, не относящейся к его составным граням, размещено второе изображение выбранной согласной буквы с размещенным под ней значком, например точкой, обозначающим быстрое произношение буквы.

10. Пособие для обучения чтению по п.7, отличающееся тем, что изображения букв, размещенные на относящихся к составным граням кубика гранях первой и второй частей, подчеркнуты половинками скобки с образованием обозначающей слияние звуков общей скобки при размещении граней первой и второй частей в одной плоскости для образования двухбуквенного слога, при этом изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв, подчеркнуто общей скобкой.

11. Пособие для обучения чтению по п.7, отличающееся тем, что приспособлено для применения в способе обучения чтению, в котором каждой гласной букве присваиваются присущие ей жестовый и визуальный образы, при этом, по меньшей мере, части согласных букв присваиваются присущие каждой из них жестовый и визуальный образы, а мягкому знаку присваиваются присущий ему визуальный образ.

12. Пособие для обучения чтению, содержащее набор носителей информации по числу согласных букв алфавита, каждый из которых выполнен в виде сброшюрованного пакета карточек, на которых имеются размещенные заданным образом изображения выбранной согласной буквы алфавита и выбранных гласных букв алфавита, при этом карточки скреплены с возможностью их поворота относительно соединительной кромки, при этом пакет имеет верхнюю карточку, нижнюю карточку и блок расположенных между ними внутренних карточек, причем изображение выбранной согласной буквы имеется на лицевой стороне верхней карточки и на стороне нижней карточки, обращенной к блоку внутренних карточек, отличающееся тем, что карточки сброшюрованы со стороны верхнего края пакета; при этом верхняя и нижняя карточки пакета превышают формат внутренних карточек так, что блок внутренних карточек оставляет открытым изображение согласной буквы на обращенной в сторону блока внутренних карточек стороне нижней карточки; в качестве выбранных гласных букв алфавита использована по меньшей мере часть гласных букв, выбранных из ряда «Я», «Ё», «Ю», «И», «Е», причем изображение одной из выбранных гласных букв размещено или на последней внутренней карточке или рядом с изображением выбранной согласной буквы на обращенной к блоку внутренних карточек стороне нижней карточки; а изображения остальных выбранных гласных букв размещены по одной на внутренних, при этом на стороне верхней карточки, противолежащей ее лицевой стороне, размещено изображение выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком.

13. Пособие для обучения чтению по п.12, отличающееся тем, что карточки пакета сброшюрованы с возможностью их поворота на 360°.

14. Пособие для обучения чтению по п.12 или 13, отличающееся тем, что гласные буквы и согласная буква, размещенная на обращенной в сторону блока внутренних карточек стороне нижней карточки, подчеркнуты половинками скобки с образованием общей скобки, обозначающей слияние звуков при размещении букв в по существу одной плоскости для образования открытого двухбуквенного слога.

15. Пособие для обучения чтению по п.12, отличающееся тем, что изображение согласной буквы, размещенное на лицевой стороне верхней карточки, изображено в сочетании с присвоенным мягкому знаку визуальным образом для обозначения функциональной мягкости согласного звука.

16. Пособие для обучения чтению по п.15, отличающееся тем, что мягкому знаку присвоен визуальный образ в виде детской колясочки.

17. Пособие для обучения чтению по п.12, отличающееся тем, что для выбранных согласных букв «Б», «В», «Г», «Д», «3», «И», «К», «Л», «М», «Н», «П», «Р», «С», «Т», «Ф» и «X» выбраны гласные буквы «Я», «Ё», «Ю», «И», «Е».

18. Пособие для обучения чтению по п.12, отличающееся тем, что для выбранных согласных букв «Ж», «Ш», «Щ» и «Ч» выбраны гласные буквы «Е», «И», «Е».

19. Пособие для обучения чтению по п.12, отличающееся тем, что для выбранной согласной буквы «Ц» выбраны гласные буквы «Я», «Ю», «И» и «Е».

20. Пособие для обучения чтению по п.12, отличающееся тем, что приспособлено для применения в способе обучения чтению, в котором каждой гласной букве присваиваются присущие ей жестовый и визуальный образы, при том, что, по меньшей мере, части согласных букв присваиваются присущие каждой из них жестовый и визуальный образы, а мягкому знаку присваивается присущий ему визуальный образ.

21. Пособие для обучения чтению, содержащее набор носителей информации, каждый из которых выполнен в виде кубика, составленного из двух частей, соединенных вместе с возможностью поворота одной части относительно другой и с образованием у кубика четырех составных граней, при этом первая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях изображения четырех гласных букв, выбранных из группы гласных букв, содержащей буквы «Я», «Ё», «Ю», «И», «Е», а вторая часть имеет размещенные по одной на ее относящихся к составным граням кубика гранях изображения заданного количества выбранных согласных букв, отличающееся тем, что количество носителей информации набора равно числу согласных букв алфавита, при этом вторая часть имеет размещенное на, по меньшей мере, одной из ее граней, относящихся к составной грани кубика, изображение одной выбранной согласной буквы, причем на одной из граней кубика, не относящихся к его составным граням, размещено изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв, причем на другой грани кубика, не относящейся к его составным граням, размещено изображение выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком.

22. Пособие для обучения чтению по п.21, отличающееся тем, что выбранными гласными буквами являются буквы «Я», «Ё», «Ю», «И».

23. Пособие для обучения чтению по п.21 или 22, отличающееся тем, что изображения букв, размещенные на относящихся к составным граням кубика гранях первой и второй частей, подчеркнуты половинками скобки с образованием общей скобки, обозначающей слияние звуков при размещении граней первой и второй частей в одной плоскости для образования открытого двухбуквенного слога, при этом изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв, подчеркнуто общей скобкой.

24. Пособие для обучения чтению по п.21, отличающееся тем, что под изображением выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком размещен значок, например точка, обозначающий быстрое произношение буквы.

25. Пособие для обучения чтению по п.21, отличающееся тем, что приспособлено для применения в способе обучения чтению, в котором каждой гласной букве присваиваются присущие ей жестовый и визуальный образы, при том, что, по меньшей мере, части согласных букв присваиваются присущие каждой из них жестовый и визуальный образы, а мягкому знаку присваивается присущий ему визуальный образ.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к системе распределения воздуха для кресла транспортного средства

Устройство относится к категории медицинского, хирургического оборудования и средств первой помощи, используется для нагнетания воздуха в носовые проходы при невозможности осуществления самостоятельного дыхания.

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности, к детским саням и может быть использована в конструкциях детских саней для перевозки детей по заснеженной территории в комфортных условиях

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (далее ДВС), Система вентиляции картера содержит сформированную в нижней части картера полость, заполненную газо-масляной средой, сообщающуюся с трактом системы впуска в ДВС топливовоздушной смеси посредством шланга отвода картерных газов, закрепленного на корпусе ДВС посредством присоединительного патрубка штуцера, смонтированного своим монтажным участком, выше уровня находящегося в картере масла
Наверх