Набор для обучения грамоте "азбука в ладошках"

 

Полезная модель относится к области педагогики и может быть использована в домашних условиях и дошкольных воспитательных учреждениях в качестве развивающего пособия, способствующего обучению детей грамоте. В состав заявляемого набора для обучения детей грамоте входят носители букв алфавита выполненные в виде фигур, имеющих различное цветовое решение, причем гласные буквы исполнены на колечках одним цветом, согласные исполнены на кружках и/или объемными, при этом твердые и мягкие согласные выполнены двумя различными цветами, отличными от цвета, которым выполнены гласные буквы. Дополнительно набор включает средство для размещения носителей букв, поролоновое пианино со звуковыми дорожками различных цветов, браслетиками без колокольчиков и браслетиками с колокольчиками, причем браслетики выполнены цветами соответствующими твердым и мягким согласным. Использование заявленного набора для обучения грамоте позволяет обучить детей грамоте в короткие сроки, обеспечивая при этом легкость запоминания образов букв, обучить слоговому слиянию и способности различать согласные по артикуляторно-акустическим признакам. При этом в процессе обучения обеспечивается речевое стимулирование ребенка, создается интерес к обучению грамоте, устраняются речевые нарушения различной этиологии. 1 с.п. ф-лы, 4 з.п. ф-лы, 7 илл.

Полезная модель относится к области педагогики и может быть использована в домашних условиях и дошкольных воспитательных учреждениях в качестве развивающего пособия, способствующего обучению детей грамоте.

Известны широко используемые в практике обучения детей грамоте различные наборные кассы букв, знаков препинания и цифр, которые используют для формирования слов, последовательностью символов, соответствующих буквам, знакам препинания, которые размещают в пазы касс.

Основным недостатком этих традиционных технических средств обучения является низкая эффективность на начальном этапе детей с ограниченной мыслительной активностью из-за отсутствия учета структуры (анатомии) символа на основе порядка его графического отображения при написании, что препятствует получению технического результата, достигаемого заявляемыми объектами.

Известна игровая азбука (Азбука Трофимчева), которая содержит элементы в виде букв, цифр, знаков со средствами крепления, выполненными за одно целое с элементами, при этом средства крепления выполнены в виде, по меньшей мере, одной присоски, а элементы и средства крепления выполнены из резины (п. РФ 2066070, G09B 1/00, G09B 17/00. опубл. 27.08.1996).

Недостатком данного комплекта элементов является монотонность обучения, а отсутствие цветовой гаммы приводит к тому, что дети быстро теряют интерес к обучению. В результате, интеллектуальные и познавательные процессы активизируются в недостаточной степени. Кроме того, использование данного набора для обучения приводит к быстрой утомляемости детей, поскольку при пользовании азбукой нужно взять любой символ, надавив его корпус, элементами крепления (присосками) коснуться гладкой поверхности и зафиксировать символ. При снятии символа необходимо потянуть его на себя. Вследствие чего, данная азбука практически неприемлема для обучения грамоте детей, страдающих алалией, тяжелой формой дизартрией, синдромом Дауна, аутичным спектром и др.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является звуковая азбука для ускоренного обучения чтению. Азбука содержит карточки, на которых рядом с буквой алфавита изображен рисунок источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова, при этом в звуковой азбуке рядом с изображением источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова, указан вопрос, какой звук издает данный источник, приведенный на рисунке, который позволяет организовать процесс запоминания звуков звуковой азбуки при раннем обучении в виде игры, причем каждый звук звуковой азбуки изображен в виде заглавной и строчной печатных и прописных соответствующих букв (п. РФ 2384890, G01B 17/00, опубл. 27.02.2009).

К недостаткам данного набора для обучения детей грамоте следует отнести то, что он неэффективен для обучения детей имеющих речевые проблемы и особенности поведения эмоционально-волевой сферы, а также низкий уровень познавательной активности. Использование данной азбуки не дает возможность компенсировать речевую, моторную и коммуникативную недостаточность ребенка в домашних условиях или в массовой группе детского сада.

Задача, решаемая заявляемой полезной моделью, является создание набора для обучения грамоте, обеспечивающего речевое стимулирование ребенка; создание интереса к обучению грамоте; обучение основам звуко-буквенного анализа; устранение речевых нарушений различной этиологии; развитие мелкой моторики рук; развитие межполушарного взаимодействия; профилактику дислексии и дисграфии; снижение тревожности родителей и детей в процессе подготовки к школе.

Поставленная задача решается тем, что в известном наборе для обучения грамоте, содержащем носители букв, согласно заявляемому техническому решению носители букв алфавита выполнены в виде фигур, имеющих различное цветовое решение, причем гласные буквы исполнены на колечках одним цветом, согласные исполнены на кружках и/или объемными, при этом твердые и мягкие согласные выполнены двумя различными цветами, отличными от цвета, которым выполнены гласные буквы. Дополнительно набор включает средство для размещения носителей букв, поролоновое пианино со звуковыми дорожками различных цветов, браслетиками без колокольчиков и браслетиками с колокольчиками, причем браслетики выполнены цветами соответствующими твердым и мягким согласным.

Использование в комплекте букв, выполненных в различной цветовой гамме, способствует успешному обучению детей грамоте, созданию интереса к обучению. На практике установлено, что лучшим вариантом цветового исполнения набора для обучения детей грамоте, способствующим решению поставленной задачи, является выполнение гласных букв на колечках красным цветом, твердых согласных на кружках синим цветом, а мягких согласных на кружках зеленым цветом. При этом диаметр кружков не должен превышать размера детской ладошки, что позволяет не только заинтересовать ребенка обучением, но и обеспечивает ребенку легкость обращения с элементами набора для обучения, повышает внимание, развивает пространственные представления. В конечном результате, это повышает мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышая способность к произвольному контролю, активизирует интеллектуальные и познавательные процессы.

Использование в качестве средства для размещения букв рук (используются пальцы для размещения гласных букв, а ладошки для размещения - согласных букв) ребенка значительно удешевляет набор для обучения детей грамоте и позволяет организовать обучение в увлекательной игровой форме, а также способствует естественной коррекции речи с движениями пальцев рук. Вследствие этого, использование заявленного набора для обучения грамоте позволяет детям дошкольного возраста легко, с увлечением осваивать правильное звукопроизношение, звуко-буквенный анализ, слоговое чтение; дифференциацию смежных звуков и улучшает тонко-координированные движения пальцев рук, что, в конечном результате, стимулирует межполушарное взаимодействие.

Включение в набор для обучения грамоте поролонового пианино со звуковыми дорожками красного, синего и зеленого цветов, знакомит детей со звуками соответствующих букв, а поскольку дорожки выполнены в цветах соответствующих гласным, твердым и мягким согласным, то позволяет детям ознакомиться и лучше запомнить особенности алфавита.

Включение в комплект браслетиков синего и красного цветов с колокольчиками и без колокольчиков, позволяет ознакомить ребенка с глухими и звонкими согласными. Браслетики с колокольчиками одеваются на запястья ребенка при знакомстве со звонкими согласными ((Б, Бь, Д, Дь, З,Зь, Ж, В, Вь, Г, Гь, Л, Ль, Р, Рь, М, Мь, Н, Нь, Й). Браслетики без колокольчиков надеваются на запястья ребенка при знакомстве с глухими согласными.

В качестве колечек для гласных букв в наборе для обучения грамоте можно использовать Су Джок массажное кольцо. Это позволит одновременно в обучающий процесс вносить элементы массажа, что оказывает дополнительное положительное влияние на развитие и здоровье ребенка. Эластичное Су Джок массажное кольцо позволяет одновременно производить быструю и интенсивную стимуляцию множества точек Су Джок, расположенных по окружности пальца. Поэтому кольцевой массаж показан при лечении заболеваний позвоночника (остеохондроз, травмы, грыжи дисков и т.д.), крупных суставов и длинных трубчатых костей). В зависимости от интенсивности процедуры массаж Су Джок кольцом массажным оказывает расслабляющее или тонизирующее действие. Мягкие медленные движения кольцом массажным с постепенным увеличением или уменьшением силы давления на кольцо вызывают расслабление, что используется, например, при повышении мышечного тонуса у ребенка.

Дополнительно набор для обучения детей грамоте включает колечки с двумя гласными буквами и объемные согласные для узнавания буквы на ощупь.

Набор для обучения детей грамоте представлен на фиг.1-6, где, на фиг.1 - представлен вид носителя с гласной буквой; на фиг.2 - вид носителя с согласной буквой; на фиг.3 - браслетик; на фиг.4 - браслетик с колокольчиком; на фиг.5 - вид объемных согласных; на фиг.6 - вид носителя с двумя гласными буквами; на фиг.7 - вид сверху на поролоновое пианино.

Набор для обучения детей грамоте используют следующим образом. На первом этапе происходит знакомство ребенка с гласными звуками-буквами. В русском языке 6 звуков: А, О, У, Ы, И, Э и 10 гласных букв: 10 пальчиков - 10 колечек. На каждый палец правой и левой руки надеваем колечко (фиг 1), на котором красным цветом написана гласная буква.

А 0У ЫЭ Правая рука
ЯЁ ЮИ ЕЛевая рука

Начиная обучение звукам и буквам, используют прием голосоведения по звуковой дорожке, проводя по ней пальцем. Для запоминания каждого гласного звука используют игры по формированию звукового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа. Например: «Кто в домике живет?», «Песенка по лесенке» (на поролоновом пианино), «Где спрятался звук?» (определение позиции звука в слове), пальчиковые упражнения с использованием звуков первого и второго ряда, соотнося звуки с буквами на колечках правой и левой руки.

Игра «Пальчики знакомятся», где большой палец последовательно соприкасается с другими пальцами этой же руки - А-О, А-У, А-Ы, А-Э. Ребенок «знакомите пальчики и проговаривает звуки парами. Аналогичное движение пальцами левой руки - Я-Ё, Я-Ю, Я-И, Я-Е.

Эта игра является базовой для обучения ребенка грамоте. Она помогает развить последовательное координированное движение пальцев рук, что в свою очередь способствует развитию рече-двигательных центров коры головного мозга.

Затем «знакомят» пальчики правой и левой руки в игре «Пальчики здороваются».

Большой палец правой руки «знакомится» с большим пальцем левой руки - А-Я, затем последовательно «знакомятся» остальные пальчики: О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. «Знакомство» может быть последовательным, где одноименные пальцы соприкасаются по очереди друг с другом и одновременно проговариваются пары звуков-букв.

Более сложный уровень игры с соприкосновением разноименных пальцев правой и левой руки. Например: большой палец правой руки «знакомится» со средним пальцем левой руки - А-Ю и т.д.

При этом можно использовать колечко с двумя гласными (фиг.6), это позволяет обучающемуся видеть букву, как с лицевой стороны ладошки, так и с ее тыльной стороны.

Эти упражнения способствуют быстрому запоминанию звуков и букв в игровой форме и развивают межполушарное взаимодействие.

Только после того, как ребенок усвоит позиции гласных на пальцах рук, ребенка знакомят с согласными звуками и буквами

Начинают знакомство с согласными буквами, опираясь на сохранные звуки, которые ребенок умеет чисто проговаривать. Правильное артикулирование и голосоведение по звуковым дорожкам поролонового пианино (фиг.7) для длительно звучащих согласных облегчают запоминание новой буквы. В ладошки поочередно кладут носители с различными согласными буквами (фиг.2).

Ребенок без труда «пройдет» по звуковой дорожке со звуками: М, Н, X, В, Ф. Это те звуки, которые произносит большинство детей.

Нежелательно обучать тем звукам-буквам, которые ребенок не произносит. Например: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р. Если ребенок не произносит эти звуки, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Только после коррекционной работы возможно продолжение обучению.

Следует учитывать, что звук и буква в данной методике звучат одинаково. Например: С - буква, С - звук, а не буква «эС».

Ребенок учится запоминать звук-букву, водя пальчиком по звуковой дорожке поролонового пианино, которые могут быть различны по конфигурации: волнистые, ломанные, в виде лабиринта, улитки, ступенек и пр.

/ \

М________[M]

Малыш учится слышать и выделять звук-букву в составе слова (начало, середина, конец), глядя на картинки или на слух; конструировать букву из различных мелких предметов (пуговицы, камешки, палочки, конфеты и пр.).

Затем, усвоив этот звук-букву, кладем объемную букву, выполненную как представлено на фиг.5, на его правую ладошку. Например: М. И просим ребенка с закрытыми глазами угадать, какая буква спряталась в ладошке. Так ребенок учится запоминать букву, ориентируясь на тактильные ощущения.

Следующим этапом ребенка обучают слогу-слиянию. Игра «В гости». Гласный звук идет к согласному по звуковой дорожке. Дорожки будут разного цвета, в зависимости, от первого звучащего звука. Важно учитывать, что цветовое восприятие - один из главных моментов обучению звуковому анализу. Гласные красного цвета и звуковые дорожки тоже красного цвета.

Согласные бывают твердые и мягкие, соответственно, традиционно обозначаются синим и зеленым цветом.

Поют закрытый слог:

А________М

О________М

У________М

Ы________М

Э________М

После этого, согласный «отправляется» в путь к гласному. Тянут открытый слог:

М________А

М________О

М________У

М________Ы

М________Э

Мягкость и твердость согласных зависит от последующей гласной. Гласные первого ряда обозначают твердость согласного звука, например Ма, Мо, My, Мы, Мэ.

Гласные второго ряда обозначают мягкость согласных: Мя, Мё, Мю, Ми, Me.

Особенность работы с левой ладошкой в том, что с ее использованием изучают только прямые, открытые слоги:

М________Я

М________Ё

М________Ю

М________И

М________Е

Игры для закрепления слого-слияния и запоминания слогов: «Подружи согласную со всеми пальчиками».

Игра «Пальчики-человечки разговаривают».

A) Большой палец правой руки «разговаривает» с остальными пальчиками этой же руки, дважды соприкасаясь - Ма-Мо, Ма-Му, Ма-Мы, Ма-Мэ.

Б) Большой палец левой руки «разговариваете: Мя-Ме, Мя-Мю, Мя-Ми, Мя-Ме.

B) Этот вариант игры позволяет познакомить ребенка с дифференциацией согласных по твердости-мягкости. Большой пальчик правой руки разговаривает с одноименным пальцем левой руки, дважды соприкасаясь - Ма-Мя, Мо-Мё, Му-Мю, Мы-Ми, Мэ-Ме.

Г) Разноименные пальчики на разных руках «разговаривают»:

Ма-Ми, Мо-Ме и т.д.

Игры с использованием поролонового пианино:

А) «Песенка по лесенке>: ма-мо-му-мы-мэ

Б) Пропевание чистоговорок:

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Мо -мо - мо - солнце катится само.

Mу - му - му - яблоко кому?

Мы-мы-мы - весело играем мы.

Мэ-мэ-мэ-сказал барашек: «Мэ»

Игра «Придумай слово на слог»

Ма - машина

Мо - море

Mу - музыка

Мы - мыло

Мэ - мэр

Игра с

Согласные звуки, которые произносятся кратко: П, Б, Т, Д. К, Г, Й усваиваются по аналогии с предыдущей группой согласных, только по звуковой дорожке при этом продвигаются чуть быстрее.

А________Д

Д________А

Таким образом, ребенок, пройдя последовательно все этапы, уже знаком со звуками, которые он произносит, он научился узнавать буквы и называть их, сливать буквы в слоги и читать их в разной последовательности, он стал более ловким в работе с пальчиками. Он знает, что согласные бывают твердые и мягкие - они путешествуют по звуковым дорожкам синего и зеленого цвета. Остается познакомить его со звонкими и глухими согласными.

В этом случае используют 4 браслетика: синий, зеленый с колокольчиками (см. фиг.4) и синий, зеленый без колокольчика (см. фиг.3). Браслетики с колокольчиками надеваются на запястья в том случае, когда происходит знакомство со звонкими согласными (Б, Бь, Д, Дь, З,Зь, Ж, В, Вь, Г, Гь, Л, Ль, Р, Рь, М, Мь, Н, Нь, Й).

Браслеты без колокольчиков надеваются на запястья, когда знакомим с глухими согласными (П, Пь, Т, Ть, С, Сь, Ц, Ч, Щ, Ш, Ф, Фь, К, Кь, X, Хь).

Заложив фундамент фонетико-фонематического анализа и синтеза, закрепив понятие о звуке-букве и навыка слияния звуков и букв в слоги переходят к дифференциации звуков по артикуляторно-акустическим признакам, что является профилактикой различных видов дисграфий и дислексии.

В настоящее время, многие младшие школьники путают на письме и при чтении группы звуков: свистящих - шипящих (С-Ш, З-Ж, Ч-Ц, Ч-Щ), сонорных (Л-Р, М-Н, Ль-Й), переднеязычных и заднеязычных (Т - К, Д - Г) и другие.

С этой целью используют уже знакомую игру с пальчиками «Пальчики разговаривают».

Одноименные пальцы правой руки «говорят» с одноименными пальцами левой руки: «Са-Ша, Со-Шо, Су-Шу, Сэ-Ше, Сы-Шю».

Орфография русского языка предполагает правильное написание Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу. В этом случае, вместо колечек с буквами Ы, Я, Ю, надевают колечки с буквами И, А, У. Ребенку дается это правило, как игра. Малышу объясняют, что буква Ш «дружите» с буквой И и т.д. Маленький ученик визуально запоминает правильное написание слогов, не зная этого правила.

Более сложный уровень игры «Пальчики разговаривают»: разноименные пальчики на разных руках. Например: Са-Ши, Со-Ше и т.д.

Использование заявленного набора для обучения грамоте, позволяет вести обучение детей грамоте по методике «Азбука в ладошках» в короткие сроки, обеспечивая при этом легкость запоминания образов букв, обучение слоговому слиянию и способности различать согласные по артикуляторно-акустическим признакам. В конечном результате, использование заявляемого набора при обучении детей грамоте позволяет обеспечивать речевое стимулирование ребенка, создать интерес к обучению грамоте, устранить речевые нарушения различной этиологии; способствует развитию мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействия, а также профилактики дислексии и дисграфии.

1. Набор для обучения детей грамоте, включающий носители букв алфавита, отличающийся тем, что носители букв выполнены в виде фигур, имеющих различное цветовое решение, при этом гласные буквы выполнены на колечках одним цветом, согласные выполнены на кружках и/или объемными, причем твердые и мягкие согласные исполнены двумя различными цветами, отличными от цвета, которым исполнены гласные буквы; дополнительно набор включает средство для размещения букв, поролоновое пианино со звуковыми дорожками различных цветов, браслетиками без колокольчиков и браслетиками с колокольчиками, причем браслетики выполнены цветами, соответствующими твердым и мягким согласным.

2. Набор по п.1, отличающийся тем, что в качестве средства для размещения букв используют руку ребенка.

3. Набор по п.1, отличающийся тем, что гласные буквы выполнены красным цветом, твердые согласные - синим цветом, а мягкие согласные - зеленым цветом.

4. Набор по п.1, отличающийся тем, что звуковые дорожки поролонового пианино выполнены красным, синим и зеленым цветом.

5. Набор по п.1, отличающийся тем, что в качестве колечек используют Су Джок массажное кольцо.



 

Похожие патенты:

Лопата садовая из нержавеющей стали, штыковая с черенком, для сада, огорода и других земляных работ относится к ручным орудиям труда и может применяться в сельском хозяйстве, в том числе для обработки почвы, в строительстве при выполнении земляных работ, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в различных других областях жизнедеятельности человека.

Зонт // 71221

Аппарат для коррекции нарушений звуков речи относится к области медицины, а именно, к педиатрии, нейропсихологии, неврологии и может быть использован при коррекции речи у детей с врожденными и приобретенными нарушениями, а также у взрослых, для постановки голоса у вокалистов.

Мангал // 102475
Наверх