Плуг полунавесной оборотный с регулируемой шириной захвата
Изобретение относится к плугам полунавесным оборотным с регулируемой шириной захвата и может быть использовано в сельскохозяйственном машиностроении. Плуг содержит механизм навески, тяговое дышло, механизм оборота, шарнирно связанный посредством складного рычага с передним брусом, содержащим механизм передних опорных колес, левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса, установленные посредством стоек и державок, балансир, шасси, средний брус, соединенный с задним брусом, содержащим механизм задних полевых колес, левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса. Поворот стойки механизма задних полевых колес ограничивается регулируемыми упорами, установленными на державке механизма колес и связанных с последней пружинами. Болты крепления державок корпусов выполняют функцию поворотной оси и функцию фиксатора. Установленный на нижнем звене упор взаимодействует с винтом винтового механизма, установленным на верхнем рычаге.
Предлагаемая конструкция плуга позволит расширить технологические возможности плуга, сократить эксплуатационные затраты, повысить производительность работы плуга.
1 з.п.ф., 7 ил
Полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к плугам полунавесным оборотным.
Известен многолемеховый реверсивный полуприцепной плуг (патент RU 2159525 МПК A01B 3/4) плужные корпуса которого установлены на одной балке, состоящей из переднего элемента и заднего элемента, соединенные между собой шарниром. Балка установлена с возможностью вращения вокруг продольной оси опоры. Плужные корпуса, состоящие из двух лемехов с симметричными отвалами, закреплены на балке, имеющей центральную часть, ориентированную, по существу, вдоль рабочей оси, с наклонными частями, которые расположены с одной и с другой стороны от этой балки и ориентированы вперед и назад. Плужные корпуса закреплены на наклонных частях, а центральная часть балки установлена с возможностью поворота вокруг продольной оси на опоре с двумя колесами.
Недостатком данного плуга является конструкция механизма соединения элементов балки с центральной частью, осуществляемое с помощью пар соединительных пластин, которые имеют дополнительную концентрическую кривую в виде части цилиндров вращения и снабжены рядами отверстий для установки крепежных болтов в регулируемых наклонных положениях элементов, что сокращает технические возможности плуга и увеличивает эксплуатационные затраты.
Известен плуг с перестановкой корпуса плуга (патент АТ811 МПК A01B 15/02; A01B 3/42, Австрия), в котором крепление корпуса плуга осуществляется посредством стойки и державки, охватывающей балку плуга, при этом крепление державки производится болтами при совпадении отверстий на державке с отверстиями на балке плуга, а установка ширины захвата корпуса плуга производится поворотом державки относительно поворотного болта до совпадения крепежных отверстий на державке и балке соответствующих необходимой ширине захвата корпуса плуга и фиксацией вторым болтом.
Недостатком данного плуга является ступенчатое изменение ширины захвата корпуса плуга, что сокращает технические возможности плуга и увеличивает эксплуатационные затраты.
Техническая задача, на решение которой направлено заявленное техническое решение заключается в расширении технологических возможностей плуга, сокращении эксплуатационных затрат и повышении производительности работы плуга, за счет более полного использования тягового усилия трактора, которое обеспечивается возможностью выбора оптимальной ширины захвата корпуса плуга в зависимости от агротехнических характеристик почвы.
Технический результат достигается тем, что плуг содержит механизм навески, тяговое дышло, механизм оборота с рычагом и гидроцилиндрами, шарнирно связанным посредством складного рычага, состоящего из нижнего и верхнего звеньев, с передним брусом, содержащим механизм передних опорных колес и левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса, установленные посредством стоек и державок, балансир, шасси, в составе основания и рамы с ходовыми колесами, средний брус, соединенный с задним брусом, содержащим механизм задних полевых колес, дополнительные левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса, установленные посредством стоек и державок. Соединение балансира и среднего бруса осуществляется посредством оси и гидроцилиндра в качестве привода, позволяющих устанавливать задний брус параллельно переднему брусу. Механизм задних полевых колес, которые установлены на стойке, шарнирно закреплен относительно державки механизма, которая, в свою очередь, посредством вертикальной оси и кронштейна шарнирно установлена на заднем брусе с возможностью поворота относительно последнего, а поворот стойки механизма задних полевых колес относительно державки механизма ограничивается регулируемыми упорами, установленными на державке механизма и связанных с последней пружинами. Державки плужных корпусов крепятся на переднем и заднем брусьях двумя болтами, один из которых выполняет функцию поворотной оси, а второй, установленный в пазу державки, функцию фиксатора и снабжен зубчатыми шайбами, одна из которых имеет паз и жестко закреплена на державке, при этом рычаг механизма оборота связан посредством приводного гидроцилиндра с нижним звеном складного рычага, на котором установлен упор, выполненный с возможностью его фиксации на нижнем звене в двух положениях, а на верхнем рычаге установлен винтовой механизм, винт которого взаимодействует с упором.
Сущность предлагаемой полезной модели поясняется чертежами:
Фиг.1 - общий вид плуга в рабочем положении;
Фиг.2 - вид А - вид на плуг спереди;
Фиг.3 - вид В - складной рычаг фиксации переднего бруса и установки ширины захвата плуга;
Фиг.4 - державка крепления плужного корпуса на брусе;
Фиг.5 - разрез Е-Е;
Фиг.6 - разрез Д-Д;
Фиг.7 - вид Б - механизм задних опорных колес.
Плуг полунавесной оборотный с регулируемой шириной захвата содержит механизм навески 1, тяговое дышло 2, механизм оборота 3 с рычагом и гидроцилиндрами 4, шарнирно связанным посредством складного рычага 5, состоящего из нижнего 6 и верхнего 7 звеньев, с передним брусом 8, содержащим механизм передних опорных колес 9 и левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса 10, установленные посредством стоек 11 и державок 12, балансир 13, шасси 14, в составе основания 15 и рамы 16 с ходовыми колесами 17, средний брус 18, соединенный с задним брусом 19, содержащим механизм задних полевых колес 20, дополнительные левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса 10а, установленные посредством стоек 11а и державок 12а. Соединение балансира 13 и среднего бруса осуществляется посредством оси 21 и гидроцилиндра 22 в качестве привода, позволяющих устанавливать задний брус 19 параллельно переднему брусу 8. Механизм задних полевых колес 20 включает два колеса 23, установленные на стойке 24, шарнирно закрепленной относительно державки механизма 25, которая, в свою очередь, посредством вертикальной оси 26 и кронштейна 27, шарнирно установлена на заднем брусе 19, с возможностью поворота относительно последнего, а поворот стойки 24 механизма задних полевых колес 20 относительно державки механизма 25 ограничивается регулируемыми упорами 28, установленными на державке механизма 25 и связанных с последней пружинами 29. Державки 12 крепятся на переднем 8 и заднем 19 брусьях двумя болтами 30 и 31, при этом болт 30 выполняет функцию поворотной оси, а второй болт 31, установленный в пазу державки 12 - функцию фиксатора и снабжен зубчатыми шайбами 32 и 33. Шайба 32 имеет паз и жестко закреплена на державке 12. Рычаг механизма оборота 3 связан посредством приводного гидроцилиндра 34 с нижним 6 звеном складного рычага 5, при этом на нижнем звене 6 установлен упор 35, выполненный с возможностью его фиксации на нижнем звене 6 в двух положениях, а на верхнем рычаге 7 установлен винтовой механизм 36, винт 37 которого взаимодействует с упором 35.
Плуг полунавесной оборотный с регулируемой шириной захвата работает следующим образом.
Перед началом работ производят необходимые регулировки. Требуемую ширину захвата корпусов устанавливают поворотом державки относительно болта 30 с фиксацией положения по пазу болтом 31 и зубчатыми шайбами 32 и 33.
Требуемую ширину захвата плуга обеспечивают установкой упора 35 в одно из положений и изменением длины винта 37, устанавливая необходимый угол раскрытия звеньев 6 и 7 складного рычага 5.
Требуемую глубину вспашки, устанавливаемой механизмом задних полевых колес 20, производят изменением длины регулируемых упоров 28, ограничивая поворот стойки 24 относительно державки 25.
Установка плуга в левое или правое рабочее положение производится посредством поворота переднего бруса 8 вокруг тягового дышла 2 гидроцилиндрами 4 механизма оборота 3 в правое или левое рабочее положение плуга. Одновременно гидроцилиндром 34 поворачиваются звенья 6 и 7 складного рычага 5, доводя упор 35 до касания с винтом 37, при этом устанавливается необходимая ширина захвата плуга, а гидроцилиндром 22, связывающим балансир 13 и средний брус 18, задний брус 19 переводится в правое или левое рабочее положение.
Рабочий процесс начинается после опускания плуга на поверхность поля при движении трактора. Под действием веса плуга плужные корпуса 10 и 10а заглубляются в почву на заранее установленную глубину, ограничиваемую опорными колесами механизма передних 9 и задних полевых колес 20. При этом колесо 23 механизма задних полевых колес 20 после касания с почвой воздействует на стойку 24, поджимает последнюю к регулируемому упору 28, регулируемый размер которых которого определяет глубину вспашки.
В конце гона производят выглубление плуга и, в момент поворота на конце поля или контура, осуществляемого, как правило, по наиболее рациональной петлевой схеме, производят изменение рабочего положения переднего бруса 8 и заднего бруса 19 с разворотом на 180° для подключения к работе плужных корпусов другой направленности, что позволяет получить гладкую, выровненную, без свальных гребней и развальных борозд пашню при меньшем уплотнении ее закраин и более рациональном использовании площади поля.
При смене рабочего положения производится перекидывание задних полевых колес 23 в противоположное положение и ограничение заглубления плужных колес повторяется.
Использование предлагаемого технического решения позволит расширить технологические возможности плуга, сократить эксплуатационные затраты, повысить производительность работы плуга за счет более полного использования тягового усилия трактора, которое обеспечивается возможностью выбора оптимальной ширины захвата корпуса плуга и ширины захвата плуга в зависимости от агротехнических характеристик почвы, получить гладкую, выровненную, без свальных гребней и развальных борозд пашню при меньшем уплотнении ее закраин и более рационально использовать площадь поля.
Плуг полунавесной оборотный с регулируемой шириной захвата, характеризующийся тем, что он содержит механизм навески, тяговое дышло, механизм оборота с рычагом и гидроцилиндрами, шарнирно связанный посредством складного рычага, состоящего из нижнего и верхнего звеньев, с передним брусом, содержащим механизм передних опорных колес и левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса, установленные посредством стоек и державок, балансир, шасси, в составе основания и рамы с ходовыми колесами, средний брус, соединенный с задним брусом, содержащим механизм задних полевых колес, левооборачивающие и правооборачивающие плужные корпуса, установленные посредством стоек и державок, причем соединение балансира и среднего бруса осуществляется посредством оси и гидроцилиндра в качестве привода, позволяющих устанавливать задний брус параллельно переднему брусу, причем механизм задних полевых колес, которые установлены на стойке, шарнирно закреплен относительно державки механизма, которая, в свою очередь, посредством вертикальной оси и кронштейна шарнирно установлена на заднем брусе с возможностью поворота относительно последнего, а поворот стойки механизма задних полевых колес относительно державки механизма ограничивается регулируемыми упорами, установленными на державке механизма и связанных с последней пружинами, причем державки крепятся на переднем и заднем брусьях двумя болтами, один из которых выполняет функцию поворотной оси, а второй, установленный в пазу державки, - функцию фиксатора и снабжен зубчатыми шайбами, одна из которых имеет паз и жестко закреплена на державке, при этом рычаг механизма оборота связан посредством приводного гидроцилиндра с нижним звеном складного рычага, на котором установлен упор, выполненный с возможностью его фиксации на нижнем звене в двух положениях, а на верхнем рычаге установлен винтовой механизм, винт которого взаимодействует с упором.