Гребной винт с предохранительной муфтой
Гребной винт с предохранительной муфтой (кл. В63Н 1/14, В63Н 23/34) предназначен для использования в винтовых движителях судов для снижения риска повреждения лопастей гребного винта при ударе о препятствие - винт проворачивается на гребном валу при превышении предельной величины крутящего момента, передаваемого между винтом и гребным валом. Техническим результатом полезной модели является создание конструкции с использованием срезаемого штифта-шпонки, которая будет отличаться простотой замены штифта-шпонки и установки винта на гребной вал, и будет совместима с гребным валом с продольными шлицами. Гребной винт с предохранительной муфтой содержит корпус-ступицу гребного винта, ведущую полумуфту со шлицевым отверстием, ведомую полумуфту. Ведущая полумуфта соединена с гребным валом посредством шлицевого соединения и может состоять из двух частей, соединенных посредством демпфера для сглаживания пиков крутящего момента в момент включения хода и начала вращения гребного вала. Ведущая полумуфта и ведомая полумуфта в месте соединения выполнены как соосные втулки, вставленные друг в друга. Полумуфты соединяются посредством предохранительного штифта-шпонки, расположенного в совместном отверстии и (или) пазе втулок полумуфт, ось отверстия и (или) паза штифта-шпонки расположена примерно поперек оси втулок и гребного вала.
Область техники
Гребной винт с предохранительной муфтой (кл. В63Н 1/14, В63Н 23/34) предназначен для использования в винтовых движителях судов для снижения риска повреждения лопастей гребного винта при ударе о препятствие - винт проворачивается на гребном валу при превышении предельной величины крутящего момента, передаваемого между винтом и гребным валом.
Уровень техники
Аналогом и прототипом полезной модели является гребной винт с креплением на гребном валу через штифт-шпонку, используемый, например, на российских лодочных моторах «Вихрь», «Нептун», «Ветерок» и многих других (Лодочные моторы "Ветерок". Устройство, эксплуатация и ремонт; Справочник. Автор: Фишбейн Е.И. Издательство; Судостроение, Год: 1989). Крепление винта посредством штифта-шпонки содержит корпус-ступицу гребного винта с поперечным отверстием, гребной вал. В гребном валу и корпусе-ступице гребного винта имеется совпадающее отверстие поперек продольной оси, куда вставляется предохранительный штифт-шпонка для передачи крутящего момента между гребным валом и винтом.
Недостатком прототипа является неудобство и трудоемкость установки или снятия винта на гребной вал, когда требуется точно совместить отверстия под штифт-шпонку на валу и на втулке винта. Нередко, при срезании штифта-шпонки возможно заклинивание корпуса-ступицы винта на гребном валу из-за образования заусенца от штифта-шпонки, и требуется значительное усилие для снятия винта с гребного вала. Традиционная конструкция с использованием штифта-шпонки и поперечным отверстием в гребном валу не может быть использована в большинстве современных конструкциями лодочных моторах, где используется гребной вал с продольными шлицами для крепления гребных винтов.
Техническим результатом полезной модели является конструкция гребного винта с предохранительной муфтой с использованием срезаемого штифта-шпонки, которая будет отличаться простотой замены штифта-шпонки и установки винта на гребной вал, и конструкция может быть применима для гребного вала с продольными шлицами.
Краткое описание чертежей и осуществление полезной модели
Гребной винт с предохранительной муфтой содержит корпус-ступицу гребного винта 1, которая одевается вместе с предохранительной муфтой на гребной вал 2 с продольными шлицами для передачи крутящего момента на гребной винт (в общем случае возможно другое конструктивное исполнение гребного вала и его соединение с гребным винтом и ведущей полумуфтой), ведущую полумуфту 3 со шлицевым отверстием для соединения с гребным валом 2, ведомую полумуфту 4. Ведущая полумуфта 3 соединена с гребным валом посредством шлицов и может состоять из двух частей, соединенных посредством демпфера 5 для сглаживания пиков крутящего момента в момент включения хода и начале вращения гребного вала. Ведущая полумуфта 3 и ведомая полумуфта 4 в месте соединения выполнены как соосные втулки, вставленные друг в друга. Полумуфты 3, 4 соединяются для передачи крутящего момента посредством предохранительного штифта-шпонки 6, расположенного в совместном отверстии и (или) пазе втулок полумуфт, ось отверстия расположена поперек оси гребного вала.
Как вариант, конструкция демпфера 5 выполняется в виде элемента из эластичного материала, расположенного в зазоре между двумя кольцевыми втулками ведущей полумуфты 3 и соединенным с ними вулканизацией или приклеиванием, дополнительно на втулках могут быть выполнены продольные выступы-ребра, которые обращены в сторону друг друга, для увеличения несущей способности демпфера по крутящему моменту. Демпфер 5 может выполняться в составе ведущей и (или) ведомой полумуфты.
Ведомая полумуфта 4 соединена со ступицей гребного винта 1 посредством болтов 7 или другим подходящим способом. Гребной винт с предохранительной муфтой может предварительно собираться отдельно, а потом одевается на гребной вал 2 и может дополнительно фиксироваться при помощи гайки 8 и шайбы 9.
Первое новшество, предохранительная муфта гребного винта, содержит корпус-ступицу гребного винта 1. Отличием является то, что имеется ведущая полумуфта 3, которая соединяется с гребным валом 2, ведомая полумуфта 4, соединенная с корпусом-ступицей гребного винта 1. Ведущая полумуфта 3 и ведомая полумуфта 4 в месте соединения выполнены как соосные втулки, вставленные друг в друга. Полумуфты 3, 4 соединяются посредством предохранительного штифта-шпонки 6, расположенного в совместном отверстии и (или) пазе втулок полумуфт, ось отверстия и(или) паза расположена поперек оси втулок и гребного вала.
Второе новшество является развитием первого и направлено на уменьшение нагрузки на штифт-шпонку при включении передачи и начале вращения винта. Отличием является то, что в составе ведомой 4 и (или) ведущей 3 полумуфты имеется демпфер 5 для сглаживания пиков крутящего момента.
1. Гребной винт с предохранительной муфтой, содержащий корпус-ступицу гребного винта, отличающийся тем, что имеется ведущая полумуфта, которая соединяется с гребным валом, ведомая полумуфта, соединенная со ступицей гребного винта, ведущая полумуфта и ведомая полумуфта в месте соединения выполнены как соосные втулки, вставленные друг в друга, полумуфты соединяются посредством предохранительного штифта-шпонки, расположенного в совместном отверстии и(или) пазу втулок полумуфт, ось отверстия и(или) паза штифта-шпонки расположена примерно поперек оси гребного вала.
2. Гребной винт с предохранительной муфтой по п.1, отличающийся тем, что ведомая и(или) ведущая полумуфта содержит в своей конструкции демпфер крутящего момента.