Устройство для демонтажа гребного винта

 

Устройство для демонтажа гребного винта. Область техники: судоремонт, а именно ремонт винто-рулевого комплекса. Технический результат: упрощение конструкции и использования, универсальность. Сущность: резинотканевая газоводонепроницаемая оболочка (1) в форме параллелепипеда с гофрами (2) на боковых поверхностях, с петлями (3) в два ряда на одной из боковых граней и торцах оболочки, через которые пропущены монтажные тросы (4) с коушем (5) на одном из его концов, и с клапаном (6) для подачи наполнителя; упорные планки (7) в виде разъемных шайб, снабженные скобами (8). В работе оболочку (1) стягивают монтажными тросами (4) до необходимого размера. На гребном валу устанавливают упорные планки (7), составные элементы которых скрепляют с помощью скоб (8). Стянутую до необходимых размеров гофрированную оболочку (1) размещают между упорными планками (7). Пропуская свободные концы монтажных тросов (4) через коуши (5), притягивают внутреннюю поверхность оболочки (1) к поверхности гребного вала. Свободные концы монтажных тросов (4) пропускают через петли (3), расположенные по торцам оболочки(1), и соединяют их между собой. В оболочку (1) через клапан (6) подается наполнитель, в оболочке создается избыточное давление. Возникающие осевые усилия обеспечивают страгивание гребного винта.

Устройство относится к средствам ремонта винторулевого комплекса судов, а именно - к устройствам для ремонта гребного винта.

Известно устройство для страгивания гребного винта, содержащее гидродомкрат, дополнительный гидродомкрат, шланги для подачи масла к гидродомкратам, упорную планку, насаженную на шпильки, ввернутые в ступицу гребного винта. Гидродомкрат располагают между упорной планкой и хвостиком гребного вала. Усилия от него передаются на хвостик гребного вала и через упорную планку - на ступицу гребного винта. Если это усилие для страгивания гребного винта оказывается недостаточным, используют дополнительные гидродомкраты, которые устанавливаются между носовым торцом ступицы гребного винта и яблоком ахтерштевня (см. Владимирский А.Л., Збарский М.Л., Финкель Г.Н. Доковый ремонт морских судов. - М.: Транспорт, 1984, с.133).

Недостатком такого устройства является его сравнительная сложность, высокая степень трудоемкости работ при использовании, недостаточная надежность.

Известно также устройство для монтажа и демонтажа гребного винта, являющееся наиболее близким по технической сущности к заявляемому (см. Кацман Ф.М., Кудроватый Г.М. Конструирование винторулевых комплексов морских судов. - Л.: Судостроение, 1974, с.296), которое одновременно служит и для гидропрессового соединения судового гребного винта с гребным валом (см. А.С. СССР №319519, Кл. В63Н 23/34, опубликованного в Б.И. №33 1971 г.).

Устройство содержит двухплунжерную гайку, обтекатель и гидравлическую систему. Гайка выполнена в виде двустороннего домкрата. Она имеет два кольцевых паза с носа и кормы. В пазы помещены кольцевые поршни и полые резиновые шины под ними. Шины сообщены через систему ниппелей и каналов в гайке с гидравлической системой наполнения и атмосферой. Обтекатель выполнен с внутренней опорной поверхностью, обращенной к кольцевому поршню и с радиально расположенными пазами, в которые вставлены пальцы для поворота гайки. Перед демонтажем гребного винта двухплунжерную гайку отворачивают до упора в упорную поверхность обтекателя. Гайки, крепящие обтекатель, предварительно отворачивают на 1 мм осевого зазора. С помощью рычагов поворачивают обтекатель с двухплунжерной гайкой до упора, на угол 22°. Затем пальцы выворачивают, обтекатель поворачивают в первоначальное положение, вновь отдают гайку на 1 мм осевого зазора, вводят в радиальные пазы пальцы и с помощью рычагов поворачивают обтекатель с двухплунжерной гайкой до упора. Эти операции выполняют

последовательно до тех пор, пока двухплунжерная гайка не упрется в упорную поверхность обтекателя. Нагнетая масло под большим давлением в пустотелую шину, приводят в движение кольцевой поршень. Поршень передает давление на упорную поверхность обтекателя и, работая как съемник, с помощью шпилек, ввернутых в тело ступицы гребного винта, спрессовывают винт.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции, монтажа и его использования. Устройство, установленное на судне на весь период эксплуатации, используется по своему прямому назначению только при ремонте винто-рулевого комплекса. Такое нерациональное (эпизодическое) применение дорогостоящей конструкции, к тому же снижает ее надежность.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - устранение указанных недостатков, т.е. достижение следующего технического результата: упрощение конструкции, монтажа, обеспечение универсальности и удобства в эксплуатации.

Указанная задача достигается тем, что в известном устройстве для демонтажа гребного винта, содержащем оболочку и систему подачи наполнителя в нее, в отличие от него предлагаемое снабжено двумя упорными планками в виде разъемных шайб, а оболочка выполнена в виде параллелепипеда из резинотканевого газоводонепроницаемого материала. На боковых гранях параллелепипеда выполнены гофры. На одной из них и на торцах в два ряда закреплены петли, через которые пропущены монтажные тросы.

Предложенное устройство обеспечивает демонтаж (страгивание) винтов, различных типоразмеров за счет усилий, развиваемых оболочкой, размещенной и закрепленной на валу между ступицей винта и яблоком ахтерштевня, при подаче наполнителя в нее. Устройство просто по конструкции и монтажу.

Оболочка крепится на поверхности гребного вала с помощью монтажных тросов между опорными планками, которые собираются на том же участке вала, соприкасаясь своими поверхностями с яблоком ахтерштевня и ступицей гребного винта, образуя зазор для оболочки. Форма параллелепипеда удобна при преобразовании эластичной оболочки в тор и размещения между двумя плоскостями. Параллелепипед позволяет избежать не только поперечных заломов гофр при размещении оболочки между яблоком ахтерштевня и ступицей гребного винта с последующим ее заполнением, но и увеличить площадь контакта оболочки с упорами. Гофрированная поверхность оболочки позволяет придать конструкции необходимую форму при монтаже и сохранить ее в процессе работы. Эти же гофры создают запас длины оболочки, необходимой для установки ее на валы различных диаметров (в рамках целесообразного диапазона). При подаче наполнителя в оболочку, последняя создает значительные осевые усилия, которые передаются через упорные планки на яблоко ахтерштевня и ступицу гребного винта, обеспечивая страгивание последнего с конуса гребного вала. Величина зазора между упорными планками позволяет регулировать усилие страгивания. Уменьшение зазора

ведет к увеличению площади контакта оболочки с опорными планками и к уменьшению натяжений в первой. Это в свою очередь позволяет повышать избыточное давление в оболочке до необходимого, для страгивания, значения.

Простое по конструктивному исполнению и в эксплуатации устройство удобно при хранении и транспортировке. Небольшая масса составных частей устройства позволяет его монтировать на поверхности гребного вала без применения специальных приспособлений.

На фиг.1 представлен фронтальный, а на фиг 2 профильный разрезы устройства для демонтажа гребного винта, размещенного между яблоком ахтерштевня и ступицей гребного винта. На фиг.3 изображен общий вид гофрированной оболочки с монтажными тросами.

Устройство для демонтажа гребного винта содержит оболочку 1, выполненную в виде параллелепипеда из резинотканевого газоводонепроницаемого материала с гофрами 2 на боковых гранях. На одной из граней и на торцах оболочки закреплены в два ряда петли 3, через которые пропущены монтажные тросы 4. Один конец обоих монтажных тросов имеет коуш 5. На поверхности оболочки размещен клапан 6 для подачи наполнителя. Устройство содержит также упорные планки 7, выполненные в виде разъемных шайб, которые имеют скобы 8 для сборки их частей.

Перед началом эксплуатации монтажными тросами 4, стягивают оболочку до необходимых размеров (внутренний периметр оболочки должен быть равен периметру вала). На гребном валу собирают упорные планки 7. Их составные элементы соединяют с помощью скоб 8. Гофрированную оболочку размещают между упорными планками. Пропуская свободные концы тросов через коуши 5, притягивают внутреннюю поверхность оболочки к поверхности гребного вала. Затем свободные концы монтажных тросов пропускают через петли 3, расположенные по торцам оболочки, соединяя их между собой. В оболочку 1 через шланг 6 подается наполнитель от стационарных доковых систем, либо от переносных. Страгивание гребного винта происходит за счет избыточного, внутри оболочки, давления. Усилие страгивания, развиваемым предлагаемым устройством, зависит от величины зазора между упорными планками, так как уменьшение зазора ведет к увеличению площади контакта с упорной поверхностью и уменьшению натяжений в самой оболочке. К тому же гофрированность позволяет развивать в оболочке значительно более высокие давления так как при изменении объема она работает в постоянном режиме, т.е. направление максимальных натяжений в оболочке всегда совпадает с направлением гофр.

Устройство для демонтажа гребного винта, содержащее оболочку и систему для подачи наполнителя в нее, отличающееся тем, что оно снабжено двумя упорными планками в виде разъемных шайб, а оболочка выполнена в виде параллелепипеда из резинотканевого, газоводонепроницаемого материала с гофрами на боковых гранях, причем на одной из них и на торцах оболочки закреплены в два ряда петли, через которые пропущены монтажные тросы.



 

Наверх