Редуктор привода соосных несущих винтов вертолета

 

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к моторостроению, и направлена на расширение эксплуатационных свойств редуктора привода соосных несущих винтов. Эффективность данного технического решения заключается в расширении эксплуатационных свойств редуктора, заключающееся в сокращении его осевых габаритов при транспортировке в составе вертолета. Сокращение габаритных размеров достигается смещением внутреннего выходного вала вниз до совпадения его верхнего торца с верхним торцом наружного выходного вала. 4 ил.

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к моторостроению, и направлена на расширение эксплуатационных свойств редуктора привода соосных несущих винтов.

Известен редуктор привода соосных несущих винтов, содержащий корпус редуктора с поддоном, ведущие валы, механизм их кинематической связи с соосными выходными валами, включающий планетарную передачу. Верхняя опора внутреннего выходного вала выполнена в виде шарикоподшипника, установленного в наружном выходном валу, внутреннее кольцо которого размещено на цапфе водила планетарной передачи, взаимодействующей с внутренним выходным валом, а нижняя опора - в виде шарикоподшипника, установленного в нижней части корпуса и зафиксированного упорной крышкой (патент РФ №39120, МПК B64D 35/06).

Недостатком такого устройства является значительный габаритный осевой размер из-за выступания верхнего торца внутреннего выходного вала относительно верхнего торца наружного выходного вала - например L=1056 мм для редуктора ВР226 вертолета КА-226. Такое выступание диктуется необходимостью разнесения несущих винтов вертолета по высоте и функционально необходимо. Однако, при транспортировании вертолета со снятыми несущими винтами и механизмами их управления возможно смещение внутреннего выходного вала относительно наружного в транспортное положение, до совпадения верхних торцов выходных валов.

Технической задачей полезной модели является расширение эксплуатационных свойств редуктора, заключающееся в сокращении его осевых габаритов при транспортировке в составе вертолета. Сокращение

габаритных размеров достигается смещением внутреннего выходного вала вниз до совпадения его верхнего торца с верхним торцом наружного выходного вала.

Решение этой задачи обеспечивается тем, что редуктор привода соосных несущих винтов, содержащий корпус с поддоном, ведущие валы, механизм их кинематической связи с соосными выходными валами, включающий планетарную передачу, при этом верхняя опора внутреннего выходного вала выполнена в виде установленного в наружном выходном валу шарикоподшипника, внутреннее кольцо которого размещено на цапфе водила планетарной передачи, взаимодействующей с внутренним выходным валом, а нижняя опора - в виде шарикоподшипника, установленного в нижней части корпуса и зафиксированного упорной крышкой, имеет отличия, заключающиеся в том, что верхняя опора внутреннего выходного вала снабжена упорной крышкой наружного кольца подшипника и втулкой, соединенной шлицами и центрирующими поверхностями с цапфой водила планетарной передачи, и так же - с внутренним выходным валом, последний установлен с возможностью осевого перемещения относительно втулки, сама втулка зафиксирована относительно водила планетарной передачи, а в поддоне редуктора выполнено центральное отверстие с установленной в нем крышкой, диаметр которого больше максимального диаметра упорной крышки нижней опоры.

Сущность предложения поясняется чертежами, где на фиг.1а - общий вид редуктора, на фиг.1б - редуктор в транспортном положении, на фиг.2 - фрагмент общего вида редуктора, на фиг.3 - выносной элемент А по фиг.2 (разрез по верхней опоре внутреннего выходного вала), на фиг.4 - выносной элемент Б по фиг.2 (разрез по нижней опоре внутреннего выходного вала).

Редуктор привода соосных несущих винтов вертолета содержит корпус 1 с расположенным в его нижней части поддоном 2 и два ведущих вала 3. Механизм их кинематической связи 4 с внутренним выходным валом 5 и наружным выходным валом 6 включает планетарную передачу 7.

Верхняя опора 8 внутреннего выходного вала 5 выполнена в виде шарикоподшипника 9, установленного во фланце наружного выходного вала 6. Внутреннее кольцо шарикоподшипника 9 размещено на цапфе 10 водила 11 планетарной передачи 7. Верхняя опора 8 снабжена упорной крышкой 12, ограничивающей перемещение шарикоподшипника 9 в осевом направлении. Втулка 13 имеет шлицы 14 и центрирующую поверхность 15 для соединения с цапфой 10 водила 11, а так же центрирующую поверхность 16 для соединения с центрирующей втулкой 17, которая, в свою очередь, центрируется относительно цапфы 10 водила 11. На втулке 13 выполнены шлицы 18 и центрирующая поверхность 19 для соединения с внутренним выходным валом 5, а так же установлена запрессованная втулка 20 для соединения с внутренним выходным валом 5. Внутренний выходной вал 5 установлен с возможностью осевого перемещения относительно втулки 13 и втулки 20. Втулка 13 зафиксирована в осевом направлении относительно водила 11 при помощи гайки 21. Нижняя опора внутреннего выходного вала 22 выполнена в виде шарикоподшипника 23, установленного в нижней части корпуса 1, наружное кольцо которого установлено с зазором относительно корпуса 1 и зафиксировано от осевых перемещений упорной крышкой 24 при помощи гаек 25. В поддоне 2 выполнено центральное отверстие 26, в котором установлена крышка 27, зафиксированная гайками 28. Центральное отверстие 26 имеет диаметр, позволяющий беспрепятственно перемещать через него упорную крышку 24.

Редуктор работает следующим образом.

При вращении ведущих валов 3 приводится в действие механизм кинематической связи 4 между входными и выходными валами редуктора, обеспечивая вращение внутреннего выходного вала 5 и наружного выходного вала 6 в противоположных направлениях. То есть, работа предложенного редуктора не отличается от работы редуктора прототипа.

Перед транспортированием редуктора в составе вертолета, например, самолетом, выполняется следующее. С внутреннего выходного вала 5

редуктора снимается механизм управления несущими винтами и другие механизмы, препятствующие его перемещению. Снимаются гайки 28 и крышка 27. Затем снимаются гайки 25 совместно с упорной крышкой 24. При этом упорная крышка 24 беспрепятственно проходит через центральное отверстие 26, выполненное в поддоне 2. После этого, не разбирая узел крепления шарикоподшипника 23, на внутреннем выходном валу 5, перемещают последний вниз до совпадения верхних торцов выходных валов. Перемещению не препятствуют посадки с зазором внутреннего выходного вала 5 в верхней опоре 8 и в нижней опоре 22. В таком положении внутренний выходной вал 5 фиксируется относительно редуктора и производится транспортировка вертолета. По окончанию транспортирования вертолета указанные выше работы выполняют в обратном порядке, после чего вертолет готов к эксплуатации. Следует отметить, что предложенное решение возможно при наличии на вертолете свободного пространства ниже редуктора, которое необходимо для размещения выдвигающегося конца внутреннего выходного вала.

Использование предложения позволяет при минимальных разборках транспортировать вертолет с габаритными осевыми размерами меньшими, чем для прототипа, тем улучшить эксплуатационные свойства редуктора.

Редуктор привода соосных несущих винтов вертолета, содержащий корпус с поддоном, ведущие валы, механизм их кинематической связи с соосными выходными валами, включающий планетарную передачу, при этом верхняя опора внутреннего выходного вала выполнена в виде установленного в наружном выходном валу шарикоподшипника, внутреннее кольцо которого размещено на цапфе водила планетарной передачи, взаимодействующей с внутренним выходным валом, а нижняя опора - в виде шарикоподшипника, установленного в нижней части корпуса и зафиксированного упорной крышкой, отличающийся тем, что верхняя опора внутреннего выходного вала снабжена упорной крышкой наружного кольца подшипника и втулкой, соединенной шлицами и центрирующими поверхностями с цапфой водила планетарной передачи, и также с внутренним выходным валом, установленным с возможностью осевого перемещения относительно втулки, сама втулка зафиксирована относительно водила планетарной передачи, а в поддоне редуктора выполнено центральное отверстие с установленной в нем крышкой, диаметр которого больше максимального диаметра упорной крышки нижней опоры.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области гидродинамики и может быть применена для современных скоростных аппаратов, движущихся в воде целиком или частично скоростных лопастных устройств, которые используются в различных отраслях народного хозяйства, преимущественно в судостроении, а именно для гребных винтов

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания новых средств исследования гребных винтов, которые позволят проводить модельные испытания комплексов, состоящих из соосных гребных винтов, в ледовых условиях

Редуктор привода цилиндрических соосных несущих винтов мотора вертолета решает задачу уменьшения габаритов корпуса редуктора по высоте, упрощения технологии демонтажа внутреннего выходного вала и полного извлечения его из редуктора с целью обеспечения возможности транспортирования вертолета в стандартном контейнере или в грузовом отсеке самолета, а также с целью замены внутреннего выходного вала при эксплуатации редуктора по техническому состоянию.
Наверх