Подвесной лодочный мотор

 

Устройство позволяет упростить конструкцию, улучшить надежность и ремонтопригодность. Для достижения этого технического результата оно имеет двигатель, расположенный в корпусе и выполненный с выходным валом, а также редуктор, гребной вал с гребным винтом, привод гребного вала, расположенный в дейдвуде. Редуктор расположен в области корпуса двигателя и выполнен с двумя звездочками, связанными цепью цепной передачи. Первая малая звездочка редуктора закреплена на выходном валу двигателя, а вторая большая звездочка - на его ведомом валу. Ведомый вал редуктора снабжен дополнительной малой звездочкой, закрепленной на нем, а гребной вал - второй дополнительной малой звездочкой, закрепленной на нем. Они связаны собственной цепью цепной передачи для исполнения привода гребного вала. 3 з.п. ф-лы, 2 черт.

Полезная модель относится к судостроению, а именно к подвесным лодочным моторам, предназначенным для оснащения маломерных плавучих средств легкого класса с малым водоизмещением, туристического или хозяйственного назначения.

Известен подвесной лодочный мотор, содержащий двигатель, расположенный в корпусе и выполненный с выходным валом, редуктор, гребной вал с гребным винтом, привод гребного вала, расположенный в дейдвуде (RU, 2098317, В63Н 20/14, В63Н 20/20, опубл. 10.12.1997).

Известное устройство содержит расположенные в корпусе двигатель, дейдвудную трубу с размещенными в нем торсионным приводным валом и основной тягой, гребной вал с гребным винтом правого вращения. Корпус редуктора расположен на торсионной трубе в области гребного вала. Редуктор включает ведущую вал-шестерню, находящуюся в зацеплении с двумя установленными на гребном валу ведомыми шестернями, полые хвостовики которых обращены в противоположные стороны. Между ведомыми шестернями редуктора размещена муфта, имеющая выступы для зацепления с той ведомой шестерней редуктора, полый хвостовик которой обращен в сторону, противоположную гребному винту. Устройство дополнительно снабжено гребным винтом левого вращения, установленным на полом хвостовике ведомой шестерни редуктора, обращенном в сторону гребного винта правого вращения и выходящем за пределы корпуса редуктора, упорным подшипником, размещенным между этой ведомой шестерней редуктора и муфтой, реверсивным узлом с тягой его включения, через который торсионный приводной вал кинематически связан с ведущей вал-шестерней редуктора.

Устройство позволяет снизить потери мощности и повысить КПД мотора.

Недостатками устройства являются: сложность конструкции, и недостаточная надежность из-за использования большого числа конструктивных элементов. Поскольку корпус редуктора при эксплуатации расположен непосредственно в воде, то требуется очень надежная его герметизация, или сама дейдвудная труба имеет весьма усложненную форму с профильным выступом на ней.

Наиболее близким аналогом является подвесной лодочный мотор, содержащий двигатель, расположенный в корпусе и выполненный с выходным валом, редуктор, гребной вал с гребным винтом, привод гребного вала, расположенный в дейдвуде (Подвесные лодочные моторы "Вихрь-М", "Вихрь-30" и "Вихрь-30Р". Краткое описание, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию. Куйбышев, 1978),

Хотя конструкция этого подвесного лодочного мотора проще из-за использования только одного гребного винта, но в целом она имеет множество составных частей и деталей, является довольно сложной и трудоемкой в изготовлении (см. также, например, RU, U1, 9480, F01B 23/04, опубл. 16.03.1999). Это связано, прежде всего, со сложной конструкцией привода гребного вала для передачи вращательного момента от выходного вала двигателя к гребному валу и с нижним расположением самого редуктора. Из-за большого количества конструктивных элементов также ухудшается надежность устройства и усложняется его ремонт, поскольку доступ к недостаточно износостойким деталям, например, подшипникам, усложняется.

Решаемая полезной моделью задача - улучшение технико-эксплуатационных характеристик, уменьшение расходов на обслуживание и стоимости изготовления.

Технический результат, который может быть получен при выполнении полезной модели, - упрощение конструкции, улучшение надежности и ремонтопригодности.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата в известном подвесном лодочном моторе, содержащем двигатель, расположенный в корпусе и выполненный с выходным валом, редуктор, гребной вал с гребным винтом, привод гребного вала, расположенный в дейдвуде, согласно заявленной конструкции редуктор расположен в области корпуса двигателя и выполнен с двумя звездочками, связанными цепью цепной передачи, первая малая звездочка закреплена на выходном валу двигателя, а вторая большая звездочка закреплена на ведомом валу редуктора, ведомый вал редуктора снабжен дополнительной малой звездочкой, закрепленной на нем, а гребной вал - второй дополнительной малой звездочкой, закрепленной на нем, которые связаны собственной цепью цепной передачи, посредством которых выполнен привод гребного вала.

Возможны дополнительные варианты выполнения устройства, в которых целесообразно, чтобы:

- наружные диаметры дополнительной малой звездочки и второй дополнительной малой звездочки были равны;

- дейдвуд был выполнен в виде цилиндрической трубы;

- использовали редуктор с передаточным отношением 2-4.

Указанные преимущества, а также особенности настоящей полезной модели поясняются лучшим вариантом ее исполнения со ссылками на прилагаемые чертежи.

Фиг.1 изображает кинематическую схему заявленного подвесного лодочного мотора;

Фиг.2 - его внешний вид.

Подвесной лодочный мотор (фиг.1, 2) содержит двигатель 1, расположенный в корпусе 2 и выполненный с выходным валом 3. Устройство также имеет редуктор 4, гребной вал 5 с гребным винтом 6, привод 7 гребного вала 5, расположенный в дейдвуде 8. Редуктор 4 расположен в области корпуса 2 двигателя 1 и выполнен с двумя звездочками 9, 10, связанными цепью 11 цепной передачи. Первая малая звездочка 9 закреплена на выходном валу 3 двигателя 1, а вторая большая звездочка 10 закреплена на ведомом валу 12 редуктора 4. Ведомый вал 12 редуктора 4 снабжен дополнительной малой звездочкой 13, а гребной вал 5 - второй дополнительной малой звездочкой 14, которые связаны собственной цепью 15 цепной передачи для исполнения привода 7 гребного вала 5.

Кроме того, наружные диаметры дополнительной малой звездочки 12 и второй дополнительной малой звездочки 13 могут быть выбраны равными.

Дейдвуд 8 выполнен в виде цилиндрической трубы.

Редуктор 4 может быть выбран с передаточным отношением 2÷4.

Испытания показали, что целесообразно использовать редуктор 4 (понижающий) с передаточным отношением 2÷4, преимущественно, около 3.

На фиг.2 также показаны: система выхлопа 16, подвеска 17, заглушка 18, щиток 19, удлинитель рычага 20, винты 21-26.

Работает подвесной лодочный мотор следующим образом (фиг.1, 2).

Корпус 2 двигателя 1 закрепляют на борту лодки и обычным образом при помощи пусковой ручки (на фиг. не показана) рывком осуществляют пуск двигателя 1. Вращение выходного вала 3 двигателя передается посредством цепи 11 цепной передачи от первой малой звездочки 9, закрепленной на выходном валу 3, ко второй большей звездочке 10, закрепленной на ведомом валу 12 редуктора 4. На ведомом валу 12 закреплена дополнительная малая звездочка 13. От нее посредством собственной цепи 15 привода 7 вращение передается второй дополнительной малой звездочке 14, закрепленной на гребном валу 5. При вращении гребного вала 5 осуществляется вращение гребного винта 6, установленного на нем.

Специалистам понятно, что ремонт заявленного устройства не потребует значительно больших средств, чем ремонт велосипеда. В тоже время, заявленное устройство удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к подвесным лодочным моторам. Устройство легко разбирается (и собирается) с помощью выкручивания винтов 20-25 (фиг.2), при этом обеспечивается легкий доступ к подшипникам и к их валам, что улучшает ремонтопригодность данной конструкции. Надежность устройства улучшается за счет сокращения количества деталей приводов и применения цепных передач.

В качестве двигателя 1 может быть применен любой малогабаритный моторный двигатель. Так, например, при испытаниях данного лодочного мотора применялся двигатель HR-02-7200, используемый в бензопилах. Испытания показали, что такой двигатель 1, установленный на маломерных судах, при перевозке позволяет комфортно перемещать грузы и пассажиров, например, таких как, фермеров, почтальонов, рыболовов и охотников, а также предложенное техническое решение может использоваться как средство передвижения иных потребителей, нуждающихся в перемещении по воде небольших грузов хозяйственного назначения (от 100 до 700 кг).

Наружные диаметры дополнительной малой звездочки 12 и второй дополнительной малой звездочки 13 выбраны равными для того, чтобы имелась дополнительная возможность упростить устройство и его ремонтопригодность (использование одних типов подшипников), при этом, в частности, дейдвуд 8 может быть выполнен в виде простой цилиндрической трубы.

Редуктор 4 с передаточным отношением 2÷4, преимущественно около 3, позволяет использовать обычные стандартные малогабаритные двигатели, использующиеся в бензопилах, и в данной конструкции не имеется потребности разрабатывать новые агрегаты непосредственно самих двигателей 1.

Наиболее успешно заявленный подвесной лодочный мотор промышленно применим для оснащения маломерных плавучих средств легкого класса с малым водоизмещением.

1. Подвесной лодочный мотор, содержащий двигатель, расположенный в корпусе и выполненный с выходным валом, редуктор, гребной вал с гребным винтом, привод гребного вала, расположенный в дейдвуде, отличающийся тем, что редуктор расположен в области корпуса двигателя и выполнен с двумя звездочками, связанными цепью цепной передачи, первая малая звездочка редуктора закреплена на выходном валу двигателя, а вторая большая звездочка закреплена на ведомом валу редуктора, ведомый вал редуктора снабжен дополнительной малой звездочкой, закрепленной на нем, а гребной вал - второй дополнительной малой звездочкой, закрепленной на нем, которые связаны собственной цепью цепной передачи для исполнения привода гребного вала.

2. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что наружные диаметры дополнительной малой звездочки и второй дополнительной малой звездочки равны.

3. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что дейдвуд выполнен в виде цилиндрической трубы.

4. Подвесной лодочный мотор по п.1, отличающийся тем, что выбран редуктор с передаточным отношением 2÷4.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована в конструкциях гребных валов винтов регулируемого шага (ВРШ)
Наверх