Система оплаты и контроля электронных билетов

 

Полезная модель относится к средствам передачи и контроля электронных билетов для пользователей в сети подвижной радиотелефонной связи.

Система содержит центр управления I, включающий сервер 1 и процессинговый центр 2, связанные с оператором подвижной радиотелефонной связи II, мобильный терминал пользователя 3, смарт-постеры с RFID метками 7. Причем, мобильный терминал 3 содержит средство для приема электронного билета 4, элемент безопасности 5 для обработки и хранения электронного билета выполненный на физическом носителе (микросхеме), приемопередатчик 6 для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях, который взаимодействует со смарт-постерами с RFID метками. Система связана с контролирующим оборудованием Ш, представляющее собой стационарные турникеты 11 и мобильное портативные терминалы сбора данных 10, оснащенные приемопередатчиками для радиочастотного взаимодействия, совместимыми с приемопередатчиками используемых мобильных терминалов.

Разработанная система предусматривает возможность удаленного запроса на покупку билета с мобильного терминала пользователя через сеть подвижной радиотелефонной связи, организацию обработки и безопасного хранения и вызов функции контроля полученного билета в мобильном терминале пользователя в отдельном защищенном физическом носителе (микросхеме), жестко связанном с мобильном терминалом, возможность быстрого предъявления и контроля электронного билета бесконтактным образом в зоне контроля в «одно касание», причем контроль электронного билета может осуществляться в режиме офф-лайн, т.е. без связи с центром управления

Полезная модель относится к средствам передачи и контроля электронных билетов для пользователей в сети подвижной радиотелефонной связи.

При пользовании электронным билетом в общем случае можно различать три аспекта: во-первых, покупка билета и его доставка пользователю, во-вторых, при использовании билета пользователем должна обеспечиваться возможность целенаправленного осуществления контроля электронного билета со стороны, выполнившей эмиссию билета (центральной станции), и в третьих, организация обработки и хранения билета в мобильном устройстве с целью препятствования несанкционированным манипуляциям с билетом в целом или его отдельными частями но с сохранением удобства пользования билетом.

Наиболее близким по технической сущности является патент RU 2397543 G07B 15/00 от 20.10.2008 г. Система содержит центральную станцию и мобильный терминал пользователя, причем центральная станция содержит средство для формирования электронного билета и средство для пересылки электронного билета на мобильный терминал. Электронный билет содержит зашифрованную часть. Мобильный терминал содержит средство для приема электронного билета и для предоставления зашифрованной части. Шифрование может производиться с центральной станции при формировании электронного билета.

Представленная система обеспечивает информационную защиту электронных билетов в мобильных терминалах связи в системе реализации и контроля электронного билета посредством процедуры шифрования/дешифрования на этапах доставки пользователю и предъявления в точке контроля, в том числе и бесконтактным способом с использованием радиочастотного взаимодействия на малых расстояниях. Предполагается, что дешифрование билета производится в момент контроля и код дешифрования пользователю в момент контроля неизвестен. Это реализуется, путем имлиментации в мобильный терминал вызываемой программной функции контроля, при этом для вызова обращения к этой функции, т.е. фактически для предъявления билета для контроля, требуется введение кодового номера, например в форме PIN-кода, а также кода активации, действительного только однократно и в течении ограниченного периода времени. При этом, вызов функции контроля (исполняемая программа для вызова функции контроля) при осуществлении контроля билета осуществляется в специальном блоке памяти терминала и осуществляется программой типа MIDlet или сопоставимой ей по свойствам.

Недостатком данной системы является незащищенное хранение электронного билета в памяти мобильного терминала, исполнение программы для вызова функций контроля непосредственно в центральном процессоре мобильного терминала, что увеличивает риски вмешательства в работу программы или содержимое электронного билета. Необходимость процедуры дешифрации билета в момент его контроля и необходимость использования для этого дополнительных кодов с ограниченным сроком действия технологически усложняет саму процедуру контроля, и как следствие, усложняет пользовательские сценарии использования электронного билета и требует использования в точке контроля специального оборудования, обладающего высокой вычислительной мощностью. Кроме того, существенным недостатком предлагаемой системы является длительность осуществления процедуры контроля, что делает затруднительным использование такой системы при организации массовых мобильных сервисов, требующих быстрого «моментального» контроля билета (например при проходе пассажиров в метро). Также следует отметить, что данная процедура оказывается невозможной в случае несвоевременного получения кода дешифрации в точке контроля или отсутствия связи с центральной станцией (в режиме офф-лайн). При этом также требуется контроль за информационной безопасностью относительно передачи самого кода активации, его своевременного обновления и т.д., что чрезмерно усложняет как программную так и аппаратную архитектуру системы реализации и предоставления электронных билетов в целом.

Задачей заявляемой полезной модели является создание безопасной системы оплаты и контроля электронных билетов.

Техническим результатом, на который направлена разработка системы оплаты и контроля электронных билетов является удобство использования электронных билетов за счет возможности быстрого предъявления и контроля электронного билета бесконтактным образом в зоне контроля.

Система содержит центральную станцию, мобильный терминал пользователя, смарт-постеры с RFID метками, сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи, процессинговый центр. Причем центральная станция содержит средство для формирования электронного билета, пересылки электронного билета на мобильный терминал и формирования и хранения записи о сформированном и проданном билете. Мобильный терминал содержит средство для приема электронного билета, элемент безопасности для обработки и хранения электронного билета выполненный на физическом носителе-микросхеме (элементе безопасности), приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях.

Смарт-постер с RFID-меткой представляет собой носитель, предпочтительно бумажный или пластиковый плакат, с текстовой и визуальной информацией о предлагаемой пользователю услуге, ее описанием и правилами использования, на который жестко прикреплена RFID метка, совместимая с приемопередатчиком для радиочастотного взаимодействия в мобильном устройстве. Метка содержит запись с командой, инициирующей автоматическое обращение мобильного терминала пользователя за покупкой билета. Для того, чтобы инициировать автоматическое обращение за покупкой билета пользователю достаточно поднести свой мобильный терминал к установленной на смарт-постере RFID метке.

Мобильный терминал, подразумеваемый к использованию в рамках данной системы должен аппаратно содержать:

1. средство для приема электронного билета - сетевой интерфейс терминала для осуществления базовой функциональности мобильного терминала в сети подвижной радиотелефонной связи, связанный с центральным процессором мобильного терминала.

2. приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях (локального бесконтактного взаимодействия), предпочтительно на частоте 13,56 Мгц, жестко связанный с центральным процессором мобильного терминала и элементом безопасности.

3. элемент безопасности - отдельная программируемая микросхема, выполненная в вандалоустойчивом корпусе и жестко связанная с центральным процессором и приемопередатчиком.

Бесконтактное предъявление билета осуществляется путем взаимодействия элемента безопасности и контролирующего устройства посредством приемопередатчика, предпочтительно согласно стандарту ISO 14443.

Элемент безопасности может быть реализован в виде отдельного конструктивного элемента на плате мобильного терминала, может быть реализован в SIM-карте мобильного терминала, в этом случае под отдельной программируемой микросхемой понимают SIM-карту или в виде отдельного съемного элемента (по типу карты памяти), доступ к функциональности которого осуществляется путем его жесткого подключения к мобильному терминалу.

В настоящий момент такие мобильные терминалы производятся на коммерческой основе крупнейшими мировыми производителями мобильных телефонов, например Nokia и Samsung. В качестве конкретных моделей таких телефонов можно указать Nokia 6131 NFC, Nokia 6212 Classic и Samsung S5230 NFC, Sagem My 700X Contactless, Sagem Cosyhpone.

В рамках упомянутой системы реализуются следующие функции:

- автоматическое обращение за покупкой электронного билета на бесконтактной основе (т.е. посредством радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях),

- удаленная автоматическая загрузка приобретенного электронного билета на бесконтактной основе и электронной квитанции (изображения билета) в мобильный терминал связи посредством SMS или GPRS интерфейса и хранение билета в мобильном терминале пользователя

- автоматический контроль приобретенного электронного билета на бесконтактной основе путем локального бесконтактного взаимодействия.

Система содержит центр управления, включающий сервер и процессинговый центр, связанные с оператором подвижной радиотелефонной связи, мобильный терминал пользователя, смарт-постеры с RFID метками. Причем, мобильный терминал содержит средство для приема электронного билета, элемент безопасности для обработки и хранения электронного билета выполненный на физическом носителе (микросхеме), приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях, который взаимодействует со смарт-постерами с RFID метками. Система связана с контролирующим оборудованием, представляющее собой стационарные (турникеты) и мобильное (портативные терминалы сбора данных), оснащенные приемопередатчиками для радиочастотного взаимодействия, совместимыми с приемопередатчиками используемых мобильных терминалов.

В частности система предусматривает возможность удаленного запроса на покупку билета с мобильного терминала пользователя через сеть подвижной радиотелефонной связи, организацию обработки и безопасного хранения и вызов функции контроля полученного билета в мобильном терминале пользователя в отдельном защищенном физическом носителе (микросхеме), жестко связанном с мобильном терминалом, возможность быстрого предъявления и контроля электронного билета бесконтактным образом в зоне контроля в «одно касание», причем контроль электронного билета может осуществляться в режиме офф-лайн, т.е. без связи с центром управления.

На фиг.1 представлено схематическое изображение системы оплаты и контроля электронных билетов, где I - центр управления, включающий: 1 - сервер, 2 - процессинговый центр; 3 - мобильный терминал пользователя включающий: 4 - средство для приема электронного билета; 5 - элемент безопасности для обработки и хранения электронного билета выполненный на физическом носителе (микросхеме); 6 -приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях; 7 - смарт-постеры с RFID метками; II - оператор подвижной радиотелефонной связи, включающий: 8 - сервисный центр; 9 - лицевой счет пользователя мобильным терминалом; зона контроля III, включающая: портативные терминалы сбора данных 10, турникеты 11;

1. Пользователь обращается за покупкой билета в сервисный центр оператора подвижной радиосвязи II по SMS интерфейсу посредством:

A) меню в мобильном терминале 3,

B) смарт-постера 7 с установленной на нем RFID меткой, поднеся к нему свой мобильный терминал 3. Путем взаимодействия мобильного терминала 3 с RFID меткой посредством радиочастотного приемопередатчика 6, в мобильный терминал передается специальная команда, записанная в RFID-метке, исполняя которую, мобильный терминал 3 автоматически формирует запрос на покупку билета.

2. Сервисный центр оператора 8 идентифицирует пользователя по номеру его мобильного терминала 3 в сети связи, ассоциирует сделанный запрос с номером мобильного терминала и передает его на сервер 1 (центр управления) осуществляющий эмиссию электронных билетов.

3. Сервер 1, формирует запрос на оплату билета и передает его процессинговому центру 2.

4. Процессинговый центр 2 формирует заявку на списание средств с лицевого счета пользователя 3 у оператора подвижной радиотелефонной связи 8 на сумму стоимости билета.

5. Оператор II подтверждает процессинговому центру 2 списание средств с лицевого счета пользователя 3 в необходимом количестве.

6. Процессинговый центр 2 подтверждает серверу 1 факт оплаты билета по запросу, ассоциированному с номером мобильного терминала 3 в сети связи.

7. Сервер 1 отправляет на мобильный терминал пользователя 3 электронный билет посредством SMS интерфейса и формирует соотвествующую запись в базе данных проданных билетов. Билет отсылается в мобильном терминале пользователя предпочтительно в зашифрованном виде.

8. В мобильном терминале пользователя 3 билет загружается в элемент безопасности 5 и расшифровывается. Расшифровка билета осуществляется средствами элемента безопасности 5 без обращения к мобильному терминалу пользователя 3, предпочтительно программой типа Applet, или сопоставимой ей по свойствам, исполняемой внутри элемента безопасности 5 или сопоставимой ей по свойствам. Далее билет хранится в расшифрованном виде.

9. По запросу со стороны центрального процессора мобильного терминала пользователя, предпочтительно осуществляемого программой типа MIDlet, или сопоставимой ей по свойствам, элемент безопасности 5 сообщает пользовательские идентификаторы полученного билета (номер, время покупки, тип и т.д.), которые сохраняются в памяти мобильного терминала пользователя.

10. Сервисный центр оператора связи 8 информирует пользователя о списании средств с его лицевого счета 9 у оператора подвижной радиотелефонной связи II для оплаты билета посредством SMS интерфейса.

Далее билет сохраняется в элементе безопасности телефона вплоть до предъявления.

Для контроля пользователь может предъявлять билет портативным терминалам сбора данных 10, оснащенным приемопередатчиком на малые расстояния, совместимым с приемопередатчиком мобильных терминалов и стационарным турникетам 11, оснащенным приемопередатчиком на малые расстояния, совместимым с приемопередатчиком мобильных терминалов.

Портативный терминал 10 сбора данных в режиме он-лайн по беспроводному интерфейсу (GPRS) связывается с сервером 1 и проверяет валидность билета. Или сохраняет данные билета и сверяет их с базой данных сервера 1 через установленные интервалы времени.

Стационарные турникеты 11 связаны с сервером 1 по проводному интерфейсу и взаимодействуют по каналу IP. Турникет 11 в режиме он-лайн связывается с сервером 1 и проверяет валидность билета. Или сохраняет данные билета и сверяет их с базой данных сервера через установленные интервалы времени.

В рамках данной системы может быть предусмотрен как однократный так и многократный контроль билета.

Предъявление электронного билета осуществляется посредством локального бесконтактного интерфейса (приемопередатчика) мобильного терминала путем взаимодействия элемента безопасности 5, в котором сохраняется билет и контролирующего оборудования. Процедура контроля билета инициируется со стороны контролирующего оборудования III.

Для предъявления билета пользователю достаточно поднести свой мобильный терминал к контролирующему оборудованию III (т.е. проверка осуществляется в «одно касание»)

Система оплаты и контроля электронных билетов, содержащая центр управления, связанный с сервисным центром оператора подвижной радиосвязи, и мобильный терминал пользователя, отличающаяся тем, что центр управления включает сервер и процессинговый центр, мобильный терминал дополнительно включает средство для приема электронного билета, элемент безопасности для обработки и хранения электронного билета, выполненный на физическом носителе (микросхеме), приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях, смарт-постеры с RFID метками, взаимодействующие с приемопередатчиками мобильного терминала, при этом система связана с контролирующим оборудованием, представляющим собой стационарные (турникеты) и мобильные (портативные терминалы сбора данных), оснащенные приемопередатчиками для радиочастотного взаимодействия, совместимыми с приемопередатчиками мобильных терминалов.



 

Похожие патенты:

Средства информационной безопасности относятся к радиотехнике и могут быть использованы для обеспечения комплексной (в том числе, технической) защиты территориально-распределенных объектов информатизации от утечки информации по техническим каналам за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) в диапазоне частот 10 кГц-1,8 ГГц.

Полезная модель относится к области пассажирского вагоностроения и касается системы сигнализации и контроля нагрева букс (СКНБ) тележек пассажирского вагона.
Наверх