Способ измерения момента трения подшипников
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 13.Х11.1971 (№ 1723904/25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 10Х111.1973. Бюллетень № 33
Дата опубликования описания 27.XII.1973
М. Кл. G 01m 13/04
G 01п 19/02
Гасударственный камитет
Сввете Министрав СССР ла делам изааретений и аткрытий
УДК 620.1.05:620.178. .162.4 (088.8) Авторы изобретения
С. Л. Гафнер, Ю. Н. Дроздов и Ю. Н. Николашев
Заявитель Государственный научно-исследовательский институт машиноведения
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ
СКОЛЬ)КЕНИЯ
Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к способам испытания подшипников.
Известен способ измерения момента трения подшипников скольжения, заключающийся в том, что на вал, расположенный на опорных подшипниках, устанавливают испытуемые подшипники, расстояние которых от опорных выбирают из условия равенства реакций на опорных подшипниках вала, нагружают испытуемые подшипники радиальной нагрузкой, вращают вал и измеряют общий момент трения на валу.
Недостатком такого способа являстся то, что определяется суммарный момент трения всех подшипников и невозможно использо вать в качестве испытуемых опорных подшипников вала.
С целью использования в качестве испытуемых также и опорных подшипников по предлагаемому способу каждый из испытуемых подшипников нагружают индивидуальной нагрузкой, замеряют момент трения каждого испытуемого подшипника, а момент трения опорных подшипников опрсделяют путем ьычитания суммы моментов трения испытуемых подшипников из общего момента трения на валу.
На фиг. 1 схематически изображено устройство для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — распределение нагрузок.
Устройство содержит привод 1, соединенный через буксу 2, токосъемник 8, тензоусилитель-преобразователь 4 и измсритель 5 момента трения (торсион) с испытуемой парой — валом б и подшипником 7 скольжения.
Вал 6 размещен на опорных подшипниках 8 скольжения, установленных в корпусе 9. Ис10 пытусмый подшипник 7 снабжен втулкой 10 с жестким упором 11, контактирующим в процессс измерения с тензобалкой 12.
Нагружение испытуемого подшипника осуществляется с помощью механизма 18.
15 Испытания проводят следующим образом.
Испытуемую пару — вал б и подшипник 7 устанавливают на опорных подшипниках в корпус 9. Испытуемые подшипники нагружают радиальной нагрузкой, задают враще2р ние валу и замеряют момент трения на валу торсионом 5 и момент трения подшипника— тснзобалкой 12.
Распределение нагрузок в случае использования нескольких испытуемых подшипни2g ков скольжения поясняется фиг. 2. Испытуемые подшипники, которые могут быть выполнены из различных материалов, нагружаются нагрузками Рз, Р4 и P„. и создают реакции Р, и Ре на опорных подшипниках.
Зо Испытуемые подшипники устанавливают на
Предмет изобретения
А и 7i j
1 г
В а/ / Р
Составитель А. 1Ивыркова
Тсхред T. Курилко
Корректор E. Миронова
Редактор Е. Васева
Заказ 3450j8 Изд. № 905 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 валу так, чтобы создать на опорных подшипниках одинаковые реакции, т. е. Р,=Р,. Момент трения на опорных подшипниках определяют вычитанием суммы моментов трения испытуемых подшипников из общего 1,.омента трения на валу.
Способ измерения момента трения подшипников скольжения, заключающийся в том, что на вал, расположенный на опорных подшипниках, устанавливают испытуемые подшипники, расстояние которых от опорных выбирают из условия равенства реакций на опорных подшипниках вала, нагружают испытуемые подшипники радиальной нагрузкой, BpoKBIGT вал и измеряют общий момент трения на валу, отличающийся тем, что, с целью использования в качестве испытуемых также и опорных подшипников, каждый из испытуемых подшипников нагружают индивидуальной нагрузкой, замеряют момент трения каж10 дого испытуемого подшипника, а момент трения опорных подшипников определяют путем вычитания суммы моментов трения испытуемых подшипников из общего момента трения на валу.

