Способ комплексной вибродиагностики подшипников качения и устройство для его осуществления
Изобретение предназначено для контроля готовых изделий в подшипниковой промышленности путем анализа вибрационных характеристик подшипника. В способе измеряют вибросигнал (ВС) подшипника (Пш) при вращении его под нагрузкой. ВС дискретизируют и преобразовывают в цифровую форму и вводят его в рабочий буфер в разных режимах. Определяют индивидуальные для каждого Пш частоты вращения ротора, сепаратора с шариками относительно наружного и внутреннего колец, шарика вокруг собственной оси и пиковую частоту. Выделяют четыре составляющих вибросигнала, обусловленные качеством изготовления элементов Пш. Определяют уровень вибрации и долевой вклад по мощности в вибрацию каждой из составляющих в общую мощность вибросигнала. С учетом заложенных в памяти ЭВМ известных свойств вибросигналов судят о состоянии элементов Пш. Устройство для осуществления этого способа включает вибропреобразователь, усилитель-корректор, фильтр верхних и нижних частот, аналого-цифровой преобразователь, преобразователь Фурье, определитель частоты и периодов вращения, разделитель линейчатого и непрерывного спектров, частотомер пиковых частот, формирователи вибросигнала наружного кольца, внутреннего кольца, шариков и загрязненности, выход последнего подключен с дисплеем и печатающим устройством. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника.
Известен способ диагностики подшипников качения, который основан на наблюдении за изменениями среднеквадратичного уровня и спектральной плотности вибрационных сигналов /см. статью "Обнаружение повреждения подшипника качения путем статистического анализа вибрации", журнал "Конструирование", 1978, т. 100, N 2/. Недостатками способа является невозможность определения качества изготовления всех его деталей в отдельности, а также степени их загрязненности. Известно устройство для диагностики подшипников качения, в котором использован метод анализа вибрационных сигналов /см. авт. свид. СССР 540186, кл. G 01 M 13/04, 1977/. Оно содержит вибропреобразователь, усилитель, частотный анализатор, синхронизатор, счетчик, матричный дешифратор, блок совпадения, режимный переключатель, блок ввода вероятности дефекта, запоминающий блок, сумматор, пороговый блок и цифровой преобразователь-усилитель. Однако такое устройство является сложным по конструкции и позволяет определять лишь достаточно грубые местные дефекты деталей подшипника, образовавшиеся в результате механических импульсов (ударов), периодически повторяющихся с частотами, получившими название частот подшипника. Известны также способ и устройство для оценки неидеальности геометрии поверхности колец или шариков посредством анализа вибросигналов, /см. журнал "Конструирование и технология машиностроения", 1987, N 1, с. 140 - 149/. Способ основан на анализе короткого вибрационного сигнала, возбуждаемого при встрече шариков с дефектами на вращающемся кольце или вращающегося кольца с дефектами шариков в собранном подшипнике. Устройство содержит прибор, воспроизводящий вибрационные сигналы, фильтр высоких частот, цифровой магнитофон, датчик, динамик, фильтр нижних частот, усилитель, аналого-цифровой преобразователь и ЭВМ. Недостатками устройства и способа являются низкие технологические возможности при диагностике подшипников, низкая точность оценки микрогеометрии поверхностей колец и шаров, а также низкая производительность процесса контроля, поскольку проверка щупом можно осуществить только после разборки подшипника. Известно также устройство для вибродиагностики подшипников качения, снабженное двумя аналого-цифровыми преобразователями, интерфейсом, печатающим устройством, дисплеем, а также синтезатором и двумя параллельными каналами косинусной и синусной составляющих вибросигнала, /см. авт. свид. СССР 1620881, кл. G 01 M 13/04, 1991/. Однако такой способ диагностики и устройство не позволяют быстро и точно проводить комплексную вибродиагностику всех деталей подшипника без его разборки для определения качества их изготовления, а также проводить оценку степени загрязненности подшипника. Технический результат изобретения заключается в обеспечении без разборки подшипника оценки с высокой степенью точности качества изготовления подшипника за счет учета фазовых изменений вибрационного сигнала во времени, а также степень его загрязненности. Это достигается тем, что в способе комплексной вибродиагностики подшипников качения измеряют вибросигнал при вращении его под нагрузкой, вибросигнал дискретизируют и преобразовывают в цифровую форму и вводят его в рабочий буфер в разных режимах, меняя частоту дискретизации, частоту среза фильтра и время ввода, в каждом из режимов подбирают оптимальный коэффициент усиления, в каждом из режимов вибросигнал подвергают быстрому преобразованию Фурье, определяют индивидуальные для каждого подшипника частоты вращения ротора, сепаратора с шариками относительно наружного и внутреннего колец, шарика вокруг собственной оси и пиковую частоту, используя периодичность вибрационного сигнала, связанного с относительными частотами вращения деталей подшипника, и выделяют четыре составляющие этих сигналов, обусловленные качеством изготовления внутреннего и наружного колец, шариков и степенью загрязненности, для каждой из этих составляющих сигнала определяют уровень вибрации и долевой вклад по мощности в вибрацию каждой из составляющих в общую мощность вибросигнала и, используя заложенные в памяти ЭВМ известные свойства вибросигналов, судят о состоянии элементов. Вибросигнал может быть введен в трех режимах с использованием следующих параметров: частота дискретизации - 800 Гц, 5000 Гц, 25000 Гц, частота среза - 300 НЧ, Гц, 2000 НЧ, Гц, 10000 НЧ, Гц, время ввода: первый режим - 40 с, второй 10 с, третий - 2 с. Устройство для комплексной вибродиагностики подшипников содержит вибропреобразователь, усилитель-корректор, фильтр верхних и низких частот, аналого-цифровой преобразователь, преобразователь Фурье, определитель частоты и периодов вращения, разделитель линейчатого и непрерывного спектров, частотомер пиковых частот, формирователи вибросигнала наружного кольца, внутреннего кольца, шариков и загрязненности, выход последнего подключен с дисплеем и печатающим устройством, при этом второй выход и вход определителя частоты и периодов вращения подключены к частотомеру пиковых частот, вторые выходы и входы формирователей вибросигналов наружного кольца и внутреннего и шариков подключены к блоку включения и исключения пиков, а третьи выходы и вход формирователей наружного кольца и внутреннего кольца подключены к задатчикам частот этих колец. На чертеже показана схема устройства. Устройство содержит вибропреобразователь 1, установленный на исследуемом подшипнике, закрепленном на вращающемся роторе. К его выходу подключен усилитель-корректор 2, с которым последовательно соединены фильтр 3, блок 4 подготовки вибросигнала, ввода и АЦП, преобразователь Фурье 5, определитель 6 частот и периодов вращения по периодам времени, разделитель 8 линейчатого и непрерывного спектров. Второй выход и вход определителя 6 частот подключены к частотомеру 7 пиковых частот. Выход разделителя 8 спектров последовательно подключен к формирователю 9 вибросигнала наружного кольца, к формирователю 11 вибросигнала внутреннего колец, к формирователю 13 вибросигнала шариков 13 и к формирователю 15 вибросигнала загрязненности, а выход последнего через АПЦ 16 и интерфейс 17 подключен с дисплеем и печатающим устройством. Вторые выходы и входы формирователей вибросигналов 9, 11, 13 соответственно наружного кольца, внутреннего кольца и шариков подключены к блоку 14 включения-исключения пиков. Третьи выход и вход формирователя 9 вибросигнала наружного кольца подключены к задатчику 10 частоты наружного кольца, а третьи выход и вход формирователя 11 вибросигнала внутреннего кольца подключены к задатчику 12 частоты внутреннего кольца. Работает устройство следующим образом. Механические колебания подшипника, появляющиеся вследствие имеющихся в нем неточностей изготовления и сборки, фиксируются вибропреобразователем 1, который преобразует их в пропорциональный электрический сигнал. С усилителя-корректора 2, предназначенного для согласования высокого выходного сопротивления вибропреобразователя 1 с последующими элементами и усиления, вибросигнал поступает на вход полосового фильтра 3 и через него - на блок 4 подготовки и ввода вибросигнала. Ввод осуществляется в трех режимах. Их параметры приведены в табл.1. В каждом из этих режимов сначала подбирают оптимальный коэффициент усиления, т.е. максимальный коэффициент, при котором не происходит переполнение АЦП 16, а затем уже вводят данные в рабочий буфер. Определяют частоту вращения внутреннего кольца и комплекта шариков относительно внутреннего и наружного колец по поступившему вибросигналу с использованием исследованных свойств вибросигналов. Первоначально вибросигнал, записанный в первом режиме, подвергают быстрому преобразованию Фурье с использованием 8192 точек с усреднением по вибросигналам среднеквадратичных значений. В результате получают вибросигналы подшипника в диапазоне до 400 Гц с разрешением по частоте











k



где k = 1 - 200. Все указанные составляющие необязательно будут представлены фактически в реальном вибросигнале. Так, например, для наружного кольца в формуле (3) в основном присутствуют гармоники, соответствующие m = 0. Для внутреннего кольца наоборот редко проявляются гармоники, соответствующие m = 0 в формуле (4), а присутствуют боковые частоты. То же и для шариков: гармоники, соответствующие m = 0 в формуле (6), обычно слабо выражены, а присутствуют боковые частоты. Частоты, описываемые формулой (5) и характеризующие разноразмерность шариков, не всегда проявляются. Однако программа диагностики каждый раз индивидуально для каждого подшипника анализирует наличие и отсутствие всех указанных гармоник и определяет их амплитуду. Такая структура вибросигнала подтверждается результатами подробных экспериментальных и теоретических исследований и полностью соответствует реальному вибросигналу подшипника качения. Поэтому она положена в основу построения адекватной системы вибродиагностики шариковых подшипников. Формирование вибросигнала осуществляют следующим образом. Сначала выделяют все пики в вибросигнале. Для этого вычисляют вибросигнал скользящего среднего в диапазоне 20 предшествующих и 20 последующих гармоник. Затем рассматривают последовательно гармоники исходного вибросигнала, и в случае, если ее амплитуда превосходит соответствующую среднюю в два раза, она считается элементом пика. Идущие последовательно без пропусков элементы пиков считаются элементом одного пика. Для идентификации отдельных пиков в процессе перебора задатчиком 10 и 12 в специальный массив пар чисел записываются номера гармоник, являющихся первыми и последними элементами каждого из пиков. Из полученного набора пиков выбирают те, которые соответствуют формулам (3) и (4) в рассматриваемом диапазоне частот. Они одновременно исключаются из исходного спектра и включаются в спектр вибрации наружного кольца. Та же операция повторяется для внутреннего кольца с использованием частот, описываемых формулой (5). Тогда в исходном спектре остаются только пики, соответствующие шарикам. Эти пики исключаются из исходного спектра и включаются в спектр вибрации, возбуждаемой шариками. В результате получают четыре вибросигнала, соответствующих возбуждению от четырех основных причин: наружного кольца, внутреннего кольца, шариков и загрязненности. Последний спектр получают после исключения всех пиков, отвечающих линейчатой части вибросигнала. Параллельно с формированием вибросигналов производят квадратичное суммирование составляющих каждого из сигналов. Причем для каждого из сигналов вычисляют две суммы. Одна определяет ускорение вибрации, а другая - скорость. Для скорости составляющая вибросигнала предварительно делится на круговую частоту этой гармоники. Корни квадратные из восьми полученных величин и являются уровнем вибрации по ускорению и скорости в диапазоне частот. Эти данные переводятся и в децибелы. Затем осуществляют диагностирование в двух других диапазонах частот. Для диапазона 300 Гц - 1800 Гц используют данные, введенные в режиме 2, а для диапазона 1800 Гц - 10000 Гц - данные, введенные в режиме 3 (см. табл. 1). Для получения исходного вибросигнала сначала быстрое преобразование Фурье, затем проводят остальные операции, описанные выше. Результаты комплексной вибродиагностики подшипника качения получают в виде вибросигналов, возбуждаемых четырьмя факторами в трех частотных диапазонах и уровней вибраций в этих диапазонах по скорости и по ускорению. Уровни вибраций по скорости выводят на экран дисплея 17 и одновременно на печатающее устройство 18. При необходимости можно вывести уровни вибрации по ускорению. Вибросигналы при необходимости можно также представить на экране и распечатать.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2