Шаблон для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Согласно полезной модели шаблон для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительным отверстием сложной формы, состоящей из соединенных между собой линейных, вогнутых и выпуклых по радиусу участков, соответствующей измеряемому внешнему контуру замка механизма автосцепки, а также внешнего контура зуба, расположенного на одном из линейных участков, при этом рабочая поверхность выполнена с шероховатостью не менее 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия выполнены элементы компенсации напряжений. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости, а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности. 1 нз.п., 2 илл.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU, 40464, U1 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможности потерь тех или иных пластин.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР, 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов.

Известен также шаблон для измерения колес ж/д подвижного состава, содержащий основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала разградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения (RU, 2206867, С2, 17.08.2001).

К недостаткам известных измерительных устройств относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность в эксплуатации, а также повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть использованы для оценки состояния изготовленной автосцепки, поскольку разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 ж/д транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей и параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости, а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки выполнен металлическим в виде плоской детали с измерительным отверстием сложной формы, состоящей из соединенных между собой линейных, вогнутых и выпуклых по радиусу участков, соответствующей измеряемому внешнему контуру замка механизма автосцепки, а также внешнего контура зуба, расположенного на одном из линейных участков, при этом рабочая поверхность выполнена с шероховатостью не менее 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия выполнены элементы компенсации напряжений.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым необходимо, чтобы:

- - в качестве материала для изготовления шаблона была бы применена сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН.

- элементы компенсации напряжений в угловых зонах измерительного отверстия были бы выполнены в виде углублений.

- шаблон был бы выполнен толщиной, равной 6-11 мм.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

фиг.1 изображен шаблон для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки;

фиг.2 - вид сбоку;

Шаблон выполнен проходным и предназначен для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки выполнен металлическим в виде плоской детали толщиной, равной 6-11 мм, с измерительным отверстием 2 сложной формы, состоящей из линейных 3, вогнутых 4 и выпуклых 5 по радиусу участков, соответствующей измеряемому контуру «замка».

Рабочая поверхность 6 измерительного отверстия 2 выполнена с чистотой поверхности не ниже Ra 6,3, и подвергнута цементации по контуру с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC, при этом в качестве материала применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.40 и Ст.45ХН. Такое решение существенно влияет на повышение чистоты поверхности измерительного отверстия, а, следовательно, на точность диагностики.

С целью дальнейшего повышения точности измерений в угловых зонах измерительного отверстия 2 выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде канавок 7.

Устройство функционирует следующим образом. Замок автосцепки СА-3 расположен в горизонтальной плоскости в том виде, в котором он будет находиться в эксплуатации. Как показано на фиг.3 шаблон 1 несколько раз перемещают сверху в них и наоборот относительно замка, при этом замок признается годным, если он свободно проходит через измерительное отверстие 2 шаблона 1.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 ж/д транспорта за счет повышения качества измеряющих поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки внешнего контура замка механизма автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительным отверстием сложной формы, состоящей из соединенных между собой линейных, вогнутых и выпуклых по радиусу участков, соответствующей измеряемому внешнему контуру замка механизма автосцепки, а также внешнего контура зуба, расположенного на одном из линейных участков, при этом рабочая поверхность выполнена с шероховатостью не менее 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала применена сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН.

3. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что элементы компенсации концентраторов напряжений, расположенные в угловых зонах измерительного отверстия, выполнены в виде углублений.



 

Наверх