Шаблон для проверки положения шипа для замкодержателя на корпусе автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки положения шипа для замкодержателя относительно малого отверстия для валика подъемника на корпусе автосцепки Согласно полезной модели шаблон для проверки положения шипа для замкодержателя на корпусе автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской вытянутой детали с рукояткой, расположенной под углом к ней, на концах вытянутой детали размещены с два измерительных отверстия круглой формы. Вокруг первого отверстия выполнен цилиндрический штырь, диаметр которого соответствует отверстию для валика подъемника автосцепки. Диаметр второго измерительного отверстия соответствует размеру шипа замкодержателя. Расстояние между измерительными отверстиями шаблона соответствует проверяемому расстоянию между шипом для замкодержателя и малым отверстием для валика подъемника на корпусе автосцепки. Рабочие измерительные поверхности шаблона выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC. Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН. Плоская деталь шаблона выполнена толщиной 6-11 мм. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности, а также ее износом. 1 н.з.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки подвижного состава железнодорожного транспорта, а именно для проверки положения шипа для замкодержателя корпуса автосцепки относительно малого отверстия для валика подъемника механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU 40464 U1, 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР: SU 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU 2206867 С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3, подвижного состава железнодорожного транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей шаблонов и точности контроля геометрических параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное влияние на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности шаблона за счет обеспечения высокой чистоты поверхности. Также технический результат заключается в повышении износостойкости материала измерительных поверхностей.

Кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон в углах между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки положения шипа замкодержателя относительно малого отверстия для валика подъемника на корпусе автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской вытянутой детали с рукояткой, расположенной под углом к ней. На концах вытянутой детали размещены с два измерительных отверстия круглой формы, причем вокруг первого отверстия выполнен цилиндрический штырь, диаметр которого соответствует отверстию для валика подъемника автосцепки, диаметр второго измерительного отверстия соответствует диаметру шипа замкодержателя, а расстояние между измерительными отверстиями шаблона соответствует проверяемому расстоянию между шипом для замкодержателя и малым отверстием для валика подъемника на корпусе автосцепки.

При этом все рабочие измерительные поверхности шаблона, расположенные на вытянутой детали, включая поверхности расположенных на ней цилиндрического штыря и измерительных отверстий, выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты рабочей поверхности 6 измерительной плоской детали 5 шаблона, а, следовательно, на точность диагностики автосцепки, позволившей исключить имеющиеся в процессе изготовления технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) приводят к появлению недопустимых зазоров.

Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН. Плоская деталь шаблона выполнена толщиной 6-11 мм.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым в качестве материала для изготовления шаблона может быть применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.50 или Ст.65 или, в некоторых случаях, сталь общего назначения марки Ст.3

Далее предлагаемая полезная модель, будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы.

На фиг.1 изображен шаблон для проверки положения шипа для замкодержателя относительно малого отверстия для валика подъемника на корпусе автосцепки.

На фиг.2 изображен вид шаблона сбоку.

На фиг.3-4 изображен шаблон в процессе проверки положения шипа для замкодержателя относительно малого отверстия для валика подъемника на корпусе автосцепки.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки положения шипа 2 для замкодержателя корпуса 3 автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской вытянутой детали 4 с рукояткой 5, расположенной под углом к ней, на концах вытянутой детали размещены с два измерительных отверстия круглой формы, причем вокруг первого отверстия 6 выполнен цилиндрический штырь 7, диаметр которого соответствует отверстию 9 для валика подъемника (не показан) автосцепки, диаметр второго измерительного отверстия 10 соответствует диаметру шипа 2 замкодержателя, а расстояние между измерительными отверстиями 6 и 10 шаблона 1 соответствует проверяемому расстоянию между шипом 2 для замкодержателя и малым отверстием 9 для валика подъемника на корпусе 3 автосцепки, при этом рабочие измерительные поверхности вытянутой детали 4 и поверхности расположенных на ней цилиндрического штыря 7 и измерительных отверстий 6 и 10 выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC.

Шаблон 1 используется для проверки положения шипа 2 для замкодержателя относительно малого отверстия 9 для валика подъемника следующим образом. Для проверки необходимо ввести шаблон 1 в карман 11 корпуса 3 автосцепки, штырь 7 вставить в малое отверстие 9 для валика подъемника, а кольцо с отверстием 10 надеть на шип 2 для замкодержателя.

Положение шипа 2 признается правильным, если кольцо с отверстием 10 шаблона 1 надевается на шип 2 для замкодержателя при условии, что штырь 7 шаблона 1 вставлен в малое отверстие 9 для валика подъемника.

Положение шипа 2 неправильное, если кольцо с отверстием 10 невозможно надеть на шип 2 для замкодержателя.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки положения шипа для замкодержателя корпуса автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской вытянутой детали с рукояткой, расположенной под углом к ней, на концах вытянутой детали размещены два измерительных отверстия круглой формы, причем вокруг первого отверстия выполнен цилиндрический штырь, диаметр которого соответствует отверстию для валика подъемника автосцепки, диаметр второго измерительного отверстия соответствует диаметру шипа замкодержателя, а расстояние между измерительными отверстиями шаблона соответствует проверяемому расстоянию между шипом для замкодержателя и малым отверстием для валика подъемника на корпусе автосцепки, при этом рабочие измерительные поверхности выполнены с заданной шероховатостью и подвергнуты термообработке, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, а рабочие поверхности вытянутой детали шаблона и поверхности расположенных на ней цилиндрического штыря и измерительных отверстий выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что плоская деталь выполнена толщиной 6-11 мм.



 

Наверх