Шаблон для контроля общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки перед введением в его эксплуатацию. Шаблон для контроля общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительной боковой поверхностью сложной формы, состоящей из соединенных между собой линейных и изогнутых по радиусу участков, на которых выполнены контуры малого зуба, зева и большого зуба корпуса автосцепки, соответствующие измеряемому контуру зацепления, при этом шаблон снабжен перпендикулярно установленной направляющей трубой, расположенной по закруглению в месте перехода контура малого зуба в контур ударной стенки зева, причем измерительная боковая поверхность плоской детали шаблона выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC. Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН с толщиной плоской детали 6-11 мм. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности, а также ее износом. 1 н.з.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки подвижного состава железнодорожного транспорта, а именно для проверки общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU 40464 U1, 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР: SU 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU 2206867 С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 железнодорожного транспорта, за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей шаблонов и точности контроля геометрических параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное влияние на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности шаблона за счет обеспечения высокой чистоты поверхности. Также технический результат заключается в повышении износостойкости материала измерительных поверхностей за счет проведения их термической и химико-термической обработки.

Кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон в области угловых участков сопряжения измерительных поверхностей, что исключает возможность появления поверхностных напряжений при использовании шаблона и, как следствие, нарушения плоскостности и линейности.

Для достижения технического результата шаблон для контроля общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительной боковой поверхностью сложной формы, состоящей из соединенных между собой линейных и изогнутых по радиусу участков, на которых выполнены контуры малого зуба, зева и большого зуба корпуса автосцепки, соответствующие измеряемому контуру зацепления. При этом шаблон снабжен перпендикулярно установленной направляющей трубой, расположенной по закруглению в месте перехода контура малого зуба в контур ударной стенки зева. Измерительная боковая поверхность плоской детали шаблона выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

Шаблон выполнен, предпочтительно, из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым в качестве материала для изготовления шаблона может быть применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.50 или Ст.65 или, в некоторых случаях, сталь общего назначения марки Ст.3.

Шаблон для контроля общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки выполнен проходным при толщине плоской контурной детали, равной 6-11 мм.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы.

На фиг.1 изображен шаблон для контроля общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки.

На фиг.2 изображен вид шаблона сбоку.

На фиг.3 и 4 изображен шаблон в процессе проверки общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки.

Согласно полезной модели шаблон 1 для контроля общего очертания контура 2 зацепления корпуса автосцепки является проходным. Он выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 3 с измерительной боковой поверхностью 4 сложной формы, состоящей из соединенных между собой линейных и изогнутых по радиусу участков, на которых выполнены контуры малого зуба 5, зева 6 и большого зуба 7 корпуса автосцепки, соответствующие измеряемому контуру 2 зацепления. При этом шаблон снабжен перпендикулярно установленной направляющей трубой 8, расположенной по закруглению 9 в месте перехода контура малого 5 зуба в контур ударной стенки зева 6. Измерительная боковая поверхность 4 плоской детали 3 шаблона выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

Шаблон 1 для контроля общего очертания контура 2 зацепления корпуса 10 автосцепки выполнен проходным при толщине плоской контурной детали 3, равной 6-11 мм.

Устройство функционирует следующим образом.

Для осуществления контроля общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки используют шаблон 827 А., который, как показано на фигуре 3 и 4, необходимо пропустить через контур 2 зацепления корпуса 10 автосцепки по всей высоте его головы 11, при этом направляющая труба 8 должна быть расположена по закруглению 9 в месте перехода малого зуба 5 в ударную стенку зева 6, а плоская деталь 3 шаблона должна проходить через зев 6 и охватывать малый зуб 5.

Контур 2 корпуса признается годным, если шаблон 1 свободно проходит через контур зацепления по всей высоте корпуса 10.

Рабочие поверхности измерительной полоской детали 3 выполнены с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты термической или химико-термической обработке путем цементации или индукционной термической обработки токами высокой частоты по наружному слою с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC. В качестве материала для изготовления шаблона применена углеродистая качественная конструкционная сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительной полоской детали 3, а также на точность диагностики, позволившей исключить имевшиеся в процессе изготовления несогласованные между собой технологические допуски, которые для соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) могли приводить к появлению недопустимых зазоров, нарушающих работоспособность автосцепки.

Таким образом, предложенное решение позволяет минимизировать значение величин допусков соединяемых деталей автосцепки.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для контроля общего очертания контура зацепления корпуса автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской детали с измерительной боковой поверхностью сложной формы, состоящей из соединенных между собой линейных и изогнутых по радиусу участков, на которых выполнены контуры малого зуба, зева и большого зуба корпуса автосцепки, соответствующие измеряемому контуру зацепления, при этом шаблон снабжен перпендикулярно установленной направляющей трубой, расположенной по закруглению в месте перехода контура малого зуба в контур ударной стенки зева, причем измерительная боковая поверхность плоской детали шаблона выполнена с заданной шероховатостью и подвергнута термообработке, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, а измерительная боковая поверхность плоской детали шаблона выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнута обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что плоская деталь выполнена толщиной, равной 6-11 мм.



 

Наверх