Шаблон для проверки ухода замка от кромки малого зуба автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки ухода замка от кромки малого зуба корпуса автосцепки перед введением в его эксплуатацию. Согласно полезной модели шаблон для проверки ухода замка от кромки малого зуба корпуса автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительной рабочей поверхностью сложной формы, состоящей из соединенных между собой под углом двух встречных наклонных участков с двумя уступами, соответствующих измеряемым размерам торцевой поверхности замка и малого зуба автосцепки, при этом плоская деталь установлена на рукоятке, а рабочая поверхность плоской детали выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительной поверхности выполнены элементы компенсации напряжений. Шаблон выполнен из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН. Плоская деталь шаблона выполнена толщиной 6-11 мм. Элементы компенсации напряжений выполнены в виде углублений, выполненных в форме канавок в угловых зонах измерительной поверхности. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности, а также ее износом. Кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон в углах между измерительными поверхностями. 1 н.з.п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки подвижного состава железнодорожного транспорта, а именно для проверки ухода замка от кромки малого зуба корпуса автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU 40464 U1, 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР: SU 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличении производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU 2206867 С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 железнодорожного транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей шаблонов и точности контроля геометрических параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное влияние на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью шероховатости измерительной поверхности шаблона за счет обеспечения высокой чистоты поверхности. Также технический результат заключается в повышении износостойкости материала измерительных поверхностей.

Кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений в углах между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки ухода замка от кромки малого зуба корпуса автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительной рабочей поверхностью сложной формы, состоящей из соединенных между собой двух встречных наклонных участков с двумя уступами, соответствующих измеряемым размерам торцевой поверхности замка и малого зуба автосцепки. При этом плоская деталь установлена на рукоятке, а рабочая измерительная поверхность плоской детали выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC. В угловых зонах измерительной поверхности плоской детали выполнены элементы компенсации напряжений в виде углублений.

Шаблон выполнен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН. Плоская деталь шаблона выполнена толщиной 6-11 мм.

Элементы компенсации напряжений, которые возникают при осуществлении проверочных измерений автосцепки на измерительной поверхности, выполнены в виде углублений, в частности, в форме канавок в угловых зонах сопряжения линейных участков измерительной поверхности.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым в качестве материала для изготовления шаблона может быть применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.50 или Ст.65 или, в некоторых случаях, сталь общего назначения марки Ст.3

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы.

На фиг.1 изображен шаблон для проверки ухода замка от кромки малого зуба корпуса автосцепки.

На фиг.2 изображено сечение А-А шаблона, показанного на фиг.1.

На фиг.3-7 изображен шаблон в процессе проверки ухода замка от кромки малого зуба корпуса автосцепки.

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки ухода замка 2 от кромки малого зуба 3 корпуса автосцепки 4 выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 5 с измерительной рабочей поверхностью 6 сложной формы, состоящей из соединенных между собой двух встречных наклонных участков с двумя уступами, соответствующих измеряемым размерам торцевой поверхности 7 замка и малого зуба 3 автосцепки 4, при этом плоская деталь 5 установлена на рукоятке 8, а рабочая поверхность 6 плоской детали 5 выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительной поверхности выполнены элементы компенсации напряжений в виде углублений 9. Шаблон выполнен, преимущественно, из углеродистой качественной конструкционной стали марки Ст.45 или Ст.45ХН при толщине плоской детали 6-11 мм.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты рабочей поверхности 6 измерительной плоской детали 5 шаблона, а, следовательно, на точность диагностики автосцепки, позволившей исключить имеющиеся в процессе изготовления технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) приводят к появлению недопустимых зазоров.

С целью дальнейшего повышения точности измерений в угловых зонах измерительной поверхности 6 выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде канавок 9, наличие которых исключает возникновение сил в поверхностном слое рабочей поверхности в случае возникновения ударных нагрузок на шаблон (например, при ударе шаблона о другие металлические предметы).

Шаблон 787А предназначен для проверки ухода замка от кромки малого зуба при включенном предохранителе от саморасцепа.

Как показано на фиг.1 шаблон 1 имеет проходную сторону с выбитой цифрой 9 и непроходную сторону с выбитой цифрой 16. Таким образом видно, что шаблон 1 выполнен двухсторонним так, что одна сторона плоской измерительной детали 5 имеет уступ высотой 9 мм и является при проведении измерений проходной, а противолежащая сторона с уступом высотой 16 мм является непроходной.

Устройство функционирует следующим образом. Как показано на фиг.3-7 проверка ухода замка 2 шаблоном 1 производится одновременно с проверкой действия предохранителя замка шаблоном 820А.

Шаблон 820А для проверки действия предохранителя замка и механизма расцепления представляет собой плоскую четырехугольную рамку, три стороны которой выполнены в форме скобы с внешними выемками различной глубины (25, 29 и 35 мм), а одна внешняя сторона рамки выполнена с прямолинейным внешним ребром, верхняя плоскость рамки выполнена свободной, а нижняя плоскость снабжена по углам упорами с рабочими поверхностями, выполненными в виде опорных площадок.

Удерживая шаблон 820А на лапке замкодержателя 10 в положении, как показано на фиг.3 и 4 (положение шаблонов на фиг.3 соответствует виду сверху, показанному на фиг.4), необходимо нажимать на торцевую поверхность замка 7 по всей высоте вертикальной кромки этой поверхности сначала проходной, а затем непроходной стороной шаблона 1 и отодвигать замок 2 от кромки малого зуба 3.

Автосцепка признается годной, если при нажатии проходной (с цифрой "9") стороной шаблона 1 в любом месте торцевой поверхности 7 замка 2, замок 2 свободно перемещается в корпус до тех пор, пока шаблон 1 своим уступом коснется ударной поверхности малого зуба 3 (фиг.4).

Автосцепка признается годной, если при нажатии непроходной (с цифрой "16") стороной шаблона 1, как это показано на фиг.5, перемещение замка в корпус прекратится ранее, чем уступ шаблона 1 коснется ударной поверхности малого зуба 3. При этом между уступом непроходной стороны плоской детали 5 и ударной поверхностью малого зуба 3 остается видимый зазор.

Автосцепка не годна, если результат измерения соответствует фиг.6 и 7.

На фиг.6 показано, что при нажатии проходной стороной шаблона 1 в любом месте торцевой поверхности 7 замка 2, перемещение замка 2 в корпус прекращается, из-за упора предохранителя замка в противовес замкодержателя ранее, чем уступ шаблона 1 коснется ударной поверхности малого зуба 3.

Автосцепка не годна, если при нажатии непроходной стороной шаблона 1 замок 2 свободно перемещается внутрь корпуса, как показано на фиг.7, до упора уступа шаблона в ударную поверхность малого зуба 3.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

1. Шаблон для проверки ухода замка от кромки малого зуба корпуса автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской детали с измерительной рабочей поверхностью сложной формы, состоящей из соединенных между собой под углом двух встречных наклонных участков с двумя уступами, соответствующих измеряемым размерам торцевой поверхности замка и малого зуба автосцепки, при этом плоская деталь установлена на рукоятке, а рабочая поверхность плоской детали выполнена с заданной шероховатостью и подвергнута термообработке, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, а рабочая поверхность плоской детали шаблона выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra и подвергнута обработке токами высокой частоты с получением твердости в диапазоне 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что плоская деталь выполнена толщиной 6-11 мм.

3. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что в угловых зонах измерительной поверхности выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде углублений, в частности в форме канавок.



 

Похожие патенты:

Модель корня зуба относится к области медицины, а именно к стоматологии и может быть использована для обучения студентов и врачей-стоматологов лечению и удалению корней зубов.
Наверх