Электромагнитная муфта привода вентилятора

 

Предложение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в двигателестроении. Электромагнитная муфта привода вентилятора направлена на уменьшение потребления электрической энергии электромагнитной муфтой привода вентилятора и уменьшения механических потерь мощности двигателя на привод генератора, увеличение надежности системы охлаждения двигателя при выходе из строя электрической части электромагнитной муфты привода вентилятора, снижение трудоемкости технического обслуживания электромагнитной муфты привода вентилятора. Электромагнитная муфта привода вентилятора содержит неподвижную электромагнитную катушку 1, шкив 2, подшипник 3, ступицу 4, фрикционный диск ступицы 5, фрикционный диск шкива 6 и распорную пружинную шайбу 7.

Предложение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в двигателестроении.

Известна электромагнитная муфта привода вентилятора (Окольников В.В., Ющенко В.И., Келлер А.В., Бердников А.А., Смолин А.Б., Гурин А.С., Семендяев К.Н. Полноприводные автомобили КАМАЗ. Устройство и эксплуатация. - Набережные челны, 2006. - С.58-59), состоящая из неподвижной электромагнитной катушки, шкива, подшипника, ступицы, фрикционного диска ступицы.

Указанное техническое решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату и принято за прототип. Однако недостатками данной электромагнитной муфты привода вентилятора являются: при работе на двигателях грузовых автомобилей чаще всего электромагнитная муфта привода вентилятора находится во включенном состоянии и потребляет электрическую энергию, что нагружает генераторную установку, а следовательно, увеличивает механические потери мощности двигателя на привод генератора; при выходе из строя электрической части электромагнитной муфты привода вентилятора необходимо выполнить ряд трудоемких мероприятий по включению муфты с целью исключения перегрева двигателя; при техническом обслуживании необходимо выполнять регулировочные работы.

Задачами предложения являются: уменьшить потребление электрической энергии электромагнитной муфтой привода вентилятора и уменьшить механические потери мощности двигателя на привод генератора; увеличить надежность системы охлаждения двигателя при выходе из строя электрической части электромагнитной муфты привода вентилятора; снизить трудоемкость технического обслуживания электромагнитной муфты привода вентилятора.

Решение поставленной задачи достигается тем, что электромагнитная муфта привода вентилятора, содержащая неподвижную электромагнитную катушку, шкив, подшипник, ступицу, фрикционный диск ступицы, снабжена фрикционным диском шкива и распорной пружинной шайбой.

Отличительными признаками от прототипа является то, что электромагнитная муфта привода вентилятора снабжена фрикционным диском шкива и распорной пружинной шайбой.

Анализ предлагаемого решения и прототипа позволяет сделать вывод о его соответствии условиям патентоспособности полезной модели.

На фиг.1 дана принципиальная схема предлагаемой электромагнитной муфты привода вентилятора.

Электромагнитная муфта привода вентилятора содержит неподвижную электромагнитную катушку 1, шкив 2, подшипник 3, ступицу 4, фрикционный диск ступицы 5, фрикционный диск шкива 6 и распорную пружинную шайбу 7.

Работает электромагнитная муфта привода вентилятора следующим образом. Шкив 2 получает постоянное вращение от коленчатого вала двигателя. В потоке охлаждающей жидкости на входе в двигатель устанавливается термобиметаллический датчик управления электромагнитной муфтой привода вентилятора. При температуре охлаждающей жидкости ниже рабочей термобиметаллический датчик замыкает электрическую цепь электромагнитной катушки 1, и фрикционный диск шкива 6 под действием электромагнитных сил, преодолевая усилие распорной пружинной шайбы 7, прижимается к шкиву 2, образуя зазор между фрикционными дисками 5 и 6. Крутящий момент на вентилятор, крепящийся на ступицу 4, не передается.

При повышении охлаждающей жидкости системы охлаждения до температуры, превышающей рабочую, термобиметаллический датчик размыкает электрическую цепь электромагнитной катушки 1, и усилием распорной пружинной шайбы 7 фрикционный диск шкива 6 перемещается по шлицам шкива 2 и прижимается к фрикционному диску ступицы 5. При этом крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя через шкив 2, шлицы шкива 2, фрикционный диск шкива 6, посредством сил трения на фрикционный диск ступицы 5 и ступицу 4, на которой крепится вентилятор. Вентилятор начнет вращаться.

При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже рабочей термобиметаллический датчик вновь замыкает электрическую цепь электромагнитной катушки 1 и фрикционный диск шкива 6 под действием электромагнитных сил прижимается к шкиву 2, восстанавливая зазор между фрикционными дисками 5 и 6.

В случае отказа термобиметаллического датчика или прерывании электрической цепи электромагнитной катушки 1, исходя из принципа работы электромагнитной муфты привода вентилятора, вентилятор будет постоянно получать вращение, что не вызовет перегрева двигателя.

Конструкция электромагнитной муфты привода вентилятора исключает выполнения регулировочных работ, что понижает трудоемкость технического обслуживания.

Таким образом, принятое техническое решение позволяет уменьшить потребление электрической энергии электромагнитной муфтой привода вентилятора, что уменьшает нагрузку на генераторную установку и повышает мощность двигателя, повышает надежность системы охлаждения двигателя при выходе из строя электрической части электромагнитной муфты привода вентилятора и уменьшает трудоемкость технического обслуживания.

Электромагнитная муфта привода вентилятора, содержащая неподвижную электромагнитную катушку, шкив, подшипник, ступицу, фрикционный диск ступицы, отличающаяся тем, что она снабжена фрикционным диском шкива и распорной пружинной шайбой.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области сельского хозяйства, а именно к промышленному птицеводству и может быть использована при выращивании птицы при клеточном содержании

Линейный генератор на постоянных магнитах, отличающийся тем, что корпус линейного генератора изготовлен из немагнитного материала, на концах магнитопровода установлены полюсные наконечники, а постоянный магнит закреплен на штоке, который приводится в движение мембранами термоакустического двигателя.

Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к мобильным огневым средствам, применяемым для поражения бронетанковой техники, военного транспорта и живой силы противника

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания
Наверх