Устройство стеклоочистителя

 

Полезная модель относится к области транспортной техники, более конкретно к устройству стеклоочистителя транспортного средства и может найти применение в устройствах очистки переднего (ветрового) стекла от атмосферной осадков и грязи для автомобиля, троллейбуса или трамвая, а также для очистки заднего стекла и стекол фар легкового автомобиля.

Технический результат полезной модели заключаются в повышении уровня обзорности за счет уменьшения суммарной площади непросматриваемых зон, создаваемых элементами устройства стеклоочистителя в период пересечения ими нормативных зон перед водителем с учетом бинокулярности обзора.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве стеклоочистителя, включающем щетку, держатель в виде шарнирного механизма и узел привода, согласно полезной модели, держатель выполнен в виде шестизвенного шарнирного механизма и содержит несущее звено, шарнирно соединенное с узлом привода и узлом крепления щетки и тяговое звено меньшей длины, размещенное вплотную к несущему звену с возможностью относительного продольного смещения, причем концы тягового звена шарнирно соединены через короткие вспомогательные звенья с узлом привода и узлом крепления щетки для обеспечения ее перемещения при качательном движении несущего звена.

Кроме того, несущее и вспомогательные звенья могут быть выполнены в виде стержней, а тяговое звено - в виде трубки, охватывающей несущее звено.

Кроме того, несущее звено может быть выполнено в виде трубки, а тяговое - в виде стержня, размещенного внутри нее.

Кроме того, узел привода может быть размещен в нижней или верхней части очищаемого стекла и выполнен с использованием электро- или пневмодвигателя.

Описание на 4 л., ф-ла 4 пп., илл. 1 л.

Полезная модель относится к области транспортной техники, более конкретно к устройству стеклоочистителя транспортного средства и может найти применение в устройствах очистки переднего (ветрового) стекла от атмосферной осадков и грязи для автомобиля, троллейбуса или трамвая, а также для очистки заднего стекла и стекол фар легкового автомобиля.

Известно устройство стеклоочистителя, содержащее рычаг для крепления щетки, состоящий из установочной и подвижной частей, соединенных с возможностью вращательного движения посредством осевого шарнирного соединения, причем вращение оси, жестко закрепленной в подвижной части рычага, осуществляется во втулках, изготовленных из пластмассы и установленных в неподвижной части рычага (см. патент РФ 68994, опублик. 09.07.2007).

Недостатком известного устройства является сравнительно малая степень очистки нормативных зон переднего стекла транспортного средства при различных условиях размещения щеток и рычага стеклоочистителя (см. Технические требования по обзорности с места водителя для автомобильных транспортных средств по ГОСТ Р 51266-99). Отношение площади поверхности переднего стекла стандартной формы, очищаемой щеткой известного стеклоочистителя, к общей площади стекла в рабочей зоне стеклоочистителя, как правило, не превышает 0,7 - 0,8. Увеличение этого отношения достигается в устройствах стеклоочистителя, преимущественно, с плоскопараллельным движением щеток.

Наиболее близким техническим решением к предложенному является устройство стеклоочистителя, включающее щетку, держатель в виде шарнирного механизма и узел привода (см. Стеклоочистители автобусов Нефаз и ЛИАЗ, производитель: Компания ООО "Тракбус", РФ, г. Набережные Челны, Промкомзона, http://www.trakbus.ru/about.html прототип).

Особенностью известного устройства стеклоочистителя является выполнение держателя в виде четырехзвенного шарнирного механизма, обеспечивающего возвратно-вращательное движение его рычагов и плоскопараллельное движение щетки, укрепленной на свободном конце держателя. На ветровом стекле автобуса, как правило, размещают два двухскоростных электрических стеклоочистителя с раздельным управлением

К недостаткам известного устройства следует отнести наличие в нормативных зонах обзора непосредственно перед водителем конструктивных элементов держателя в виде двух протяженных шарнирно связанных рычагов и коротких перемычек, образующих параллелограмм пантографа. Наличие указанных рычагов в период пересечения нормативных зон ветрового стекла в известной степени уменьшает уровень обзорности, снижая объективную возможность и условия адекватного восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления автомобилем.

Технический результат полезной модели заключаются в повышении уровня обзорности за счет уменьшения суммарной площади непросматриваемых зон, создаваемых элементами устройства стеклоочистителя в период пересечения ими нормативных зон перед водителем с учетом бинокулярности обзора.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве стеклоочистителя, включающем щетку, держатель в виде шарнирного механизма и узел привода, согласно полезной модели, держатель выполнен в виде шестизвенного шарнирного механизма и содержит несущее звено, шарнирно соединенное с узлом привода и узлом крепления щетки и тяговое звено меньшей длины, размещенное вплотную к несущему звену с возможностью относительного продольного смещения, причем концы тягового звена шарнирно соединены через короткие вспомогательные звенья с узлом привода и узлом крепления щетки для обеспечения ее перемещения при качательном движении несущего звена.

Кроме того, несущее и вспомогательные звенья могут быть выполнены в виде стержней, а тяговое звено - в виде трубки, охватывающей несущее звено.

Кроме того, несущее звено может быть выполнено в виде трубки, а тяговое - в виде стержня, размещенного внутри нее.

Кроме того, узел привода может быть размещен в нижней или верхней части очищаемого стекла и выполнен с использованием электро- или пневмодвигателя.

Такое выполнение устройства стеклоочистителя транспортного средства позволяет уменьшить в нормативных зонах обзора непосредственно перед водителем площадь непрозрачных элементов держателя за счет изменения конфигурации шарнирного механизма и пространственного совмещения несущего и тягового звеньев, так что водитель практически воспринимает не два, а один движущийся непрозрачный элемент держателя, визуально воспринимаемая площадь которого значительно снижена.

На фиг.1 схематически представлено устройство стеклоочистителя.

Устройство стеклоочистителя для ветрового стекла транспортного средства содержит щетку 1 с держателем и узел привода 2 с электродвигателем (не показан). Держатель выполнен в виде шестизвенного шарнирного механизма и содержит несущее звено 3, шарнирно соединенное с узлом привода 2 и узлом крепления 4 щетки 1, и тяговое звено 5 меньшей длины, размещенное вплотную к несущему звену 3 с возможностью их относительного продольного смещения. Концы тягового звена 5 шарнирно соединены через короткие вспомогательные звенья 6, 7 с узлом привода 2 и узлом крепления 4 щетки 1 для обеспечения ее перемещения при качательном движении несущего звена 3.

На фиг.1 несущее 4 и вспомогательные звенья 6, 7 выполнены в виде стержней, а тяговое звено 5 выполнено в виде трубки, охватывающей несущее звено 3. Узел привода 2 крепится к специальной панели с внешней стороны передней облицовки транспортного средства. На фиг.1 контур зоны очистки ветрового стекла по прототипу и предложенному устройству обозначены поз. 8 и 9, а контур крепления ветрового стекла к корпусу кабины водителя - поз.10.

Соотношение длины несущего и тягового звеньев 3, 5 может находиться в диапазоне 1,5-2,5, а длина вспомогательных звеньев выбирается и регулируется по фактическому размеру ветрового стекла, поскольку от соотношения длин коротких вспомогательных звеньев 6, 7 зависит траектория перемещения щетки 1 по ветровому стеклу.

Несущее, тяговое и вспомогательные звенья 3, 5, 6, 7 могут быть выполнены в виде плоских стержней для снижения их сечения в направлении обзора (не показаны). Несущее звено 3 может быть также выполнено в виде трубки, а тяговое 5 - в виде стержня, размещенного внутри нее (не показаны). Узел привода 2 может быть размещен также в верхней части очищаемого стекла и выполнен с использованием электро- или пневмодвигателя (не показаны). Шарнирное соединение держателя с узлом привода 2 может быть дополнительно подпружинено (не показано) для обеспечения требуемого усилия прижатия щетки 1 к очищаемому стеклу. Щетка 1 стеклоочистителя может представлять собой систему металлических элементов, к которым крепится резиновая или пластиковая лента специального профиля (не показаны).

Устройство стеклоочистителя функционирует следующим образом.

При движении транспортного средства в условиях непогоды водитель из кабины включает электродвигатель узла привода 2 стеклоочистителя. Подвижное несущее звено 3 держателя и узел крепления 4 щетки 1 совершают качательное движение относительно оси крепления к узлу привода 2. При этом тяговое звено 5, шарнирно соединенное с узлом привода 2 через нижнее вспомогательное звено 7, попеременно смещается вдоль несущего звена 3, обеспечивая через верхнее вспомогательное звено 6, шарнирно соединенное с узлом крепления 4 щетки 1, ее перемещение по очищаемому стеклу. Выполнение тягового звена 5 в в виде трубки, охватывающей несущее звено 3, обеспечивает максимальное уменьшение сечения непрозрачных элементов держателя и увеличение уровня обзорности при пересечения нормативных зон ветрового стекла, что необходимо для безопасного и эффективного управления автомобилем. На ветровом стекле транспортного средства (автобуса), как правило, размещают два электрических стеклоочистителя с раздельным управлением.

При использовании предложенного стеклоочистителя очищаемая площадь поверхности ветрового стекла транспортного средства, имеющего приблизительно прямоугольную форму, может относится к общей площади стекла в рабочей зоне стеклоочистителя в диапазоне 0,8 - 0,95. При этом соблюдаются основные технические требования по обзорности с места водителя для автомобильных транспортных средств по ГОСТ Р 51266-99.

Предложенное техническое решение может найти применение в устройствах очистки ветрового стекла от атмосферной осадков и грязи для различных транспортных средств, в том числе, для грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, трамваев или спецтехники, а также для очистки заднего стекла и стекол фар легкового автомобиля.

1. Устройство стеклоочистителя, включающее щетку, держатель в виде шарнирного механизма и узел привода, отличающееся тем, что держатель выполнен в виде шестизвенного шарнирного механизма и содержит несущее звено, шарнирно соединенное с узлом привода и узлом крепления щетки, и тяговое звено меньшей длины, размещенное вплотную к несущему звену с возможностью относительного продольного смещения, причем концы тягового звена шарнирно соединены через короткие вспомогательные звенья с узлом привода и узлом крепления щетки для обеспечения ее перемещения при качательном движении несущего звена.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что несущее и вспомогательные звенья выполнены в виде стержней, а тяговое звено - в виде трубки, охватывающей несущее звено.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что несущее звено выполнено в виде трубки, а тяговое - в виде стержня, размещенного внутри нее.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел привода размещен в нижней или верхней части очищаемого стекла и выполнен с использованием электро- или пневмодвигателя.



 

Наверх