Газоструйный спецавтомобиль для пресечения массовых беспорядков

 

Полезная модель относится к области спецсредств для предотвращения и подавления массовых беспорядков на улицах и площадях, а также организованных выступлений в местах заключения, а более конкретно к области спецавтомобилей для оснащения ими подразделений правоохранительных органов, участвующих в пресечении противоправных действий. Технической задачей, решаемой полезной моделью, является создание высокоэффективного маневренного спецавтомобиля, работающего при любых погодных условиях, использующего эффективные спецсредства нелетального воздействия на людей при подавлении беспорядков и пресечении противоправных действий. Поставленная задача решается за счет того, что газоструйный спецавтомобиль для пресечения массовых беспорядков оборудован малогабаритным авиационным двигателем, причем двигатель закреплен к жесткой раме и расположен в передней части машины рядом с водительской кабиной, к корпусу двигателя закреплен диффузор, а на диффузор в свою очередь закреплено подвижное в горизонтальной плоскости струенаправляющее сопло, причем перемещение сопла происходит за счет гидроцилиндра, связанного с одной стороны подвижным рычагом с корпусом сопла, а с другой стороны гидроцилиндр с помощью неподвижного рычага связан с корпусом двигателя, кроме того спецавтомобиль дополнительно оборудован герметически закрытыми емкостями со специальным средством, соединенными посредством трубопроводов со струенаправляющим соплом. 1 н.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к спецсредствам, используемым для предотвращения и подавления массовых беспорядков на улицах и площадях, а также организованных выступлений в местах заключения, а более конкретно к области спецавтомобилей для оснащения правоохранительных органов, участвующих в пресечении противоправных действий.

Анализ материалов о столкновениях участников массовых уличных беспорядков и организованных выступлений в местах заключения с силами органы правопорядка во многих странах мира, в т.ч. и в России, показывает, что, как правило, эти столкновения превращаются в рукопашные схватки с применением холодного (дубинки, обрезки труб, самодельные пики, заточки и т.п.), а иногда и огнестрельного оружия. Такой характер столкновений требует привлечения большого количества сотрудников правоохранительных органов для сдерживания и ликвидации беспорядков и приводит к многочисленным травматическим повреждениям с обеих сторон, зачастую тяжелым.

Применение силами охраны порядка заграждений для перекрытия магистралей и проходов и для ограждения доступа к отдельным объектам переносимых заграждений малоэффективно по следующим причинам:

- доставка и установка заграждений требует значительного времени, что не позволяет их мобильно перемещать в соответствии с быстро меняющейся обстановкой;

- около заграждений для их охраны должно находиться значительное количество сотрудников правоохранительных органов, т.к. сами по себе заграждения легко преодолимы толпой;

- не исключается непосредственный силовой контакт между подразделениями охраны правопорядка и участниками беспорядков, что приводит к травмам с обеих сторон.

Для повышения эффективности работы сил охраны правопорядка выпускаются и используются специальные автомобили, оснащенные водометами. Такие автомобили действуют, как правило, разрозненно, атакуя толпу на отдельных участках, что позволяет толпе обтекать их и нападать на машины с помощью подручных средств сзади и сбоку. Примером может служить автомобиль польского производства "Hedromil", а также отечественный автомобиль "Урал" (смотри, например, "Авторевю", 1994, 9, с.22).

Известен спецавтомобиль для сил охраны правопорядка созданный НИИ Спецтехники МВД РФ и изготовляемый Дмитровским опытно-механическим заводом водометный спецавтомобиль "Лавина - М", представленный впервые на выставке "Милипол" (также "Авторевю", 1994, 9, с.22). Автомобиль "Лавина - М" создан на шасси машины высокой проходимости с колесной формулой 8×8. К его основному оснащению относятся: бак для воды емкостью 10000 л., насос и 4-е ствола, обеспечивающие подачу воды до 40 л/с и водометание на дальность до 50-60 м при давлении воды 8,9 атм., расположенные по бортам и сзади 10 форсунок, через которые выбрасывается слезоточивый газ типа "Черемуха", гранатометы, оборудование для установки дымовой завесы, мощный бульдозерный отвал с гидроуправлением. Экипаж машины состоит из 4-х человек: командира, водителя и двух лафетчиков.

Одним из последних достижений в области создания специальных автомобилей для сил охраны правопорядка является спецавтомобиль " Лавина - Ураган" созданный ОАО "Варгашинским заводом противопожарного и специального оборудования". Опытный образец был собран в 2005 г.

Спецавтомобиль "Лавина - Ураган" (Урал-532362) является техническим средством поддержки отрядов милиции особого назначения и предназначен для наведения порядка во время массовых противоправных выступлений. Может также использоваться подразделениями МЧС для тушения пожаров и разбора завалов при чрезвычайных ситуациях и техногенных катастрофах. Спецавтомобиль оснащен: цельнометаллической цистерной, дополнительным дизельным двигателем для обеспечения работы помпы, бочками для активных и красящих веществ, двумя основными лафетными поворотными стволами и двумя вспомогательными стволами, напорным насосом с отдельным приводом и системой управления основными и вспомогательными водометными стволами, моторный отсек и кабина защищены броней и стальными сетками, экипаж 4-е человека.

Являясь крупным достижением в области спецавтомобилей для сил охраны правопорядка автомобили "Лавина - М" и "Лавина - Ураган" сохраняют основной характерный для известных спецавтомобилей недостаток, заключающийся в том, что конструкция и состав оснащения машин представляет использование их как отдельных боевых единиц, допускающих их обтекание толпой и просачивание толпы сквозь строй таких машин, а также между машиной и стенами образующих улицу зданий.

По этой причине не обеспечивается эффективная работа машины или подразделения машин при перекрытии движения нежелательных скоплений людей по улицам и площадям, доступа к охраняемым объектам, входов и выходов в местах заключения и при освобождении пространства от толпы путем ее выдавливания в заданном направлении. Выполнение своих

функций автомобили "Лавина - М" и "Лавина - Ураган" осуществляют только при условии непрерывной работы водометных установок, что требует его периодической дозаправки (при непрерывной работе установок запаса воды хватает на 4-5 мин.). Возможность просачивания толпы сквозь шеренгу машин и окружение машин участниками беспорядков создает дополнительную опасность для экипажа и условие для непосредственного контакта спецавтомобиля с участниками беспорядков.

Кроме того, использование водометных установок возможно только при температуре окружающего воздуха более +5°.

Этот фактор является одним из основных недостатков использования таких спецавтомобилей.

Большим недостатком водометов является и то, что вода при давлении 6- 8 атм. наносит точечный удар, что может очень серьезно травмировать человека, а при давлении воды в 11 атм. возможно даже нанесение смертельной травмы.

Поэтому возникает необходимость создания такого высокоэффективного спецавтомобиля, который мог работать продолжительное время (т.е. без дозаправок), а также при любой температуре окружающей среды (даже при отрицательных температурах) с использованием спецсредств нелетального воздействия на человека.

В связи с изложенными выше недостатками известных спецавтомобилей заявитель и авторы заявляемой полезной модели предлагают совсем иное решение поставленной основной задачи - разгона несанкционированных митингов и пресечения массовых беспорядков. Предложено для этих целей использовать переоборудованный грузовой автомобиль с жестко закрепленным на нем газотурбинным авиационным двигателем, отработавшим свой летный ресурс, создающий мощный воздушный поток и направляющий его в необходимом направлении. Следует отметить, что срок работы этих машин в период боевого применения ограничен лишь объемом топливного бака в сравнении с использованием водометных пушек, где рабочим телом является запас воды.

Технической задачей, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, является создание высокоэффективного маневренного спецавтомобиля, работающего при любых погодных условиях, использующего эффективные специальные средства нелетального воздействия на людей при подавлении беспорядков и пресечении противоправных действий.

Указанная техническая задача решается за счет того, что газоструйный спецавтомобиль оборудован малогабаритным авиационным двигателем, причем двигатель закреплен на жесткой раме и расположен в передней части машины рядом с водительской кабиной, к корпусу двигателя закреплен диффузор, а на диффузор в свою очередь закреплено подвижное в горизонтальной плоскости струенаправляющее сопло, причем перемещение сопла происходит за счет гидроцилиндра, связанного с одной стороны подвижным рычагом с корпусом сопла, а с другой стороны гидроцилиндр с помощью неподвижного рычага связан с корпусом двигателя, кроме того спецавтомобиль дополнительно оборудован герметически закрытыми емкостями со специальным средством, соединенными посредством трубопроводов со струенаправляющим соплом.

Проведенный авторами заявки патентно-информационный поиск показал, что в доступных источниках технической информации сведения о спецавтомобилях, отличающихся упомянутым выше существенными признаками, отсутствуют, вследствие чего заявляемый спецавтомобиль соответствует критерию "новизна".

Заявляемое техническое решение может быть реализовано при штучном и серийном производстве на базе серийных и специальных машин с использованием промышленно выпускаемых комплектующих, вследствие чего оно соответствует критерию "промышленная применимость".

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами;

на фиг.1 представлен общий вид газоструйной машины,

на фиг.2 представлен общий вид авиационного двигателя с поворотным соплом.

В качестве базы для осуществления заявляемого технического решения заявитель использовал автомобиль, у которого двигатель находится в задней части по ходу движения машины.

Спецавтомобиль содержит бронированный кузов (на чертежах не показан), а также оборудован двумя водительскими кабинами 1, между которыми на жесткой раме 2 неподвижно закреплен газотурбинный двигатель авиационного типа 3. К двигателю с помощью сварки закреплен диффузор 4, к диффузору с помощью болтового соединения через фланец 5 закрепляется поворотное струенаправляющее сопло 6. На корпусе сопла 6 приваривается проушина 7, к проушине закреплен подвижный рычаг 9 с гидравлическим цилиндром 8, с другой стороны гидравлический цилиндр 8 закреплен через неподвижный рычаг 10 к скобе 11, закрепленной на корпусе газотурбинного двигателя. За счет перемещения подвижного рычага 9 гидравлического цилиндра 8 происходит поворот струенаправляющего сопла 6 в горизонтальной плоскости на угол .

Газоструйный спецавтомобиль также оснащен емкостями 12 для специальных средств нелетального воздействия, данные емкости выполнены герметическими и через специальный трубопровод (на рис. не показан) емкости связаны со струенаправляющим соплом 6.

Газоструйный спецавтомобиль также снабжен системами (на рисунках не показаны) запуска, управления, контроля работы газотурбинного двигателя воздушного потока и распыла спец. средств. Кроме того, спецавтомобиль оборудован бульдозерным отвалом 13.

Использование заявляемого газоструйного спецавтомобиля осуществляется следующим образом.

При возникновении угрозы или начале беспорядков спецавтомобиль устанавливают по фронту, направленному в сторону ожидаемого наступления толпы. Струенаправляющее сопло 6 устанавливается в положение "вперед" и работает на оттеснение и рассеивание толпы в необходимом направлении.

Перед началом работы оператор производит запуск авиационного газотурбинного двигателя 3. При набравшем необходимые обороты двигателе происходит забор воздуха воздушным винтом и воздушная струя по проточному каналу попадает в диффузор 4, а затем в струенаправляющее сопло 6. При работе гидравлического цилиндра 8 происходит перемещение подвижного рычага 9, что приводит в свою очередь к перемещению сопла 6 в горизонтальной плоскости на угол . Максимальное перемещение сопла достигает =15° в каждую из сторон. Такого радиуса поворота сопла вполне достаточно для очистки от толпы улицы или площади и ее рассеивание.

При необходимости возможно использование системы распыла (не показана) спецсредств, при этом спецсредства из специальных емкостей 12 подаются по трубопроводам в струенаправляющее сопло 6.

В качестве спецсредств можно, например, использовать слезоточивый газ или специальные «метящие» красители, либо перечный раствор. Количество используемых емкостей разное в зависимости от конкретных условий. При опытных испытаниях предлагаемого для патентования спецавтомобиля было опробовано от 2 до 6 емкостей. Экипаж спецавтомобиля состоит из 4-5 человек: командир, водитель, оператор установки и 1-2 бойца.

Также при необходимости возможно использование бульдозерного отвала 13.

При реализации заявляемого спецавтомобиля был использован авиационный двигатель М-701 с поворотным струенаправляющим соплом. Газоструйный спецавтомобиль имеет следующие технические характеристики:

Габариты, мм5000×2310×2570
Колесная формула4×4
Полная масса, кг 8500
Экипаж, человек4-5
Емкости со спецсредствами, шт.2-6 по 100 л. каждая
Максимальная дальность подачи воздуха, м 60
Максимальная скорость автомобиля, км/ч. 60

Использование предлагаемого газоструйного спецавтомобиля имеет ряд существенных преимуществ в сравнении с известными водометными автомобилями:

- возможность использования в любое время года (водометные автомобили используют только при температуре более +5°);

- воздушный поток не наносит людям травматического воздействия (вода оказывает точечное воздействие на человеческий организм и может нанести травму);

- возможность работы длительное время (водометные спецавтомобили работают по запасу воды в емкостях и требуют дозаправки);

- сила воздушного потока заставляет толпу людей принудительно перемещаться против их воли;

Невозможность для участников беспорядков приблизиться и просочиться вперед обеспечивает высокую эффективность использования спецавтомобиля в режимах "преграждение" и "вытеснение и рассеивание". При использовании таких газоструйных спецавтомобилей непосредственный контакт между участниками беспорядков и машинами полностью исключается, что значительно снижает вероятность травматизма с обеих сторон. При этом большое значение имеет устное извещение участников беспорядков о бесполезности их попыток прорыва через строй машин, которое может осуществляться через громкоговорящую установку. Использование заявляемого спецавтомобиля с применяемыми спецсредствами в комплексе позволяет специальным подразделениям МВД эффективно решать поставленные перед ними задачи. Оснащение сил правопорядка России заявляемыми спецавтомобилями позволит существенно повысить эффективность их работы при локализации и ликвидации беспорядков.

Газоструйный спецавтомобиль для пресечения массовых беспорядков, содержащий бронированный кузов и установленную на самоходном шасси поворотную установку, а также устройство подачи спецсредства к соплу установки, отличающийся тем, что спецавтомобиль снабжен генератором воздушного потока, выполненным в виде малогабаритного авиационного двигателя, причем двигатель закреплен на жесткой раме и расположен в передней части машины рядом с водительской кабиной, к корпусу двигателя закреплен диффузор, а на диффузор в свою очередь закреплено подвижное в горизонтальной плоскости струенаправляющее сопло, при этом перемещение сопла происходит за счет гидроцилиндра, связанного с одной стороны подвижным рычагом с корпусом сопла, а с другой стороны гидроцилиндр с помощью неподвижного рычага связан с корпусом двигателя, кроме того, спецавтомобиль дополнительно оборудован герметически закрытыми емкостями со спецсредствами, соединенными посредством трубопроводов со струенаправляющим соплом.



 

Похожие патенты:

Устройство выполнено в виде металлической трубы круглого или прямоугольного поперечного сечения, отличается тем, что снабжен забивной бобышкой, располагаемой при забивании столба в заранее пробуренную яму на его верхнем торце.

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к комплектации семейств бронированных гусеничных машин Сухопутных войск или бронированных гусеничных машин на танковых шасси гражданского назначения, а также их выполнению

Полезная модель настенного котла газового с закрытой камерой сгорания, относятся к области производственной и коммунальной теплоэнергетики и могут быть использованы в конструкциях котлов, предназначенных для отопления и/или горячего водоснабжения.

Шасси // 124649

Изобретение относится к устройствам для развлечения с национальным культурологическим фоном
Наверх