Вертолет многоцелевой

 

Полезная модель относится к области авиации, в частности к вертолетостроению, а именно, создания винтокрылых летательных аппаратов многоцелевого назначения. Основной технической задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является расширение функциональных и эксплуатационных возможностей вертолета, придания ему функций многоцелевого назначения, включающих увеличение дальности и продолжительности полета с целью эффективности решения патрульных и поисково-спасательных операций, в том числе с применением бортовой спасательной лебедки; повышения безопасности аварийного приводнения вертолета в условиях повышенной бальности моря; более производительной работы с внешней тросовой подвеской груза силами штатного экипажа, без установки дополнительной операторской кабины. Указанный технический результат достигается тем, что в известном многоцелевом вертолете, содержащем фюзеляж, состоящий из носовой и центральной частей, хвостовой балки с оперением, причем в носовой части фюзеляжа расположена только штатная кабина экипажа, оснащенная креслами и органами управления вертолета, а в центральной части расположен грузовой отсек с транспортной кабиной, оснащенной проемом со сдвижной дверью по левому борту фюзеляжа, вертолет также содержит соосный несущий винт, силовую установку с двумя газотурбинными

двигателями, четырехопорное колесное шасси с двумя носовыми самоориентирующими стойками и двумя основными опорами, колеса которых ориентированы вдоль продольной плоскости вертолета, устройство крепления средства аварийного приводнения, а также устройство внешней тросовой подвески груза. Согласно изложенному техническому решению прототипа, в предлагаемой полезной модели соосный несущий винт установлен так, что оперение размещено в пределах участка (0,65 ... 0,75) R его отметаемой площади, где R - радиус соосного несущего винта, при этом вертикальных килей два, и каждый из них установлен в пределах углов 10 ... 15 градусов вовнутрь к продольной плоскости вертолета и оснащен неподвижным предкрылком, а фюзеляж оборудован дополнительным грузовым отсеком, расположенным под полом грузового отсека центральной части по всей его длине и ограничен продольными балками клепаной конструкции, которые установлены симметрично относительно продольной плоскости вертолета и усилены вертикальными стойками, а по днищу фюзеляж оснащен съемными панелями, кроме того, дополнительный грузовой отсек выполнен с возможностью установки в нем дополнительного оборудования, например, подвесных дополнительных топливных баков, для чего по верхнему поясу продольных балок отсека предусмотрены узлы для установки балки-держателя для подвесного бака, а усиленные вертикальные стойки выполнены в виде направляющих, при этом ответная

часть в виде каретки с роликами установлена на ложементе подвесного топливного бака, также в предлагаемой полезной модели каждая основная колесная опора шасси выполнена регулируемой по высоте с двумя присоединенными параллелограммами, звенья которых образованы четырьмя подкосами, каждый из которых шарнирно соединен с корпусом фюзеляжа и стойкой шасси, а к свободному концу стойки шарнирно присоединен амортизатор, закрепленный другим концом посредством шарнира к фюзеляжу, при этом, в амортизаторе предусмотрено устройство для автономного подъема и опускания хвостовой части вертолета на земле, дополнительно к каждой колесной опоре шасси посредством переходного элемента, устанавливаемого через полую ось колеса, крепится лыжа, причем так, что диаметрально охватывает в горизонтальной плоскости колесо и фиксируется пружинным механизмом к колесной опоре, кроме того, по каждому борту фюзеляжа в промежутке между опорами шасси размещено устройство крепления средств аварийного приводнение вертолета, выполненного в виде трубчатой рамы, снабженной створками-обтекателями, а сами баллонеты уложены между корпусом фюзеляжа и створками-обтекателями и зашнурованы к верхней трубчатой части рамы, которая оснащена пиро-пневмоцилиндром, а эжекторы смонтированы в нижней части рамы, соединены патрубками с баллонетами и трубопроводом с пиро-пневмоцилидром, который в свою очередь соединен с вертолетной частью пневмосистемы, устройство внешней тросовой

подвески груза, выполнено в виде пирамидальной фермы с узлами крепления ее к полу грузового отсека, причем ферма в вершине оснащена шарнирным узлом с закрепленным на нем двуплечим звеном с проушиной на одном из плеч и рычажными устройствами с датчиками положения тросовой подвески на другом плече, при этом, к проушине последовательно шарнирно соединены датчик тягомера, силовая тяга и электромагнитный замок с крюком, для чего в полу грузового отсека выполнен проем, а в дополнительном грузовом отсеке на место одной из съемных панелей установлено ограничительное кольцо углового перемещения силовой тяги, которая дополнительно сцентрирована амортизаторами, кроме того, в левой двери рабочего места пилота выполнен блистер, причем таким образом, что конфигурация его достаточна для визуального контроля пилотом за грузом на тросовой подвеске при пилотировании вертолетом, кроме того, дополнительно по левому борту грузового отсека перед проемом со сдвижной дверью предусмотрены узлы для крепления бортовой спасательной лебедки, которая выполнена с поворотной стрелой и снабжена подъемным сидением, а за правым креслом экипажа организован проем в грузовой отсек и на полу кабины выполнены рельсовые направляющие, в которых установлено кресло с возможностью перемещения по ним из кабины экипажа в грузовой отсек, на днище фюзеляжа между передними опорами шасси установлены две выдвижные фары, другая выдвижная фара

установлена ближе к стыку с хвостовой балкой, при этом все три фары выполнены с возможностью управления сканированием луча света из кабины экипажа.

Полезная модель относится к области авиации, в частности к вертолетостроению, а именно, создания винтокрылых летательных аппаратов многоцелевого назначения.

Известен многоцелевой вертолет Ка-25К, содержащий фюзеляж, соосный несущий винт, силовую установку, снабженную двумя газотурбинными двигателями, четырехопорное колесное шасси с двумя носовыми самоориетирующими стойками и двумя основными опорами, ориентированными вдоль продольной плоскости вертолета. Фюзеляж состоит из носовой части, в которой расположена кабина экипажа, оснащенная креслами, приборным оборудованием и органами управления вертолетом, центральной части, вмещающей грузовой отсек с транспортной кабиной, хвостовой балки с трехкилевым оперением. По левому борту грузового отсека фюзеляжа имеется проем со сдвижной дверью необходимый для доступа в транспортную кабину, которая при необходимости может быть оснащена откидными сидениями, установленными вдоль бортов.

Для обеспечения работ над водной поверхностью на известном вертолете предусмотрена установка аварийных баллонетов. При необходимости транспортировки крупногабаритных грузов на вертолете предусмотрено применение системы внешней тросовой подвески груза, при этом, в носовой части под кабиной экипажа монтируется дополнительная подвесная кабина оператора

для визуального наблюдения за подвешенным на тросовой подвеске грузом и корректировки его динамики относительно вертолета. Для этого подвесная кабина оператора оснащена органами управления вертолетом, но со строго дозированным его траекторным перемещением (см. кн. Изаксон А.М. Советское вертолетостроение, 2-е изд. перераб. и доп. - М. Машиностроение, 1981, стр.246-248). Данный аналог принят за прототип.

Недостатками известного многоцелевого вертолета, принятого за прототип, являются его ограниченные функциональные и эксплуатационные возможности. При этом необходимо отметить, что каждый из недостатков известного вертолета связан напрямую или косвенно с безопасностью полета.

К таким недостаткам известного вертолета относится неудачное решение управления внешней грузовой подвеской из дополнительной подвеской кабины, причем не пилотом, а оператором с дозировано ограниченным траекторным управлением вертолетом.

Напрашивается аналогия управления вертолетом в «четыре руки», причем от каждого как пилота, так и оператора требуется высокое мастерство «сыгранности» пилотажа, особенно при монтажных работах даже в хороших погодных условиях, не говоря уже об условиях неспокойной атмосферы. Другим, более прозаичным недостатком является само конструктивное решение подвесной кабины оператора, которое негативно отразилось на массовых характеристиках, вертолета, снизило его весовую отдачу и усложнило эксплуатационное обслуживание вертолета.

Недостаточно удачно с точки зрения безопасного аварийного приводнения вертолета решены как сами средства приводнения - баллонеты, так и места их крепления на вертолете.

На известном вертолете крепление баллонет выполнено в виде рамы, охватывающей в поперечной плоскости каждое колесо из четырех опор шасси, а баллонеты, выполненные из эластичного материала, уложены по периметру рамы. Здесь же на раме установлены эжекторы системы наполнения баллонет. Главным недостатком отмеченного конструктивного решения и в частности размещения баллонет на колесах шасси является повышенная вероятность опрокидывания вертолета при вынужденной посадке на волнистую водную поверхность, особенно при наличии на ней даже небольших «барашек». Вероятность опрокидывания возрастает при отклонении глиссады захода по отношению положения гребня волны.

К отмеченным выше недостаткам прототипа следует отнести также ограниченные эксплуатационные возможности вертолета, а именно недостаточная дальность и продолжительность полета, что проблематично для выполнения вертолетом поисково-спасательных и патрульных работ.

Основной технической задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является расширение функциональных и эксплуатационных возможностей вертолета, придания ему функций многоцелевого назначения, включающих увеличение дальности и продолжительности полета с целью эффективности решения патрульных и поисково-спасательных операций, в том числе с применением бортовой спасательной лебедки; повышения безопасности аварийного приводнения вертолета в условиях повышенной бальности моря; более производительной работы с внешней тросовой подвеской груза силами штатного экипажа, без установки дополнительной операторской кабины.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном многоцелевом вертолете, содержащем фюзеляж, состоящий из носовой и центральной частей, хвостовой балки с оперением, причем в носовой части фюзеляжа расположена только штатная кабина экипажа, оснащенная креслами и органами управления вертолета, а в центральной части расположен грузовой отсек с транспортной кабиной, оснащенной проемом со сдвижной дверью по левому борту фюзеляжа, вертолет также содержит соосный несущий винт, силовую установку с двумя газотурбинными двигателями, четырехопорное колесное шасси с двумя носовыми самоориентирующими стойками и двумя основными опорами, колеса которых ориентированы вдоль продольной плоскости вертолета, устройство крепления средства аварийного приводнения, а также устройство внешней тросовой подвески груза.

Согласно изложенному техническому решению прототипа, в предлагаемой полезной модели соосный несущий винт установлен так, что оперение размещено в пределах участка (0,65 ... 0,75) R его отметаемой площади, где R - радиус соосного несущего винта, при этом вертикальных килей два, и каждый из них установлен в пределах углов 10 ... 15 градусов вовнутрь к продольной плоскости вертолета и оснащен неподвижным предкрылком, а фюзеляж оборудован дополнительным грузовым отсеком, расположенным под полом грузового отсека центральной части по всей его длине и ограничен продольными балками клепанной конструкции, которые установлены симметрично относительно продольной плоскости вертолета и усилены вертикальными стойками, а по днищу фюзеляж оснащен съемными панелями, кроме того, дополнительный грузовой отсек выполнен с возможностью установки в нем дополнительного оборудования, например, подвесных дополнительных топливных баков, для чего по

верхнему поясу продольных балок отсека предусмотрены узлы для установки балки-держателя для подвесного бака, а усиленные вертикальные стойки выполнены в виде направляющих, при этом ответная часть в виде каретки с роликами установлена на ложементе подвесного топливного бака, также в предлагаемой полезной модели каждая основная колесная опора шасси выполнена регулируемой по высоте с двумя присоединенными параллелограммами, звенья которых образованы четырьмя подкосами, каждый из которых шарнирно соединен с корпусом фюзеляжа и стойкой шасси, а к свободному концу стойки шарнирно присоединен амортизатор, закрепленный другим концом посредством шарнира к фюзеляжу, при этом, в амортизаторе предусмотрено устройство для автономного подъема и опускания хвостовой части вертолета на земле, дополнительно к каждой колесной опоре шасси посредством переходного элемента, устанавливаемого через полую ось колеса, крепится лыжа, причем так, что диаметрально охватывает в горизонтальной плоскости колесо и фиксируется пружинным механизмом к колесной опоре, кроме того, по каждому борту фюзеляжа в промежутке между опорами шасси размещено устройство крепления средств аварийного приводнение вертолета, выполненного в виде трубчатой рамы, снабженной створкой-обтекателем, а сами баллонеты уложены между корпусом фюзеляжа и створкой-обтекателя и зашнурованы к верхней трубчатой части рамы, которая оснащена пиро-пневмоцилиндром, а эжекторы смонтированы в нижней части рамы, соединены патрубками с баллонетами и трубопроводом с пиро-пневмоцилидром, который в свою очередь соединен с вертолетной частью пневмосистемы, устройство внешней тросовой подвески груза выполнено в виде пирамидальной фермы с узлами крепления ее к полу грузового отсека, причем ферма в вершине оснащена шарнирным узлом с закрепленным на нем двуплечим звеном с

проушиной на одном из плеч и рычажными устройствами с датчиками положения тросовой подвески на другом плече, при этом, к проушине последовательно шарнирно соединены датчик тягомера, силовая тяга и электромагнитный замок с крюком, для чего в полу грузового отсека выполнен проем, а в дополнительном грузовом отсеке на место одной из съемных панелей установлено ограничительное кольцо углового перемещения силовой тяги, которая дополнительно сцентрирована амортизаторами, кроме того, в левой двери рабочего места пилота выполнен блистер, причем таким образом, что конфигурация его достаточна для визуального контроля пилотом за грузом на тросовой подвеске при пилотировании вертолетом, кроме того, дополнительно по левому борту грузового отсека перед проемом со сдвижной дверью предусмотрены узлы для крепления бортовой спасательной лебедки, которая выполнена с поворотной стрелой и снабжена подъемным сидением, а за правым креслом экипажа организован проем в грузовой отсек и на полу кабины выполнены рельсовые направляющие, в которых установлено кресло с возможностью перемещения по ним из кабины экипажа в грузовой отсек, на днище фюзеляжа между передними опорами шасси установлены две выдвижные фары, другая выдвижная фара установлена ближе к стыку с хвостовой балкой, при этом все три фары выполнены с возможностью управления сканированием луча света из кабины экипажа.

Анализ существенных признаков показал, что они соподчинены друг другу и в совокупности образуют единый творческий замысел и достаточны для достижения полезной моделью технического результата.

Сущность настоящей заявки поясняется чертежами:

на фиг.1 показана компоновочная схема вертолета;

на фиг.2 - положение вертикального киля относительно продольной плоскости вертолета и крепление к килю предклылка (место А на фиг.1);

на фиг.3 - продольный разрез вертолета с размещением оборудования в основном и дополнительном грузовых отсеках;

на фиг.4 - разрез Б-Б фиг.3;

на фиг.5 - балка-держатель дополнительного подвесного бака;

на фиг.6 - амортизатор основной опоры шасси;

на фиг.7 - положение аварийных средств приводнения вертолета и бортовой спасательной лебедки с подъемным сиденьем;

на фиг.8 - устройство аварийного приводнения вертолета (место В на фиг.7);

на фиг.9 - пиро-пневмоцилиндр устройства аварийного наполнения баллонет;

на фиг.10 - вертолет с наполненным баллонетом;

на фиг.11 - вертолет с внешней тросовой подвеской груза;

на фиг.12 - левая дверь кабины экипажа с блистером (место Д на фиг.11);

на фиг.13 - устройство внешней тросовой подвески груза;

на фиг.14 - общий вид вертолета, оборудованного лыжами на колесных опорах;

на фиг.15 - устройство крепления лыжи к колесу шасси;

на фиг.16 - разрез Е-Е фиг.15.

Вертолет многоцелевой содержит фюзеляж 1, соосный несущий винт 2, силовую установку, включающую два газотурбинных двигателя 3, четырехопорное колесное шасси с двумя носовыми самоориентирующимися стойками 4 и двумя основными опорами 5, колеса 6 которых ориентированы вдоль продольной плоскости вертолета.

Основная опора 5 выполнена с двумя присоединенными параллелограммами, звенья которых образованы четырьмя подкосами 7, каждый из которых шарнирно соединен с корпусом фюзеляжа 1 и стойкой 8 шасси, а к свободному концу стойки шарнирно присоединен амортизатор 9, который другим концом шарнирно закреплен к фюзеляжу 1. Такая кинематическая схема основной опоры 5 шасси позволяет получить относительно большой вертикальный ход колеса 6 без практического изменения колеи колес. Это качество шасси очень важно для корабельного базирования вертолета, причем амортизатор 9 воспринимает только осевые нагрузки, что позволяет существенно «сгладить» нагрузки при посадке вертолета. Кроме того, опоры 5 шасси выполнены регулируемыми по высоте, что позволяет решать широкий спектр задач, в частности беспрепятственного подхода к днищу фюзеляжа, начиненного, как правило, различным оборудованием. Это обеспечивается за счет подъема хвостовой части вертолета. Для этого в амортизаторе 9 предусмотрен штуцер 10, через который от вертолетной гидросистемы в одной из полостей амортизатора (не показано) повышается давление азота и шток 11 выходит на величину h из цилиндра 12 и этим увеличивается амортизатор 9 и хвостовая часть вертолета соответственно поднимается на величину H.

Для фиксации амортизатора 9 в раздвинутом положении на нем предусмотрены узлы 13, 14, на которые устанавливается стопорное приспособление 15 (показано условно).

Фюзеляж 1 состоит из носовой 16 и центральной 17 частей, хвостовой балки 18 с оперением, содержащим стабилизатор 19 и два вертикальных киля 20, каждый из которых установлен на стабилизаторе 19 под углом в пределах 10 ... 15 град. во внутрь к продольной плоскости вертолета и оснащен неподвижным предкрылком 21.

Оперение установлено относительно соосного несущего винта 2 так, что не выходит за пределы участка площади (0,65 ... 0,75) R, сметаемой радиусом R несущего винта.

Необходимость размещения оперения под сметаемой несущим винтом площадью, как показывают летные испытания семейства соосных вертолетов (см. кн. Э.А.Петросян, Аэродинамика соосного вертолета, Полигон-Пресс, М. 2004, стр.124-128) положительно влияет на характеристики продольной и боковой балансировки вертолета, способствуют увеличению безопасности при взлете и посадке с ограниченных площадок при наличии препятствий и бокового ветра. В этих же испытаниях было показано, что установка вертикального оперения (киля) 20 под углами 10 ... 15 град. приводит также к ощутимому увеличению степени путевой статической устойчивости вертолета по углу скольжения, а установка предкрылков 21 допускает углы скольжения на килях 20 до 25 ... 26 градусов без признаков срыва потока.

В носовой части 16 фюзеляжа размещена кабина экипажа, оснащенная левым креслом 22 и правым - 23, приборным оборудованием 24 и органами 25

управления вертолетом. В центральной части 17 фюзеляжа расположен грузовой отсек 26 с транспортной кабиной, вдоль бортов которой могут быть установлены складные сидения 27.

По левому борту грузового отсека 26 выполнен проем 28 со сдвижной дверью 29, сдвигаемой назад по полету. Под полом 30 грузового отсека 26 оборудован дополнительный грузовой отсек 31 равный по длине основному грузовому отсеку 26. Отсек 31 ограничен продольными балками 32 клепанной конструкции, которые установлены симметрично относительно продольной плоскости вертолета, усилены вертикальными стойками 33, а на днище дополнительного грузового отсека 31 установлены съемные панели 34.

Конструктивно (как пример) дополнительный грузовой отсек 31 выполнен с возможностью установки в нем подвесных дополнительных топливных баков 35. Для этого по верхнему поясу продольных балок 32 предусмотрены узлы в виде проушин (не показано) для установки в них балки-держателя 36 подвесного бака 35, а отдельные усиленные вертикальные стойки 33 выполнены в виде направляющих, по которым перемещается ответная каретка 37 с роликами 38, установленная на ложементе 39 топливного бака 35, который ленточными поясами (не показано) притянут к ложементу 39.

Ложемент 39 подвесного топливного бака 35 крепится к балке-держателю 36 посредством бугеля 40.

Каждый подвесной бак 35 оснащен насосным узлом перекачки 41с сигнализатором давления 42 и топливным клапаном уровня 43 топлива, а также трубопроводами 44 с проходниками 45 перелива топлива в основные топливные баки 46.

Такое решение по увеличению запаса топлива практически не влияет на центровку вертолета, а неизменность внешней конфигурации вертолета не приводит к ухудшению его летно-технических характеристик. Это крайне важно при использовании вертолета в патрульных и поисково-спасательных работах, требующих высоких параметров полета как по дальности, так и по продолжительности без чрезмерного утомления летного состава.

Для решения поисково-спасательных задач по левому борту грузового отсека 26 перед проемом 28 со сдвижной дверью 29 предусмотрены узлы для крепления бортовой спасательной лебедки 47, которая выполнена с поворотной стрелой 48.

Стрела 48 оснащена вертлюгом 49 и карабинами 50, к которым крепится уверсальное подъемное сидение 51.

Для работы в темное время суток на днище фюзеляжа между передними опорами (стойками 4) шасси установлены две выдвижные фары 52 с возможностью управления сканированием луча света из кабины экипажа с высот работы вертолета до 30 ... 50 м. Кроме того, дополнительная управляемая фара (не показано) устанавливается на держателе 53 непосредственно на самой стреле 48. Для облегчения работы экипажу и выполнения им более широких функций по поиску (без увеличения количества членов экипажа) за правым креслом 23 экипажа выполнен проем в грузовой отсек 26, а на полу кабины выполнены рельсовые направляющие 54, в которых установлено правое кресло 23 с возможностью перемещения по рельсам из кабины экипажа в грузовой отсек 26, где при необходимости может размещаться дополнительное поисковое оборудование (не показано).

При работах над водной поверхностью с каждого борта фюзеляжа 1, в промежутке между опорами шасси 4 и 5 размещены узлы (не показаны) для крепления двух, соответственно по одной с каждого борта, трубчатых рам 55, снабженных створками-обтекателями 56. Средства аварийного приводнения выполнены в виде баллонет 57 из эластичного материала, которые уложены между корпусом фюзеляжа и створкой-обтекателя 56 и зашнурованы к верхней трубчатой части 58 рамы 55, которая оснащена пиро-пневмоцилиндром 59, а эжекторы 60 смонтированы в нижней части рамы, соединены патрубками 61 с фланцем 62 баллонет и трубопроводом (не показан) с пиро-пневмоцилиндром 59, который в свою очередь соединен с вертолетной частью пневмосистемы. В рабочем положении баллонет принимает форму близкую к цилиндру 63 с торцевыми шаровыми сегментами 64 и вертолет готов к устойчивому аварийному приводнению на взволнованную водную поверхность.

Для транспортировки крупногабаритных грузов, которые не могут быть размещены в грузовом отсеке 26, вертолет оборудован внешней тросовой подвеской груза, устройство которой выполнено в виде пирамидальной фермы 65 закрепленной к полу 30 грузового отсека 26. Ферма 65 в вершине оснащена сферическим шарнирным узлом 66, на котором закреплено двуплечие звено 67 с проушиной (не показано) на одном из плеч и рычажными устройствами 68 с датчиками 69 положения тросовой подвески 70 на другом плече. К проушине двуплечего звена 67 последовательно шарнирно соединены датчик тягомера 71, силовая тяга 72 и электромагнитный замок 73 с крюком 74, к которому крепится тросовая подвеска 70.

В полу 30 грузового отсека 26 выполнен проем, а в дополнительном грузовом отсеке 31 на место одной из съемных панелей 34 установлено ограничительное кольцо 75 углового перемещения силовой тяги 72, которая дополнительно сцентрирована амортизаторами 76, закрепленными к усиленным вертикальным стойкам 33 продольных балок 32. Для работы с тросовой грузовой подвеской 70 в левой двери 77 рабочего места пилота выполнен блистер 78, причем таким образом, что конфигурация его достаточна для визуального контроля пилотом с рабочего места за грузом 79 на тросовой подвеске при пилотировании вертолетом. Для устранения искажения обзора через блистер 78 за поведением груза, в нижней части блистера 78 выполнена форточка 80. В темное время суток для улучшения наблюдения пилотом за грузом 79 на днище фюзеляжа 1 ближе к стыку с хвостовой балкой 18 установлена выдвижная фара 81, управление сканированием лучом света которой производится пилотом с рабочего места из кабины экипажа.

Для расширения эксплуатационных возможностей вертолета в части посадки его на неподготовленные площадки с мягким грунтом типа сыпучих песков или рыхлого снега на каждой колесной опоре шасси предусмотрена установка лыжи 82. Лыжа 82 устанавливается при помощи переходного элемента 83 через полую ось каждого колеса. Лыжа 82 представляет собой прямоугольную в плане клепанную конструкцию коробчатого сечения и диаметрально охватывает в горизонтальной плоскости колесо и фиксируется пружинным механизмом 84 к колесной опоре 85.

Вертолет многоцелевой в зависимости от задачи назначения работает следующим образом.

Для выполнения поисково-спасательных работ или патрулировании определенных территорий, как, например, лесных массивов или прибрежных акваторий, на стоянке вертолета наземный экипаж к амортизатору 9 через штуцер 10 подсоединяет наземную или бортовую гидросистему и за счет повышения давления азота в одной из полостей амортизатора 9 шток 11 выдвигается из гидроцилиндра 12 и этим обеспечивает подъем хвостовой части вертолета над землей. Затем на узлы 13, 14 амортизатора устанавливается специальное стопорное приспособление 15. С днища фюзеляжа 1 демонтируются съемные панели 34, обеспечивая этим, доступы в дополнительный грузовой отсек 31. Затем на специальном наземном устройстве подвозятся дополнительные подвесные топливные баки 35, которые предварительно ленточными поясами закреплены на ложементе 39.

По направляющим вертикальных стоек 33 за счет кареток 37 с роликами, которые установлены на ложементе 39 топливный бак 35 поднимается вверх и бугелем 40 крепится к балке-держателю 36, предварительно установленной в проушинах верхних поясов продольных балок 32 дополнительного грузового отсека 31. Аналогичная процедура производится и со вторым подвесным топливным баком. Затем каждый бак соответствующими трубопроводами 44 через проходики45 соединяются с основными топливными баками 46 вертолета. Подсоединяются насосные узлы перекачки топлива 41 с соответствующим сигнализатором давления 42.

После монтажа дополнительных подвесных топливных баков 35 съемные панели 34 устанавливаются на место. В обратном порядке происходит процедура опускания хвостовой части вертолета.

Заправка основных и дополнительных подвесных топливных баков производится централизовано, в частности подвесного бака 35 через соответствующий поплавковый клапан уровня 43.

Устанавливается бортовая спасательная лебедка 47 и поворотная стрела 48 фиксируется в положении вдоль борта вертолета. Универсальное подъемное сидение 51 закрепляется к вертлюгу 49 карабинами 50 и укладывается в транспортную кабину грузового отсека 26.

Если полетный маршрут предполагает полет над водным пространством вертолет оснащается средствами аварийного приводнения. Для этого трубчатая рама 55 с обтекателем 56 и уложенным внутри них баллонета 57 из эластичного материала устанавливаются с каждого борта вертолета. После этого наземный обслуживающий персонал покидает вертолета, закрывая левую сдвижную дверь 29.

Экипаж запускает двигатели 3, опробывает работоспособность органов системы управления 25 и приборного оборудования 24. Опробывает наличие питания на пиро-пневмоцилиндре 59.

Проверяется работа электромеханизмов поворота стрелы 48 бортовой спасательной лебедки 47, а также работа поисковых фар 52.

После чего несущие винты 2 выводятся на взлетный режим и вертолет поднимается в воздух и следует предписанному маршрутом полету.

При выполнении поисково-спасательной операции правый член экипажа может в полете расстопорить кресло 23 и по рельсам 54 перемеситься в транспортную кабину для работы с дополнительным поисковым оборудованием или оказать помощь спасателю, работающего лебедкой 47.

При плохой видимости зоны поиска включаются поисковые фазы 52, сканированием луча света которым управляет пилот с рабочего места.

Управление фарой на стреле 48 управляет спасатель.

Поисково-спасательные работы в большинстве своем выполняются в сложной неспокойной атмосфере в стесненных ландшафтом местности условиях, поэтому размещение оперения под ометаемой несущим вином площадью и его компоновочное решение килей 20 с предкрылками 21 облегчает работу экипажа в указанных выше условиях, по балансировке вертолета, особенно при боковом ветре.

В случаях необходимости аварийного приводнения вертолета, командиром принудительно сбрасываются все двери, включается пневмосистема подачи сжатого воздуха через пиро-пневмоцилиндр 59 к эжекторам 60 и через патрубки 61 к баллонетам 57. При этом створка-обтекатель 56 сбрасывается и забортный воздух через эжектора 60 наполняет баллонеты 57.

При работе вертолета с внешней тросовой подвеской груза на полу 30 в грузовом отсеке 26 монтируется ферма 65, для чего демонтируется одна из панелей пола 30 и на место одной из съемных панелей 34 дополнительного грузового отсека устанавливается ограничительное кольцо 75.

Груз 79 крепится к тросовой подвеске 70 и при взлете вертолета его пространственное положение отслеживается рычажным устройством 68 с датчиками 69, сигнал от которых поступают на рабочее место пилота.

Пилот во время переноски груза 79 на внешней подвеске 70 наблюдает за поведением груза из своего рабочего места через блистер 78, а при ухудшении обзора или его возможного искажения пользуется форточкой 80.

В условиях плохой видимости предусмотрена выдвижная фара 81, управлением сканированием луча света выполняется непосредственно пилотом.

Для расширения возможностей использования вертолета с вынужденной посадкой в места с рыхлым или сыпучим грунтом в комплекте оборудования вертолета предусмотрены лыжи 82 на каждую колесную опору. Перед полетом лыжи 82 крепятся через полую ось каждого колеса специальным переходным элементом 83 и фиксируется к колесной опоре 85 в рабочем положении пружинным механизмом 84.

При посадке вертолета пружинные механизмы 84 позволяют отклониться лыже 82 на угол до 7° от горизонтали что не препятствует посадке вертолета.

Представленный вертолет и его навесное оборудование направлено на решение многофункциональных транспортных задач, обеспечивая при этом безопасность и надежность полетов.

На представленную конструкцию вертолета многоцелевого разработана вся необходимая конструкторская документация, изготовлена партия опытных образцов вертолета и проведен полный цикл эксплуатационных и сертификационных испытаний и получен разрешительный документ соответствующих авиационных структур на серийное производство вертолета.

1. Вертолет многоцелевой, содержащий фюзеляж, состоящий из носовой и центральной частей, хвостовой балки с оперением, причем в носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа, оснащенная креслами и органами управления вертолетом, а в центральной части расположен грузовой отсек с транспортной кабиной, по левому борту которой имеется проем со сдвижной дверью, соосный несущий винт, силовую установку с двумя газотурбинными двигателями, четырехопорное колесное шасси с двумя носовыми самоориентирующими стойками и двумя основными опорами, колеса которых ориентированы вдоль продольной плоскости вертолета, устройство аварийного приводнения, а также устройство внешней тросовой подвески груза, отличающийся тем, что оперение на хвостовой балке размещено в пределах участка площади (0,65...0,75) R, ометаемой несущими винтами, где R – радиус соосного несущего винта, фюзеляж оборудован дополнительным грузовым отсеком для размещения оборудования, выполненным под полом грузового отсека центральной части фюзеляжа по всей его длине и ограниченным продольными балками клепаной конструкции, которые установлены симметрично относительно продольной плоскости вертолета, и усиленными вертикальными стойками, а по днищу оснащен съемными панелями, кроме того, одно из кресел экипажа установлено с возможностью перемещения в транспортную кабину грузового отсека, а основная опора колесного шасси выполнена регулируемой по высоте, и на фюзеляже в районе проема со сдвижной дверью установлена дополнительная бортовая спасательная лебедка.

2. Вертолет многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что дополнительный грузовой отсек выполнен с возможностью установки в нем, например, подвесных дополнительных топливных баков, для чего по верхнему поясу продольных балок отсека предусмотрены узлы для установки балки-держателя подвесного топливного бака, а усиленные вертикальные стойки выполнены в виде направляющих, при этом ответная часть каждой направляющей выполнена в виде каретки с роликами и установлена на ложементе подвесного топливного бака.

3. Вертолет многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что регулируемая основная колесная опора выполнена с двумя присоединенными параллелограммами, звенья которых образованы четырьмя подкосами, каждый из которых шарнирно соединен с корпусом фюзеляжа и стойкой шасси, а к свободному концу стойки шарнирно присоединен шток амортизатора, другим концом амортизатор посредством шарнира закреплен к фюзеляжу, при этом в амортизаторе предусмотрено устройство для автономного выдвижения штока.

4. Вертолет многоцелевой по п.1 или 3, отличающийся тем, что каждой колесной опоре шасси предусмотрена установка переходного элемента через полую ось колеса, к которому крепится лыжа, диаметрально охватывающая в горизонтальной плоскости колесо и фиксируемая пружинным механизмом к колесной опоре.

5. Вертолет многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что устройства крепления средств аварийного приводнения выполнены в виде двух трубчатых рам, закрепленных с каждого борта фюзеляжа в промежутке между опорами шасси, причем рамы снабжены створками-обтекателями, а сами баллонеты уложены между корпусом фюзеляжа и створкой-обтекателя и зашнурованы в верхней трубчатой части рамы, которая оснащена пиропневмоцилиндром, а эжекторы смонтированы в нижней части рамы, соединены патрубками с баллонетами и трубопроводом с пиропневмоцилиндром, который в свою очередь соединен с вертолетной частью пневмосистемы.

6. Вертолет многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что устройство внешней тросовой подвески груза выполнено в виде пирамидальной фермы с узлами крепления ее к полу грузового отсека, причем ферма в вершине оснащена сферическим шарнирным узлом с закрепленным на нем двуплечим звеном с проушиной на одном из плеч и рычажными устройствами с датчиками положения тросовой подвески на другом плече, при этом к проушине двуплечего звена последовательно шарнирно соединены датчик тягомера, силовая тяга и электромагнитный замок с крюком, для чего в полу грузового отсека выполнен проем, а в дополнительном грузовом отсеке на место одной из съемных панелей установлено ограничительное кольцо углового перемещения силовой тяги, которая дополнительно сцентрирована амортизаторами, кроме того, в левой двери рабочего места пилота выполнен блистер, причем таким образом, что конфигурация его достаточна для визуального контроля пилотом за грузом на тросовой подвеске при пилотировании вертолетом.

7. Вертолет многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что устройство перемещения кресла (правого кресла) из кабины экипажа в транспортную кабину грузового отсека выполнено за счет сообщающегося проема и рельсовых направляющих, установленных на полу этого проема.

8. Вертолет многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что бортовая спасательная лебедка выполнена с поворотной стрелой и снабжена подъемным сидением.

9. Вертолет многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что на днище фюзеляжа между передними опорами шасси установлены две выдвижные фары, а ближе к стыку с хвостовой балкой – одна выдвижная фара, при этом все фары выполнены с возможностью управления сканированием луча света из кабины экипажа.



 

Наверх