Топливный бак наземного транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортной техники и может быть использована в системах питания топливом двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на наземных транспортных средствах.

Технический результат предлагаемой конструкции топливного бака направлен на повышение уровня защищенности элементов топливной аппаратуры, к которым относится и топливный бак, от воздействия пуль и осколков стрелкового и других типов оружия.

Технический результат достигается тем, что топливный бак наземного транспортного средства, содержащий металлический корпус с ребрами жесткости, заливную горловину, заборную трубку, трубку с воздушным клапаном, датчик указателя уровня топлива и запорный штуцер со сливным краном, выполнен с полым корпусом и содержит жестко соединенные перегородками наружную и внутреннюю стенки, между которыми с зазорами относительно них размещен четырехслойный защитный элемент, выполненный из эластичных материалов и последовательно содержащий слой пористой резины, два слоя сырой резины и слой пористой резины, причем слои пористой и сырой резины попарно жестко соединены, например, с использованием клеевых составов, к внешней поверхности слоев пористой резины прикреплены с предварительным натягом S-образные тяжи в виде жгутов, выполненные из эластичного материала, торцы четырехслойного защитного элемента закреплены в корпусе топливного бака, а между торцами слоев сырой резины установлены штуцеры подвода воздуха.

Достигаемый технический результат может быть усилен за счет того, что на внутренней поверхности наружной стенки и на ближайшей к ней поверхности внутренней стенки корпуса топливного бака выполнены упорные выступы полусферической формы. Это позволяет более надежно зафиксировать четырехслойный защитный элемент в полости корпуса топливного бака и выдержать требуемые зазоры между стенками корпуса и защитным элементом.

Кроме того, для повышения коррозионной стойкости металлического корпуса топливного бака на поверхность внутренней стенки, контактирующей с топливом в баке, может быть нанесен слой свинца.

Полезная модель относится к области транспортной техники и может быть использована в системах питания топливом двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на наземных транспортных средствах.

Известна конструкция топливного бака, выштампованного из листовой стали, которая содержит корпус с элементами жесткости, заливную горловину, заборную трубку, трубку с воздушным клапаном, датчик указателя уровня топлива и запорный штуцер со сливным краном (Устройство и эксплуатация автомобиля КамАЗ-4310 [Текст]: учеб. пособие / В.В.Осыко, И.Я.Петриченко, Ю.А.Алленов [и др.] - М.: Патриот, 1991. - С.78).

Указанная конструкция топливного бака обладает определенными недостатками. В частности, в случае применения по наземному транспортному средству стрелкового и других типов оружия в результате кинетического воздействия пуль и осколков на монолитный (сплошной) корпус топливного бака в нем могут возникнуть сквозные отверстия, что приведет к потере топлива в баке в результате его вытекания через полученные отверстия. В свою очередь, это может привести к возгоранию топлива (пожару) или взрыву вследствие термического нагрева.

Вместе с тем, данное устройство является наиболее близким по технической сущности к заявляемой полезной модели (прототипом).

Технический результат предлагаемой конструкции топливного бака направлен на повышение уровня защищенности элементов топливной аппаратуры, к которым относится и топливный бак, от воздействия пуль и осколков стрелкового и других типов оружия.

Указанный технический результат достигается тем, что топливный бак наземного транспортного средства, содержащий металлический корпус с ребрами жесткости, заливную горловину, заборную трубку, трубку с воздушным клапаном, датчик указателя уровня топлива и сливной кран с запорным штуцером

выполнен с полым корпусом и содержит жестко соединенные перегородками наружную и внутреннюю стенки, между которыми с зазорами относительно них размещен четырехслойный защитный элемент, выполненный из эластичных материалов и последовательно содержащий слой пористой резины, два слоя сырой резины и слой пористой резины, причем слои пористой и сырой резины попарно жестко соединены, например, с использованием клеевых составов, к внешней поверхности слоев пористой резины прикреплены с предварительным натягом S-образные тяжи в виде жгутов, выполненные из эластичного материала, торцы четырехслойного защитного элемента закреплены в корпусе топливного бака, а между торцами слоев сырой резины установлены штуцеры подвода воздуха.

Достигаемый технический результат может быть усилен за счет того, что на внутренней поверхности наружной стенки и на ближайшей к ней поверхности внутренней стенки корпуса топливного бака выполнены упорные выступы полусферической формы. Это позволяет более надежно зафиксировать четырехслойный защитный элемент в полости корпуса топливного бака и выдержать требуемые зазоры между стенками корпуса и защитным элементом.

Кроме того, для повышения коррозионной стойкости металлического корпуса топливного бака на поверхность внутренней стенки, контактирующей с топливом в баке, может быть нанесен слой свинца.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 представлена предлагаемая конструкция топливного бака наземного транспортного средства (в разрезе), на фиг.2 показан характер работы предлагаемого устройства в случае пробоя стенок топливного бака пулей или осколком.

Цифрами на чертежах обозначены:

1 - корпус топливного бака;

2 - элементы (ребра) жесткости;

3 - заливная горловина (патрубок);

4 - заборная топливная трубка;

5 - датчик указателя уровня топлива в баке;

6 - трубка с воздушным клапаном;

7 - запорный штуцер с краном для слива отстоя;

8 - внутренняя полость в корпусе топливного бака;

9 - наружная стенка корпуса;

10 - внутренняя стенка корпуса;

11 - перегородки;

12 - многослойный эластичный защитный элемент;

13 - слой из пористой резины (первый слой);

14 - слой из сырой резины (второй слой);

15 - слой из сырой резины (третий слой);

16 - слой из пористой резины (четвертый слой);

17 - S-образные тяжи;

18 - штуцеры подвода воздуха;

19 - шланги подвода воздуха;

20 - ресивер наземного транспортного средства;

21 - упорные выступы полусферической формы;

22 - слой свинца;

23 - отверстие пробоины;

24 - топливо;

25 - сжатый воздух.

Топливный бак (фиг.1), предназначенный для размещения и хранения на наземном транспортном средстве определенного запаса топлива, состоит из выштампованного металлического корпуса 1, с элементами (ребрами) 2 жесткости. Бак оборудован заливной горловиной (патрубком) 3. В верхней части бака установлены заборная трубка 4 для подачи топлива к двигателю, датчик 5 указателя уровня топлива, трубка 6 с воздушным клапаном. В нижней части бака размещен запорный штуцер 7 с краном для слива отстоя.

Корпус 1 топливного бака имеет внутреннюю полость 8, ограниченную наружной 9 и внутренней 10 стенками корпуса 1. Стенки 9 и 10 для обеспечения

жесткости корпуса 1 бака в отдельных местах соединены перегородками 11. Во внутренней полости 8 размещен защитный элемент 12, который выполнен из эластичных материалов многослойным. В предлагаемой конструкции защитный элемент 12 выполнен четырехслойным и последовательно содержит следующие материалы: слой 13 из пористой резины, слои 14 и 15 из сырой резины, слой 16 из пористой резины. Слои из пористой резины попарно жестко (встык) соединены со слоями из сырой резины (слой 13 со слоем 14, а слой 16 со слоем 15), например, с помощью клеевых составов. Между слоями 14 и 15 жесткое соединение отсутствует.

Защитный элемент 12 размещен между наружной 9 и внутренней 10 стенками корпуса 1.

К внешней поверхности слоев 13 и 16 из пористой резины прикреплены с предварительным натягом S-образные тяжи 17 в виде жгутов, которые выполнены из эластичного материала.

Торцы четырехслойного защитного элемента 12 закреплены в корпусе 1 топливного бака.

Между торцами слоев 14 и 15 из сырой резины установлены штуцеры 18 подвода воздуха, подсоединенные через трубопроводы (шланги) 19 подвода воздуха к ресиверу 20 наземного транспортного средства..

Для обеспечения более надежной фиксации во внутренней полости 8 корпуса 1 защитного элемента 12 и получения требуемых зазоров между ним и поверхностью стенок 9 и 10 на соседних поверхностях (внутренней поверхности стенки 9 и ближайшей к ней поверхности стенки 10) выполнены упорные выступы 21, имеющие полусферическую форму.

Для предохранения топливного бака от коррозии, на поверхность внутренней стенки 10 корпуса 1, контактирующей с топливом, может быть нанесен слой 22 свинца.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

В случае возникновения в стенках 9 и 10 корпуса 1 топливного бака отверстия 23 из-за пробоины от пули или осколка вследствие вытекания топлива

через него происходит существенное снижение уровня топлива 25 в топливном баке. Сигнал с датчика 5 указателя уровня топлива, свидетельствующий о возникновении пробоины 23 в стенках 9 и 10 корпуса 1, поступает на приборную панель в кабину водителя наземного транспортного средства.

По команде водителя или автоматически подключается ресивер 22 наземного транспортного средства и сжатый воздух 24 через шланги 19 и штуцеры 18 подвода воздуха под давлением подается из ресивера 22 во внутреннюю полость 8 корпуса 1 топливного бака. Сжатый воздух 25 поступает межслойное пространство между слоями 14 и 15 из сырой резины и разъединяет их в стороны друг от друга. За счет того, что S-образные тяжи 17 были предварительно перед установкой защитного элемента 12 в корпус 1 были предварительно растянуты они будут при этом стремиться сжаться и вернуться в изначальное (нерастянутое) положение, тем самым смещая один слой 13 пористой резины относительно другого слоя 16, таким образом перекрывая неповрежденной поверхностью слоя 13 отверстие 23 пробоины в топливном баке.

После прекращения подачи сжатого воздуха 25 во внутреннюю полость 8 корпуса 1 слои из резины за счет внутреннего давления топлива 25 будут прижиматься к внутренней поверхности наружной стенки 9 бака, тем самым перекрывая течь топлива 25 из пробоины.

Кроме того, сами по себе эластичные слои 13, 14, 15 и 16 защитного элемента 12, выполненные из сырой и пористой резины, служат дополнительным фактором, обеспечивающим более высокий уровень защиты топливного бака от негативного воздействия пуль и осколков.

1. Топливный бак наземного транспортного средства, содержащий металлический корпус с ребрами жесткости, заливную горловину, заборную трубку, трубку с воздушным клапаном, датчик указателя уровня топлива и запорный штуцер со сливным краном, отличающийся тем, что корпус топливного бака выполнен полым и содержит жестко соединенные перегородками наружную и внутреннюю стенки, между которыми с зазорами относительно них размещен четырехслойный защитный элемент, выполненный из эластичных материалов и последовательно содержащий слой пористой резины, два слоя сырой резины и слой пористой резины, причем слои пористой и сырой резины попарно жестко соединены, например, с использованием клеевых составов, к внешней поверхности слоев пористой резины прикреплены с предварительным натягом S-образные тяжи в виде жгутов, выполненные из эластичного материала, торцы четырехслойного защитного элемента закреплены в корпусе топливного бака, а между торцами слоев сырой резины установлены штуцеры подвода воздуха.

2. Топливный бак по п.1, отличающийся тем, что на внутренней поверхности наружной стенки и на ближайшей к ней поверхности внутренней стенки корпуса топливного бака выполнены упорные выступы полусферической формы.

3. Топливный бак по п.1, отличающийся тем, что на поверхность внутренней стенки, контактирующей с топливом в баке, нанесен слой свинца.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями

Полезная модель относится к сельскому хозяйству - к питомниководству, в частности к размножению садовых культур одревесневшими черенками и выращиванию подвоев.
Наверх