Протектированный пожаро-взрывобезопасный топливный бак птб-1

 

Техническое решение относится к области транспортного машиностроения, а именно, области автомобилестроения, и может быть использовано при конструировании и производстве топливных баков бронированных автомобилей. Топливный бак представляет собой резервуар, имеющий снаружи оболочку с эффектом самозатягивания пробоин, предохраняющую топливо от вытекания при механическом поражении бака, и заполненный изнутри противовзрывной пеной с выделением свободного объема для размещения датчика уровня топлива. 4 з.п. ф-лы.

Техническое решение относится к области транспортного машиностроения, а именно, области автомобилестроения, и может быть использовано при конструировании и производстве топливных баков бронированных автомобилей.

Известен (FR, заявка 2629397) топливный бак транспортного средства, содержащий корпус с горловиной залива топлива, средством передачи топлива в двигатель и датчиком уровня горючего, причем внутренний объем корпуса заполнен пористой структурой, выполненной в виде кусков пенопласта кубической формы, заполняющих весь объем емкости.

Недостатком известного топливного бака следует признать отсутствие защиты от механического повреждения, а также отсутствие возможности получения точных данных относительно уровня топлива в баке.

Известен также (ЕР, заявка 0857911) топливный бак, представляющий собой двухслойную оболочку со средствами заполнения и опорожнения топлива, содержащую металлический слой, упрочненный снаружи армированным пластиком в виде тонкостенной оболочки, находящейся в полном контакте с металлическим слоем.

Недостатком известного топливного бака следует признать отсутствие защиты от механического повреждения, а также наличие в емкости паров топлива, что может привести к взрыву топлива.

Наиболее близким аналогом разработанного технического решения можно признать (RU, патент 2090382) топливный бак с горловиной залива топлива, средством передачи топлива в двигатель и датчиком уровня горючего, покрытый снаружи эластичной полимерной оболочкой, причем внутри бака находится губчатый полимерный наполнитель. При разрыве такой оболочки не образуется искрение, приводящее к воспламенению топлива, а сам наполнитель уменьшает концентрацию взрывоопасных паров топлива.

Недостатком известной конструкции отсутствие защиты бака в случае пробоя оболочки и корпуса топливного бака, а также отсутствие возможности получения точных данных относительно уровня топлива в баке из-за замедленного выравнивания уровня топлива в баке.

Техническая задача, решаемая посредством разработанного устройства, состоит в разработке протектированного пожаро-взрывобезопасного топливного бака.

Технический результат, получаемый при реализации разработанной конструкции, состоит в повышении безопасности эксплуатации автомобиля за счет предотвращения возможности взрыва топливного бака, а также воспламенения разлившегося из механически поврежденного топливного бака топлива.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать протестированный пожаро-взрывобезопасный топливный бак разработанной конструкции. Протестированный пожаро-взрывобезопасный топливный бак представляет собой резервуар, имеющий снаружи протектирующую оболочку с эффектом самозатягивания пробоин, предохраняющую топливо от вытекания при механическом поражении бака, и заполненный изнутри противовзрывной пеной с выделением свободного объема для размещения датчика уровня топлива. В некоторых вариантах реализации разработанной конструкции в корпусе емкости дополнительно выполнен съемный лючок для помещения внутрь бака противовзрывной пены. Однако в вариантах реализации топливного бака, в которых используют противовзрывную пену, формируемую непосредственно в объеме емкости съемный лючок может и не использоваться. Также в некоторых вариантах реализации топливного бака разработанной конструкции объем для размещения датчика уровня топлива может быть ограничен перфорированным кожухом. Этот дополнительный элемент обеспечивает свободное поступление топлива к датчику уровня, позволяя получить точные данные о количестве топлива в баке. Предпочтительно поверх самозатягивающейся оболочки нанесено огнезащитное покрытие, предохраняющее бак от воздействия открытого огня. В качестве резервуара может быть использован штатный топливный бак автомобиля или топливный бак дополнительно разработанной с учетом повышения безопасности использования конструкции.

В базовом варианте протестированный пожаро-взрывобезопасный топливный бак представляет собой резервуар, снаружи которого нанесено многослойное баллистическое покрытие (протектор), укрепляющее стенки бака и предотвращающее вытекание топлива при пробитии бака пулями, осколками или при его механических повреждениях.

Защитная оболочка содержит эластичный материал органического происхождения, разбухающий под действием бензина или дизельного топлива и затягивающий отверстия, образующиеся при простреле или любом другом механическом повреждении бака, что исключает вытекание топлива и его воспламенение.

Внутренний объем резервуара заполнен противовзрывным наполнителем (пеной), выполненным из сверхлегкого эластичного материала с открытопористой сетчатой структурой, обладающего малой паропроницаемостью.

Противовзрывной наполнитель исключает образование топливовоздушной смеси во внутреннем объеме бака, что предотвращает детонацию взрывоопасных паров топлива от искр или зажигающего компонента пули при ее попадании в бак.

Наполнитель также сглаживает эффект смещения топлива в баках, что позволяет стабилизировать положение топлива, и может выполнять роль фильтра.

Уменьшение запаса топлива за счет наполнителя (потеря полезного объема) составляет менее 3% от объема бака. Наличие открытых ячеек наполнителя позволяет легко заполнять бак топливом и полностью вырабатывать его в процессе эксплуатации.

Противовзрывной наполнитель заполняет все внутреннее пространство бака, за исключением свободного объема необходимого для работы датчика уровня топлива поплавкового типа. Установка наполнителя в бак осуществляется через дополнительно введенный в конструкцию герметичный люк.

Поврежденный бак легко ремонтируется в полевых условиях без каких-либо специальных приспособлений. Технология изготовления бака предельно проста.

Использование топливного бака разработанной конструкции обеспечивает повышение безопасности эксплуатации автомобиля за счет предотвращения возможности взрыва топливного бака, а также воспламенения разлившегося из механически поврежденного топливного бака топлива.

1. Протектированный пожаро- и взрывобезопасный топливный бак, отличающийся тем, что он представляет собой резервуар, имеющий снаружи оболочку с эффектом самозатягивания пробоин, предохраняющую топливо от вытекания при механическом поражении бака, и заполненный изнутри противовзрывной пеной с выделением свободного объема для размещения датчика уровня топлива.

2. Топливный бак по п.1, отличающийся тем, что в корпусе емкости дополнительно выполнен съемный лючок для помещения внутрь бака противовзрывной пены.

3. Топливный бак по п.1, отличающийся тем, что объем для размещения датчика уровня топлива ограничен перфорированным кожухом.

4. Топливный бак по п.1, отличающийся тем, что поверх самозатягивающейся оболочки нанесено огнезащитное покрытие, предохраняющее бак от воздействия открытого огня.

5. Топливный бак по п.1, отличающийся тем, что в качестве резервуара использован стандартный штатный топливный бак.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение эффективности эксплуатации скважин штанговой насосной установкой за счет снижения гидравлического сопротивления во всасывающем клапане, более «четкого» его срабатывания и повышения надежности

Топливный бак передвижной дизельной компрессорной станции пксд 5.25 д относится к области машиностроения, в частности к топливным бакам транспортных средств на дизельном типе двигателя внутреннего сгорания, защищенных от возгорания и взрыва.

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями
Наверх