Многокорпусное судно

 

Многокорпусное судно, используемое на внутренних водоемах для отдыха и туризма содержит преимущественно три или четыре водоизмещающих корпуса (1), связанные закрепленной на них платформой (2), установленное по ее периметру ограждение (3), надстройку с жилым помещением и двигательно-рулевой комплекс. Для обеспечения полноценного длительного отдыха пользователей путем создания комфортных условий для их пребывания на борту и обеспечения их безопасности к кормовой и носовой частям платформы (2) присоединены посредством шарнирно-рычажных узлов (9) понтоны (5) и (6), каждый из которых выполнен в виде водоизмещающего модульного блока, а надстройка выполнена в виде жилого коттеджа (4), оборудованного комплексом систем жизнеобеспечения. Узел соединения (9) может быть выполнен в виде шарнирно установленного на платформе (2) торсионного вала (10) с рычагами (11) на его торцах, связанными с валом (12), закрепленным на понтоне (5), (6). К центральной части торсионного вала (10) жестко присоединен рычаг (13), связанный с управляемым гидроцилиндром (14). Комплекс систем жизнеобеспечения жилого коттеджа (4) включает систему отопления с автономным жидкостным обогревателем, систему электроснабжения с дизель-генератором (26), аккумуляторной (27) и солнечной (28) батареями, систему вентиляции и кондиционирования воздуха, систему снабжения горячей и холодной водой. Отдельные агрегаты этих систем расположены внутри понтонов (5) и (6). 8 з.п. ф-лы, 5 фиг. черт.

Полезная модель относится к судостроению и касается конструкции преимущественно маломерных судов-тримаранов или катамаранов, используемых на внутренних закрытых водоемах для отдыха, туризма и развлечения.

Одними из основных требований, предъявляемых к судам данного типа, являются простота и надежность в эксплуатации, обеспечение безопасности пассажиров и создание для них комфортных условий.

Уже известно прогулочное судно - тримаран, содержащее выполненные в виде поплавков корпуса, связанные закрепленной на них палубой, огражденной релингами, надстройку и двигатель с движителем - гребным винтом. Надстройка включает закрытый навес с окнами и расположенную на нем открытую веранду [1].

Это судно имеет простую и надежную конструкцию, небольшую осадку и удобно в эксплуатации. Однако оно рассчитано лишь на проведение коротких, недлительных прогулок и не предназначено для длительного пребывания на нем пассажиров.

Известно также разъездное маломерное судно, содержащее водоизмещающий корпус классической формы с местами для пассажиров в носовой и кормовой надстройках и на открытых палубах, рулевую рубку и двигатель, связанный с гребным винтом. Кроме этого, для пассажиров оборудованы отдельные каюты с санузлами, все помещения утеплены и звукоизолированы, оборудованы системой отопления, а также предусмотрены помещения для разогрева пищи и салон для ее приема [2].

Это известное судно рассчитано на более длительное пребывание пассажиров и обеспечивает им более комфортные условия. Однако оно не предназначено для проведения индивидуального отдыха на воде в течение длительного времени с обеспечением комфортных условий.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является решение, описывающее многокорпусное судно с тремя водоизмещающими корпусами, связанными закрепленной на них платформой с ограждением по ее периметру, надстройкой с жилым и санитарно-гигиеническим помещениями, двигательно-рулевым комплексом и системой энергообеспечения. Надстройка судна выполнена в виде жилого блока контейнерного типа с открытой верандой наверху, устанавливаемого и закрепляемого на платформе и оборудованного внутри санузлом, мини кухней, спальными местами и встроенной мебелью [3].

Это судно рассчитано на хождение по внутренним закрытым водоемам, имеет небольшую осадку и скорость хода, обладает хорошей остойчивостью, надежно и имеет контейнерный жилой блок, оборудованный для длительного нахождения пользователей на воде. Однако условия нахождения пользователей в жилом блоке на этом судне нельзя считать полностью комфортными, т.к. контейнеры, в том числе и жилые, имеют ограниченные размеры и их внутреннее пространство аналогично пространству малогабаритных кают, где достаточно тесно. Кроме того, при движении на небольшой скорости и на якорной стоянке это судно при наличии волнения подвержено качке, что делает нахождение на нем дискомфортным.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, состоит в обеспечении условий для полноценного длительного отдыха пользователей, а технический результат, который может быть достигнут при ее использовании, заключается в создании комфортных условий пребывания пользователей на борту судна и обеспечении их безопасности.

Для достижения указанного технического результата в многокорпусном судне, содержащем, по меньшей мере, два водоизмещающих корпуса, связанных закрепленной на них платформой с ограждением, надстройку с жилым и санитарно-гигиеническим помещениями и двигательно-рулевой комплекс, предлагается к носовой и кормовой частям платформы посредством шарнирных узлов присоединить по одному, ориентированному вдоль продольной оси судна, понтону, каждый из которых выполнить в виде водоизмещающего модульного блока, а надстройку выполнить в виде жилого коттеджа, оборудованного комплексом систем жизнеобеспечения.

Для снижения килевой и бортовой качки узлы крепления каждого понтона к платформе могут быть выполнены в виде упругих шарниров [4], в том числе и с регулируемой степенью упругости, например, в виде шарнирно закрепленного на платформе и ориентированного в поперечном направлении торсионного вала с расположенными по его торцам и в центральной части рычагами. При этом торцовые рычаги шарнирно соединены с параллельным торсиону валом, закрепленным на понтоне, а рычаг в центральной части торсионного вала взаимодействует с нагрузочным механизмом, например, управляемым гидроцилиндром [5].

Коттедж может быть выполнен из композиционных материалов с окнами в виде вклеенных стеклопакетов, а комплекс систем жизнеобеспечения может включать систему отопления с автономным жидкостным нагревателем [6], автономную систему электропитания с дизель-генератором, солнечной и аккумуляторной батареями, систему вентиляции и кондиционирования воздуха и систему водоснабжения горячей и холодной водой.

Коттедж может иметь, по крайней мере, одну гостиную комнату (кают-компанию), одну спальню, кухню, туалетное помещение и расположенную на втором этаже веранду.

Туалетное помещение жилого коттеджа может быть оборудовано раковиной, душевой кабиной и унитазом, выпуски которых сообщены с баком-сборником стоков [7].

Агрегаты систем жизнеобеспечения, емкости с водой, топливом и бак-сборник стоков могут быть расположены внутри понтонов, а понтоны могут иметь расположенное по их периметру ограждение и боковые кнехты.

Один из возможных вариантов реализации полезной модели представлен на прилагаемых чертежах.

На фиг.1 представлен вид сбоку на судно.

На фиг.2 - вид спереди.

На фиг.3 показан вид сверху с планировкой жилого коттеджа.

На фиг.4 показана схема узла соединения платформы судна с понтоном, вид сверху.

На фиг.5 - вид сбоку на узел соединения.

Многокорпусное судно содержит водоизмещающие корпуса 1, количество которых зависит от размеров и массы судна и может быть, например, три или четыре. Корпуса 1 связаны закрепленной на них платформой 2, по периметру которой установлены ограждения 3, а центральную часть занимает надстройка в виде жилого коттеджа 4. Двигательно-рулевой комплекс (на чертежах не показан) может быть выполнен в виде подвесного мотора с гребным винтом и средствами его поворота и регулирования, расположенными на платформе 2 или на корпусе 1.

К носовой и кормовой частям платформы 2 присоединены ориентированные вдоль продольной оси судна понтоны 5 и 6, каждый из которых выполнен в виде водоизмещающего модульного блока, оборудованного ограждением 7 и кнехтами 8.

Понтоны 5 и 6 соединены с платформой 2 шарнирно-рычажными узлами 9, допускающими их относительные угловые и вертикальные отклонения в определенных пределах. Узлы соединения 9 могут содержать упругие шарниры, в том числе и с регулируемой степенью упругости.

На фиг.4 и 5 показан узел соединения 9 с использованием торсионного вала 10, закрепленного на платформе 2. Торцовые рычаги 11 торсионного вала 10 соединены с параллельным валом 12, установленным на понтоне 5. В центральной части торсиона 10 закреплен рычаг 13, связанный с нагрузочным элементом, например, гидроцилиндром 14, что позволяет демпфировать как вертикальные, так и угловые отклонения понтона 5 относительно платформы 2.

Сооруженный на платформе 2 жилой коттедж 4 может иметь площадь закрытого, утепленного помещения порядка 40 м2 и более, и оборудован всем необходимым для длительного пребывания на судне пользователей. Он может быть выполнен из композиционных материалов (многослойных плит и панелей) и с окнами в виде вклеенных стеклопакетов. Отапливаемое помещение на нижней палубе может содержать (см. фиг.3) гостиную комнату (кают-компанию) 15, спальню 16, кухню 17, туалеты 18 и душевую кабину 19. При этом выпуски расположенных в них раковины 20, умывальников 21, унитазов 22 и душевой кабины 19 сообщены с баком-сборником стоков 23.

Сверху, на второй палубе может быть оборудована открытая веранда 24 с навесом 25 (фиг.1, 2).

Жилой коттедж 4 оборудован комплексом систем жизнеобеспечения, который включает систему отопления (на чертежах не показана), например, с автономным жидкостным нагревателем типа Вебасто [6], систему электроснабжения с дизель-генератором 26, аккумуляторной 27 и солнечной 28 батареями, систему вентиляции и кондиционирования воздуха и систему водоснабжения горячей и холодной водой (на чертежах не показаны).

Отдельные агрегаты систем жизнеобеспечения, такие как дизель-генератор 26, аккумуляторная батарея 27, бак-сборник стоков 23, емкости с водой 29 и с топливом 30, и другие могут располагаться внутри понтонов 5 и 6.

Наряду с указанными системами многокорпусное судно может быть оборудовано следящей системой (на чертежах не показана), в состав которой входят чувствительные элементы (датчики), измеряющие параметры углового движения понтонов 5 и 6 и платформы 2 для управления нагрузочным элементом 14, обеспечивающим более эффективное снижение килевой и бортовой качки.

Изложенная совокупность существенных признаков, характеризующих многокорпусное судно, позволяет обеспечить комфортные условия в течение длительного пребывания пользователей на борту судна и проведение хорошего и безопасного отдыха на воде.

Источники информации:

[1]. RU, 2368530, В63В 1/10, 2007.

[2]. RU, 69831, B63B 35/73, 2007.

[3]. DE, 202004008518, B63B 35/73, 2004 (прототип)

[4]. А.Ф.Крайнев, Идеология конструирования, М., Машиностроение, 2003, стр.154, 159.

[5]. - // - стр.169.

[6]. RU, 87676, B61D 27/00, 2009.

[7] RU, 44619, B61D 35/00, 2004.

[8]. DE, 102008015529, B63B 1/40, 2009.

[9] US, 3601077, В63В 1/10, 1971.

1. Многокорпусное судно, содержащее, по меньшей мере, два водоизмещающих корпуса, закрепленную на них платформу с расположенным по ее периметру ограждением, надстройку с жилым и санитарно-гигиеническим помещениями и двигательно-рулевой комплекс, отличающееся тем, что к носовой и кормовой частям платформы присоединено по одному ориентированному вдоль продольной оси судна понтону, каждый из которых выполнен в виде водоизмещающего модульного блока, а надстройка выполнена в виде жилого коттеджа, оборудованного комплексом систем жизнеобеспечения.

2. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что соединение каждого понтона с платформой осуществлено посредством, по меньшей мере, одного шарнирно-рычажного узла.

3. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что соединение каждого понтона с платформой осуществлено посредством, по меньшей мере, одного узла с упругими шарнирами.

4. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что узел соединения каждого понтона с платформой выполнен в виде установленного в поперечном направлении относительно продольной оси судна и шарнирно закрепленного на одной из соединяемых частей торсионного вала с закрепленными на его торцах рычагами, которые шарнирно соединены с параллельным торсиону валом, закрепленным на второй соединяемой части, при этом к центральной части торсионного вала жестко присоединен рычаг, взаимодействующий с нагрузочным элементом, например, управляемым гидроцилиндром.

5. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что жилой коттедж выполнен утепленным из композиционных материалов с окнами в виде вклеенных стеклопакетов, а комплекс систем жизнеобеспечения включает систему отопления с автономным жидкостным нагревателем, автономную систему электроснабжения с дизель-генератором, аккумуляторной и солнечной батареями, систему вентиляции и кондиционирования воздуха и систему водоснабжения горячей и холодной водой.

6. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что жилой коттедж имеет, по крайней мере, одну гостиную комнату (кают-компанию), одну спальню, кухню, туалетное помещение и расположенную на втором этаже веранду.

7. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что туалетное помещение жилого коттеджа оборудовано раковиной, душевой кабиной и унитазом, выпуски которых сообщены с баком-сборником стоков.

8. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что отдельные агрегаты комплекса жизнеобеспечения, а также емкости с водой, топливом и бак-сборник стоков размещены внутри понтонов.

9. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что понтоны оборудованы боковыми кнехтами.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом полезной модели являются:- повышение надежности, вследствие увеличения силы замыкания контактов и исключения проскальзывания; - уменьшение габаритов и упрощение конструкции

Полезная модель относится к области навигационных приборов и может быть использована в навигаторах, устанавливаемых на мотоциклах
Наверх