Раздаточная коробка

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к трансмиссиям полноприводных транспортных средств для распределения крутящего момента между их ведущими мостами.

Раздаточная коробка содержит корпус (1) с размещенными в нем первичным валом (2), промежуточным валом (3), дифференциалом (4), первым (5) и вторым (6) валами приводов мостов, установленными в подшипниках (7), (8) отдельных картеров (9), (10). На валу (2) установлены шестерня высшей передачи (11) и шестерня низшей передачи (12), попеременно взаимодействующие с исполнительным элементом (13) механизма переключения передач.

В качестве исполнительного элемента (13) использован синхронизатор, а в качестве подшипников (7), (8) использованы двухрядные шариковые подшипники качения, жестко зафиксированные в гнездах (26), (27) их картеров (9) и (10) соответственно.

Первый вал (5) привода моста выполнен из кинематически связанной с дифференциалом (4) входной составляющей части (28) и, соосно расположенной с возможностью свободного вращения относительно нее, выходной составляющей части (29) с расположением первого зубчатого венца (30) на последней и выполнением на входной составляющей части (28) первого вала (5) второго зубчатого венца (31), постоянно взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом (32) исполнительной муфты (33) механизма управления (34), которая имеет возможность попеременного расположения в трех положениях. 1 н.п.ф, 5 з.п.ф., 5 ил..

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к трансмиссиям полноприводных транспортных средств для распределения крутящего момента между их ведущими мостами.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-21213, «Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21217, ВАЗ-2129, ВАЗ-2130, ВАЗ-2131, ВАЗ-21312», составители Волгин С.Н., Игнатов А.П. и др., Изд. «Ливр», Москва, 1999 г., стр.67, рис.3-35, стр.68, рис.3-36, включающая корпус с размещенными в нем первичным валом, промежуточным валом, дифференциалом, передним (первым) и задним (вторым) валами приводов переднего и заднего мостов автомобиля, выходящими из корпуса и дополнительно установленными в подшипниках качения отдельных картеров. На первичном валу свободно установлены шестерня высшей передачи и шестерня низшей передачи, имеющие возможность попеременного взаимодействия своими управляющими зубчатыми венцами с расположенным на этом валу исполнительным элементом механизма переключения передач, выполненным в виде муфты с внутренним зубчатым венцом, которая перемещается посредством вилки, установленной на штоке, соединенным с рычагом переключения передач механизма переключения передач. Переключение с высшей на низшую передачу всегда производится при остановленном автомобиле. Шестерни высшей и низшей передач находятся в постоянном зацеплении с объединенными между собой в блок шестернями промежуточного вала, одна из шестерен которого (шестерня находящаяся в зацеплении с шестерней высшей передачи первичного вала) находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней дифференциала, который посредством своих конических шестерен соединен посредством шлицов с передним (первым) и задним (вторым) валами приводов мостов автомобиля. На переднем (первом) валу привода переднего моста выполнен зубчатый венец, также как и на выступающей части дифференциала выполнен зубчатый венец, на котором в разблокированном положении дифференциала расположена своим внутренним зубчатым венцом исполнительная муфта механизма управления блокировкой дифференциала, который состоит из вилки, установленной на штоке, с которым соединен рычаг, а также состоит из электрического датчика положения исполнительной муфты и фиксирующего шарика, имеющего возможность попеременного расположения в двух канавках штока, что и определяет положение исполнительной муфты, соответствующим двум положениям механизма управления блокировкой дифференциала. При перемещении рычага механизма управления блокировкой дифференциала в положение блокировки дифференциала (что производится при остановленном или практически при остановленном автомобиле) исполнительная муфта одновременно взаимодействует и с зубчатым венцом выступающей части дифференциала и с зубчатым венцом переднего (первого) вала привода переднего моста, в результате дифференциал блокируется (выключается) и передний и задний валы приводов мостов автомобиля вращаются как одно целое и на оба моста будет передаваться крутящий момент одной величины, что улучшает проходимость автомобиля на труднопроходимых участках дорог.

Недостатками данного технического решения являются: во-первых, отсутствие возможности отключения в раздаточной коробке переднего (первого) вала привода переднего моста автомобиля, что ведет при постоянно включенном переднем мосте к повышенному расходу топлива на участках дорог где не требуется полного привода автомобиля и ведет к излишним нагрузкам на подшипники раздаточной коробки во время движения автомобиля на участках дорог где не требуется его полного привода, а это ведет к излишней вибрации всей коробки, передающейся и на кузов автомобиля, что сокращает долговечность прежде всего деталей самой раздаточной коробки и, как следствие, взаимосвязанных с ней составляющих автомобиля и снижение его комфортабельности; во-вторых, отсутствие удобной возможности переключения с высшей передачи на низшую в раздаточной коробке во время движения автомобиля, так как такое переключение осуществляется посредством обычной муфты, конструкция которой нормально работает только при полной остановке автомобиля во избежание поломок ее зубьев и (попеременно взамодействующих с ними) зубьев управляющих боковых зубчатых венцов шестерни высшей передачи и шестерни низшей передачи, а переключение передачи даже на самой минимальной скорости автомобиля (с целью экономии времени, например, на гонках автомобилей) ведет к появлению ударных нагрузок на взаимодействующие зубья муфты и зубья управляющих боковых зубчатых венцов шестерен высшей и низшей передач, и как следствие, как и в выше описанном случае, приводит к появлению вибрации всей коробки, передающейся и на кузов, а это также как и в первом недостатке сокращает долговечность прежде всего деталей самой раздаточной коробки и, как следствие, взаимосвязанных с ней составляющих автомобиля и снижение его комфортабельности; в третьих, наряду с первым и вторым (одновременно) недостатками, в раздаточной коробке большая часть вибраций возникает от преждевременного износа подшипников качения валов приводов мостов, из-за недостаточной грузоподъемности этих подшипников для восприятия больших знакопеременных нагрузок воздействующих на них с двух сторон от карданных валов, которые порой не всегда достаточно отцентрированы относительно раздаточной коробки в статике и на которых часто в динамике возникают значительные знакопеременные нагрузки на некоторых определенных режимах эксплуатации автомобиля, а вибрации этих подшипников, как и в выше описанных недостатках, приводят к появлению вибрации всей коробки, передающейся и на кузов, что сокращает долговечность прежде всего деталей самой раздаточной коробки (в том числе приводят, в частности, к течи масла через сальники валов приводов мостов автомобиля) и, как следствие, взаимосвязанных с ней составляющих автомобиля и снижение его комфортабельности.

Задачей настоящей полезной модели является расширение с одновременным улучшением эксплутационных характеристик раздаточной коробки.

В результате решения данной задачи возможно получение технического результата, заключающегося во-первых, в создании раздаточной коробки с режимом отключения одного из валов приводов мостов с одновременной блокировкой дифференциала при сохранении двух других режимов, а именно режима включенного этого вала привода моста и режима включенного этого моста с одновременной блокировкой дифференциала, во-вторых, наряду с первым (одновременно), в создании раздаточной коробки с возможностью переключения с высшей передачи на низшую даже во время движения транспортного средства, в третьих, наряду с первым и вторым (одновременно), в создании раздаточной коробки с уменьшенными вибрациями и повышенной долговечностью.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в раздаточной коробке, содержащей корпус с размещенными в нем первичным валом, промежуточным валом, дифференциалом, первым и вторым валами приводов мостов, выходящими из корпуса и дополнительно установленными в подшипниках качения отдельных картеров, при этом на первичном валу свободно установлены шестерня высшей передачи и шестерня низшей передачи, имеющие возможность попеременного взаимодействия с расположенным на этом валу исполнительным элементом механизма переключения передач и находящиеся в постоянном зацеплении с объединенными между собой в блок шестернями промежуточного вала, одна из шестерен которого находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней дифференциала, кинематически связанного с валами приводов мостов, на первом из которых выполнен первый зубчатый венец, имеющий возможность взаимодействовать с внутренним зубчатым венцом исполнительной муфты механизма управления, которая в свою очередь имеет возможность взаимодействовать своим внутренним зубчатым венцом с зубчатым венцом выступающей части дифференциала,

согласно полезной модели, в качестве исполнительного элемента механизма переключения передач использован синхронизатор, а в качестве подшипников качения первого и второго валов приводов мостов использованы двухрядные шариковые подшипники качения, жестко зафиксированные в гнездах их картеров, причем первый вал привода моста выполнен из кинематически связанной с дифференциалом входной составляющей части и, соосно расположенной с возможностью свободного вращения относительно нее, выходной составляющей части с расположением первого зубчатого венца на последней и выполнением на входной составляющей части первого вала привода моста второго зубчатого венца, постоянно взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом исполнительной муфты механизма управления, имеющей возможность попеременного расположения в трех положениях, в первом, включенном положении первого вала привода моста, она взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом, кроме второго зубчатого венца входной составляющей первого вала, с первым зубчатым венцом выходной составляющей части этого вала, во втором, включенном положении первого вала привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала, она взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом, кроме второго зубчатого венца входной составляющей части первого вала, с первым зубчатым венцом выходной составляющей части этого вала и с зубчатым венцом выступающей части дифференциала, и в третьем, выключенном положении первого вала привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала, она взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом, кроме второго зубчатого венца выходной составляющей части первого вала, с зубчатым венцом выступающей части дифференциала.

В частном случае, подшипники качения первого и второго валов приводов мостов раздаточной коробки жестко зафиксированы в гнездах их картеров посредством посадки с натягом.

В другом частном случае, подшипники качения первого и второго валов приводов мостов раздаточной коробки могут быть жестко зафиксированы в гнездах их картеров посредством клеевого соединения.

В частном случае, в входной составляющей части первого вала привода моста раздаточной коробки выполнено осевое цилиндрическое отверстие в котором соосно расположен с возможностью свободного вращения ответный осевой цилиндрический выступ выходной составляющей части этого вала.

В частном случае, второй зубчатый венец входной составляющей части первого вала раздаточной коробки выполнен одинаковым по форме и геометрическим размерам первому зубчатому венцу выходной составляющей части этого вала.

В частном случае, на штоке механизма управления исполнительной муфтой раздаточной коробки выполнено три канавки для попеременного расположения в них фиксирующего шарика, попеременно фиксирующего одно из трех положений исполнительной муфты.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность изобретения поясняется на чертежах:

Фиг.1. - раздаточная коробка, общий вид;

Фиг.2. - вид А на фиг.1;

Фиг.3. - фрагмент механизма управления исполнительной муфтой в включенном положении первого вала привода моста;

Фиг.4. - фрагмент механизма управления исполнительной муфтой в включенном положении первого вала привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала;

Фиг.5. - фрагмент механизма управления исполнительной муфтой в выключенном положении первого вала привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала.

Раздаточная коробка содержит корпус 1 с размещенными в нем первичным валом 2, промежуточным валом 3, дифференциалом 4, первым 5 и вторым 6 валами приводов мостов, выходящими из корпуса 1 и дополнительно установленными в подшипниках качения 7, 8 отдельных картеров 9, 10. В частном случае приведенном в описании и на чертежах, первый вал 5 привода моста является валом привода переднего моста транспортного средства, а второй вал 6 привода моста является валом привода заднего моста транспортного средства (см. фиг.1-5).

На первичном валу 2 свободно установлены шестерня высшей передачи 11 и шестерня низшей передачи 12, имеющие возможность попеременного взаимодействия с расположенным на этом валу 2 исполнительным элементом 13 механизма переключения передач (на фигурах не показан) и находящиеся в постоянном зацеплении с объединенными между собой в блок шестернями 14, 15 промежуточного вала 3, одна из шестерен 14 которого находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 16 дифференциала 4, кинематически связанного, а именно соединенного, посредством своих конических шестерен 17, 18 шлицами с первым 5 и вторым 6 валами приводов мостов соответственно.

В качестве исполнительного элемента 13 механизма переключения передач использован синхронизатор, который своей ступицей 19 жестко установлен на первичном валу 2 и имеет возможность попеременного взаимодействия с шестерней высшей передачи 11 и шестерней низшей передачи 12 посредством блокирующих колец 20, 21 и посредством зубчатого венца 22 своей муфты 23 с управляющим зубчатым венцом 24 шестерни 11 или с управляющим зубчатым венцом 25 шестерни 12, при этом конические поверхности блокирующих колец 20, 21 имеют возможность попеременного взаимодействия с соответствующими коническими поверхностями муфты 23.

В качестве подшипников качения 7, 8 первого 5 и второго 6 валов приводов мостов использованы двухрядные шариковые подшипники качения, жестко зафиксированные в гнездах 26, 27 их картеров 9 и 10 соответственно. В частном случае приведенном в описании и на чертежах, подшипники качения 7, 8 первого 5 и второго 6 валов приводов мостов раздаточной коробки жестко зафиксированы в гнездах 26, 27 их картеров 9, 10 посредством посадки с натягом. В другом частном случае (не показан на фигурах) подшипники качения 7, 8 первого 5 и второго 6 валов приводов мостов раздаточной коробки могут жестко зафиксированы в гнездах 26, 27 их картеров 9,10 посредством клеевого соединения.

Первый вал 5 привода моста выполнен из кинематически связанной с дифференциалом 4 входной составляющей части 28 и, соосно расположенной с возможностью свободного вращения относительно нее, выходной составляющей части 29 с расположением первого зубчатого венца 30 на последней (на части 29) и выполнением на входной составляющей части 28 первого вала 5 привода моста второго зубчатого венца 31, постоянно взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом 32 исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (см. фиг.1, 2).

Исполнительная муфта 33 механизма управления 34, имеет возможность попеременного расположения в трех положениях: или в первом, включенном положении первого вала 5 привода моста (см. фиг.3) (а если подробнее, в положении, когда входная 28 и выходная 29 части первого вала 5 привода моста соединены друг с другом), она взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом 32, кроме второго зубчатого венца 31 входной составляющей части 28 первого вала 5, с первым зубчатым венцом 30 выходной составляющей части 29 этого вала 5; или во втором, включенном положении первого вала 5 привода моста (см. фиг.4) (а если подробнее, в положении, когда входная 28 и выходная 29 части первого вала 5 привода моста соединены друг с другом) и одновременно заблокированном положении дифференциала 4, она взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом 32, кроме второго зубчатого венца 31 входной составляющей части 28 первого вала 5, с первым зубчатым венцом 30 выходной составляющей части 29 этого вала 5 и с зубчатым венцом 35 выступающей части 36 дифференциала 4; или в третьем, выключенном положении первого вала 5 привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала 4 (см. фиг.5) (а если подробнее, в положении, когда входная 28 и выходная 29 части первого вала 5 привода моста разъединены друг с другом), она взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом 32, кроме второго зубчатого венца 31 выходной составляющей части 29 первого вала 5, с зубчатым венцом 35 выступающей части 36 дифференциала 4.

В частном случае, в входной составляющей части 28 первого вала 5 привода моста раздаточной коробки выполнено осевое цилиндрическое отверстие 37 в котором соосно расположен с возможностью свободного вращения ответный осевой цилиндрический выступ 38 выходной составляющей части 29 этого вала 5 (см. фиг.1, 2).

В частном случае, второй зубчатый венец 31 входной составляющей части 28 первого вала 5 раздаточной коробки выполнен одинаковым по форме и геометрическим размерам первому зубчатому венцу 30 выходной составляющей части 29 этого вала 5.

Механизма управления 34 исполнительной муфтой 33, в частном случае показанный на фигурах 3-5, состоит из вилки 39, установленной на штоке 40, рычага 41, соединенного со штоком 40, фиксирующего шарика 42, электрического датчика 43 положения исполнительной муфты 33, причем на штоке 40 выполнено три канавки 44, 45, 46 для попеременного расположения в них фиксирующего шарика 42, попеременно фиксирующего одно из трех (описанных выше по тексту) положений исполнительной муфты 33, что соответствует первому, второму и третьему положению рычага 41.

Работает раздаточная коробка в составе транспортного средства, т.е. когда первичный вал соединен с коробкой передач, а первый вал 5 и второй вал 6 приводов мостов соединены, как правило, карданными валами соответственно с первым (в частности, передним) и вторым (в частности, задним) мостами, следующим образом.

У раздаточной коробки имеются шесть режимов работы: три из них на повышенной передачи в трех положениях исполнительной муфты 33 механизма управления 34 и три из них на пониженной передачи в тех же трех положениях исполнительной муфты механизма управления 34.

При включенной повышенной передачи синхронизатор, в качестве которого использован исполнительный элемент 13 механизма переключения передач раздаточной коробки, соединяет ее первичный вал 2 с шестерней высшей передачи 11, и крутящий момент будет предаваться с первичного вала 2 и ступицы 19 исполнительного элемента 13 (синхронизатора) на его муфту 23, а через ее зубчатый венец 22 и управляющий зубчатый венец 24 шестерни 11 на саму шестерню 11, а с нее на шестерню 14 промежуточного вала 3 и от нее на ведомую шестерню 16 дифференциала 4. Корпус дифференциала 4 через сателлиты передает крутящий момент на конические шестерни 17, 18, через шлицы которых крутящий момент передается на входную часть 28 первого вала 5 привода моста (переднего) и второй вал 6 привода моста (заднего) соответственно (см. фиг.1-5).

При включенной пониженной передачи синхронизатор, в качестве которого использован исполнительный элемент 13 механизма переключения передач раздаточной коробки, соединяет ее первичный вал 2 с шестерней низшей передачи 12, и крутящий момент будет предаваться с первичного вала 2 и ступицы 19 исполнительного элемента 13 (синхронизатора) на его муфту 23, а через ее зубчатый венец 22 и управляющий зубчатый венец 25 шестерни 12 на саму шестерню 12, а так как шестерни 14 и 15 промежуточного вала 3 объединены в один блок, то крутящий момент от шестерни 14 передается на ведомую шестерню 16 дифференциала 4. Корпус дифференциала 4 через сателлиты передает крутящий момент на конические шестерни 17, 18, через шлицы которых крутящий момент передается на входную часть 28 первого вала 5 привода моста (переднего) и второй вал 6 привода моста (задний) соответственно (см. фиг.1-5).

Далее проследим передачу крутящего момента при каждом из трех положений исполнительной муфты 33 механизма управления 34 раздаточной коробки от входной части 28 первого вала 5 привода моста и второго вала 6 привода моста при включенной повышенной передачи или при включенной пониженной передачи.

Крутящий момент от второго вала 6 привода моста постоянно передается на соответствующий второй мост (в частности, задний) при каждом из трех положений исполнительной муфты 33 механизма управления 34, как и при включенной повышенной передачи, так и при включенной пониженной передачи.

В первом положении рычага 41 механизма управления 34, когда исполнительная муфта 33 механизма управления 34 расположена в первом включенном положении первого вала 5 привода моста (т.е. когда шарик 42 расположен в канавке 44, см. выше по тексту в описании статики и на фиг.3) и взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом 32 с вторым зубчатым венцом 31 входной составляющей части 28 первого вала 5 и с первым зубчатым венцом 30 выходной составляющей части 29 этого вала 5, крутящий момент от входной части 28 первого вала 5 привода моста передается через исполнительную муфту 33 на выходную составляющую часть 29 этого вала 5 и далее через карданный вал на соответствующий первый мост (передний).

При таком первом положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (первом положении рычага 41 механизма управления 34), как и при включенной повышенной передачи, так и при включенной пониженной передачи, величина крутящего момента находится в прямой зависимости от нагрузки на первом и втором мостах благодаря работе дифференциала 4.

Данный режим работы раздаточной коробки (при таком первом положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (при первом положении рычага 41 механизма управления 34)), т.е. когда крутящий момент от второго вала 6 привода моста постоянно передается на соответствующий второй мост (задний), а крутящий момент от входной части 28 первого вала 5 привода моста передается через исполнительную муфту 33 на выходную составляющую часть 29 этого вала 5 и далее через карданный вал на соответствующий первый мост (передний) при включенном в работу (между первым 5 и вторым 6 валами приводов мостов) дифференциале 4, - придает транспортному средству, как и при включенной повышенной передачи, так и при включенной пониженной передачи, хорошую устойчивость, распределяет усилия на ведущие мосты пропорционально сцепной массе, позволяет колесам мостов вращаться с различными скоростями, что устраняет их проскальзывание и повышенный износ шин, а также снижает нагрузки в узлах трансмиссии.

Используется данный режим работы раздаточной коробки (при таком первом положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (при первом положении рычага 41 механизма управления 34)) при включенной повышенной передачи - для движения транспортного средства по дорогам с твердым покрытием, где сцепление колес с полотном дороги хорошее, а при включенной пониженной передачи - для движения транспортного средства по слабым грунтам, для преодоления крутых подъемов, а также для получения устойчивой минимальной скорости движения на дорогах с твердым покрытием.

Во втором положении рычага 41 механизма управления 34, когда исполнительная муфта 33 механизма управления 34 расположена во втором включенном положении первого вала 5 привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала 4 моста (т.е. когда шарик 42 расположен в канавке 45, см. выше по тексту в описании статики и на фиг.4) и взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом 32 с вторым зубчатым венцом 31 входной составляющей части 28 первого вала 5, с первым зубчатым венцом 30 выходной составляющей части 29 этого вала 5 и с зубчатым венцом 35 выступающей части 36 дифференциала 4, крутящий момент от входной части 28 первого вала 5 привода моста передается через исполнительную муфту 33 на выходную составляющую часть 29 этого вала 5 и далее через карданный вал на соответствующий первый мост (передний).

При таком втором положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (втором положении рычага 41 механизма управления 34), как и при включенной повышенной передачи, так и при включенной пониженной передачи, величина крутящего момента не зависит от нагрузки на первом и втором мостах и одинакова на каждом из них, т.к. дифференциала 4 заблокирован (выключен из работы).

Данный режим работы раздаточной коробки (при таком втором положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (при втором положении рычага 41 механизма управления 34)), т.е. когда крутящий момент от второго вала 6 привода моста постоянно передается на соответствующий второй мост (задний), а крутящий момент от входной части 28 первого вала 5 привода моста передается через исполнительную муфту 33 на выходную составляющую часть 29 этого вала 5 и далее через карданный вал на соответствующий первый мост (передний) при заблокированном (выключенным из работы) (между первым 5 и вторым 6 валами приводов мостов) дифференциале 4, - придает транспортному средству, как и при включенной повышенной передачи, так и при включенной пониженной передачи, улучшенную проходимость, так как первый 5 и второй 6 валы приводов мостов будут вращаться как одно целое и на оба моста будет передаваться крутящий момент одной величины.

Используется данный режим работы раздаточной коробки (при таком втором положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (при втором положении рычага 41 механизма управления 34)) при включенной повышенной передачи - для движения транспортного средства по дорогам с труднопроходимыми участками, где сцепление колес с полотном дороги плохое, а при включенной пониженной передачи - для движения транспортного средства по бездорожью с особо труднопроходимыми участками, где сцепление колес с полотном дороги очень плохое.

В третьем положении рычага 41 механизма управления 34, когда исполнительная муфта 33 механизма управления 34 расположена в третьем выключенном положении первого вала 5 привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала 4 (т.е. когда шарик 42 расположен в канавке 46, см. выше по тексту в описании статики и на фиг.5) и взаимодействуюет своим внутренним зубчатым венцом 32 с вторым зубчатым венцом 31 входной составляющей части 28 первого вала 5 и с зубчатым венцом 35 выступающей части 36 дифференциала 4, крутящий момент передается только с второго вала 6 привода моста на соответствующий второй мост (задний), а дифференциал 4 заблокирован исполнительной муфтой 33.

При таком третьем положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (третьем положении рычага 41 механизма управления 34), как и при включенной повышенной передачи, так и при включенной пониженной передачи, весь крутящий момент будет передаваться на второй мост, т.к. дифференциал 4 заблокирован (выключен из работы), а первый вала 5 отключен.

Данный режим работы раздаточной коробки (при таком третьим положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (третьим положении рычага 41 механизма управления 34)), т.е. когда крутящий момент от второго вала 6 привода моста передается через карданный вал на соответствующий второй мост (задний) при заблокированном посредством муфты 33 (выключенным из работы) (между первым 5 и вторым 6 валами приводов мостов) дифференциале 4, - придает транспортному средству, как и при включенной повышенной передачи, так и при включенной пониженной передачи, технические характеристики с уменьшенными показателями потребления топлива, правда, в некоторой степени в ущерб его устойчивости.

Используется данный режим работы раздаточной коробки (при таком третьем положении исполнительной муфты 33 механизма управления 34 (третьем положении рычага 41 механизма управления 34)) при включенной повышенной передачи - для движения транспортного средства по дорогам с твердым покрытием, где сцепление колес с полотном дороги хорошее и не требуется улучшенной устойчивости, а при включенной пониженной передачи - для движения транспортного средства по дорогам также с твердым покрытием, но где сцепление колес с полотном дороги не совсем достаточное.

В заявляемой конструкции раздаточной коробки переключать высшую передача на низшую можно на ходу, в отличии от прототипа, за счет использования в заявляемой раздаточной коробке синхронизатора в качестве исполнительного элемента 13 механизма переключения передач.

Применение в качестве исполнительного элемента механизма переключения передач синхронизатора и применение в качестве подшипников качения первого и второго валов приводов мостов двухрядных шариковых подшипников качения, жестко зафиксированных в гнездах их картеров, и выполнение первого вала привода моста из кинематически связанной с дифференциалом входной составляющей части и, соосно расположенной с возможностью свободного вращения относительно нее, выходной составляющей части с расположением первого зубчатого венца на последней и выполнением на входной составляющей части первого вала привода моста второго зубчатого венца, постоянно взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом исполнительной муфты механизма управления, имеющей возможность попеременного расположения в трех положениях, - позволяет решить поставленную задачу расширения с одновременным улучшением эксплутационных характеристик заявляемой раздаточной коробки и достичь технический результат заключающийся во-первых, в создании раздаточной коробки с режимом отключения одного из валов приводов мостов с одновременной блокировкой дифференциала при сохранении двух других режимов, а именно режима включенного этого вала привода моста и режима включенного этого моста с одновременной блокировкой дифференциала, во-вторых, одновременно с первым, в создании раздаточной коробки с возможностью переключения с высшей передачи на низшую даже во время движения транспортного средства, в третьих, одновременно с первым и вторым, в создании раздаточной коробки с уменьшенными вибрациями и повышенной долговечностью.

1. Раздаточная коробка, содержащая корпус с размещенными в нем первичным валом, промежуточным валом, дифференциалом, первым и вторым валами приводов мостов, выходящими из корпуса и дополнительно установленными в подшипниках качения отдельных картеров, при этом на первичном валу свободно установлены шестерня высшей передачи и шестерня низшей передачи, имеющие возможность попеременного взаимодействия с расположенным на этом валу исполнительным элементом механизма переключения передач и находящиеся в постоянном зацеплении с объединенными между собой в блок шестернями промежуточного вала, одна из шестерен которого находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней дифференциала, кинематически связанного с валами приводов мостов, на первом из которых выполнен первый зубчатый венец, имеющий возможность взаимодействовать с внутренним зубчатым венцом исполнительной муфты механизма управления, которая в свою очередь имеет возможность взаимодействовать своим внутренним зубчатым венцом с зубчатым венцом выступающей части дифференциала, отличающаяся тем, что в качестве исполнительного элемента механизма переключения передач использован синхронизатор, а в качестве подшипников качения первого и второго валов приводов мостов использованы двухрядные шариковые подшипники качения, жестко зафиксированные в гнездах их картеров, причем первый вал привода моста выполнен из кинематически связанной с дифференциалом входной составляющей части и соосно расположенной с возможностью свободного вращения относительно нее выходной составляющей части с расположением первого зубчатого венца на последней и выполнением на входной составляющей части первого вала привода моста второго зубчатого венца, постоянно взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом исполнительной муфты механизма управления, имеющей возможность попеременного расположения в трех положениях, в первом включенном положении первого вала привода моста она взаимодействует своим внутренним зубчатым венцом, кроме второго зубчатого венца входной составляющей первого вала, с первым зубчатым венцом выходной составляющей части этого вала, во втором включенном положении первого вала привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала она взаимодействует своим внутренним зубчатым венцом, кроме второго зубчатого венца входной составляющей части первого вала, с первым зубчатым венцом выходной составляющей части этого вала и с зубчатым венцом выступающей части дифференциала, и в третьем выключенном положении первого вала привода моста и одновременно заблокированном положении дифференциала она взаимодействует своим внутренним зубчатым венцом, кроме второго зубчатого венца выходной составляющей части первого вала, с зубчатым венцом выступающей части дифференциала.

2. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что подшипники качения первого и второго валов приводов мостов жестко зафиксированы в гнездах их картеров посредством посадки с натягом.

3. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что подшипники качения первого и второго валов приводов мостов жестко зафиксированы в гнездах их картеров посредством клеевого соединения.

4. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что в входной составляющей части первого вала привода моста выполнено осевое цилиндрическое отверстие, в котором соосно расположен с возможностью свободного вращения ответный осевой цилиндрический выступ выходной составляющей части этого вала.

5. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что второй зубчатый венец входной составляющей части первого вала выполнен одинаковым по форме и геометрическим размерам первому зубчатому венцу выходной составляющей части этого вала.

6. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что на штоке механизма управления исполнительной муфтой выполнено три канавки для попеременного расположения в них фиксирующего шарика, попеременно фиксирующего одно из трех положений исполнительной муфты.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области систем выхлопа поршневых двигателей внутреннего сгорания

Полезная модель относится к области автомобильной промышленности, а именно к конструктивному выполнению ступицы переднего колеса и может быть использована для автомобилей с повышенной проходимостью, выпускаемых отечественным автопромом

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в дифференциальных приводах транспортных средств, выполненных с возможностью автоматической блокировки колес
Наверх