Кронштейн подвески контактного рельса
Полезная модель относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, конкретно к конструкции кронштейнов для подвески токопроводящих рельсов, предназначенных для электроснабжения, преимущественно, электропоездов метро. Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача упрощения и облегчения конструкции, повышения ее надежности и долговечности, обеспечения ее электробезопасности. Для решения данной технической задачи в кронштейне подвески контактного рельса, выполненном в виде дугообразной детали, в верхней части которой закреплены прижимы-изоляторы для крепления контактного рельса, а на нижнем прямом участке кронштейна расположены отверстия для закрепления и регулирования кронштейна на шпале, дугообразная деталь и прижимы-изоляторы выполнены из электроизоляционного стеклопластика, например, методом горячего компрессионного прессования, прижимы-изоляторы закреплены на дугообразной детали непосредственно с помощью болтового соединения. Дополнительно, для повышения срока службы и износостойкости, дугообразная деталь и прижимы-изоляторы имеют трекинг-эрозионностойкое покрытие.
Полезная модель относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, конкретно к конструкции кронштейнов для подвески токопроводящих рельсов, предназначенных для электроснабжения, преимущественно, электропоездов метро.
Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является применяемая сегодня опора-кронштейн контактного рельса, описанная в учебнике «Строительство метрополитенов» 1987 г., источник информации - сайт www.metro.ru (распечатка прилагается). Данный кронштейн подвески контактного рельса выполнен в виде дугообразной детали из швеллера 10, к верхней части которой приварен узел крепления контактного рельса (коробка или камера), в которой находятся прижимы-изоляторы для закрепления контактного рельса, на нижнем прямом участке дугообразной детали расположены отверстия для закрепления и регулирования кронштейна на шпале.
Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения, являются следующие - кронштейн подвески контактного рельса выполнен в виде дугообразной детали, в верхней части которой закреплены прижимы-изоляторы для крепления контактного рельса, на нижнем прямом участке дугообразной детали расположены отверстия для закрепления и регулирования кронштейна на шпале.
Данный известный кронштейн выполняется из металлического швеллера, поэтому обладает большим весом, подвержен коррозии, а также является электропроводящей деталью, что не может в полной мере предотвратить возможность нахождения ее под напряжением. Кроме того, данная конструкция является конструктивно достаточно сложной (наличие приварной коробки, в т.ч. затрудняющей контроль состояния изоляции).
Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача упрощения и облегчения конструкции, повышения ее надежности и долговечности, обеспечения ее электробезопасности.
Для решения данной технической задачи в кронштейне подвески контактного рельса, выполненном в виде дугообразной детали, в верхней части которой закреплены прижимы-изоляторы для крепления контактного рельса, а на нижнем прямом участке кронштейна расположены отверстия для закрепления и регулирования кронштейна на шпале, дугообразная деталь и прижимы-изоляторы выполнены из электроизоляционного стеклопластика, например, методом горячего компрессионного прессования, прижимы-изоляторы закреплены на дугообразной детали непосредственно с помощью болтового соединения. Дополнительно, для повышения срока службы и износостойкости, дугообразная деталь и прижимы-изоляторы имеют трекинг-эрозионностойкое покрытие.
Отличительными признаками предлагаемого технического решения от известного являются следующие - дугообразная деталь и прижимы-изоляторы выполнены из электроизоляционного стеклопластика, прижимы-изоляторы закреплены на дугообразной детали непосредственно с помощью болтового соединения. Дополнительно, дугообразная деталь и прижимы-изоляторы имеют трекинг-эрозионностойкое покрытие.
Благодаря наличию данных отличительных признаков (в совокупности с известными из прототипа) достигается следующий технический результат - получена максимально легкая и простая конструкция, обладающая высокими эксплуатационными и электроизолирующими характеристиками.
Предложенная полезная модель может найти применение в конструкции кронштейнов для подвески токопроводящих рельсов, предназначенных для электроснабжения железнодорожного транспорта, использующего контактные рельсы.
Полезная модель поясняется рисунком, на котором изображены виды сбоку и сверху на кронштейн подвески контактного рельса.
Изображенный на рисунке кронштейн подвески контактного рельса выполнен в виде дугообразной детали 1, в верхней части которой закреплены прижимы-изоляторы 2 для крепления контактного рельса 3, а на нижнем прямом участке дугообразной детали 1 расположены овальные отверстия 4 для закрепления и регулирования кронштейна на шпале, дугообразная деталь 1 и прижимы-изоляторы 2 выполнены из электроизоляционного стеклопластика, имеют трекинг-эрозионностойкое покрытие, прижимы-изоляторы 2 закреплены на дугообразной детали 1 непосредственно с помощью болтового соединения 5. Для регулировки усилия прижима рельса прижимы-изоляторы 2 устанавливаются через прокладки 6.
Предлагаемый кронштейн тоннельный по габаритным размерам и функциональным характеристикам взаимозаменяем с серийным металлическим кронштейном, на который монтируются фарфоровые или композитные изолирующие скобы. Установка кронштейна может производиться как на прямом участке пути, так и на криволинейном.
Выше описанный кронштейн с контактным рельсом монтируется следующим образом. На бетонные или деревянные шпалы или полушпалки в соответствии с проектным положением устанавливают основную дугообразную деталь 1 и закрепляют ее путевыми шурупами или дюбелями. Для регулировки положения кронштейна поперек оси пути отверстия в детали 1 выполнены овальными, а для регулировки по высоте между деталью 1 и прижимом 2 могут устанавливаться регулировочные прокладки 6. Затем с помощью кранового оборудования вывешивается контактный рельс 3, выставляется в расчетное положение по высоте и дистанции, с нижней стороны дугообразной детали 1 заводятся стеклопластиковые прижимы-изоляторы 2 и закрепляются болтами с гайками 5. При затяжке болтового соединения 5 выясняется необходимость и величина для установки регулировочных прокладок 6. Для удобства пользования прокладки имеют сквозные пазы под болты, выходящие до края прокладок, что позволяет устанавливать и подбирать толщину прокладок не разбирая болтовое соединение. После подбора прокладок производится окончательная затяжка болтового соединения 5 ключом с тарированным моментом.
Установка группы кронштейнов в тоннеле производиться в соответствии с действующей «Инструкцией по текущему содержанию пути и контактного рельса метрополитенов».
При необходимости кронштейн новой конструкции можно передвигать по контактному рельсу без демонтажа нижних прижимов. Для этого ослабляют затяжку болтов с гайками 5, снимают крепления кронштейна 1 к шпалам и передвигают кронштейн в нужное положение. Данная процедура возможна при установке новых кронштейнов взамен металлических на уже смонтированный в тоннеле контактный рельс при ремонтных работах.
Изготовление кронштейна 1 производиться следующим образом. Подготавливается препрег на основе тканых стеклонаполнителей и негорючего связующего на специальных пропиточных установках типа УПСТ - 1000 и др. Далее необходимо раскроить препрег на полосы соответствующие развертке кронштейна. Раскрой производят либо по шаблонам, либо по специальным рамкам, изготовленным по контуру развертки. Комплектуют пакет из полос препрега в порядке укладки его на форму. Количество слоев в пакете определяется в зависимости от толщины монослоя препрега и общей толщины кронштейна определяемой расчетом. Наносят на поверхность формы кистью антиадгезионную смазку.
Набирают пакет полос в форму, при наборе обеспечивают поочередное прижатие полос к стенкам формы. При наборе полосы прикатывают роликом или прижимают руками в перчатках друг к другу для предотвращения пузырей и складок.
Сборка формы и установка прижимов проводится в соответствии с конструкторской документацией на форму. Выдерживают форму с набранным пакетом полос в печи при расчетной температуре необходимое количество часов. После остывания формы, извлекают изделие.
Далее производят механическую обработку заготовки кронштейна в соответствии с требованиями конструкторской документацией на изделие. Производиться обрезка припуска, удаление облоя, сверловка отверстий и т.д. Разметка под обрезку производится по шаблонам, сверловка отверстий - по кондукторным втулкам приспособления для сверловки. После выполнения всех механических обработок, кронштейн покрывается защитными составами и наносится трекинг-эрозионностойкое покрытие. Далее кронштейн проходит приемосдаточный контроль на соответствие требованиям конструкторской и технологической документации. Аналогичным образом производиться изготовление нижних прижимов 2.
1. Кронштейн подвески контактного рельса, выполненный в виде дугообразной детали, в верхней части которой закреплены прижимы-изоляторы для крепления контактного рельса, а на нижнем прямом участке дугообразной детали расположены отверстия для закрепления и регулирования кронштейна на шпале, отличающийся тем, что дугообразная деталь и прижимы-изоляторы выполнены из электроизоляционного стеклопластика, прижимы-изоляторы закреплены на дугообразной детали непосредственно с помощью болтового соединения.
2. Кронштейн по п.1, отличающийся тем, что дугообразная деталь и прижимы-изоляторы имеют трекинг-эрозионностойкое покрытие.