Соединитель рельсовый

 

Полезная модель относится к электротехнике, в частности к электропроводящим материалам, применяемым при изготовлении электрических, преимущественно сильноточных контактных подвижных соединений. Технический результат заявляемой электропроводящей смазки в повышении надежности работы соединителя, уменьшении износа шейки рельсов. Указанный заявляемым соединителем рельсовым стыковым пружинным, который содержит токопроводящую пластину и пружинный элемент, установленный на стороне пластины, обращенной к рельсовой накладке, на стороне пластины, обращенной к стыкуемым рельсам, выполнены электроконтактные элементы, при этом электроконтактные элементы имеют сферическую форму с радиусом сферы 20-40 мм и сформированы деформацией части пластины, на поверхность контактных элементов, подвергнутых термической обработке, нанесено композиционное покрытие, обладающее повышенной износостойкостью, коррозионной стойкостью и электропроводностью, на контактную поверхность элементов дополнительно нанесена электропроводная защитная смазка, при этом пластина выполнена из стали, имеет коробчатую форму, а пружинный элемент выполнен из рессорной стали и в своей центральной части имеет упор, вершина которого направлена в сторону накладки, на токопроводящей пластине выполнен ответный упор, позволяющий самоцентрироваться пружинному элементу на токопроводящей пластине и дополнительно снабжен устройством для удержания и подачи смазки, установленным в месте контактов соединителя с шейкой рельса.

Полезная модель относится к элементам рельсовых цепей, используется для соединения стыков рельс железнодорожного пути с автономной или электрической тягой при передаче по рельсовому пути управляющих электрических сигналов и электрического тягового тока.

Известен соединитель рельсовый шаберно-пружинный, содержащий тоководную пластину и пружинный элемент, установленный на ней со стороны, обращенной к рельсовой накладке, на стороне пластины, обращенной к стыкуемым рельсам, установлены шабрирующие электроконтактные элементы, выполненные из металлокерамики, пластина между элементами снабжена дополнительным материалом, в частности медью, в виде слоя и/или второй пластины, обладающим пониженным электрическим сопротивлением, а металлокерамический материал элементов содержит медь (П. РФ 33126).

Недостатком известного устройства является его недостаточная надежность. Указанный недостаток возникает за счет шаберных электроконтактных элементов, которые имеют шабрирующие режущие лезвия.

В процессе работы устройства эти режущие элементы вдавливаются в материал шейки рельсов. Шабрирующее действие элементов проявляется при температурных деформациях и их вибрации при прохождении подвижного состава. За время работы устройства происходит изнашивание материала рельса в зоне контакта с шаберами, что и обуславливает снижение надежности работы соединителя.

Еще одним недостатком известного соединителя является высокое переходное электросопротивление, что приводит к повышенным потерям электроэнергии, обусловленным межконтактным схватыванием (свариванием).

Указанный недостаток устраняется заявляемым соединителем рельсовым стыковым пружинным, который содержит токопроводящую пластину и пружинный элемент, установленный на стороне пластины, обращенной к рельсовой накладке, на стороне пластины, обращенной к стыкуемым рельсам, выполнены электроконтактные элементы, при этом электроконтактные элементы имеют сферическую форму с радиусом сферы 20-40 мм и сформированы деформацией части пластины, на поверхность контактных элементов, подвергнутых термической обработке, нанесено композиционное покрытие, обладающее повышенной износостойкостью, коррозионной стойкостью и электропроводностью, на контактную поверхность элементов дополнительно нанесена электропроводная защитная смазка, при этом пластина выполнена из стали, имеет коробчатую форму, а пружинный элемент выполнен из рессорной стали и в своей центральной части имеет упор, вершина которого направлена в сторону накладки, на токопроводящей пластине выполнен ответный упор, позволяющий самоцентрироваться пружинному элементу на токопроводящей пластине и дополнительно снабжен устройством для удержания и подачи смазки, установленным в местах контакта соединителя с шейкой рельса.

На фиг.1 один показана конструкция заявляемого соединителя. Устройство соединителя следующее. Токопроводящая пластина 1 своими опорными поверхностями базируется на рельсовых болтах (не показаны) и располагается между рельсовой накладкой (не показана) и шейками рельсов. На стороне пластины, обращенной к рельсам, сформированы сферические электроконтактные элементы 3. С обратной (обращенной к рельсовой накладке) стороны установлен пружинный элемент 2. Электроконтактные элементы 3 имеют сферическую форму с радиусом сферы 20-40 мм. Заявляемый диапазон радиуса позволяет минимизировать износ шейки рельса в контактных местах. Сферическая форма электроконтактных элементов обеспечивает плотный контакт токопроводящей пластины с шейками рельсов, исключает процесс изнашивания материала шейки рельса. На подвергнутую термической обработке (например, закалке) поверхность контактных элементов нанесено композиционное покрытие с высокой износостойкостью и электропроводностью. Такая обработка контактных поверхностей повышает твердость токопроводящей пластины, увеличивает срок службы соединителя. Дополнительно нанесенная на термообработанную поверхность электропроводная защитная смазка (например, «Суперконт») снижает электросопротивление контакта соединителя с рельсом. Выполнение накладной пластины коробчатой формы обеспечивает равномерную нагрузку на пружинный элемент. Все вместе перечисленные признаки обеспечивают повышение надежности работы соединителя, а выполнение токопроводящей пластины и пружинного элемента из относительно дешевой стали обеспечивает достижение дополнительного положительного результата - снижение себестоимости изготовления соединителя.

В местах контактов соединителя с шейкой рельсов установлено устройство для удержания и подачи смазки 4, например, в виде кольца из пористого материала.

Соединитель СРСП работает следующим образом. После его монтажа в рельсовый стык электроконтактные элементы взаимодействуют с шейками соседних стыкуемых рельсов. Вибрации в рельсовом стыке от подвижного состава и тепловые деформации рельсов достаточны для удаления электроконтактными элементами с шейки рельса ржавчины и образующихся окислов. Электрическая рельсовая цепь с одного рельса на другой замыкается через электроконтактные элементы и токопроводящую пластину.

Установленное в месте контактов шейки рельса с электроконтактными элементами устройство для удержания и подачи смазки, подает и удерживает смазку, тем самым устраняет процесс изнашивания рельсов, обеспечивает более плотный контакт соединителя с рельсом.

Соединитель рельсовый стыковой пружинный, содержащий токопроводящую пластину и пружинный элемент, установленный на стороне пластины, обращенной к рельсовой накладке, на стороне пластины, обращенной к стыкуемым рельсам, выполнены электроконтактные элементы, при этом электроконтактные элементы имеют сферическую форму с радиусом сферы 20-40 мм и сформированы деформацией части пластины, на поверхность контактных элементов, подвергнутых термической обработке, нанесено композиционное покрытие, обладающее повышенной износостойкостью, коррозионной стойкостью и электропроводностью, на контактную поверхность элементов дополнительно нанесена электропроводная защитная смазка, при этом пластина выполнена из стали, имеет коробчатую форму, а пружинный элемент выполнен из рессорной стали и в своей центральной части имеет упор, вершина которого направлена в сторону накладки, на токопроводящей пластине выполнен ответный упор, позволяющий самоцентрироваться пружинному элементу на токопроводящей пластине и дополнительно снабжен устройством для удержания и подачи смазки, установленным в местах контакта соединителя с шейкой рельса.



 

Наверх