Малотоннажное рыбоморозильное судно для ловли кильки

 

Полезная модель относится к рыбопромысловому флоту и предназначена для лова кильки на свет в Каспийском море. Оно содержит корпус с надстройкой и рубкой, промысловую лебедку, главный двигатель, жилое помещение, рыбный трюм, источники света и орудия лова. Судно дополнительно снабжено рыбоморозильным аппаратом, установленном в отсеке между грузовыми трюмами, холодильными установками, расположенными в подпалубных помещениях, а кормовая часть судна выполнена с откидным фальшбортом и оснащена качающейся дугой, и для грузовых операций на средней палубе судна установлен кран-манипулятор. На судне в качестве главной силовой установки использован автомобильный двигатель ЯМЗ 238, а рыболовный комплекс судна включает подводную видеокамеру и монитор. 1 нез.п. ф-ы, 2 зав.п. ф-ы, Илл.2.

Полезная модель относится к области судостроения, преимущественно малотоннажных судов для лова кильки на свет, ее заморозки и транспортировки в порт.

На Каспии, ввиду старения, ежегодно сокращается рыболовный флот, предназначенный для лова кильки на свет. Работа крупных судов (типа «Волга», СРТМ, «Каспий», «Моряна», «Каспрыба» и др.) в связи с сокращением улова и возрастания цены на топливо становится нерентабельной.

Известны рыболовные суда типа PC И МРС. Основными существенными недостатками данного типа судов являются:

- отсутствие рыбоморозильных установок;

- из-за недостаточно низкой температуры воздуха в трюме нельзя долго хранить рыбу;

- невысокая автономность (7 суток);

- малая площадь промысловой палубы;

- не эффективный рыболовный комплекс.

Известно также малотоннажное рыболовное судно проекта 01340РС, завод-изготовитель «Астраханская судостроительная верфь» (см. «Сборник предложений Российских производителей на поставку судов и судового оборудования для флота рыбной промышленности», Гипрорыбфлот, Санкт-Петербург, 1998 г. стр.27), содержащее: корпус, надстройку с рубкой, рыбный трюм, машинное отделение с дизелем мощностью 315 л.с., дизель-генератором, две грузовые стрелы с лебедками, источники света, килечный подхват и другое оборудование.

Известное судно имеет следующие недостатки:

- отсутствует рыбоморозильная установка и холодильные машины для замораживания и охлаждения рыбы в трюмах;

- температура воздуха в трюмах не позволяет долго хранить рыбу;

- невысокая автономность (7 суток);

- недостаточная мощность электростанции для питания морозильной и холодильной установки;

- малые размеры промысловой палубы.

- отсутствие кормовой промысловой палубы;

- отсутствие эффективного промыслового комплекса.

Главной задачей решаемой полезной моделью является повышение эксплуатационных свойств судна и снижение его стоимости.

Указанная задача решается в полезной модели за счет дополнительного снабжения судна рыбоморозильным аппаратом, расположенным в отсеке между грузовыми трюмами, двумя холодильными машинами, расположенными в подпалубных помещениях, выполнения кормовой части судна с откидным фальшбортом, и расположения на средней части палубы судна крана-манипулятора для спуска и подъема грузов, а также в кормовой части промысловой палубы установлена грузовая качающаяся дуга для спуска и подъема килечного подхвата.

Кроме того, поставленная задача решается в полезной модели за счет использования в качестве главного двигателя судна серийно выпускаемого автомобильного двигателя ЯМ3-238, а так же снабжения рыболовного комплекса судна подводной видеокамерой и монитором.

Ни из патентно-технической литературы, ни из практики судостроения неизвестно о малотоннажных рыболовных судах аналогичных заявляемой конструкции (с присущим ему новыми существенными признаками).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что заявляемое техническое решение обладает критерием новизны.

Предлагаемая конструкция судна удостоена золотой медали на выставке «РЫБПРОМЭКСПО-2008».

Из приведенного описания правомерен вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «промышленная применимость».

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, где

- на фиг.1 показан общий вид судна (с боку);

- на фиг.2 показан вид судна сверху.

Судно состоит из корпуса 1 с надстройками жилыми и др. помещениями 2, рулевой и штурманской рубок 3, машинного отделения 4 с установленным в нем дизелем типа ЯМЗ, охлаждаемых трюмов с холодильными машинами 5 и 6, рыбоморозильного отсека с морозильным аппаратом 7, грузовой качающейся дуги 8, установленной в кормовой части промысловой палубы, высокоскоростной промысловой лебедки 9, грузового крана-манипулятора 10, приемного бункера-водоотделителя 11, мачты 12, винта гребного 13, пера руля 14 и кормовой промысловой палубы 15.

Работа судна заключается в следующем. Судно в порту загружается всем необходимым (орудия лова, тара, топливо, вода, продукты питания и т.п.). После этого оно следует в район лова. С помощью эхолота и по другим признакам осуществляется поиск рыбы. В это же время готовят к лову необходимое оборудование (холодильное, промысловое, источники света и т.п.). Найдя скопление рыб, судно встает на якоря и готовит промысловый комплекс к работе. Вечером включают наружные источники света (луны). Качающаяся грузовая дуга с конусным подхватом отклоняется до упора в корму. Подхват вместе с источником света и подводной видеокамерой опускается на необходимую глубину (при помощи промысловой лебедки). В воду опускают и включают вспомогательные подводные источники света (манилки); После накопления рыб в зоне влияния подхвата вспомогательные лампы выключают и вся рыба переходит в зону действия лампы подхвата. С помощью скоростной лебедки выбирают шкентель подхвата до подъема орудия лова над водой. Затем грузовую дугу (с помощью гидропривода) переводят в крайнее переднее положение над палубой и вместе с ней перемещается подхват с рыбой. Кутец подхвата поднимают манипулятором и перемещают к водоотделителю, затем раскрывают кутец, рыбу выливают в водоотделитель, где она отделяется от воды. На время открывают задвижку на водоотделителе, и часть рыбы по лотку направляется к люку бункера накопителя, который расположен под палубой в морозильном отделении. Затем рыбу укладывают в противни и закладывают в скороморозильный плиточный аппарат. Через определенное время противни с мороженой рыбой выгружают, рыбные брикеты укладывают в картонные короба и подают через открываемый люк в любой из двух трюмов. Короба укладывают в трюме судна, охлажденном до -20°С. Затем замораживают следующие 4 т рыбы и процесс повторяется. При уменьшении уловов ищут новое скопление рыб, судно перемещается на другое место и лов продолжается.

С помощью подводной видеокамеры и монитора ведут наблюдение за поведением рыб и тюленей, их концентрацией, глубиной расположения и течением. Таким образом, изменением глубины и времени управляют ловом.

По окончании лова (когда все трюмы заполнены рыбой или, когда база, на которую сдавали рыбу, ушла в порт) судно следует к месту выгрузки улова, где выгрузка производится с помощью грузового манипулятора.

По расчетам экономистов судно окупится за 3-4 года.

Другие технико-экономические преимущества заявляемого в качестве полезной модели судна состоят в следующем:

- меньшее водоизмещение и осадка, что снижает его относительную стоимость и облегчает причаливание к берегу;

- сокращение расхода топлива на 30% из-за уменьшения мощности используемого двигателя;

- быстрое замораживание до 4 тонн рыбы в сутки (до -15°С);

- за счет охлаждения трюмов до -20°С сохраняется высокое качество рыбы в течение трех месяцев;

- реализуется новый способ лова кильки килечным подхватом с кормы судна, что увеличивает его остойчивость;

- кормовой фальшборт выполнен откидным;

- величина площадь промысловой палубы, что облегчает работу рыбакам.

1. Малотоннажное рыбоморозильное судно для лова кильки, содержащее корпус с палубой, жилое помещение, рубку, силовую установку, дизель-генератор, рыбный трюм, источники света и килечный подхват, промысловую лебедку, гребной винт, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено рыбоморозильным аппаратом, установленном в отсеке между грузовыми трюмами, холодильными установками, расположенными в подпалубных помещениях, кормовая часть судна выполнена с откидным фальшбортом, а для грузовых операций на средней палубе судна установлен кран-манипулятор, при этом для спуска и подъема килечного подхвата в кормовой части промысловой палубы смонтирована грузовая качающаяся дуга.

2. Малотоннажное рыбоморозильное судно по п.1, отличающееся тем, что в качестве главного использован автомобильный двигатель ЯМЗ 238.

3. Малотоннажное рыбоморозильное судно по п.1, отличающееся тем, что рыболовный комплекс судна снабжен подводной видеокамерой и монитором.



 

Похожие патенты:

Грузовой кран-манипулятор электрический с автоматизированной системой управления для перевозки и перемещения контейнера с радиоактивными отходами относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к мостовым кранам с захватом и может быть использован конкретно для перемещения контейнеров с радиоактивными отходами атомной станции.

Техническим результатом является выполнение плавучести в виде обтекаемого вертикального крыла, позволяющего одновременно решить задачу уменьшения нагрузки, создаваемой на трос прочным корпусом с расположенной в нем аппаратурой, и стабилизировать положение первичных датчиков относительно горизонтального течения [1]
Наверх