Замок ремня безопасности транспортного средства

 

Полезная модель относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств, в частности к устройству замка ремня безопасности, предназначенного для защиты водителя и пассажиров в экстремальных ситуациях. Замок ремня безопасности транспортного средства содержит две взаимозамыкаемые отъемную и приемную части, где отъемная часть содержит язык 3 с отверстием 4 на вставляемом конце, а приемная часть содержит П-образную обойму 5 с боковыми стенками 14 и отогнутыми в передней зоне двумя симметричными и обращенными друг к другу участками, фиксатор 7 для блокирования защелки 6, имеющий возможность под действием кнопки размыкания 11 перемещаться в продолговатых отверстиях боковых стенок 14 обоймы 5, пружину 8 для оказания давления на фиксатор 7, выталкиватель 9, снабженный пружиной 10, защелку 6, установленную в обойме 5 и содержащую основание 20, выполненное в виде пластины, боковые стенки 23, выполненные симметричными и практически параллельными друг другу и контактирующие задними участками с фиксатором 7 в разомкнутом положении замка, зуб 21, предназначенный для размещения в отверстии 4 языка 3 и в отверстии 18 основания обоймы 5, лобную часть 22, связывающую зуб 21 с передней частью основания 20 защелки 6 и содержащую скругленным по радиусу участок, причем лобная часть 22 с зубом 21 образуют Г-образный профиль защелки 6, а в задней части защелки выполнены боковые лапки 17, установленные в фигурных прорезях боковых стенок 14 обоймы 5. Новым является то, что ширина S лобной части 22 превышает ширину S1 зуба 21 защелки 6, а задние участки боковых стенок 23 защелки расположены в плоскости Z-Z, пересекающей

плоскость Х-Х передней части основания 20 защелки 6 под тупым углом . Технический результат заключается в улучшении технологии изготовления замка ремня безопасности, в повышение надежности замка ремня безопасности. 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

Полезная модель относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств, в частности к устройству замка ремня безопасности, предназначенного для защиты водителя и пассажиров в экстремальных ситуациях.

Из уровня техники известны замки ремня безопасности транспортного средства, принятые в качестве аналогов: RU №24346, кл. А44В 11/00, B60R 22/30; RU №24773, кл. А44В 11/00, B60R 22/30; RU №27455, кл. А44В 11/00. В качестве ближайшего аналога принят замок ремня безопасности, описанный в свидетельстве на полезную модель RU 15841 (кл. А44В 11/00, B60R 22/30, публ. 2000.11.20) и включающий в себя две взаимозамыкаемые отъемную и приемную части, где приемная часть содержит П-образную обойму, в передней зоне которой выполнены два симметрично отогнутых и обращенных друг к другу участка боковых стенок обоймы. В обойму вмонтирована защелка, выполненная из листового металла и содержащая основание, передняя часть которого выполнена уплощенной, а задняя часть выполнена ступенеобразно приподнятой относительно упомянутой передней части. Защелка содержит: зуб, предназначенный для размещения в отверстии языка отъемной части и в отверстии основания обоймы; лобную часть, скругленную по радиусу продольном сечении защелки и связывающую основание защелки с зубом, причем ширина лобной части соответствует ширине зуба; выступающие вбок симметричные боковые лапки, выполненные в виде прямоугольной трапеции и установленные в фигурных прорезях боковых стенок обоймы. Упомянутые зуб, лобная часть и передняя часть основания

защелки образуют Г-образный профиль. В передней части защелки имеются отогнутые симметричные боковые стенки, расположенные практически параллельно друг другу и перпендикулярно плоскости передней части основания защелки. Боковые стенки защелки содержат ступенеобразную выемку, в которой может располагаться фиксатор, предназначенный для блокирования защелки. Под действием кнопки размыкания фиксатор имеет возможность перемещаться в продолговатых отверстиях боковых стенок обоймы. Пружина, оказывающая давление на фиксатор, установлена в продолговатых отверстиях боковых стенок обоймы и представляет собой симметрично изогнутую пластину. Для выталкивания языка из приемной части в конструкции замка предусмотрен подпружиненный выталкиватель. К недостаткам вышеописанной конструкции можно отнести относительные сложности изготовления замка, вызванные возможностью появления микротрещин в зубе и боковых стенках защелки. При повышенных нагрузках на замок микротрещины могут привести к деформации защелки, что снижает надежность замка ремня безопасности.

Технический результат, который достигается полезной моделью, заключается в улучшении технологии изготовления замка ремня безопасности, в повышение надежности замка ремня безопасности.

Технический результат достигается тем, что замок ремня безопасности транспортного средства содержит две взаимозамыкаемые отъемную и приемную части, где отъемная часть содержит язык с отверстием на вставляемом конце, а приемная часть содержит П-образную обойму с боковыми стенками и отогнутыми в передней зоне двумя симметричными и обращенными друг к другу участками, фиксатор для блокирования защелки, имеющий возможность под

действием кнопки размыкания перемещаться в продолговатых отверстиях боковых стенок обоймы, пружину для оказания давления на фиксатор, выталкиватель, снабженный пружиной, защелку, установленную в обойме и содержащую основание, выполненное в виде пластины, боковые стенки, выполненные симметричными и практически параллельными друг другу и контактирующие задними участками с фиксатором в разомкнутом положении замка, зуб, предназначенный для размещения в отверстии языка и в отверстии основания обоймы, лобную часть, связывающую зуб с передней частью основания защелки и содержащую скругленный по радиусу участок, причем лобная часть с зубом образуют Г-образный профиль защелки, а в задней части защелки выполнены боковые лапки, установленные в фигурных прорезях боковых стенок обоймы, ширина S лобной части превышает ширину S1 зуба защелки, а задние участки боковых стенок защелки расположены в плоскости Z-Z, пересекающей плоскость Х-Х передней части основания защелки под тупым углом .

Величина угла составляет 95÷105°.

Боковые стенки защелки могут быть выполнены трапециевидной формы.

В основании защелки может быть выполнено центральное отверстие с замкнутым контуром, передний участок которого расположен в плоскости W-W, пересекающей боковые стенки защелки, а задний участок упомянутого контура и передние кромки боковых лапок защелки расположены в одной плоскости Y-Y.

Задние угловые участки боковых стенок защелки могут быть выполнены скругленными по радиусу.

Боковые лапки защелки могут быть выполнены прямоугольной или трапециевидной формы.

Сущность технического решения поясняется фигурами.

Фиг.1 - изображена взрыв-схема замка ремня безопасности транспортного средства.

Фиг.2 - изображен в продольном сечении замок в разомкнутом положении.

Фиг.3 - изображен в продольном сечении замок в замкнутом положении.

Фиг.4 - изображена обойма.

Фиг.5 - вид А на обойму согласно фигуре 4.

Фиг.6 - общий вид защелки.

Фиг.7 - вид В на защелку согласно фигуре 6.

Фиг.8 - вид С на защелку согласно фигуре 6.

Фиг.9 - вид D на защелку согласно фигуре 6.

Фиг.10 - изображена пружина фиксатора.

Замок ремня безопасности содержит две взаимозамыкаемые отъемную 1 и приемную 2 части. Отъемная часть 1 содержит язык 3 с отверстием 4 на вставляемом конце. Приемная часть 2 содержит обойму 5, внутри которой установлена защелка 6, фиксатор 7, пружину 8, выталкиватель 9, пружину 10, кнопку размыкания 11 (см. фигуры 1-3).

Обойма 5 (см. фигуры 4, 5) выполнена П-образной формы и содержит основание 12, в передней зоне которого сформированы два симметричных Г-образно изогнутых участка 13, обращенных друг к другу таким образом, что между ними имеется свободный промежуток; две практически симметричные и параллельные друг другу боковые стенки 14, в которых выполнены продолговатые отверстия 15 для установки пружины 8 и фиксатора 7. В задней зоне боковых стенок 14 выполнены фигурные прорези 16 для установки боковых лапок 17 защелки 6. Каждая фигурная прорезь 16 образована пазом 16а с боковым отводом 16b, ограниченным участком 14а боковой стенки 14.

В основании 12 обоймы 5 выполнены вытянутое вдоль продольной оси N основания 12 отверстие 18 и выступ 19 для установки пружины 10 выталкивателя 9.

Защелка 6 (см. фигуру 6) выполнена из листового металла и содержит основание 20, выполненное в виде изогнутой пластины с передней частью 20а, расположенной в плоскости Х-Х, и задней частью 20b, выполненной ступенеобразно приподнятой относительно передней части 20а (см. фигуру 7). Защелка 6 содержит: зуб 21, предназначенный для размещения в отверстии 4 языка 3 и в отверстии 18 основания 12 обоймы 5 в замкнутом положении замка; лобную часть 22, связывающую зуб 21 с передней частью 20а основания 20 защелки 6 и содержащую участок 22а, выполненный в продольном сечении защелки 6 скругленным по радиусу, при этом ширина S лобной части 22 превышает ширину S1 зуба 21, т.е. S>S1 (см. фигуры 8, 9). Передняя часть защелки 6 имеет Г-образный профиль, образованный, по крайней мере, зубом 21 и лобной частью 22. В конкретном примере Г-образный профиль защелки 6 образован передней частью 20а основания 20, лобной частью 22 и зубом 21.

В передней части защелки 6 имеются отогнутые боковые стенки 23, выполненные симметричными и расположенные практически параллельно друг другу и практически перпендикулярно плоскости Х-Х основания 20. Каждая боковая стенка 23 защелки 6 содержит: передний участок 24, расположенный со стороны лобной части 22; верхний участок 25, на который оказывает давление фиксатор 7 в замкнутом положении замка; задний участок 26, выполненный наклонным и контактирующий с фиксатором 7 в разомкнутом положении замка; задний угловой участок 27, являющийся зоной перехода верхнего участка 25 в задний участок 26. Задние участки 26 боковых стенок 23 защелки 6 расположены в плоскости Z-Z,

пересекающей плоскость Х-Х передней части 20а основания 20 и продольную ось L основания 20 защелки 6 под тупым углом , величина которого составляет 95÷105°. В конкретном примере исполнения боковые стенки 23 выполнены в виде трапеции, в частности прямоугольной, величина угла составляет приблизительно 100°, а задние угловые участки 27 выполнены скругленными по радиусу.

В задней части защелки 6 выполнены ранее упомянутые выступающие в противоположные стороны симметричные боковые лапки 17, расположенные в фигурных прорезях 16 боковых стенок 14 обоймы 5. Боковые лапки 17 выполнены в виде продолжения вбок задней части 20b основания 20 защелки 6 и ограничены передней 17а, боковой 17b и задней 17 с кромками. Боковые лапки 17 могут быть выполнены прямоугольной (см. фигуру 9) или трапециевидной (на фигурах не изображено) формы.

В основании 20 защелки 6 выполнено сквозное и вытянутое вдоль продольной оси L основания 20 центральное отверстие 28, имеющее замкнутый контур, образованный передним 29, боковыми 30 и задним 31 участками, при этом передний участок 29 расположен в плоскости W-W, пересекающей боковые стенки 23 защелки 6, а задний участок 31 и передние кромки 17а боковых лапок 17 расположены в одной плоскости Y-Y.

В основании 12 обоймы 5 вмонтирован выталкиватель 9, снабженный винтовой пружиной 10 и содержащий симметрично выступающие участки 32, выполненные с возможностью давления на основание 20 защелки 6. Пружина 10 размещена в отверстии 18 основания 12 обоймы 5, при этом один ее конец установлен на выступающем пальце 33 выталкивателя 9, а противоположный конец установлен на выступе 19 упомянутого основания 12. Пружина 10

имеет возможность сжиматься, а выталкиватель 9 имеет возможность перемещаться вдоль продольной оси N основания 12 обоймы 5.

Фиксатор 7, предназначенный для блокирования защелки 6 в замкнутом положении замка, установлен в продолговатых отверстиях 15 боковых стенок 14 обоймы 5 и подпружинен пружиной 8. Под действием кнопки размыкания 11 фиксатор 7 имеет возможность перемещаться в продолговатых отверстиях 15 боковых стенок 14 вдоль продольной оси N и практически параллельно основанию 12 обоймы 5.

Пружина 8 (см. фигуру 10), оказывающая давление на фиксатор 7, представляет собой симметрично изогнутую из листового металла пластину и содержит центральную часть 34, переходящую в симметрично изогнутые боковые участки 35 и фланец 36, выполненный в виде продолжения центральной части 34. Пружина 8 размещена в продолговатых отверстиях 15 боковых стенок 14 обоймы 5 таким образом, что опирается на образующие упомянутые продолговатые отверстия 15 задние участки 37, при этом фланец 36 направлен к защитному корпусу 38, а боковые участки 35 контактируют с фиксатором 7, в частности оказывают на него давление в направлении F.

Пружина 8 может быть выполнена в виде винтовой пружины (на фигурах не изображено), установленной на вертикальной ножке Т-образного элемента (на фигурах не изображено), при этом горизонтальная часть упомянутого Т-образного элемента охватывает фиксатор 7. Вертикальная ножка Т-образного элемента может быть установлена в опорном элементе, представляющим собой, например, дополнительный отгиб (на фигурах не изображено) защелки 6, или U -образно изогнутую деталь (на фигурах не изображено), или элемент с Г-образным выступом (на фигурах не изображено).

Вся приемная часть 2 замка размещена в ранее упомянутом защитном корпусе 38, выполненном, преимущественно, из пластмассы в виде цельного элемента. Защитный корпус 38 может быть выполнен из двух разъемных жестко соединенных элементов. Приемная часть 2 замка может крепиться к основанию сиденья и/или кузову посредством тяги 39.

Вышеописанный замок действует следующим образом.

В замкнутом положении замка (см. фигуру 3) зуб 21 защелки 6 располагается одновременно в отверстии 4 языка 3 и в отверстии 18 основания 12 обоймы 5, при этом фиксатор 7 под действием пружины 8 расположен в передней зоне продолговатых отверстий 15 и оказывает давление на верхние участки 25 боковых стенок 23 защелки 6, а боковые лапки 17 защелки 6 расположены в фигурных прорезях 16 и обращены передними кромками 17а к участкам 14а боковых стенок 14 обоймы 5.

Для размыкания находящегося в замкнутом положении замка необходимо нажать на головку кнопки размыкания 11, которая, перемещаясь вдоль продольной оси N основания 12 обоймы 5 в сторону расположения тяги 39, контактирует с фиксатором 7 и перемещает, преодолевая усилие пружины 8, упомянутый фиксатор 7 в продолговатых отверстиях 15 до тех пор, пока фиксатор 7 не продвинется настолько, чтобы прекратился его контакт с верхними участками 25 боковых стенок 23 защелки 6. Выталкиватель 9 под воздействием пружины 10 перемещается в направлении F и воздействует на защелку 6, которая меняет свое положение, и зуб 21 выходит из отверстий 4 и 18, соответственно языка 3 и основания 12 обоймы 5. Выталкиватель 9, продолжая свое перемещение в направлении F, выбрасывает язык 3 из приемной части 2 замка и располагается в верхней зоне обоймы 5.

В разомкнутом положении замка (см. фигуру 2) зуб 21 защелки 6 располагается вне отверстий 4 и 18, соответственно языка 3 и основания 12 обоймы 5, при этом фиксатор 7 под действием пружины 8 упирается в задние участки 26 боковых стенок 23 защелки 6.

В процессе замыкания замка язык 3 направляется в приемную часть 2 и оказывает давление на выталкиватель 9 при этом фиксатор 7 перемещается вдоль задних участков 26 боковых стенок 23 защелки 6, затем вдоль задних угловых участков 27 и заходит на верхние участки 25 упомянутых боковых стенок 23, а зуб 21 с силой направляется в отверстия 4 и 18, соответственно языка 3 и основания 12 обоймы 5.

Вышеописанная конструкция улучшает технологию изготовления и сборки замка, позволяет свести к минимуму возможность появления микротрещин в защелке 6, например, в зубе 21 и в боковых стенках 23, что повышает надежность замка ремня безопасности.

1. Замок ремня безопасности транспортного средства, содержащий две взаимозамыкаемые отъемную и приемную части, где отъемная часть содержит язык с отверстием на вставляемом конце, а приемная часть содержит П-образную обойму с боковыми стенками и отогнутыми в передней зоне двумя симметричными и обращенными друг к другу участками, фиксатор для блокирования защелки, имеющий возможность под действием кнопки размыкания перемещаться в продолговатых отверстиях боковых стенок обоймы, пружину для оказания давления на фиксатор, выталкиватель, снабженный пружиной, защелку, установленную в обойме и содержащую основание, выполненное в виде пластины, боковые стенки, выполненные симметричными и практически параллельными друг другу и контактирующие задними участками с фиксатором в разомкнутом положении замка, зуб, предназначенный для размещения в отверстии языка и в отверстии основания обоймы, лобную часть, связывающую зуб с передней частью основания защелки и содержащую скругленный по радиусу участок, причем лобная часть с зубом образуют Г-образный профиль защелки, а в задней части защелки выполнены боковые лапки, установленные в фигурных прорезях боковых стенок обоймы, отличающийся тем, что ширина S лобной части превышает ширину S1 зуба защелки, а задние участки боковых стенок защелки расположены в плоскости Z-Z, пересекающей плоскость Х-Х передней части основания защелки под тупым углом .

2. Замок ремня безопасности по п.1, отличающийся тем, что величина угла составляет 95÷105°.

3. Замок ремня безопасности по п.1, отличающийся тем, что боковые стенки защелки выполнены трапециевидной формы.

4. Замок ремня безопасности по п.1, отличающийся тем, что в основании защелки выполнено центральное отверстие с замкнутым контуром, передний участок которого расположен в плоскости W-W, пересекающей боковые стенки защелки, а задний участок упомянутого контура и передние кромки боковых лапок защелки расположены в одной плоскости Y-Y.

5. Замок ремня безопасности по п.1 или 3, отличающийся тем, что задние угловые участки боковых стенок защелки выполнены скругленными по радиусу.

6. Замок ремня безопасности по п.1 или 4, отличающийся тем, что боковые лапки защелки выполнены прямоугольной или трапециевидной формы.



 

Наверх