Топливный бак летательного аппарата

 

Полезная модель относится к конструкции топливных баков преимущественно беспилотных летательных аппаратов и может быть использовано в баках, длительно хранящихся в заправленном состоянии. Предлагаемым устройством решается задача уменьшения затрат времени на изготовление топливных баков и на проведение регламентных работ для оценки состояния эластичной емкости или ее замены, при необходимости. Для решения поставленной задачи топливный бак летательного аппарата содержит эластичную компенсационную емкость, снабженную дренажной горловиной и размещенную в полости бака внутри перфорированного контейнера, прикрепленного к элементам конструкции бака, при этом бак снабжен люком для монтажа эластичной компенсационной емкости, содержащим съемную крышку, а в стенке перфорированного контейнера напротив люка выполнено монтажное окно, при этом съемная крышка выполнена из двух скрепленных между собой частей, верхней, герметизирующей люк, и нижней, закрывающей проем монтажного окна контейнера, в верхней части крышки посредством разъемного соединения закреплена дренажная горловина, а в нижней части выполнено отверстие для ее выхода.

Полезная модель относится к конструкции топливных баков (ТБ) преимущественно беспилотных летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в ТБ длительно хранящихся в заправленном состоянии.

Известен топливный бак летательного аппарата с эластичной емкостью, патент РФ на полезную модель №69490, принятый за прототип.

Известный ТБ ЛА содержит эластичную компенсационную емкость, снабженную дренажной горловиной и размещенную в полости бака внутри перфорированного контейнера, прикрепленного к элементам конструкции внутренней полости бака; в контейнере выполнено окно для выхода дренажной горловины, которая прикреплена к стенке бака разъемным соединением, включающим посадочное гнездо, прикрепленное верхней частью к стенке бака, бак снабжен люком для монтажа эластичной компенсационной емкости, содержащим съемную крышку, а в стенке перфорированного контейнера напротив люка выполнено монтажное окно со съемной крышкой, закрепленной на крышке монтажного люка бака.

Существенными признаками предлагаемого ТБ ЛА, совпадающими с признаками прототипа являются следующие: топливный бак летательного аппарата содержит эластичную компенсационную емкость, снабженную дренажной горловиной и размещенную в полости бака внутри перфорированного контейнера, прикрепленного к элементам конструкции бака и содержащего отверстие для выхода дренажной горловины, которая закреплена на баке разъемным соединением, включающим посадочное гнездо, закрепленное на баке, при этом бак содержит люк для монтажа эластичной компенсационной емкости, снабженный съемной крышкой, а в стенке перфорированного контейнера напротив люка выполнено монтажное окно, при этом съемная

крышка выполнена из двух скрепленных между собой частей, верхней, герметизирующей люк, и нижней, закрывающей проем монтажного окна контейнера.

Известный ТБ ЛА обеспечивает возможность замены эластичной компенсационной емкости после завершения ее срока службы. Однако, раздельное расположение на баке разъемного соединения дренажной горловины со стенкой бака и монтажного люка затрудняет демонтаж и последующий монтаж эластичной компенсационной емкости и, соответственно, увеличивает трудоемкость и затраты времени для выполнения монтажных работ. Для демонтажа эластичной компенсационной емкости демонтируется разъемное соединение крепления горловины к стенке бака, демонтируется крышка монтажного люка, после чего через монтажный люк рукой монтажника "вслепую" горловина втягивается в отверстие контейнера и его полость, и только после этого эластичная компенсационная емкость с дренажной горловиной через монтажное окно контейнера и люк бака может быть демонтирована из полости бака. Монтаж эластичной компенсационной емкости производится в обратном порядке и поэтому не менее трудоемок и продолжителен.

Предлагаемым устройством решается задача уменьшения затрат времени на изготовление ТБ и на проведение регламентных работ для оценки состояния эластичной емкости или ее замены, при необходимости.

Для решения поставленной задачи предлагается топливный бак летательного аппарата, характеризующийся тем, что содержит эластичную компенсационную емкость, снабженную дренажной горловиной и размещенную в полости бака внутри перфорированного контейнера, прикрепленного к элементам конструкции бака, при этом бак снабжен люком для монтажа эластичной компенсационной емкости, содержащим съемную крышку, а в стенке перфорированного контейнера напротив люка выполнено монтажное окно, при этом съемная крышка выполнена из двух скрепленных между собой частей, верхней, герметизирующей люк, и нижней, закрывающей проем монтажного окна контейнера, в верхней части

крышки посредством разъемного соединения закреплена дренажная горловина, а в нижней части выполнено отверстие для ее выхода.

Отличительными признаками предлагаемого ТБ ЛА являются крепление дренажной горловины в верхней части крышки люка бака, а также выполнение в нижней части крышки люка бака отверстия для выхода дренажной горловины.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными упрощается монтаж и демонтаж эластичной компенсационной емкости, уменьшается трудоемкость и время выполнения монтажных работ, следовательно, уменьшаются трудоемкость и время при изготовлении ТБ и при проведении регламентных работ. Дополнительно, уменьшается вероятность повреждения материала эластичной компенсационной емкости при выполнении монтажных работ.

Предлагаемый ТБ ЛА иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-3.

На фиг.1 представлен продольный вид ТБ в разрезе.

На фиг.2 представлен поперечный вид ТБ в разрезе (сечение А-А, фиг.1).

На фиг.3 представлены элементы крепления дренажной горловины к посадочном гнезду разъемного соединения (место В, фиг.2).

Представленный на фиг.1-3 топливный бак 1 содержит эластичную компенсационную емкость 2, снабженную дренажной горловиной 3 и размещенную в полости бака 1 внутри перфорированного контейнера 4, прикрепленного кронштейнами - верхними 5 и нижними 6 к элементам конструкции бака 1 - рамам 7 и профилям 8, соответственно. Дренажная горловина 3 сообщена дренажным каналом 9 с окружающей средой. Бак 1 снабжен люком 10 (фиг.2) для монтажа эластичной компенсационной емкости 2, содержащим съемную крышку 11. В стенке перфорированного контейнера 4 напротив люка 10 выполнено монтажное окно 12, при этом съемная крышка 11 выполнена из двух частей - верхней 13 и нижней 14,

скрепленных между собой проставками 15. Верхняя часть 13 герметизирует люк 10, а нижняя часть 14, закрывает проем монтажного окна 12 контейнера 4, при этом в нижней части 14 выполнено окно 16 для выхода дренажной горловины 3. Съемная крышка 11 закреплена на люке 10 винтами 17 через герметизирующую прокладку 18. В верхней части 13 крышки 11 закреплена дренажная горловина 3 посредством разъемного соединения, которое содержит посадочное гнездо 19, гайку 20, резьбовое соединение 21 (фиг.3) и прокладку 22. Резьбовое соединение 21 включает резьбовую поверхность 23, выполненную на наружной поверхности верхней части 24 горловины 3 и ответную резьбовую поверхность 25, выполненную на внутренней поверхности гайки 20. Посадочное гнездо 19 горловины 3 выполнено в виде погруженного в полость бака 1 стакана 26, прикрепленного к верхней части 13 крышки 11 (фиг.2). Дно 27 стакана 26 имеет осевое отверстие 28 (фиг.3) под верхнюю часть 24 с резьбовой поверхностью 23 горловины 3. Посадочная часть 29 дренажной горловины 3 расположена под ее верхней частью 24 и выполнена цилиндрической с диаметром наружной поверхности, превышающим диаметр отверстия 28, с образованием на торце посадочной части 29 кольцевого посадочного выступа 30 горловины 3. В посадочном гнезде 19 со стороны нижней поверхности дна 27 стакана 26 по его оси выполнен цилиндрический выступ 31, в полости 32 которого расположена посадочная часть 29 дренажной горловины 3. Резьбовая поверхность 23 верхней части 24 дренажной горловины 3 выступает во внутреннюю полость 33 стакана 26. Со стороны верхней части стакана 26 в полости 33 на резьбовую поверхность 23 навинчена и затянута гайка 20, при этом прокладка 22 расположена в полости 32 под дном 27 стакана 26 вокруг его отверстия 28 и зажата между нижней поверхностью дна 27, внутренней поверхностью цилиндрического выступа 31 посадочного гнезда 19 и кольцевым посадочным выступом 30 дренажной горловины 3, обеспечивая герметичное уплотнение разъемного соединения. В цилиндрическом выступе 31 (фиг.2) со стороны его нижнего торца выполнены продольные сквозные

пазы 34, а на посадочной части 29 горловины 3 соответственно пазам 34 закреплены штифты 35, фиксирующие от вращения горловину 3 при навинчивании и затягивании гайки 20 разъемного соединения. Глубина пазов 34 выполнена достаточной для обеспечения продольного хода штифтов 35 в зацеплении с пазами 34 при навинчивании и затяжке гайки 20. Вход в полость 33 стакана 26 снабжен съемной крышкой 36, наружная поверхность которой выполнена заподлицо с наружной поверхностью верхней части 13 крышки 11. Крышка 36 скреплена с внутренней поверхностью стакана 26 через уплотнительную прокладку 37 резьбовым соединением 38. В крышке 36 выполнено дренажное отверстие 39 и отверстия 40 под ключ для ее завинчивания и вывинчивания. Эластичный материал емкости 2 прижат к фланцу 41 горловины 3 через шайбу 42 гайкой 43.

Устройство работает следующим образом.

После завершения срока службы эластичной компенсационной емкости 2 и слива топлива из бака 1 демонтируется крышка 36 ключом (фиг.1), вставляемым в отверстия 40, и вывинчивается торцевым ключом гайка 20, разъединяя соединение дренажной горловины 3 с посадочным гнездом 19. Далее демонтируется крышка 11 люка 10 (фиг.2) путем вывинчивая винтов 17, освобождая проем люка 10 на поверхности бака 1 и расположенное под ним окно 12 в контейнере 4 благодаря креплению проставками 15 частей 14 и 13 люка 11. Через открытый люк 10 и монтажное окно 12 за горловину 3 эластичная компенсационная емкость 2 вынимается из полости контейнера 4 и заменяется новой эластичной компенсационной емкостью 2, монтаж которой осуществляется в обратной последовательности. Перед монтажом новой эластичной компенсационной емкости 2, при необходимости, может быть осуществлена замена герметизирующих прокладок 18, 38 и 22 (фиг.3). Благодаря предложенной конструкции топливного бака 1 с креплением дренажной горловины 3 на крышке 11 люка 10 после снятия крышки 11 и разъема соединения монтаж эластичной компенсационной емкости 2 в полость контейнера 4 или ее демонтаж в отличие от прототипа осуществляется без протаскивания горловины через полость контейнера 4, что ускоряет проведение

монтажа при изготовлении бака 1, а также при выполнении замены эластичной компенсационной емкости 2 в процессе выполнения регламентных работ. При этом уменьшается вероятность повреждения эластичного материала емкости 2 твердыми поверхностями горловины 3, а также исключаются и дополнительные складки эластичного материала, что способствует увеличению его срока службы. Дополнительно, при снятой крышке 11 обеспечивается свобода перемещения дренажной горловины 3 в проеме люка 10 и окна 12, что позволяет, используя перемещение дренажной горловины 3 при монтаже или демонтаже эластичной компенсационной емкости 2, ускорить расправление материала в полости контейнера или избежать образования дополнительных складок эластичного материала при демонтаже, а также быстрее расправить эластичный материал при образовании складок, что также уменьшает время выполнения работ при изготовлении ТБ 1 или выполнении на ЛА регламентных работ. После установки новой эластичной компенсационной емкости 2 срок службы ТБ 1 продлевается. Нижняя часть 14 крышки 11 закрывает окно 12 негерметично, ее функция - поддерживать при эксплуатации ТБ 1 эластичный материал компенсационной емкости 2 от проваливания в окно 12 за пределы полости контейнера 4.

Штифты 35 исключают возможность вращения дренажной горловины 3 в посадочном гнезде 19 и скрепленного с ней эластичного материала компенсационной емкости 2 в полости контейнера 4, что уменьшает вероятность повреждения эластичного материала компенсационной емкости 2 при выполнении монтажных работ, а именно при закручивании или отвинчивании гайки 20.

Благодаря выполнению наружной поверхности крышки 36 заподлицо с наружной поверхностью верхней части 13 крышки 11 не ухудшаются аэродинамические характеристики ЛА, когда наружная поверхность крышки 11 обтекается воздушным потоком.

Топливный бак летательного аппарата, характеризующийся тем, что содержит эластичную компенсационную емкость, снабженную дренажной горловиной и размещенную в полости бака внутри перфорированного контейнера, прикрепленного к элементам конструкции бака, при этом бак снабжен люком для монтажа эластичной компенсационной емкости, содержащим съемную крышку, а в стенке перфорированного контейнера напротив люка выполнено монтажное окно, при этом съемная крышка выполнена из двух скрепленных между собой частей, верхней, герметизирующей люк, и нижней, закрывающей проем монтажного окна контейнера, в верхней части крышки посредством разъемного соединения закреплена дренажная горловина, а в нижней части выполнено отверстие для ее выхода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства, а именно к установке конструкций окон и дверей

Гнутые пластиковые окна из профиля пвх относятся к строительной индустрии, а именно - к мелкосерийному производству гнутых окон из стандартных прямых пластиковых профилей.

Взрывозащищенный светильник светодиодный относится к светотехнике, в частности к подвесным светильникам взрывозащищенным со светодиодным источником света, эксплуатируемым в промышленных помещениях и наружных установках, имеющих взрывоопасную среду по смесям газов, паров.
Наверх