Планетарная раздаточная коробка

 

Предложение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, колесно-гусеничных тягачах и транспортерах.

Планетарная раздаточная коробка направлена на достижение оптимизации распределения крутящего момента между ведущими мостами транспортного средства и исключения возможности возникновения циркуляции мощности в силовом приводе при движении транспортного средства в различных дорожных условиях, за счет регулирования величины кинематического рассогласования между ведущими мостами.

Планетарная раздаточная коробка содержит первичный вал 1 с шестерней, электромотор 2 с шестерней 3, межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент между валами привода переднего 4 и заднего 5 мостов и состоящий из двух планетарных механизмов I и II. Каждый планетарный механизм состоит из общей солнечной шестерни 6, сателлитов 7 и 8, эпициклических шестерен 9 и 10, водила 11 и 12.

Предложение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, колесно-гусеничных тягачах и транспортерах.

Известна раздаточная коробка (Автомобили КамАЗ 6×6. Руководство по эксплуатации. - М.: Воениздат, 2001. - с.92), состоящая из первичного вала, промежуточного вала, валов привода переднего и заднего мостов и межосевого дифференциала.

Указанное техническое решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату и принято за прототип. Однако недостатком данной раздаточной коробки является то, что она распределяет крутящий момент на ведущие мосты в соотношении 1:2 и не изменяет это соотношение в зависимости от условий движения транспортного средства, что ведет к нерациональному распределению крутящего момента и возникновению циркуляции мощности в силовом приводе.

Задачей предложения является достижение оптимизации распределения крутящего момента между ведущими мостами транспортного средства и исключения возможности возникновения циркуляции мощности в силовом приводе при движении транспортного средства в различных дорожных условиях, за счет регулирования величины кинематического рассогласования между ведущими мостами.

Решение поставленной задачи достигается тем, что планетарная раздаточная коробка, содержащая первичный вал, валы привода переднего и заднего мостов, межосевой дифференциал, снабжена межосевым дифференциалом, выполненным в виде двух планетарных механизмов с общей солнечной шестерней и общей шестерней привода эпициклических шестерен планетарных механизмов, приводимой в движение от электромотора.

Отличительными признаками от прототипа является то, что планетарная раздаточная коробка снабжена межосевым дифференциалом, выполненным в виде двух планетарных механизмов с общей солнечной шестерней и общей шестерней привода эпициклических шестерен планетарных механизмов, приводимой в движение от электромотора.

Анализ предлагаемого решения и прототипа позволяет сделать вывод о его соответствии условиям патентоспособности полезной модели.

На фиг.1 дана принципиальная схема предлагаемой планетарной раздаточной коробки.

Планетарная раздаточная коробка содержит первичный вал 1 с шестерней, электромотор 2 с шестерней 3, межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент между валами привода переднего 4 и заднего 5 мостов и состоящий из двух планетарных механизмов I и II. Каждый планетарный

механизм состоит из общей солнечной шестерни 6, сателлитов 7 и 8, эпициклических шестерен 9 и 10, водила 11 и 12.

Работает планетарная раздаточная коробка следующим образом. В случае движения транспортного средства с колесной формулой 4х4 по ровной твердой опорной поверхности, необходимо распределять крутящий момент между передним и задним мостами в соотношении 1:1. В этом случае электромотор 2 отключен (находится в свободном режиме) и не передает крутящий момент шестерне 3, которая фиксирует эпициклические шестерни 9, 10, удерживая их в неподвижном состоянии. Крутящий момент от первичного вала 1 и его шестерню передается через солнечную шестерню 6 на сателлиты 7, 8, которые, обкатываясь по неподвижным эпициклическим шестерням, соответственно 9, 10, увлекают свои водила 11, 12, передавая крутящий момент на ведущие валы привода переднего 4 и заднего 5 мостов.

В случае, например, уменьшения частоты вращения вала привода переднего моста 4 (колеса ведущих мостов транспортного средства проходят разный путь), уменьшится частота вращения водила 11, а сателлиты 7 начнут проворачивать эпициклическую шестерню 9. В результате шестерня 3 провернется, так как мотор 2 находится в свободном режиме, и провернет эпициклическую шестерню 10 в направлении обратном вращению эпициклической шестерни 9, но по ходу вращения водила 12, тем самым увеличивая ее частоту вращения, а следовательно, увеличится частота вращения вала привода заднего моста 5. Таким образом происходит дифференциальное распределение крутящего момента планетарной раздаточной коробкой.

В случае необходимости блокировки межосевого дифференциала, необходимо заблокировать мотор 2, таким образом, шестерня 3 заблокирует оба планетарных механизма I и II. Валы привода переднего 4 и заднего 5 мостов будут вращаться с равными частотами.

В случае принудительного перераспределения крутящего момента; необходимо включить мотор 2, для принудительного вращения шестерни 3, которая обеспечит вращение эпициклических шестерен 9, 10 в разные стороны, что приведет к разной частоте вращения водил 11, 12, а следовательно, и к разной частоте вращения валов привода переднего 4 и заднего 5 мостов.

Планетарная раздаточная коробка может применяться и на транспортных средствах с колесной формулой 6×6, 8×8 и т.д. Для этого необходимо задать закон работы электромотора 2, который бы задавал соответствующее кинематическое рассогласование, регулируемое в ходе работы планетарной раздаточной коробки автоматически в зависимости от дорожных условий движения транспортного средства.

Планетарная раздаточная коробка, содержащая первичный вал, валы привода переднего и заднего мостов, межосевой дифференциал, отличающаяся тем, что она снабжена межосевым дифференциалом, выполненным в виде двух планетарных механизмов с общей солнечной шестерней и общей шестерней привода эпициклических шестерен планетарных механизмов, приводимой в движение от электромотора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в дифференциальных приводах транспортных средств, выполненных с возможностью автоматической блокировки колес
Наверх