Дифференциал транспортного средства

 

Техническое решение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода ведущих колес транспортных средств. Целью предлагаемого технического решения является повышение эффективности работы дифференциала. Указанный технический результат достигается тем, что дифференциал транспортного средства, содержащий водило 1, в котором на осях 2 размещены сателлиты 3, вал 9 привода переднего моста, солнечную 4 и эпициклическую 5 шестерни, установленную посредством шлицевого соединения на валу 6 привода заднего моста и находящиеся в зацеплении с упомянутыми сателлитами 3, дополнительно оснащен двумя двухсторонними муфтами переключения 7, 10, связанными соответственно с ведущей шестерней дифференциала 8 и валом привода переднего моста 9. Оснащение дифференциала транспортного средства двумя двухсторонними муфтами переключения, связанными соответственно с ведущей шестерней дифференциала и валом привода переднего моста позволяет получить два передаточных отношения дифференциала, что обеспечит транспортному средству высокие эксплуатационные показатели при неравномерном распределения нагрузок между его ведущими колесами, и следовательно, повысит эффективность работы дифференциала.

Техническое решение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода ведущих колес транспортных средств.

Известен дифференциал транспортного средства, содержащий корпус, имеющий на внутренней поверхности профилированные канавки, два ряда роликов, помещенных в сепараторах, два цилиндрических кулака, имеющие на внутренней поверхности шлицы для связи с полуосями (см. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник для студентов вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". - М.: Машиностроение, 1989. С.155).

Недостатком данного дифференциала является низкая эффективность его работы, вследствие того, что при движении по криволинейной траектории и по неровностям дороги на колеса, проходящие больший путь, крутящий момент не передается.

Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является дифференциал транспортного средства, содержащий водило, в котором на осях размещены сателлиты, солнечную и эпициклическую шестерни, установленные посредством шлицевых соединений на валах привода соответственно переднего и заднего мостов и находящиеся в зацеплении с упомянутыми сателлитами, и механизм блокировки, имеющий шлицевую муфту, установленную на валу привода переднего моста и привод (см. Автомобили КамАЗ 6Х6. Руководство по эксплуатации. - М.: Машиностроение, 1987. С.).

Данный дифференциал позволяет передавать ко всем ведущим колесам транспортного средства крутящий момент при движении по криволинейной траектории и по неровностям дороги.

Недостатком данного дифференциала является низкая эффективность его работы, вследствие того, что он обеспечивает транспортному средству высокие эксплуатационные показатели только при условии равномерного распределения нагрузок между его ведущими колесами, что обусловлено постоянным передаточным отношением.

Целью предлагаемого технического решения является повышение эффективности работы дифференциала.

Указанный технический результат достигается тем, что дифференциал

транспортного средства, содержащий водило, в котором на осях размещены сателлиты, вал привода переднего моста, солнечную и эпициклическую шестерни, установленную посредством шлицевого соединения на валу привода заднего моста и находящиеся в зацеплении с упомянутыми сателлитами, дополнительно оснащен двумя двухсторонними муфтами переключения, связанными соответственно с ведущей шестерней дифференциала и валом привода переднего моста.

Оснащение дифференциала транспортного средства двумя двухсторонними муфтами переключения, связанными соответственно с ведущей шестерней дифференциала и валом привода переднего моста позволяет получить два передаточных отношения дифференциала, что обеспечит транспортному средству высокие эксплуатационные показатели при неравномерном распределения нагрузок между его ведущими колесами, и следовательно, повысит эффективность работы дифференциала.

Предлагаемое техническое решение поясняется схемами, на которых изображена работа дифференциала на различных режимах.

Дифференциал содержит водило 1 в котором на осях 2 расположены сателлиты 3, солнечную шестерню 4, эпициклическую шестерню 5, находящиеся в зацеплении с сателлитами 3. Шестерня 5 установлена на валу 6 привода заднего моста. Привод дифференциала осуществляется при помощи двухсторонней муфты 7, соединенной посредством шлицев с ведущей шестерней 8 раздаточной коробки. На вал 9 привода переднего моста крутящий момент передается через двухстороннюю муфту 10. Муфты 7, 10 соединены в осевом направлении между собой, имеют два фиксированных положения и общий привод.

Дифференциал работает следующим образом.

В первом положении (фиг.1) зубчатый венец муфты 7 входит в зацепление с зубчатым венцом водила 1, а муфта 10 соединена с солнечной шестерней 4. Крутящий момент передается от ведущей шестерни 8 на муфту 7, далее через зубчатый венец - на водило 1. С водила 1 момент через сателлиты 3 распределяется на солнечную шестерню 4 и эпициклическую шестерню 5. С зубчатого венца солнечной шестерни 4 момент передается на муфту 10 и далее на вал 9 привода переднего моста. От шестерни 5 крутящий момент передается на вал 6 привода заднего моста. Так как диаметр солнечной шестерни 4 в n раз меньше диаметра эпициклической шестерни 5, то на передний мост будет подводится крутящий момент в n раз меньший чем на заднюю тележку (передаточное отношение 1:n).

Во втором положении (фиг.2) зубчатый венец муфты 7 входит в зацепление с зубчатым венцом солнечной шестерни 4, а муфта 10 соединена с водилом 1. Крутящий момент передается от ведущей шестерни 8 на муфту 7, далее через зубчатый венец на солнечную шестерню 4. С солнечной шестерни 4 момент через сателлиты 3 распределяется на водило 1 и эпициклическую шестерню 5. С зубчатого венца водила 1 момент передается на муфту 10 и далее на вал 9 привода переднего моста. От шестерни 5 крутящий момент передается на вал 6 привода заднего мостов. Так как диаметр водила 1 в k раз меньше диаметра эпициклической шестерни 5, то на передний мост будет подводится крутящий момент в k раз меньший чем на заднюю тележку (передаточное отношение 1:k).

Блокировка дифференциала осуществляется при помощи муфты 10, которая в заблокированном положении соединяет между собой солнечную шестерню 4 и водило 5 (фиг.3).

Дифференциал транспортного средства, содержащий водило, в котором на осях размещены сателлиты, вал привода переднего моста, солнечную и эпициклическую шестерни, установленную посредством шлицевого соединения на валу привода заднего моста и находящиеся в зацеплении с упомянутыми сателлитами, отличающийся тем, что он дополнительно оснащен двумя двухсторонними муфтами переключения, связанными соответственно с ведущей шестерней дифференциала и валом привода переднего моста.



 

Наверх