Устройство для замера и фиксации параметров движения транспортного средства, а также контроля технического состояния и прогноза его изменения

 

Изобретение относится к транспортному оборудованию для обеспечения безопасности дорожного движения и предназначено для контроля параметров движения и технического состояния транспортного средства (ТС), и прогноза изменения этих параметров в предстоящий период использования, предупреждения возникновения аварийных ситуаций на дороге и обеспечения условий для объективного расследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В условиях высокого уровня автомобилизации общества важно найти способы и технические средства, которые, с одной стороны, стимулировали, а с другой - заставляли бы водителей соблюдать правила дорожного движения, кроме того, позволяли определять остаточный ресурс до неисправного состояния ТС.

Технический результат направлен на расширение функциональных возможностей за счет повышения объективной информации о транспортном средстве, реализацию возможности прогнозирования изменения технического состояния по контролируемым параметрам в планируемый период использования и реализацию возможности блокировки транспортного средства при возникновении предельных значений контролируемых параметров, способных повлечь аварии и отказы транспортного средства.

Технический результат достигается тем, что в устройство дополнительно введены блока датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС, блока датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании, блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, состоящий из подблока прогноза состояния ТС по контролируемому

параметру, подблока данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров, подблока значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру, а также наличие блока индикации данных и прогноза, зуммера, блока блокировки ТС, а также связи между ними.

Изобретение относится к транспортному оборудованию для обеспечения безопасности дорожного движения и предназначено для контроля параметров движения и технического состояния транспортного средства (ТС), и прогноза изменения этих параметров в предстоящий период использования, предупреждения возникновения аварийных ситуаций на дороге и обеспечения условий для объективного расследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В условиях высокого уровня автомобилизации общества важно найти способы и технические средства, которые, с одной стороны, стимулировали, а с другой - заставляли бы водителей соблюдать правила дорожного движения, кроме того, позволяли определять остаточный ресурс до неисправного состояния ТС.

Известно устройство контроля технического состояния объекта диагностики по остаточному ресурсу (Патент RU №2279703, МПК G 23/02, 2006 г.), содержащее объект контроля, включающий функциональные элементы объекта контроля, соединенные последовательно, датчики допускового контроля, соединенные с выходами функциональных элементов объекта контроля, выходы датчиков допускового контроля соединены с входами блока регистров и входами блока элементов ИЛИ, выход которого соединен с входом запуска генератора изменяющегося напряжения, единичным входом триггера и управляющими входами датчиков допускового контроля, выходы блока регистров соединены с входами цифроаналогового преобразователя и дешифратора, выход которого соединен с входом первого блока регистрации отказавших элементов, предназначенного для индикации номера отказавшего

блока, и является первым выходом устройства, выход цифроаналогового преобразователя соединен с входом установки начального значения выходного напряжения генератора изменяющегося напряжения и входом первого устройства сравнения, выход которого соединен с входом счетчика и первым входом второго элемента ИЛИ, выход датчика времени соединен с информационным входом электронного ключа, выход генератора изменяющегося напряжения соединен с входом второго устройства сравнения, выход которого соединен с другим входом второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с нулевым входом триггера, выход триггера соединен с управляющим входом электронного ключа, выход которого соединен со счетным входом счетчика, выход которого соединен с входом блока регистрации остаточного ресурса; второй блок регистрации отказавших элементов, блок расчета надежности устройства с учетом остаточного ресурса, предназначенный для формирования информации о номере прогнозируемого следующего отказавшего блока и значения уровня надежности всего устройства, блок принятия решения по выбору отказавшего элемента, предназначенный для определения номера следующего отказавшего элемента, и блок ранжирования отказов по остаточному ресурсу, вход которого подключен к выходу блока регистрации остаточного ресурса, выход которого подключен к блоку принятия решения по выбору отказавшего элемента, выход которого подключен к входу блока расчета надежности устройства с учетом остаточного ресурса, выход которого подключен к входу второго блока регистрации отказавших элементов, являющийся вторым выходом устройства, другой вход блока элементов ИЛИ, входы сброса блока регистров и счетчика являются входом сброса устройства.

Недостатком данного устройства является его низкая универсальность и ограниченность возможностей. Конструкцией не предусмотрена возможность контроля и сохранения параметров движения перед аварией (например, ДТП) и в момент ее совершения для определения объективных причин и правильности действия водителя. Прогнозирование остаточного ресурса производится

только при отказе одного функционального элемента (описание к патенту RU №2279703 страница 5, 35) объекта контроля, что подтверждает ограниченность предложенного технического решения.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по функциональным возможностям, является (патент RU №2219584, МПК G 07 С 5/08, 2003 г.) устройство для замера и фиксации параметров движения и состояния транспортного средства, а также фиксации окружающей обстановки, содержащее датчик состояния световой сигнализации, датчик состояния тормозной системы, аналого-цифровой преобразователь (АЦП), блок управления, таймер и блок памяти, датчик скорости, блок съема визуальной информации, блок съема акустической информации, блок предварительной обработки сигналов датчиков, блок предварительной обработки аналоговых сигналов, блок предварительной обработки цифровой информации, блок передачи информации по радиоканалу, при этом выходы блоков съема визуальной и акустической информации подключены, соответственно, к первому и второму входам блока предварительной обработки аналоговых сигналов, выходы датчиков скорости, состояния световой сигнализации и состояния тормозной системы подключены, соответственно, к первому, второму и третьему входам блока предварительной обработки сигналов датчиков, выход которого подключен к третьему входу блока предварительной обработки аналоговых сигналов, выход которого подключен к первому входу АЦП, выход которого подключен к первому входу блока предварительной обработки цифровой информации, выход которого подключен ко второму входу блока памяти, первый выход блока управления подключен к четвертому входу блока предварительной обработки сигналов датчиков, второй выход блока управления подключен к четвертому входу блока предварительной обработки аналоговых сигналов, третий выход блока управления подключен ко второму входу АЦП, четвертый выход блока управления подключен ко второму входу блока предварительной обработки цифровой информации, пятый выход блока управления подключен к первому входу блока памяти, первый выход

которого подключен ко входу устройства считывания информации, шестой выход блока управления подключен ко входу таймера, выход которого подключен ко входу блока управления, седьмой выход блока управления подключен к первому входу блока передачи информации по радиоканалу, а второй вход этого блока соединен со вторым выходом блока памяти.

Как известно из уровня техники, применение эффективного контроля должно не только констатировать техническое состояние изделия (простой контроль) и устанавливать причины возникновения отказового состояния (диагностический контроль), но и предсказывать будущее состояние изделия, с тем, чтобы предупреждать возникновение отказов (прогнозирующий контроль).

Недостатком описанного устройства является ограниченность фиксируемых параметров, отсутствие возможности контроля всех параметров, характеризующих технические состояния транспортного средства и, также, отсутствием возможности прогнозирования изменения технического состояния транспортного средства по контролируемому параметру.

Причинами недостатков устройства-прототипа является то, что оно не реализует возможность блокировки ТС для предотвращения аварийных состояний (например, ДТП при предельном износе тормозных колодок). Устройство лишь может констатировать причины после совершения ДТП. А проблема предотвращения аварийных ситуаций при движении ТС не решена данным устройством.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является расширение функциональных возможностей за счет повышения объективной информации о транспортном средстве, реализации возможности прогнозирования изменения технического состояния по контролируемым параметрам в планируемый период использования и реализации возможности блокировки ТС при возникновении предельных значений контролируемых параметров, способных повлечь аварии и отказы ТС.

Технический результат достигается тем, что в устройство для замера и фиксации параметров движения транспортного средства, а также контроля технического состояния и прогноза его изменения, содержащее датчик скорости, блок съема визуальной информации, блок съема акустической информации, блок предварительной обработки сигналов датчиков, блок предварительной обработки аналоговых сигналов, аналого-цифровой преобразователь, блок управления, таймер, блок памяти, блок предварительной обработки цифровой информации, блок передачи информации по радиоканалу и блок считывания информации, при этом выходы блоков съема визуальной и акустической информации подключены, соответственно, к первому и второму входам блока предварительной обработки аналоговых сигналов, выход датчика скорости подключен к первому входу блока предварительной обработки сигналов датчиков, выход которого подключен к третьему входу блока предварительной обработки аналоговых сигналов, выход которого подключен к первому входу аналого-цифрового преобразователя, первый выход которого подключен к первому входу блока предварительной обработки цифровой информации, выход которого подключен ко второму входу блока памяти, первый выход блока управления подключен к четвертому входу блока предварительной обработки сигналов датчиков, второй выход блока управления подключен к четвертому входу блока предварительной обработки аналоговых сигналов, третий выход блока управления подключен ко второму входу аналого-цифрового преобразователя, четвертый выход блока управления подключен ко второму входу блока предварительной обработки цифровой информации, пятый выход блока управления подключен к первому входу блока памяти, первый выход которого подключен к первому входу устройства считывания информации, шестой выход блока управления подключен ко второму входу блока передачи информации по радиоканалу, а первый вход этого блока соединен со вторым выходом блока памяти, девятый выход блока управления подключен ко входу таймера, выход которого подключен к третьему входу блока управления, дополнительно введены: блок датчиков

контроля параметров технического состояния двигателя ТС, блок датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании, блок памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, состоящий из подблока прогноза состояния ТС по контролируемому параметру, подблока данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров, подблока значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру, а также устройство содержит блок индикации данных и прогноза, зуммер, блок блокировки ТС, при этом выходы блоков датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС и датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании подключены соответственно ко второму и третьему входам блока предварительной обработки аналоговых сигналов, третий вход блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен ко второму выходу АЦП, а первый вход блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен к десятому выходу блока управления, второй выход блока индикации данных и прогноза подключен ко второму выходу блок памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, первый выход которого подключен ко второму входу блока управления, первый вход которого подключен к первому выходу блока индикации данных и прогноза, при этом седьмой и восьмой выходы блока управления подключены, соответственно, ко входам блока зуммера и блока блокировки ТС, также третий выход блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен ко второму входу блока передачи данных на ЭВМ.

Отличительными признаками являются наличие блока датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС, блока датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании, блока памяти для хранения значений параметров

технического состояния ТС и их анализа, состоящий из подблока прогноза состояния ТС по контролируемому параметру, подблока данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров, подблока значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру, а также наличие блока индикации данных и прогноза, зуммера, блока блокировки ТС, а также связи между ними.

На чертеже представлена блок схема устройства для замера и фиксации параметров движения ТС, а также контроля технического состояния и прогноза его изменения.

Предлагаемое устройство содержит:

1 - блок съема визуальной информации;

2 - блок съема акустической информации;

3 - датчик скорости;

4 - блок датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС;

5 - блок датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность транспортного средства при использовании;

6 - блок предварительной обработки сигналов датчиков;

7 - блок предварительной обработки аналоговых сигналов;

8 - аналого-цифровой преобразователь;

9 - блок управления;

10 - таймер;

11 - блок памяти для хранения значений параметров технического состояния транспортного средства и их анализа;

12 - подблок прогноза состояния ТС по контролируемому параметру;

13 - подблок данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров;

14 - подблок значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру;

15 - блок индикации данных и прогноза;

16 - блок предварительной обработки цифровой информации;

17 - блок памяти;

18 - блок считывания информации;

19 - блок передачи информации по радиоканалу;

20 - зуммер;

21 - блок блокировки транспортного средства.

Блок 1 съема визуальной информации в конкретном примере представляет собой стандартную телевизионную камеру с объективом 3,2 мм и углом захвата до 70 и разрешающей способностью 420 линий и электронной платой получения и формирования полного цветного телевизионного сигнала. Блок 2 съема акустической информации содержит микрофон и усилитель низкой частоты. Датчик скорости 3 представляет собой в конкретном примере счетчик числа оборотов вала спидометра с электрическим выходом. Блок 4 датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС, который представляет собой совокупность аналоговых датчиков. К ним относятся аналоговые датчики давления моторного масла в главной масляной магистрали двигателя ТС, аналоговые датчики температуры охлаждающей жидкости, частотные датчики по определению частоты вращения коленчатого вала двигателя, датчики, определяющие мгновенный расход топлива, и т.д. Блок 5 датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании также представляет собой совокупность датчиков. К ним относятся аналоговые датчики контроля износа тормозных колодок, давления и уровня тормозной жидкости или давления пневмоприводе тормозной системы ТС, датчики контроля величины люфта в рулевом управлении ТС, датчик контроля давления рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления ТС, датчики контроля световой сигнализации, датчики контроля давления воздуха в шинах и т.д. Блок 6 предварительной обработки сигналов датчиков обеспечивает выравнивание амплитуды этих сигналов. Блок 7 предварительной обработки аналоговых сигналов

от блоков 1 и 2 соответственно - съема визуальной информации и съема акустической информации, обеспечивает автоматическое регулируемое усиление этих сигналов и формирование их частотных характеристик сигналов в требуемых пределах. Блок управления 9 представляет собой процессор. Таймер 10 представляет собой программируемый кварцевый генератор. Блок памяти 11 предназначен для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа состоит из трех подблоков, подблока 12 прогноза состояния ТС по контролируемому параметру, подблока 13 данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров, подблока 14 значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру. В подблоке 12 прогноза состояния ТС по контролируемому параметру заложен алгоритм расчета остаточного ресурса по контролируемому параметру в зависимости от определенных переменных. Под переменными в данном случае понимается изменяющиеся значения статистических характеристик по контролируемым параметрам. К ним относятся среднестатистическое значение контролируемого параметра, среднеквадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации. Под алгоритмом расчета в данном случае понимается совокупность уравнений регрессии, заложенные в подблок 12 прогноза состояния по контролируемому параметру, по всем контролируемым параметрам, по которым возможен прогноз остаточного ресурса до предельного состояния в планируемый период эксплуатации. В подблоке 13 данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров хранятся заложенные для конкретного ТС вышеуказанные значения по всем контролируемым параметрам, причем и по тем, изменение которых спрогнозировать невозможно. В подблоке 14 значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру сохраняются все значения по контролируемым параметрам за последние, например, 100 часов работы ТС. Обновляются по принципу стековой памяти, то есть последние наиболее поздние значения вытесняются самыми «свежими». На основании этих данных, блок управления 9 производит соответствующие

расчеты статистических характеристик для подблока 12 прогноза состояния ТС по контролируемым параметрам. Блок 15 индикации данных и прогноза, представляет собой жидкокристаллический дисплей с кнопками управления выбора режимов. Первый режим работы блока индикации данных и прогноза 15 предназначен для мониторинга за эксплуатационными показателями ТС и индикации предельных (внезапных) состояний по контролируемым параметрам. В принципе, первый режим не отличается от известных режимов индикации бортовых компьютеров автомобилей семейства ВАЗ. Второй режим работы блока 15 индикации данных и прогноза заключается в выводе перечня параметров на жидкокристаллический дисплей, контролируемые на ТС и подвергающиеся прогнозу, и после выбора этого параметра производится ввод значения показателя, характеризующего предстоящий период эксплуатации ТС. К этим показателям можно отнести, например, планируемый пробег или суммарное количество оборотов коленчатого вала двигателя в предстоящий период. Также предусматривается возможность выбора «все параметры» и последующий ввод значения показателя, характеризующего предстоящий период эксплуатации транспортного средства. Введенное значение показателя сохраняется в подблоке 14 значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру и, одновременно с этим, блок 15 индикации данных и прогноза формирует команду для блока 9 управления для производства расчета остаточного ресурса по контролируемым параметрам. Блок 16 предварительной обработки цифровой информации представляет собой процессор, обеспечивающий сжатие цифровой информации, например, в стандарте MPEG-1. Блок 17 памяти предназначен для сохранения данных, поступаемых с блока 16 предварительной обработки цифровой информации в энергонезависимой памяти, например флэш-памяти. Блок 18 считывания информации представляет собой в данном примере микросхему для передачи данных интерфейсом USB 2.0 к подключаемой ЭВМ, соединенный разъемом с блоком памяти 17 и третьим выходом блока 11 памяти для хранения значений параметров технического

состояния ТС и их анализа. Устройство также снабжено блоком 19 передачи информации по радиоканалу, который представляет собой ультракоротковолновый передатчик. Блок 20 зуммера представляет собой устройство, предназначенное для подачи звука об опасности. Блок 21 блокировки ТС переставляет собой приспособление для останова двигателя, например, для дизельного автомобиля, реализуется в принудительном закрытии заслонки «горного тормоза» при поступлении управляющего сигнала от блока 9 управления. При этом выходы блоков 1,2 съема визуальной и акустической информации подключены, соответственно, к первому и второму входам блока 7 предварительной обработки аналоговых сигналов, выход датчика скорости 3 подключен к первому входу блока 6 предварительной обработки сигналов датчиков, выход которого подключен к третьему входу блока 7 предварительной обработки аналоговых сигналов, выход которого подключен к первому входу АЦП 8, первый выход которого подключен к первому входу блока 16 предварительной обработки цифровой информации, выход которого подключен ко второму входу блока памяти 17, первый выход блока управления 9 подключен к четвертому входу блока 6 предварительной обработки сигналов датчиков, второй выход блока управления 9 подключен к четвертому входу блока предварительной обработки аналоговых сигналов, третий выход блока управления 9 подключен ко второму входу АЦП 8, четвертый выход блока управления 9 подключен ко второму входу блока 16 предварительной обработки цифровой информации, пятый выход блока управления 9 подключен к первому входу блока памяти 17, первый выход которого подключен к первому входу устройства считывания информации 18, шестой выход блока управления 9 подключен ко второму входу блока 19 передачи информации по радиоканалу, первый вход которого соединен со вторым выходом блока памяти 17, девятый выход блока управления 9 подключен ко входу таймера 10, выход которого подключен к третьему входу блока управления 9, выходы блоков 4, 5 датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС и датчиков контроля параметров технического состояния,

характеризующих безопасность ТС при использовании подключены соответственно ко второму и третьему входам блока 6 предварительной обработки аналоговых сигналов, третий вход блока 11 памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен ко второму выходу АЦП 8, а первый вход блока 11 памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен к десятому выходу блока управления 9, второй выход блока 15 индикации данных и прогноза подключен ко второму выходу блок памяти 11 для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, первый выход которого подключен ко второму входу блока управления 9, первый вход которого подключен к первому выходу блока индикации данных и прогноза 15, при этом седьмой и восьмой выходы блока управления 9 подключены, соответственно, ко входам зуммера 20 и блока блокировки ТС 21, также третий выход блока 11 памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен ко второму входу блока 18 передачи данных на ЭВМ.

Устройство работает следующим образом - при выключенном зажигании устройство питается от аккумулятора. Устройство снабжено резервным источником питания, который обеспечивает хранение информации в блоке 17 памяти. При включении зажигания предлагаемое устройство переводится в активный режим работы. Сигналы, содержащие информацию о скорости и техническом состоянии ТС с датчика скорости 3, датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС 4, датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании 5, поступают в блок 6 предварительной обработки сигналов датчиков. В этом блоке они унифицируются по амплитуде и частоте и поступают в блок 7 предварительной обработки аналоговых сигналов, в который также поступают сигналы от блока 1 съема визуальной информации и от блока 2 съема акустической информации. В блоке 7 происходит окончательная обработка аналоговых сигналов: согласование уровней, автоматическая регулировка

усиления и т.д. Затем сигнал поступает в блок 8 АЦП, в котором происходит разветвление сигналов, таким образом, что на блок 16 предварительной обработки цифровой информации поступают сигналы от блоков 1 и 2 соответственно съема визуальной информации и съема акустической информации, а сигналы с датчика скорости 3, блока 4 датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС и блока 5 датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании после преобразования их в цифровой вид поступают на блок 11 памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа.

Для назначения устройства для замера и фиксации параметров движения ТС, а также контроля технического состояния и прогноза его изменения, не требуется особо высокое качество изображения и аудиосигнала (количество строк, точек, частотных характеристик т.д.). Это позволяет упростить блок 16 предварительной обработки цифровой информации, поступающей к нему с блока 8 АЦП, поскольку облегчается сжатие информации, осуществляемое в блоке 16 предварительной обработки цифровой информации, из которого информация поступает в блок 17 памяти. Емкость этого блока в 128 Мб позволяет осуществить запись в пределах до 10 минут, что, как правило, вполне достаточно для целей этого устройства. В конкретном примере видеозапись сформирована по кольцевому принципу (стековая память), то есть, последний кадр входит в блок 17 памяти и размещается на месте, которое занимал первый кадр; последний при этом теряется. Это позволяет иметь в блоке 17 памяти только текущую информацию за последние минуты.

Сигналы с датчика скорости 3, блока 4 датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС и блока 5 датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность ТС при использовании после преобразования в цифровой вид в блоке 8 АЦП, поступают на блок 11 памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, где они накапливаются в подблоке 14 значений параметров

технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру по принципу стековой памяти, как было описано выше, в объеме последних 100 часов работы ТС. Причем, по мере поступления сигналов в подблок 14 значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру происходит их сравнение с предельными и допустимыми значениями параметров, заложенными в подблоке 13 данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров. При превышении хотя бы одним параметром допустимого уровня на блок 15 индикации данных и прогноза выводится наименование этого параметра и его значение. Одновременно с этим, с блока 11 памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа поступает сформированный сигнал на блок управления 9, по факту поступления которого, блок управления 9 формирует команду на зуммер 20 и воспроизводится соответствующий звук. Продолжительность которого 10 секунд, после чего, если водитель не «сбросил ошибку» на блоке индикации данных и прогноза 15, в блоке управления 9 автоматически формируется сигнал, направляемый на блок 21 блокировки ТС. Происходит блокировка ТС. Дальнейшее движение ТС возможно после устранения неисправного состояния или «сброса ошибки». Причем, если ошибка будет сброшена водителем ТС, об этом производится запись в блоке 14 значений параметров технического состояния для прогноза по контролируемому параметру, и может использоваться должностными лицами при разборе аварийных ситуаций или отказов ТС.

В подблоке 12 прогноза состояния ТС по контролируемому параметру заложен алгоритм расчета остаточного ресурса по контролируемому параметру в зависимости от определенных переменных. Под переменными в данном случае понимается изменяющиеся значения статистических характеристик по контролируемым параметрам. К ним относятся среднестатистическое значение контролируемого параметра, среднеквадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации. Под алгоритмом расчета в данном случае понимается совокупность уравнений регрессии, заложенные в подблок

12 прогноза состояния ТС по контролируемому параметру, по всем контролируемым параметрам, по которым возможен прогноз остаточного ресурса до предельного состояния в планируемый период эксплуатации. В подблоке 13 данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров хранятся заложенные для конкретного ТС вышеуказанные значения по всем контролируемым параметрам, причем и по тем, изменение которых спрогнозировать невозможно. На основании этих данных, блок управления 9 производит соответствующие расчеты статистических характеристик для подблока 12 прогноза состояния ТС по контролируемому параметру. Блок 15 индикации данных и прогноза работает в двух режимах, так в первом он выводит на жидкокристаллический дисплей результаты мониторинга эксплуатационных показателей ТС и индикации предельных (внезапных) состояний по контролируемым параметрам. По требованию водителя ТС могут выводиться следующие эксплуатационные показатели: средний расход топлива на 100 километров пробега, остаток пути по топливу и т.д. Второй режим работы блока 15 индикации данных и прогноза заключается в выводе перечня параметров на жидкокристаллический дисплей, контролируемых на ТС и подвергающихся прогнозу, и после выбора параметра производится ввод значения показателя, характеризующего предстоящий период эксплуатации ТС. К этому показателю можно отнести, например, планируемый пробег ТС или суммарное количество оборотов коленчатого вала двигателя в предстоящий период использования. Также предусматривается возможность выбора -«все параметры» и последующий ввод значения показателя, характеризующего предстоящий период эксплуатации ТС. Введенное значение показателя сохраняется в подблоке 14 значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру и, одновременно с этим, блок 15 индикации данных и прогноза формирует команду для блока 9 управления для производства расчета остаточного ресурса по контролируемым параметрам. После чего блок 9 управления производит расчет остаточного ресурса по контролируемым параметрам используя уравнения регрессии, заложенные

в подблоке 12 прогноза состояния, также используя заложенные предельные, номинальные и допустимые значения параметров подблока 13 данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров, и используя статистические характеристики контролируемых параметров, сохраненных в подблоке 14 значений параметров технического состояния ТС, для прогноза по контролируемому параметру. По результатам расчетов информация о прогнозе изменения контролируемых параметрах сохраняется в подблоке 13 данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров в виде массива данных и выводится на блок 15 индикации данных и прогноза для информирования водителя. Вся информация, сохраненная в блоке 11 может, анализироваться должностными лицами при подключении устройства к ЭВМ, так как конструкцией устройства предусмотрено подключение блока памяти 11 для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа к блоку 18 считывания информации.

Блок 9 управления подает команды на блоки: 6 предварительной обработки сигналов датчиков, 7 - предварительной обработки аналоговых сигналов, 8 - АЦП, 11 - памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, 16 - предварительной обработки цифровой информации, 17 - памяти, 19 - передачи информации по радиоканалу, 20 - зуммер, 21 - блокировки ТС, а также на таймер 10. При этом осуществляется подстройка блока 6 предварительной обработки сигналов датчиков, на блок 7 предварительной обработки аналоговых сигналов подается сигнал, обеспечивающий установку режима ожидания, либо режима активной работы и регулировку усиления. В блок 8 АЦП с блока 9 управления поступает сигнал установки режима, а также сигнал от таймера 10. На блок 16 предварительной обработки цифровой информации с блока 9 управления подается сигнал управления обработкой цифровой информации, также команда, определяющая установку режима. Кроме того, в случае необходимости предусмотрена подача сигналов, обеспечивающих шифровку информации, поступающей в блок 16 предварительной обработки цифровой информации на блок 17 памяти.

С блока 9 управления поступают команды, разрешающие считывание содержащийся в блоке 17 памяти информацию, осуществляемое с помощью устройства 18 считывания информации, которая затем передается на ЭВМ. На блок 19 передачи информации по радиоканалу подается с блока 9 управления команда на передачу информации по радиоканалу.

При наступлении события (ДТП или иное происшествие) запись всех сигналов прекращают с помощью команды с блока 9 управления, например, вручную с помощью нажатия соответствующей кнопки на блоке 15 индикации данных и прогноза. В этом случае прекращается обновление информации в блоке 16 предварительной обработки цифровой информации, а устройство для замера и фиксации параметров движения ТС, а также контроля технического состояния и прогноза его изменения переходит в режим хранения информации независимо от того, включено зажигание двигателя ТС или нет. После считывания информации о произошедшем событии устройство (если оно сохранило работоспособность после аварии) может быть с помощью команды с блока 9 управления снова переведено в режим активной работы.

В случае весьма серьезной аварии, когда водитель не в состоянии перевести устройство в режим хранения информации, это происходит автоматически, поскольку при такой аварии двигатель глохнет и зажигание отключается.

Устройство позволяет полностью и всесторонне зафиксировать обстановку и характеристики ТС как в момент события, так и до него, кроме того, прогнозировать изменение контролируемых параметров в предстоящий период использования, обеспечить предотвращение внезапных отказов и более тяжелых последствий их возникновения, оценить компетентность действий водителя в различных ситуациях. Долговременное хранение информации и окончательная ее обработка осуществляются на ЭВМ.

Устройство для замера и фиксации параметров движения транспортного средства (ТС), а также контроля технического состояния и прогноза его изменения, содержащее датчик скорости, блок съема визуальной информации, блок съема акустической информации, блок предварительной обработки сигналов датчиков, блок предварительной обработки аналоговых сигналов, аналого-цифровой преобразователь, блок управления, таймер, блок памяти, блок предварительной обработки цифровой информации, блок передачи информации по радиоканалу и блок считывания информации, при этом выходы блоков съема визуальной и акустической информации подключены, соответственно, к первому и второму входам блока предварительной обработки аналоговых сигналов, выход датчика скорости подключен к первому входу блока предварительной обработки сигналов датчиков, выход которого подключен к третьему входу блока предварительной обработки аналоговых сигналов, выход которого подключен к первому входу аналого-цифрового преобразователя, первый выход которого подключен к первому входу блока предварительной обработки цифровой информации, выход которого подключен ко второму входу блока памяти, первый выход блока управления подключен к четвертому входу блока предварительной обработки сигналов датчиков, второй выход блока управления подключен к четвертому входу блока предварительной обработки аналоговых сигналов, третий выход блока управления подключен ко второму входу аналого-цифрового преобразователя, четвертый выход блока управления подключен ко второму входу блока предварительной обработки цифровой информации, пятый выход блока управления подключен к первому входу блока памяти, первый выход которого подключен к первому входу устройства считывания информации, шестой выход блока управления подключен ко второму входу блока передачи информации по радиоканалу, а первый вход этого блока соединен со вторым выходом блока памяти, девятый выход блока управления подключен ко входу таймера, выход которого подключен к третьему входу блока управления, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введены блок датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС, блок датчиков контроля параметров ТС, характеризующих безопасность ТС при использовании, блок памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, состоящий из подблока прогноза состояния ТС по контролируемому параметру, подблока данных о допустимых, номинальных и предельных значений параметров, подблока значений параметров технического состояния ТС для прогноза по контролируемому параметру, а также устройство содержит блок индикации данных и прогноза, зуммер, блок блокировки транспортного средства, при этом выходы блоков датчиков контроля параметров технического состояния двигателя ТС и датчиков контроля параметров технического состояния, характеризующих безопасность транспортного средства при использовании подключены соответственно ко второму и третьему входам блока предварительной обработки аналоговых сигналов, третий вход блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен ко второму выходу аналого-цифрового преобразователя, а первый вход блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен к десятому выходу блока управления, второй выход блока индикации данных и прогноза подключен ко второму выходу блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа, первый выход которого подключен ко второму входу блока управления, первый вход которого подключен к первому выходу блока индикации данных и прогноза, при этом седьмой и восьмой выходы блока управления подключены, соответственно, ко входам блока зуммера и блока блокировки ТС, также третий выход блока памяти для хранения значений параметров технического состояния ТС и их анализа подключен ко второму входу блока передачи данных на ЭВМ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в полевых условиях для определения характеристик прочности на сжатие образцов льда

Система использования и хранения генеалогической информации, содержащая подключенные к сети Интернет автоматизированные рабочие места пользователей с устройствами введения и отображения информации, связанные с ними, по меньшей мере, один центральный сервер хранения информации относительно пользователей сети и связей между ними, интегрированный в Интернет ресурс или веб-технологию со средствами авторизации пользователя, отличающаяся тем,что она дополнительно содержит, по меньшей мере, один сервер баз данных. Полезная модель относится к системам хранения информации.

Полезная модель относится к медицинской технике, а именно к устройствам для блокирования (разблокирования) объекта блокировки на основе оценки концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе
Наверх