Транспортное средство высокой проходимости "кержак"

 

Решение относится к транспортному машиностроению, в частности, к транспортно-технологическим средствам многоцелевого назначения на шинах сверхнизкого давления, предназначенных для эксплуатации в различных условиях, в том числе на грунтах с низкой несущей способностью. Предложено в транспортном средстве высокой проходимости на шинах сверхнизкого давления использовать передний и задний ведущие портальные мосты - с расположением балки моста выше оси колес, кожухи полуосей колесных редукторов соединить с балкой моста телескопически с возможностью изменения колеи машины, на всех колесах установить дисковые тормоза, а на валу привода заднего моста раздаточной коробки - центральный стояночный тормоз колодочного типа. Предложено также установить силовой агрегат ЗМЗ 406, передний ведущий мост трактора МТЗ 82, кабину и грузовую платформу ГАЗ 330273, увеличить ширину шин и использовать шины с рисунком протектора типа «расчлененная елка», заходящим на боковую поверхность. Предлагаемое транспортное средство высокой проходимости надежно, экологично, комфортабельно.

Решение относится к транспортному машиностроению, в частности, к транспортно-технологическим средствам многоцелевого назначения на шинах сверхнизкого давления, предназначенных для эксплуатации в различных условиях, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью.

Известно внедорожное транспортное средство - «Марш» с колесной формулой 4×4 на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления грузоподъемностью 400 кг фирмы «БРОНТО». Оно предназначено для перевозки пассажиров и грузов во всех климатических зонах по любым грунтам, заболоченным участкам, сыпучему песку, снежной целине, тундре без повреждения растительного покрова с преодолением вплавь небольших участков водных преград. Кузов установлен на раме УАЗ-469. На ней же размещены двигатель, коробка передач, раздаточная коробка. Высокая проходимость обеспечена конструкцией эластичных тонкостенных шин сверхнизкого давления, разработанных НПФ «ТРЭКОЛ» и обеспечивающих давление на грунт в пределах 0,3 кг/см2. Максимальная скорость движения 50 км/ч. (Реклама E-mail: bronto@attack.rn).

Известно также транспортное средство на шинах сверхнизкого давления «Лопасня-М», грузоподъемностью 650 кг, разработанное и изготовленное Московской ассоциацией «Арктиктранс». Особенностью конструкции транспортного средства является полноприводная трансмиссия, 3-х дверный закрытый несущий кузов из алюминиевых сплавов, независмая подвеска всех колес, эластичные шины диаметром 1300 мм и шириной 520 мм, с грунтозацепами которые снабжены камерой («Авторевю», №12, 2001 год, с.39). Недостатки известных решений:

- отсутствие грузовой платформы;

- наличие специально изготавливаемых деталей приводит к удорожанию машины из-за необходимости разработки новых технологий и оборудования, испытаний;

- протектор расположен только на опорной поверхности шин, что не всегда обеспечивает достаточное сцепление на грунтах с низкой несущей способностью.

Известен вездеход экологически надежный, разработанный фирмой «ТРЭКОЛ», характеризующийся трехосным колесным шасси с шинами сверхнизкого давления, с вагонной компоновкой кузова или с открытой грузовой платформой (см. патент РФ на промышленный образец №42101, МКПО 12-13, опубл. 16.02.96).

При всех положительных свойствах этой машины ее проходимость может быть повышена.

В качестве прототипа рассмотрен четырехколесный вездеход ТРЭКОЛ 39041, (см. Информационно-аналитическое издание автопромышленников России, «Автостандарт», №2, 2004 г, с.31).

Это транспортное средство высокой проходимости содержит раму с установленными на ней силовым агрегатом, раздаточной коробкой, с кабиной и грузовой платформой с подрессоренными передним и задним ведущими мостами и состоящими из балок, главных передач, дифференциалов, шестеренчатых цилиндрических колесных редукторов, передающих крутящий момент колесам на шинах сверхнизкого давления.

Балки переднего и заднего ведущих мостов расположены вдоль осей колес. Возможность изменения колеи машины отсутствует, хотя колея мостов расширена. Тормоза колодочные на всех колесах. Использована коробка передач от УАЗ или ГАЗ-33027, - кузов и кабина от УАЗ-469. Шины сверхнизкого давления (0,05-0,1 кг/см2) имеют диаметр D=1300 мм и ширину 1-1=600 мм. Рисунок протектора только на опорной поверхности шины.

При всех положительных свойствах этой машины ее характеристики могут быть улучшены.

Решаемая задача - повышение ходовых и эксплуатационных характеристик машины.

Технический результат - повышение проходимости, надежности и безопасности.

Этот технический результат достигается тем, что в транспортном средстве высокой проходимости, содержащем раму с установленными на ней силовым агрегатом, раздаточной коробкой, кабиной и грузовой платформой, передним и задним ведущими мостами, жестко закрепленными на раме и состоящими из балок, главных передач, дифференциалов, колесных редукторов, передающих крутящий момент колесам на шинах сверхнизкого давления, установлены

передний и задний ведущие мосты портального типа с расположением балки моста выше оси колес, кожухи полуосей колесных редукторов соединены с бплками моста телескопически с возможностью изменения колеи машины, при этом на всех колесах установлены дисковые тормоза, а на валу привода заднего моста раздаточной коробки - центральный стояночный тормоз колодочного типа;

установлен силовой агрегат ЗМЗ 406, передний ведущий мост трактора МТЗ-82, а также кабина и грузовая платформа автомобиля ГАЗ 330273;

шины сверхнизкого давления выполнены с соотношением D:H=1:(1,8-1,85), где D - наружный диаметр, Н - ширина шины;

установлены шины сверхнизкого давления с рисунком протектора, заходящим на их боковую поверхность.

Установка портальных мостов обеспечивает высокий дорожный просвет, что повышает проходимость. Этому же способствует возможность изменения колеи машины. Наличие дисковых тормозов повышает безопасность. Увеличение ширины шин на 15-20% по сравнению с прототипом и выполнение рисунка протектора не только на опорной поверхности, но и на боковой части шины, способствует увеличению сцепных качеств машины с

грунтами с низкой несущей способностью, особенно при поворотах, увеличению боковой жесткости шины, снижающей увод машины, приводя к оптимальной форме эпюры давления на грунт.

Использование унифицированных узлов снижает стоимость машины, а использование кабины и грузовой платформы автомобиля ГАЗ 330273, кроме того, делает машину более удобной.

Предлагаемой транспортное средство высокой проходимости приведено на чертежах:

на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - вид спереди.

Оно содержит раму 1, установленный на ней силовой агрегат 2, включающий двигатель, сцепление, коробку передач (на чертеже не показаны), а также раздаточную коробку 3, кабину 4, грузовую платформу 5, передний 6 и задний 7 ведущие мосты, которые жестко закреплены на раме 1 и состоят из балок 8 моста с главными передачами, дифференциалами, конических колесных редукторов 9. Колеса 10 на шинах сверхнизкого давления (рабочее давление 0,05-0,1 кг/см).

Передний 6 и задний 7 ведущие мосты портального типа установлены с расположением балок 8 моста выше оси 11 колеса 10. Кожухи 12 полуосей колесных редукторов 9 соединены с балками 8 мостов телескопически и фиксируются в балках 8 моста каждый двумя клиньями. Перемещение кожухов 12 колесных редукторов относительно балок 8 мостов осуществляется при помощи винтовых механизмов.

На всех колесах 10 установлены дисковые тормоза 13 с плавающим суппортом и двумя рабочими цилиндрами, а на валу привода заднего моста раздаточной коробки 3 - центральный стояночный тормоз 14 колодочного типа, позволяющий удерживать машину на значительном уклоне.

Установлен силовой агрегат 2 - ЗМЗ 406, передний ведущий мост 6 - трактора МТЗ-82, а кабина 4 и грузовая платформа 5 -автомобиля ГАЗ 330273.

Шины сверхнизкого давления колес 10 уширены, по сравнению с прототипом. Если диаметр колеса D 1300 мм, то ширина Н при их соотношении 1:(1,8-1,85) составляет 722-702 мм (600 мм - в прототипе). Рисунок протектора на шинах (например, типа «расчлененная елка») выполнен не только на опорной поверхности 15 шины, но и на боковой 16.

Транспортное средство высокой проходимости работает следующим образом.

При включении двигателя машина «мягко» движется по грунту, в том числе с низкой несущей способностью, практически не повреждая его поверхность. Большой дорожный просвет благодаря использованию портальных мостов 6, 7 позволяет легко преодолевать неровности и препятствия.

При необходимости изменение колеи машины осуществляют бесступенчато перемещением кожухов (корпусов верхних конических пар колесного редуктора 9) относительно балки 8 моста 6, 7 при помощи винтов, входящих в зацепление с рейкой, нарезанной на выдвигающейся части кожухов 12.

При нажатии на педаль гидравлического привода тормозов из кабины 4 включается в работу вакуумный усилитель тормозной системы, и срабатывают дисковые тормоза 13 с плавающим суппортом и двумя рабочими цилиндрами, обеспечивающие активную безопасность.

При необходимости удерживать машину на значительном уклоне включают рычагом, установленным на раздаточной коробке 3, центральный стояночный тормоз 14 барабанного типа с двумя колодками, расположенными внутри барабана.

Предлагаемое транспортное средство высокой проходимости надежно, экологично, комфортабельно.

1. Транспортное средство высокой проходимости, содержащее раму с установленными на ней силовым агрегатом, раздаточной коробкой, кабиной и грузовой платформой, передним и задним ведущими мостами, жестко закрепленными на раме и состоящими из балок, главных передач, дифференциалов, колесных редукторов, передающих крутящий момент колесам на шинах сверхнизкого давления, отличающееся тем, что установлены передний и задний ведущие портальные мосты с расположением балки моста выше оси колес, кожухи полуосей колесных редукторов соединены с балками моста телескопически с возможностью изменения колеи машины, при этом на всех колесах установлены дисковые тормоза, а на валу привода заднего моста раздаточной коробки - центральный стояночный тормоз колодочного типа.

2. Транспортное средство высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что установлен силовой агрегат ЗМЗ 406, передний ведущий мост трактора МТЗ-82, а также кабина и грузовая платформа автомобиля ГАЗ 330273.

3. Транспортное средство высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что шины сверхнизкого давления выполнены с соотношением D:H=1:(1,8-1,85), где D - наружный диаметр, Н - ширина шины.

4. Транспортное средство высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что установлены шины сверхнизкого давления с рисунком протектора, заходящим на их боковую поверхность.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности, к колесным тракторам марки МТЗ

Вспомогательное устройство - автоматический корректор сцепного веса колесных тракторов мтз 80, 82 при их агрегатировании с двухосным грузовым тракторным прицепом относится к сельскохозяйственному транспорту, а именно к дополнительно-устанавливаемым вспомогательным устройствам для повышения проходимости и производительности колесных тракторов при их агрегатировании с двухосными прицепами для движения по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при плохих погодных условиях, малой несущей способности почв.
Наверх