Дифференциал транспортного средства, например, трактора

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может применяться в конструкциях самоходных агрегатов, например, тракторов.

Дифференциал транспортного средства, например, трактора, содержит соединенные между собой корпус с крышкой, размещенные внутри них крестовину, которая выполнена цельной или собранной из раздельных пальцев. На шипах крестовины установлены сферические или плоские шайбы и конические сателлиты, которые выполнены со сферической или плоской торцевой поверхностью. Причем каждый сателлит имеет центральное отверстие и установлен на шип крестовины как без подшипника, так и с подшипником. Дифференциал состоит также из находящихся в зацеплении с сателлитами полуосевых конических шестерен с центральным отверстием со шлицами и опорных шайб, а также установленных на корпусе дифференциала ведомой шестерни, которая выполнена цилиндрической или конической с прямыми или криволинейными зубьями. При этом по крайней мере одна из следующих деталей дифференциала, таких как опорные шайбы полуосевых конических шестерен и шайбы сателлитов выполнены комбинированными в виде стального основания с нанесенным на рабочих поверхностях антифрикционным материалом. Поверхность нанесенного на основание шайб антифрикционного материала может быть выполнена сплошной, с разрывами или с канавками. Антифрикционный материал может быть нанесен с одной стороны шайб или с двух сторон. 3 з.п.ф., 6 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может применяться в конструкциях самоходных агрегатов, например, тракторов.

Известен дифференциал транспортного средства, содержащий соединенные между собой корпус с крышкой, размещенную внутри них крестовину, четыре сателлита, четыре шайбы сателлитов, две полуосевые шестерни и две опорные шайбы полуосевых шестерен (Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-82Н, МТЗ-82ЛН: Техн. описание и инструкция по эксплуатации/ И.Ф.Бруенков, Г.В.Михайлов, Э.А.Бомберов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Ураджай, 1984, стр.81). Причем шайбы полуосевых шестерен выполнены из твердой оловянистой бронзы и от проворачивания зафиксированы своими выступами в корпусе и крышке дифференциала.

Недостатком данной конструкции является то, что опорные шайбы полуосевых конических шестерен выполнены из твердой оловянистой бронзы и при увеличении нагрузок склонны к повышенному износу.

Известен дифференциал транспортного средства, содержащий соединенные между собой корпус с крышкой и размещенную внутри них крестовину, которая выполнена цельной или собранной из раздельных пальцев. На шипах крестовины установлены сферические или плоские шайбы и конические сателлиты, которые выполнены со сферической или плоской торцевой поверхностью. Причем каждый сателлит имеет центральное отверстие и установлен на шип крестовины как без подшипника, так и с подшипником, который размещается в центральном отверстии сателлита и представляет собой тонкостенную втулку или отдельные игольчатые ролики. Дифференциал состоит также из находящихся в

зацеплении с сателлитами полуосевых конических шестерен с центральным отверстием со шлицами и опорных шайб, а также установленной на корпусе дифференциала ведомой шестерни, которая выполнена цилиндрической или конической с прямыми или криволинейными зубьями (патент Российской Федерации на изобретение №2239740, кл. F 16 H 48/08, опубликован 10.10.2004 г.).

Недостатком данной конструкции является то, что опорные шайбы полуосевых конических шестерен и шайбы сателлитов выполнены из стали с последующей закалкой и при увеличении нагрузок и оборотов склонны к прихватыванию с контактирующими стальными контртелами и повышенному износу.

Задачей полезной модели является создание дифференциала с возможностями устранения вероятности прихватывания шайб полуосевых конических шестерен и шайб сателлитов с контактирующими стальными контртелами, а так же уменьшение повышенного износа деталей.

Данная задача решена в дифференциале транспортного средства, например, трактора, содержащем соединенные между собой корпус с крышкой, размещенные внутри них крестовину, которая выполнена цельной или собранной из раздельных пальцев. На шипах крестовины установлены сферические или плоские шайбы и конические сателлиты, которые выполнены со сферической или плоской торцевой поверхностью. Причем каждый сателлит имеет центральное отверстие и установлен на шип крестовины как без подшипника, так и с подшипником, который размещается в центральном отверстии сателлита и представляет собой тонкостенную втулку или отдельные игольчатые ролики. Дифференциал состоит также из находящихся в зацеплении с сателлитами полуосевых конических шестерен с центральным отверстием со шлицами и опорных шайб, а также установленных на корпусе дифференциала ведомой шестерни, которая выполнена цилиндрической или конической с прямыми или

криволинейными зубьями. При этом по крайней мере одна из следующих деталей дифференциала, таких как опорные шайбы полуосевых конических шестерен и шайбы сателлитов выполнены комбинированными в виде стального основания с нанесенным на рабочих поверхностях антифрикционным материалом. Поверхность нанесенного на основание шайб антифрикционного материала может быть выполнена сплошной, с разрывами или с канавками. Антифрикционный материал может быть нанесен с одной стороны шайб или с двух сторон.

Новым является то, что по крайней мере одна из следующих деталей дифференциала, таких как опорные шайбы полуосевых конических шестерен и шайбы сателлитов выполнены комбинированными в виде стального основания с нанесенным на рабочих поверхностях антифрикционным материалом. Поверхность нанесенного на основание шайб антифрикционного материала может быть выполнена сплошной, с разрывами или с канавками. Антифрикционный материал может быть нанесен с одной стороны шайб или с двух сторон.

Полезная модель поясняется следующими фигурами.

На фиг.1 изображен дифференциал с установленным на шип крестовины сателлитом без подшипника.

На фиг.2 изображен дифференциал с установленным на шип крестовины сателлитом с подшипником в виде тонкостенной втулки.

На фиг.3 изображен дифференциал с установленным на шип крестовины сателлитом с подшипником в виде отдельных игольчатых роликов.

На фиг.4 изображена шайба с антифрикционным покрытием.

На фиг.5 изображен разрез шайбы по А-А на фиг.4 с антифрикционным покрытием одной стороны.

На фиг.6 изображен разрез шайбы по А-А на фиг.4 с антифрикционным покрытием двух сторон.

Дифференциал транспортного средства, например, трактора, содержит соединенные между собой корпус 1 с крышкой 2 (фиг.1, 2, 3), внутри которых размещена крестовина, выполненная цельной или сборной из раздельных пальцев, на шипах 3 которой установлены сферические шайбы 4 и конические сателлиты 5 с центральным отверстием 6. Конический сателлит 5 находится в зацеплении с полуосевой конической шестерней 7, которая выполнена с центральным отверстием со шлицами 8. На ступицах 9 полуосевых конических шестерен 7 размещены опорные шайбы 10. На корпусе 1 дифференциала установлена ведомая коническая шестерня 11, которая может быть выполнена цилиндрической или конической с прямыми или криволинейными зубьями. Конический сателлит 5 установлен на шип 3 крестовины без подшипника (фиг.1), или установлен с подшипником в виде тонкостенной втулки 12 (фиг.2), или установлен на шип крестовины с подшипником в виде отдельных игольчатых роликов 13 (фиг.3).

Исполнение комбинированных шайб, которые могут иметь плоскую или сферическую форму, поясняется на примере опорной шайбы 10 (фиг.4), которая содержит основание 14 с нанесенным на рабочих поверхностях антифрикционным материалом 15 (фиг.5, 6). При этом поверхность нанесенного на основание шайб антифрикционного материала может быть выполнена сплошной, с разрывами или с канавками (фиг.4). Антифрикционный материал может наноситься как с одной стороны шайб (фиг.5), что приводит к фиксации шайб от проворота, так и с двух сторон (фиг.6), что приводит к отсутствию фиксации шайб от проворота.

Работает дифференциал следующим образом.

При повороте или пробуксовке одного из колес, в зубчатых зацеплениях конических шестерен 7 с сателлитами 5 возникают выталкивающие усилия, действующие на сателлиты. Эти усилия через шайбы 4 передаются на корпус 2 и, за счет трения, происходит блокировка дифференциала.

Использование антифрикционного покрытия шайб 10 полуосевых конических шестерен и шайб 4 сателлитов позволяет уменьшить износ деталей дифференциала, избежать прихватывания вышеупомянутых шайб с контактирующими стальными контртелами.

Предлагаемый дифференциал с установкой комбинированных шайб позволит увеличить надежность и долговечность узла при увеличении нагрузок.

1. Дифференциал транспортного средства, например, трактора, содержащий соединенные между собой корпус с крышкой, размещенные внутри них крестовину, которая выполнена цельной или собранной из раздельных пальцев, на шипах которой установлены сферические или плоские шайбы и конические сателлиты, которые выполнены со сферической или плоской торцевой поверхностью, причем каждый сателлит имеет центральное отверстие и установлен на шип крестовины как без подшипника, так и с подшипником, который размещается в центральном отверстии сателлита и представляет собой тонкостенную втулку или отдельные игольчатые ролики, находящиеся в зацеплении с сателлитами полуосевые конические шестерни с центральным отверстием со шлицами и опорные шайбы, а также установленную на корпусе дифференциала ведомую шестерню, которая выполнена цилиндрической или конической с прямыми или криволинейными зубьями, отличающийся тем, что по крайней мере одна из следующих деталей дифференциала, таких как опорные шайбы полуосевых конических шестерен и шайбы сателлитов выполнены комбинированными в виде стального основания с нанесенным на рабочих поверхностях антифрикционным материалом.

2. Дифференциал по п.1, отличающийся тем, что поверхность нанесенного на основание шайб антифрикционного материала выполнена сплошной, с разрывами или с канавками.

3. Дифференциал по п.1, отличающийся тем, что антифрикционный материал нанесен с одной стороны шайб.

4. Дифференциал по п.1, отличающийся тем, что антифрикционный материал нанесен с двух сторон шайб.



 

Наверх