Привод управления коробки передач

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно, к приводам, обеспечивающим дистанционное управление коробкой передач. Привод управления коробки передач, содержит качающийся рычаг 1, закрепленный в шаровой опоре 2, установленной на полу 3 кабины и связанный с телескопической передней тягой 5, заднюю тягу 8, соединенную одним концом с передней тягой 5, а другим - с рычагом 10 коробки передач посредством шарового шарнира 9, шток управления 15 с жестко закрепленным на нем пальцем 18, реактивную тягу 25. Передняя тяга 5 и задняя тяга 8 соединены друг с другом таким образом, что точка качания передней тяги 5 расположена в плоскости перпендикулярной направлению перемещения пола 3 кабины, при этом задняя тяга 8 снабжена дополнительной опорой, закрепленной на двигателе 11. Технический результат: надежная и долговечная конструкция привода управления коробки передач, обеспечивающая уменьшение вибраций рычага переключения передач при вертикальных перемещениях пола кабины автомобиля.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно, к приводам, обеспечивающим дистанционное управление коробкой передач.

Известен дистанционный привод управления коробкой передач, содержащий качающийся рычаг переключения передач, установленный в опоре, выполненной в виде сферического шарнира, закрепленного в установленном на двигателе кронштейне, продольную тягу, связанную одним концом с рычагом переключения передач, а другим концом соединенную с рычагом коробки передач шаровым шарниром, поперечную тягу, закрепленную одним концом на кронштейне продольной тяги, а другим - на коробке передач (см. свидетельство RU №31533, МПК 7 В 60 К 20/00).

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является дистанционный привод коробки передач, содержащий качающийся рычаг, закрепленный в шаровой опоре, установленной на полу кабины и связанный с телескопической передней тягой, заднюю тягу, связанную с передней тягой пластинами с овальными отверстиями, необходимыми для регулировки привода (см. Магистральные поезда «МАЗ», Москва, Машиностроение, 1988, стр.56-59, рис.33).

Недостатком известного технического решения являются вибрации рычага переключения передач при вертикальных перемещениях пола кабины автомобиля.

Заявляемым техническим решением решается задача создания надежной, долговечной конструкции, обеспечивающей уменьшение вибраций рычага переключения передач при вертикальных перемещениях пола кабины автомобиля.

Технический результат достигается тем, что в приводе управления коробки передач, содержащей качающийся рычаг, закрепленный в шаровой опоре, установленной на полу кабины и связанный с телескопической передней тягой, заднюю тягу, соединенную одним концом с передней тягой, а другим - с рычагом коробки передач посредством шарового шарнира, шток управления с жестко закрепленным на нем пальцем, реактивную тягу, передняя и задняя тяги соединены друг с другом таким образом, что точка качания передней тяги расположена в плоскости перпендикулярной направлению перемещения пола кабины, а задняя тяга снабжена дополнительной опорой, закрепленной на двигателе, при этом передняя и задняя тяги могут быть соединены друг с другом карданным шарниром, а дополнительная опора выполнена в виде скобы, соединенной с задней тягой шаровым шарниром и закрепленной на двигателе посредством вращательного шарнира или передняя и задняя тяга могут быть соединены друг с другом вращательным шарниром, а дополнительная опора выполнена

в виде стержня, соединенного с задней тягой и закрепленного на двигателе посредством шаровых шарниров.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что передняя и задняя тяги соединены друг с другом таким образом, что точка качания передней тяги расположена в плоскости перпендикулярной направлению перемещения пола кабины, а задняя тяга снабжена дополнительной опорой, закрепленной на двигателе позволяют уменьшить вибрации рычага переключения передач при вертикальных перемещениях пола кабины и обеспечить надежность конструкции.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - кинематическая схема привода коробки передач с соединением передней и задней тяг карданным шарниром;

фиг.2 - то же с соединением передней и задней тяг вращательным шарниром;

Привод управления коробки передач содержит качающийся рычаг 1 переключения передач, закрепленный в шаровой опоре 2, которая установлена на полу 3 кабины. Рычаг 1 связан через вращательный шарнир 4 с телескопической передней тягой 5. Телескопический элемент 6

предназначен для удлинения передней тяги 5 при подъеме кабины, а в рабочем положении он заблокирован.

Передняя тяга 5 соединена посредством карданного шарнира 7 с одним концом задней тяги 8, при этом одна ось карданного шарнира 7 расположена в плоскости перпендикулярной направлению перемещения пола 3 кабины. Передняя тяга 5 может быть соединена с одним концом задней тяги 8 посредством вращательного шарнира 7. Другой конец задней тяги 8 посредством шарового шарнира 9 соединен с рычагом 10 выбора и включения передач коробки передач.

На двигателе 11 закреплена дополнительная опора задней тяги 8. Дополнительная опора выполнена в виде скобы 12, которая закреплена на двигателе 11 посредством вращательного шарнира 13 и соединена с задней тягой 8 шаровым шарниром 14. Дополнительная опора может быть выполнена в виде стержня 12, который закреплен на двигателе 11 посредством шарового шарнира 13 и соединен с задней тягой 8 шаровым шарниром 14.

Рычаг 10 жестко закреплен на штоке управления 15, установленном во втулках 16 и 17 с возможностью вращения и возвратно-поступательного перемещения. На штоке управления 15 жестко закреплен палец 18, который поочередно взаимодействует с одной из реек включения передач 19, 20, 21, имеющих выемки 22, 23, 24. Упомянутые рейки обеспечивают последовательное включение передач.

Привод управления также имеет систему выбора передач, состоящую из реактивной тяги 25, соединенной шаровыми шарнирами 26 и 27 соответственно с задней тягой 8 и двигателем 11.

При переключении передач, чтобы осуществить выбор передачи из нейтрального положения, водитель воздействует на качающийся рычаг 1 так, чтобы он передвинулся в направлении стрелок 28 и 29. Стрелка 28 указывает на выбор первой или второй передачи, а стрелка 29 указывает на выбор третьей или четвертой передачи, пятой передачи и заднего хода.

Для включения выбранной передачи водитель воздействует на качающийся рычаг 1, перемещая его в направлении стрелок 30 и 31. Стрелка 30 указывает на включение первой, третьей или пятой передачи, а стрелка 31 указывает на включение второй или четвертой, а также на включение передачи заднего хода.

Работает привод управления коробки передач следующим образом.

При выборе передачи рычаг 1 перемещают в направлении стрелок 28 и 29, при этом передняя тяга 5, поворачиваясь относительно общей оси шаровых шарниров 2 и 14, поворачивает посредством карданного шарнира 7 заднюю тягу 8 относительно общей оси шаровых шарниров 14 и 26, при этом происходит поступательное перемещение штока управления 15, который входит в зацепление с выемками 22, 23, 24 реек 19, 20, 21 включения передач.

При включении (выключении) передач качающийся рычаг 1 перемещают в направлении стрелок 30 и 31, при этом передняя тяга 5

совершает поступательное перемещение вдоль своей оси и посредством карданного шарнира 7 передает движение на заднюю тягу 8, которая воздействует через шаровой шарнир 9 с рычагом 10, придавая ему и штоку 15 вращательное движение. Поворачиваясь вокруг своей оси, шток 15 посредством пальца 18 толкает предварительно выбранную рейку 19, 20 или 21, чтобы она переместилась в осевой плоскости вперед или назад и включила желаемую передачу.

Заявляемое техническое решение имеет надежную долговечную конструкцию, обеспечивающую уменьшение вибраций рычага переключения передач при вертикальных перемещениях пола кабины автомобиля.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Привод управления коробки передач, содержащий качающийся рычаг, закрепленный в шаровой опоре, установленной на полу кабины и связанный с телескопической передней тягой, заднюю тягу, соединенную одним концом с передней тягой, а другим - с рычагом коробки передач посредством шарового шарнира, шток управления с жестко закрепленным на нем пальцем, реактивную тягу, отличающийся тем, что передняя и задняя тяги соединены друг с другом таким образом, что точка качания передней тяги расположена в плоскости перпендикулярной направлению перемещения пола кабины, при этом задняя тяга снабжена дополнительной опорой, закрепленной на двигателе.

2. Привод по п.1, отличающийся тем, что передняя и задняя тяги соединены друг с другом карданным шарниром, а дополнительная опора выполнена в виде скобы, соединенной с задней тягой шаровым шарниром и закрепленной на двигателе посредством вращательного шарнира.

3. Привод по п.1, отличающийся тем, что передняя и задняя тяги соединены друг с другом вращательным шарниром, а дополнительная опора выполнена в виде стержня, соединенного с задней тягой и закрепленного на двигателе посредством шаровых шарниров.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам, механизмам и системам, обеспечивающим дистанционное управление механизмом переключения коробки передач

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к гибридным энергосиловым установкам автомобилей
Наверх