Рыбопромысловое судно с воздушной холодильной машиной

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов, оснащенных холодильными машинами и морозильными аппаратами для замораживания и хранения готовой рыбной продукции, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности. Судно содержит корпус с грузовым трюмом, оборудованным воздухоохладителями, и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере одной, холодильной машины и морозильного аппарата. Новым является то, что качестве холодильной машины применена воздушная холодильная машина с хладагентом в виде воздуха. Полезная модель направлена на обеспечение экологической безопасности окружающей среды в процессе эксплуатации и технического обслуживания рыбопромысловых судов, оснащенных холодильным оборудованием.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов, предназначенных для лова рыбы и других гидробионтов, оснащенных холодильными машинами и морозильными аппаратами для замораживания и хранения готовой продукции, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности.

Известны рыболовные (добывающие) суда являющиеся по своему назначению аналогами заявляемого, например, средний рыболовный траулер морозильный типа «Василий Яковенко» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.145-147), содержащий грузовой трюм для хранения морепродуктов и оборудование для их предварительного замораживания, в качестве которого использованы традиционные парокомпрессорные холодильные машины, где в качестве хладагента применен аммиак.

Недостатком указанного аналога является необходимость дополнительных материальных затрат для принятия защитных технических мер по обеспечению безопасности эксплуатации холодильных машин на аммиаке, ввиду его высокой токсичности и пожаровзрывоопасности.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по своему назначению и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является траулер-сейнер морозильный типа «Орленок» проекта «Атлантик-333» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., СПб, стр.138), предназначенный для лова рыбы, выпуска мороженой продукции и доставки ее в

порт и оборудованный парокомпрессорными холодильными машинами, где в качестве хладагента применен безопасный при эксплуатации синтетический холодильный агент - «Хладон 22».

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении судового холодильного оборудования с применением синтетических холодильных агентов, ввиду того, что последние являются веществами, разрушающими озоновый слой, и их использование требует дополнительных мер специальной технической защиты экологической безопасности окружающей среды.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога-прототипа, включая, в первую очередь, обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также - повышение производительности судна по замораживанию рыбы и морепродуктов с одновременным повышением качества и расширением ассортимента вырабатываемой на судне конечной продукции.

При этом решена задача создания принципиально новой конструкции экономически эффективного рыбопромыслового судна, полностью отвечающего в отношении безопасности его эксплуатации всем современным техническим требованиям международных соглашений по охране окружающей среды.

Это достигается тем, что в конструкции предлагаемого рыбопромыслового судна, содержащего корпус с грузовым трюмом, оборудованным воздухоохладителями, и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере одной, холодильной машины и морозильного аппарата, в отличие от ближайшего аналога-прототипа, в качестве холодильной машины применена воздушная холодильная машина с хладагентом в виде воздуха.

Кроме того, поставленная цель достигается тем, что воздушная холодильная машина (ВХМ) выполнена с возможностью получения холодного

воздуха с температурой ниже - минус 60°С, так как полученный с помощью ВХМ (с пожаровзрывобезопасным, нетоксичным хладагентом в виде воздуха) на ее выходе экологически чистый холодный воздух с температурой в диапазоне: минус 60°С - минус 80°С, в значительной степени ускоряет процесс замораживания морепродуктов и тем самым увеличивает производительность судового холодильного оборудования по замораживанию морепродуктов.

Одновременно, в ходе процесса замораживания за счет получения мелкокристаллической структуры льда в межклеточном пространстве замораживаемого продукта, при сверхбыстром прохождении зоны критического интервала температур (от минус 1°С до минус 5°С), значительно повышается качество и расширяется ассортимент вырабатываемой на судне конечной продукции.

Одним из наиболее оптимальных с точки зрения наиболее эффективной работы холодильно-технологического комплекса в процессе его эксплуатации является вариант, при котором судовой холодильно-технологический комплекс содержит, по меньшей мере, две воздушные холодильные машины, при этом одна соединена пневматически с морозильным аппаратом, а вторая - с воздухоохладителями трюма, т.е. одна из ВХМ работает на холодообеспечение морозильного аппарата, а вторая - на холодообеспечение трюма. Необходимость такой конструкции связана со спецификой работы рыбопромыслового судна: при длительных переходах судна из района промысла, а также при отсутствии сырья для замораживания, работает только одна холодильная машина - исключительно для поддержания температурного режима в трюме готовой продукции. Возможность раздельной автономной работы холодильных машин на замораживание или - только хранение рыбной продукции позволяет в значительной степени экономить энергоресурсы судна и увеличить автономность последнего по топливу.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен продольный разрез (боковой вид) судна с «функционально» обозначенными основными элементами холодильно-технологического комплекса.

Примером конкретного выполнения одного из вариантов заявляемой полезной модели является «Технико-экономическое обоснование создания воздушных холодильных машин и морозильных аппаратов на их основе, для судов рыбопромыслового флота» (включающее проектную проработку с техническими требованиями к рыбопромысловым судам), разработанное ФГУП «Гипрорыбфлот», в котором впервые была сформулирована техническая сущность предлагаемого технического решения.

Рыбопромысловое судно с воздушной холодильной машиной, содержит корпус с грузовым трюмом (1) для хранения мороженой продукции, оборудованным воздухоохладителями (2), и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой воздушной холодильной машины (3) с хладагентом в виде воздуха и морозильного аппарата (4).

Предложенную конструкцию рыбопромыслового судна при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Поднятый на борт судна улов (на чертеже не показан), в зависимости от вида выпускаемой продукции, направляют либо на обработку с последующим направлением на замораживание с помощью морозильного аппарата (4), либо непосредственно на замораживание в морозильный аппарат (4). Замороженный продукт (на чертеже не показан) упаковывают и направляют в помещения грузового трюма (1) на хранение. Обеспечение процессов замораживания и поддержания необходимой температуры воздуха в трюме (1) достигается путем подачи холодного воздуха от воздушной холодильной машины (3) к морозильному аппарату (4) и/или в воздухоохладители (2) помещений грузового трюма (1).

1. Рыбопромысловое судно с воздушной холодильной машиной, содержащее корпус с грузовым трюмом, оборудованным воздухоохладителями, и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере одной, холодильной машины и морозильного аппарата, отличающееся тем, что в качестве холодильной машины применена воздушная холодильная машина с хладагентом в виде воздуха.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что воздушная холодильная машина выполнена с возможностью получения холодного воздуха с температурой ниже минус 60°С.

3. Судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что холодильно-технологический комплекс содержит, по меньшей мере, две воздушные холодильные машины, при этом одна соединена пневматически с морозильным аппаратом, а вторая - с воздухоохладителями трюма.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к перерабатывающим отраслям сельского хозяйства, а именно, к установкам для тепловой обработки жидких пищевых продуктов, преимущественно молока и может быть использовано на молочных заводах и фермах, миницехах по переработке молока, в коллективных и вермерских хозяйствах

Траулер // 51961

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова и представляет собой рыбопромысловый комплекс, состоящий из рыбопромыслового судна класса «супертраулер - большой морозильный рыболовный траулер-завод» и размещенного на его борту технологического рыбоперерабатывающего комплекса, сформированного на основе функциональных технологических модулей.
Наверх