Траулер-дрифтер

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям малых рыболовных судов прибрежно-морского промысла со слипом, оснащенных различными орудиями лова, и может быть использована при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности.

Судно содержит корпус с кормовым слипом и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, промысловое и технологическое оборудование.

Новым является то, что промысловое оборудование выполнено в виде единого совмещенного промыслового комплекса, содержащего одновременно оборудование для тралового лова, включающее пелагический и донный тралы, и оборудование для дрифтерного лова, включающее дрифтерные сети, причем оборудование для тралового и дрифтерного видов лова размещено на верхней и нижней палубах, соответственно, при этом в носовой оконечности корпуса предусмотрено, по крайней мере, одно подруливающее устройство, а технологическое оборудование дополнительно содержит, по меньшей мере, два морозильных аппарата.

Полезная модель позволяет совмещать траловый и дрифтерный виды лова с одновременным увеличением общего времени нахождения судна на промысле, повышением его производительности на добыче рыбы, качества и ассортимента конечной продукции.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям малых рыболовных судов прибрежного рыболовства, преимущественно малого и среднего водоизмещения (малой и средней длины) со слипом, оснащенных различными орудиями лова, и может быть использована при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности.

Известны малые рыболовные суда, являющиеся по своим размерениям, и/или общей компоновке, и/или своему предназначению аналогами заявляемого, например: «Малый креветколовный траулер морозильный типа «Омар» пр.1336» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.197-199).

Указанный малый траулер морозильный имеет сравнительно ограниченные промысловые и технические возможности в отношении применения кормового способа траления и оптимально эффективного использования соответствующего промыслового и технологического (холодильного) оборудования.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, по своему назначению, размерениям, конструкции и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является «Малый рыболовный траулер типа «Балтика», пр.1328» с кормовым расположением слипа, предназначенный для лова рыбы донным и разноглубинным тралами в районах плавания, удаленных от порта убежища на расстояние - не более 100 миль (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.202-205).

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным требованиям в отношении

универсальности использования судна такого класса на промысле независимо от сезонности и промысловой обстановки по видам рыб и способам добычи, а также - невысокая производительность судна на добыче, отчасти обусловленная недостаточными тяговыми характеристиками, а с другой стороны, - невозможностью длительного хранения улова, и, кроме того, недостатком является узкий ассортимент продукции и его качество.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая повышение следующих его основных технических, эксплуатационных и экономических характеристик (потребительских качеств):

- достижение универсальности использования на промысле, в том числе по видовому составу рыбного сырья и способам его добычи, соответственно;

- увеличение производительности судна на добыче, повышение качества и улучшение ассортимента вырабатываемой конечной продукции;

- повышение тяговых характеристик судна в режиме траления и улучшение его маневренных свойств;

- увеличение вместимости грузового трюма и полезных объемов других внутренних помещений корпуса судна.

При этом решена задача создания конструкции универсального высокорентабельного траулера-дрифтера, особенности конструкции которого в сочетании с заложенными в нем расширенными промысловыми и производственно-технологическими возможностями, в зависимости от ситуации на промысле (в зависимости от видового состава объектов лова) позволяют осуществлять без предварительного переоснащения судна, в том числе без дополнительных временных и материальных затрат, два различных вида лова: траловый и дрифтерный, при необходимости чередуя и совмещая их, с одновременным увеличением общего полезного времени нахождения судна непосредственно на промысле, повышением его производительности на добыче рыбы, качества и ассортимента конечной продукции.

Это достигается тем, что в предлагаемом траулере-дрифтере, содержащем корпус с кормовым слипом и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, промысловое и технологическое оборудование, в отличии от ближайшего аналога - прототипа, промысловое оборудование выполнено в виде единого совмещенного промыслового комплекса, содержащего одновременно оборудование для тралового лова, включающее пелагический и донный тралы, и оборудование для дрифтерного лова, включающее дрифтерные сети, причем оборудование для тралового и дрифтерного видов лова размещено на верхней и нижней палубах, соответственно, при этом в носовой оконечности корпуса предусмотрено, по крайней мере, одно подруливающее устройство, преимущественно в виде гребного винта в поперечном водопроводящем канале, а технологическое оборудование дополнительно содержит, по меньшей мере, два морозильных аппарата, например горизонтально-плиточный и воздушно-плиточный, для заморозки мелкой и крупной рыбы, соответственно.

Кроме того, поставленная цель достигается тем, что кормовая оконечность корпуса в своей нижней части выполнена с геометрией обводов повышенной полноты, например по форме бульба (приполненного бульба), а движительно-рулевой комплекс выполнен в виде гребного винта регулируемого шага в поворотной направляющей насадке, что в совокупности позволяет увеличить полезный внутренний объем грузового трюма за счет уменьшения длины машинного отделения и в тоже время разместить более мощную энергетическую установку при ограниченных главных размерениях судна, с одновременным улучшением его характеристик тяги и грузоподъемности.

Применение носового подруливающего устройства, например типа «винт в трубе», позволяет в значительной степени улучшить маневренные характеристики судна, в том числе в условиях дрифтерного режима лова.

Для повышения рентабельности судна такого типа одним из наиболее оптимальных вариантов выполнения полезной модели является конструкция,

при которой промысловое оборудование выполнено в виде единого совмещенного механизированного промыслового комплекса, включающего соответствующее оборудование для тралового лова пелагическим (разноглубинным) и донным тралами и оборудование для дрифтерного лова с дрифтерными сетями.

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции малого рыболовного судна осуществляют с использованием применяемых в судостроении материалов, оборудования и технологий.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен продольный разрез траулера-дрифтера с «функционально» обозначенными основными элементами его конструкции.

Примером конкретного выполнения одного из оптимальных вариантов заявляемой полезной модели (траулера-дрифтера) является проектное предложение (проектная проработка с техническими требованиями к судну), варианта малого рыболовного траулера-дрифтера морозильного, выполненные на основании технического задания (пояснительная записка №1800/63-00-93(6)-02), разработанного ФГУП «Гипрорыбфлот», в котором (техническом задании) впервые была сформулирована техническая сущность новых технических решений, являющихся, в свою очередь, сутью основной научно-технической концепции, положенной в основу создания универсальных рыболовных судов такого класса и воплощенных в предлагаемой полезной модели.

Малый рыболовный траулер-дрифтер морозильный содержит корпус 1 с кормовым слипом (на чертеже не показан), в средней части которого (корпуса), предусмотрены грузовой трюм 2 рефрижераторного типа для рыбопродукции, а в кормовой, имеющей увеличенную полноту обводов, - машинное отделение 3; движительно-рулевой комплекс в виде 4-х лопастного гребного винта регулируемого шага (на чертеже не показан) в поворотной направляющей насадке 4 и носовое подруливающее устройство 5 в виде «винта в трубе»; при этом, промысловое оборудование для тралового

лова (на чертеже не обозначено) размещено на верхней 6 палубе, а для дрифтерного лова (на чертеже не обозначено) - на нижней 7, например, главной (7) палубе; технологическое оборудование (на чертеже не обозначено) дополнительно содержит горизонтально-плиточный и воздушно-плиточный морозильные аппараты (на чертеже не обозначены), размещенные в технологическом цехе на главной палубе 7, а также холодильные машины (на чертеже не обозначены), размещенные в отдельном помещении 8 носовой оконечности судна, что, в свою очередь, позволяет грузовой трюм 2 выполнить рефрижераторного типа.

Различное промысловое оборудование (на чертеже не показано) может быть выполнено в виде единого совмещенного механизированного промыслового комплекса для тралового и дрифтерного видов лова (на чертеже не показан).

Применение для судна такого класса в его кормовой оконечности существенно более полных обводов корпуса 1 позволяет уменьшить длину машинного отделения 3 и одновременно разместить в нем более мощную энергетическую установку (на чертеже не обозначена), а также - частично увеличить вместимость примыкающего к машинному отделению грузового трюма 2.

Предложенную конструкцию малого рыболовного траулера-дрифтера морозильного при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Объектами специализированного морского лова, для которого предназначено предлагаемое судно являются: килька, салака, треска и лосось. Первые три вида облавливаются в режимах тралового лова пелагическими и донными тралами, а лосось - в режимах дрифтерного лова дрифтерными сетями. Учитывая указанный видовой состав сырья и соответствующие им способы лова, конструкция разработанного судна позволяет совмещать траловый лов с дрифтерным: либо чередуя их

попеременно, либо совмещая их - в зависимости от быстроты изменения конкретной ситуации на промысле.

В зависимости от конкретной ситуации на промысле, т.е. от видового состава объектов лова, конструкция судна позволяет осуществлять адекватный вид лова: либо траловый, либо дрифтерный, а также обеспечивает при необходимости быстрый переход с одного вида лова на другой без какого-либо демонтажа основного промыслового оборудования.

Благодаря тому, что промысловые механизмы тралового и дрифтерного лова расположены на разных палубах 6 и 7, соответственно, переход с одного вида лова на другой не требует никаких дополнительных операций, что позволяет более эффективно использовать судно по сравнению с существующими отечественными аналогами.

На главной палубе 7, непосредственно под промысловой частью верхней палубы 6, расположен технологический цех (на чертеже не показан), состоящий из участков сортировки, разделки, заморозки и упаковки. При этом, рационально обеспечивается подача улова на обработку как при траловом, так и при дрифтерном лове.

С учетом видового состава объектов лова, для которых предназначено судно, с целью повышения качества и улучшения ассортимента продукции приняты следующие возможные варианты выпуска конечной продукции:

- лосось мороженый потрошеный;

- треска охлажденная неразделанная;

- треска мороженая неразделанная;

- треска мороженая потрошенная с головой и обезглавленная;

- килька и салака охлажденная неразделанная;

- килька и салака мороженая неразделанная,

для чего применены два различных морозильных аппарата: горизонтально-плиточный и воздушно-плиточный - для мелкой и крупной рыбы, соответственно.

Размещение на судне двух морозильных аппаратов дает возможность оборудовать рефрижераторный грузовой трюм 2 повышенной вместимости с гарантированно длительным хранением замороженной конечной рыбной продукции, что позволяет увеличить время нахождения судна на промысле, а следовательно - и его производительность.

На промысле салаки и кильки предусмотрено использование горизонтально-плиточного и воздушно-плиточного морозильных аппаратов и поддержание температуры воздуха минус 28°С в грузовом трюме 2.

На промысле трески или лосося предусмотрено использование воздушно-плиточного морозильного аппарата и поддержание температуры воздуха минус 28°С в трюме 2.

На переходе судна предусмотрено поддержание температуры воздуха в трюме 2 минус 28°С.

Переработка сырья непосредственно на судне дает наиболее высокое качество продукции и обеспечивает более полное его использование. Кроме того, выпуск готовой продукции на судне улучшает его экономические показатели за счет разницы цен на сырье и продукцию.

При траловом лове в режиме буксировки трала благодаря размещению более мощной главной энергетической установки и использованию движительно-рулевого комплекса, выполненного в виде гребного винта регулируемого шага в поворотной направляющей насадке 4, достигают увеличение тяги на гаке судна, при дрифтерном лове, например в режиме постановки или выборки дрифтерных сетей, благодаря установке носового подруливающего устройства 5, достигают улучшение маневренных характеристик судна.

Расчет показывает, что промысловые и производственные возможности траулера-дрифтера предложенной конструкции превосходят уровень его аналогов, в том числе в отношении известных траулеров-дрифтеров прежней постройки.

1. Траулер-дрифтер, содержащий корпус с кормовым слипом и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, промысловое и технологическое оборудование, отличающийся тем, что промысловое оборудование выполнено в виде единого совмещенного промыслового комплекса, содержащего одновременно оборудование для тралового лова, включающее пелагический и донный тралы, и оборудование для дрифтерного лова, включающее дрифтерные сети, причем оборудование для тралового и дрифтерного видов лова размещено на верхней и нижней палубах соответственно, при этом в носовой оконечности корпуса предусмотрено, по крайней мере, одно подруливающее устройство, преимущественно в виде гребного винта в поперечном водопроводящем канале, а технологическое оборудование дополнительно содержит, по меньшей мере, два морозильных аппарата, например горизонтально-плиточный и воздушно-плиточный, для заморозки мелкой и крупной рыбы соответственно.

2. Траулер-дрифтер по п.1, отличающийся тем, что кормовая оконечность корпуса в своей нижней части выполнена с геометрией обводов повышенной полноты, например по форме бульба.

3. Траулер-дрифтер по п.1 или 2, отличающийся тем, что движительно-рулевой комплекс выполнен в виде гребного винта регулируемого шага в поворотной направляющей насадке.



 

Похожие патенты:

Траулер // 51961

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может найти применение в управлении на подводной лодке средствами комплексов: торпедно-ракетного вооружения, наблюдения за внешней обстановкой, управления движением подводной лодки, главной энергетической установки
Наверх