Система обеспечения тепловых режимов для автомобиля
Полезная модель относится к системам обеспечения тепловых режимов (СОТР) транспортных средств, предназначенных для транспортирования радиоэлектронной техники, в частности, радиолокационной, и ее обслуживающего персонала. В качестве транспортного средства рассматривается автомобиль ГАЗ - 3937 «Водник», имеющий два съемных модуля - передний и задний, в которых размещается технический персонал и радиоэлектронная аппаратура. Техническим результатом полезной модели является возможность поддержания в обоих модулях необходимого температурного режима в летний и зимний периоды. Этот технический результат достигается тем, что в штатную систему поддержания микроклимата автомобиля «Водник», содержащую охладитель и отопитель, размещенные в переднем модуле автомобиля, и обогреватель, размещенный в его заднем модуле, дополнительно введены переключатель, генератор, дизель-генератор, холодильная машина, содержащая конденсатор и вентилятор конденсатора, электронагреватель и два датчика температуры, при этом переключатель размещен в переднем модуле, генератор, сопряженный с валом двигателя автомобиля, - под основанием заднего модуля, холодильная машина с конденсатором и вентилятором конденсатора, электронагреватель и первый датчик температуры размещены в заднем модуле, а дизель-генератор и второй датчик температуры - в агрегатном отсеке заднего модуля, причем входы переключателя соединены с выходами генератора и дизель-генератора, а также с внешним источником электропитания, а его выход - с входами электропитания всех потребителей электроэнергии системы обеспечения тепловых режимов, выход
первого датчика температуры соединен с входами электронагревателя и холодильной машины, а выход второго датчика температуры - с входом вентилятора конденсатора холодильной машины, с помощью которого через конденсатор холодильной машины в агрегатный отсек поступает забортный воздух.
Полезная модель относится к системам обеспечения тепловых режимов (СОТР) транспортных средств, предназначенных для транспортирования радиоэлектронной техники, в частности, радиолокационной, и ее обслуживающего персонала.
В качестве транспортного средства, рассматривается автомобиль ГАЗ-3937 «Водник» [1], имеющий ряд достоинств, главное из которых для рассматриваемой полезной модели - наличие двух съемных модулей (фиг.1, где 1 - шасси автомобиля, 2 - передний модуль, 3 - задний модуль), которые могут быть приспособлены для размещения тепловыделяющей радиоэлектронной аппаратуры (задний модуль) и обслуживающего персонала с аппаратурой управления (передний модуль). Оба модуля - съемные, благодаря чему возможна оперативная замена модулей даже в полевых условиях, что позволяет обеспечить высокую живучесть комплекса «транспортное средство - радиолокатор».
Известны СОТР транспортных средств, например, [2], а также система поддержания микроклимата автомобиля «Водник», принятая за прототип.
Присущие известным устройствам недостатки (возможность работы только при включенном двигателе автомобиля, возможность создания необходимого температурного режима только в пассажирском салоне, невозможность автоматического поддержания температуры, невозможность быстрого достижения необходимого температурного режима) не позволяют использовать их при размещении в транспортном средстве аппаратуры, особенно тепловыделяющей.
Существующая штатная система поддержания микроклимата автомобиля «Водник» содержит охладитель и отопитель переднего модуля и обогреватель заднего модуля, получает электропитание от энергосистемы автомобиля, управляется вручную и обеспечивает необходимый температурный режим только в переднем модуле, где размещается водитель и технический персонал, но при этом не обеспечивает быстрого достижения необходимого температурного режима в обоих модулях.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является возможность поддержания в обоих модулях необходимого температурного режима, причем в заднем модуле - автоматического, возможность быстрого охлаждения или разогрева обоих модулей в летний и зимний период, соответственно, а также возможность функционирования как при включенном, так и при выключенном двигателе автомобиля.
Для достижения указанного технического результата в передний модуль, содержащий охладитель и отопитель, дополнительно введен переключатель, а в задний модуль, содержащий обогреватель, введены дизель-генератор, холодильная машина, с конденсатором и вентилятором конденсатора, электронагреватель, и два датчика температуры, кроме того, под основание заднего модуля введен генератор, сопряженный с валом двигателя автомобиля.
При этом дизель-генератор и один из датчиков температуры расположены в агрегатном отсеке заднего модуля, необходимая температура в котором обеспечивается с помощью вентилятора конденсатора холодильной машины, а электропитание СОТР всего транспортного средства может осуществляться как от генератора (при включенном двигателе автомобиля), так и от дизель-генератора или внешнего источника.
Предлагаемая полезная модель иллюстрируется фиг.2, где обозначено:
1 - охладитель,
2 - отопитель,
3 - переключатель,
4 - генератор,
5 - дизель-генератор,
6 - холодильная машина,
7 - вентилятор конденсатора,
8 - конденсатор,
9 - электронагреватель,
10-обогреватель,
11 - датчик температуры заднего модуля,
12 - датчик температуры агрегатного отсека.
Как видно из фиг.2, в СОТР для автомобиля «Водник» входят охладитель 1, отопитель 2, переключатель 3, генератор 4, дизель-генератор 5, холодильная машина 6, содержащая конденсатор 8 и вентилятор 7 конденсатора, электронагреватель 9, обогреватель 10, датчик температуры заднего модуля 11 и датчик температуры агрегатного отсека 12.
Охладитель 1, отопитель 2 и переключатель 3 размещены в переднем модуле, генератор 4 расположен под основанием заднего модуля и сопряжен с валом двигателя автомобиля, холодильная машина 6 с конденсатором 8 и вентилятором 7 конденсатора, электронагреватель 9, обогреватель 10 и датчик температуры 11 расположены в заднем модуле, а дизель-генератор 5 и датчик температуры 12 - в агрегатном отсеке заднего модуля.
Выход датчика температуры 11 соединен с входами электронагревателя 9 и холодильной машины 6, а выход датчика температуры 12 - с входом вентилятора 7 конденсатора холодильной
машины, с помощью которого через конденсатор 8 в агрегатный отсек поступает забортный воздух.
Входы переключателя 3 соединены с выходами генератора 4 и дизель-генератор 5, а также с внешним источником электропитания, а его выход - с входами электропитания всех потребителей электроэнергии СОТР.
Особенности функционирования предлагаемой СОТР для автомобиля «Водник» заключаются в следующем.
При наличии в переднем модуле технического персонала с аппаратурой управления, мощности охладителя 1 и отопителя 2, имеющихся в автомобиле «Водник», может оказаться недостаточно, особенно при больших значениях температуры за бортом (как положительной, так и отрицательной), поэтому в переднем модуле в качестве охладителя и отопителя используется более мощные холодильная машина и электронагреватель, соответственно, обеспечивающие быстрое охлаждение или разогрев переднего модуля.
Поддержание необходимого температурного режима в заднем модуле осуществляется с помощью холодильной машины 6, содержащий конденсатор 8 и вентилятор 7 конденсатора, электронагревателя 9, датчиков 11 и 12 автоматически. По данным датчика 11 (при температуре ниже заданной) включается электронагреватель 9 и выключается холодильная машина 6 и наоборот. Охлаждение агрегатного отсека производится потоком забортного воздуха, который с помощью вентилятора 7 конденсатора одновременно охлаждает и конденсатор 8 холодильной машины 6. Включение вентилятора 7 конденсатора производится по сигналу датчика 12, измеряющего температуру в агрегатном отсеке.
В качестве обогревателя 10 используется мощный электронагреватель, который включается вручную при необходимости быстрого разогрева заднего модуля.
Энергопотребление предлагаемой СОТР и размещенной в переднем и заднем модулях радиоэлектронной аппаратуры значительно превосходит возможности штатной энергосистемы автомобиля «Водник», поэтому в систему введен генератор 4, сопряженный с валом двигателя автомобиля, и дизель-генератор 5.
Электропитание СОТР может осуществляться как от генератора 4 (при работе двигателя автомобиля), так и от дизель-генератора 5 или внешнего источника электроэнергии (при выключенном двигателе автомобиля), и переключается вручную при помощи переключателя 3.
Литература
1. Газета «Красная звезда» от 14.09.2002 г. А.Маркушин. Оружие России. Бронемашины от «Техносервиса»
2. Устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля. Заявка №2002132779/11 от 5.12.2002 г., 7 В 60 Н 1/00, 1/34, патент RU 2228856. Изобретения и полезные модели, №14, 2004 г.
Система обеспечения тепловых режимов для автомобиля, содержащая охладитель и отопитель, размещенные в переднем модуле автомобиля, и обогреватель, размещенный в его заднем модуле, отличающаяся тем, что дополнительно введены переключатель, генератор, дизель-генератор, холодильная машина, содержащая конденсатор и вентилятор конденсатора, электронагреватель и два датчика температуры, при этом переключатель размещен в переднем модуле, генератор, сопряженный с валом двигателя автомобиля, - под основанием заднего модуля, холодильная машина с конденсатором и вентилятором конденсатора, электронагреватель и первый датчик температуры размещены в заднем модуле, а дизель-генератор и второй датчик температуры - в агрегатном отсеке заднего модуля, причем входы переключателя соединены с выходами генератора и дизель-генератора, а также с внешним источником электропитания, а его выход - с входами электропитания всех потребителей электроэнергии системы обеспечения тепловых режимов, выход первого датчика температуры соединен с входами электронагревателя и холодильной машины, а выход второго датчика температуры - с входом вентилятора конденсатора холодильной машины, с помощью которого через конденсатор холодильной машины в агрегатный отсек поступает забортный воздух.