Устройство для снижения зрительного утомления в процессе работы за компьютером по восстановлению нарушенного процесса чтения у больных неврологической клиники

 

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник, для устранения причин, приводящих к компьютерному зрительному синдрому при проведении занятий по восстановительному обучению больных с различными формами алексии - нарушениями процесса чтения, возникающими при органических поражениях головного мозга, вызванных различными заболеваниями. Устройство для снижения зрительного утомления в процессе работы за компьютером по восстановлению нарушенного процесса чтения у больных неврологической клиники, содержит прозрачное основание, выполненное из оргстекла и имеющее размеры соответствующие размерам компьютерного монитора. При этом на левой и правой стороне основания установлены направляющие, в которые вставлены две пластмассовые шторки светлого цвета, содержащие выступы для их перемещения. Верхняя часть основания соединена с помощью шарниров с пластмассовой пластиной, обеспечивающей крепление устройства к верхней части монитора компьютера, а в нижнюю часть основания вмонтированы две ручки, позволяющие поднимать устройство, делая доступным для восприятия все пространство компьютерного монитора. Полезная модель обеспечивает значительное снижение зрительного утомления за счет уменьшения мощности светового потока белого цвета, направленного в глаза больного и сохранения привычных параметров читаемого текста.

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник, для устранения причин, приводящих к компьютерному зрительному синдрому при проведении занятий по восстановительному обучению больных с различными формами алексии - нарушениями процесса чтения, возникающими при органических поражениях головного мозга, вызванных различными заболеваниями.

Нарушения чтения - алексии, возникают при различных нарушениях речевой функции - афазиях, а так же при различных нарушениях зрительного восприятия - зрительных агнозиях. Для восстановления нарушенного процесса чтения существуют различные методики, которые дифференцируются в зависимости от вида алексии. В частности для автоматизации процесса чтения на завершающей стадии восстановительного обучения используется прием чтения «движущегося текста». Он заключается в том, что больному с нарушенным процессом чтения дается текст, написанный на бумажной ленте, прикрепленный к движущемуся барабану, который движется перед его глазами с заданной скоростью с тенденцией к ее увеличению. Тренировка приводит к увеличению скорости и автоматизации процесса чтения (Л.С. Цветкова. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. Издательство «Педагогика» Москва, 1972, с. 232, 237). Однако, несмотря на высокую эффективность в восстановлении динамических параметров процесса чтения, данный тип устройств не получил распространения в клинической практике из-за технической сложности самого устройства.

Сегодня уже невозможно представить себе современную медицину без использования компьютеров, так как они являются неотъемлемым рабочим инструментом в различных сферах медицинской деятельности. Внедрение компьютерных технологий в медицину обеспечивает высокую точность и скорость проведения различных исследований и занятий по восстановительному обучению.

В частности нарушения процесса чтения, возникающие при органических поражениях головного мозга, вызванных различными заболеваниями, требуют значительных восстановительных занятий, связанных с длительной работой за компьютером. Экранное изображение отличается от бумажного тем, что по своим характеристикам оно самосветящееся, а не отраженное; имеет значительно меньший контраст; не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей; мерцающее (мелькающее), поскольку точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации. Что приводит при длительной работе к зрительному утомлению.

Основными признаками зрительного утомления, вызываемого длительной работой за компьютером, являются: ощущение усталости глаз, учащенное моргание, чувство тяжести на веках или «песка» под глазами, покраснение глаз, ощущение пелены перед глазами. При ухудшении состояния может наблюдаться слезотечение, повышенная чувствительность к свету и даже двоение изображения. Кроме того симптомами зрительного утомления могут являться также головные боли и боли в плечах, боли в области глазниц и лба, болезненные ощущения при движении глаз, затуманивание зрения, замедление фокусировки, быстрое утомление при чтении текстов. Что нежелательно для больных неврологической клиники в связи с органическим поражением головного мозга.

На сегодняшний день известна автоматизация процесса чтения, используемая в практике специалиста по восстановительному обучению, в виде специальных компьютерных программ, предназначенных для обучения больного технике быстрого чтения. Данные программы позволяют предъявлять на мониторе компьютера отдельные слова, фразы, предложения с постепенно увеличивающейся скоростью (Тренажер освоения техники быстрого чтения (Reader32New), опубликовано 05.12.2005, найдено 14.11.2014 в Интернет: 2new.htm).

Однако практическое применение данных компьютерных программ в практике восстановительного обучения наталкивается на определенные трудности, ограничивающие их использование в практической работе с больными.

Это связано с тем, что работа с компьютерными программами, направленными на увеличение скорости чтения требует достаточно длительного времени нахождения больного за монитором компьютера, а время работы с компьютером больных с органическими поражениями головного мозга не должно быть слишком долгим вследствие их повышенной утомляемости.

Ограничение времени работы с компьютером распространяется и на здоровых людей, у которых также возникает утомление. Причем, наиболее сложным режимом для зрения человека является процесс чтения текста с экрана монитора. Это связано с тем, что предъявление текста на белом фоне компьютерного монитора является наименее эргономичным процессом, вследствие того, что в глаза человека, воспринимающего достаточно мелкие символы на белом фоне монитора, направлен световой поток белого цвета, который по своим характеристикам является наиболее сильным, так как не встречает на своем пути какой-либо цветовой преграды. Это приводит к значительной утомляемости больных с органическими поражениями головного мозга и позволяет работать в режиме чтения с экрана монитора только очень ограниченное время.

Мощность светового потока, направленного в глаза больного человека, в определенной степени можно снизить, за счет изменения цвета фона. Например, предъявлять текст не на белом, а на синем фоне белыми буквами, как это было ранее в одном из первых отечественных текстовых редакторов «Лексикон». Однако данный подход не может использоваться в работе с больными, так как изменение цветовых параметров воспринимаемого текста значительно усложняет процесс чтения вследствие того, что данные цветовые параметры непривычны для больного. Поэтому текст должен предъявляться только в традиционной, привычной для больного цветовой гамме - черные буквы на белом фоне.

Известно снижение зрительного утомления при чтении больших объемов текста с дисплея (экрана), путем размещение дисплея на расстоянии, не меньшем 70 см от глаз пользователя, при этом максимальный угловой размер строки текста выбирают в пределах 14-15°, а размер шрифта выбирают таким, чтобы 10-15 знакам на дисплее соответствовал угол наблюдения в 5-6°, при этом полю дисплея задают цветовой оттенок с длиной волны 0,59-0,61 мк и насыщенностью в пределах 10%, а внешней подсветке придают сине-зеленый оттенок. Причем символы используемого шрифта имеют линии одинаковой толщины. (RU 2376633 от 20.12.2009). Однако использование данной методики при работе больного неврологической клиники с дисплеем не даст большого эффекта в снижении зрительного утомления из-за необходимости выполнения больным постоянного контроля за соблюдением всех этих условий.

Известно также для снижения зрительного утомления оснащение монитора экранами-светофильтрами из цветоконтрастных стекол. Подобные светофильтры, имеющие избирательные оранжевую и сине-зеленую полосы поглощения, повышают возможности цветопередачи экрана, а, значит, очки с такими стеклами улучшают и цветоразличительную способность оператора. Разработано специальное хроматическое покрытие, названное спектральным фильтром (Фейгин А.А., Зак П.П., Корнюшина Т.А., Розенблюм Ю.З. Профилактика зрительного утомления пользователей компьютерами с помощью очков со спектральным фильтром. Вестник офтальмологии, 1998, N 2, С. 34-36). Однако данный подход не может использоваться в работе с больными, так как изменение цветовых параметров воспринимаемого текста значительно усложняет процесс чтения вследствие того, что данные цветовые параметры непривычны для больного.

Технический результат предлагаемой нами полезной модели заключается в значительном снижении зрительного утомления за счет уменьшения мощности светового потока белого цвета, направленного в глаза больного и сохранения привычных параметров читаемого текста.

Технический результат достигается тем, что устройство для снижения зрительного утомления в процессе работы за компьютером по восстановлению нарушенного процесса чтения у больных неврологической клиники, содержит прозрачное основание, выполненное из оргстекла и имеющее размеры соответствующие размерам компьютерного монитора, при этом на левой и правой стороне основания установлены направляющие, в которые вставлены две пластмассовые шторки светлого цвета, содержащие выступы для их перемещения, верхняя часть основания соединена с помощью шарниров с пластмассовой пластиной, обеспечивающей крепление устройства к верхней части монитора компьютера, а в нижнюю часть основания вмонтированы две ручки, позволяющие поднимать устройство, делая доступным для восприятия все пространство компьютерного монитора.

Полезная модель иллюстрируется чертежами. На фигуре 1 показано устройство для снижения зрительного утомления, прикрепленное к монитору компьютера (вид спереди). На фигуре 2 показано устройство для снижения зрительного утомления (вид спереди). На фигуре 3 показано устройство для снижения зрительного утомления (вид сбоку).

Устройство состоит из прозрачного основания (1), выполненного из оргстекла, размер которого соответствует размеру компьютерного монитора (9) и соответственно может иметь различные размеры. На левой и правой стороне прозрачного основания (1) жестко закреплены две направляющие (2), в которые вставлены две пластмассовые шторки светлого цвета (3) с возможностью их перемещения с помощью выступов (4) вверх и вниз, оставляя открытым ту часть области (10) монитора (9), в которой происходит предъявление задания в виде текста больному. Верхняя часть основания (1) соединена с помощью шарниров (5) с пластмассовой пластиной (6). Пластина (6) обеспечивает крепление устройства к верхней части монитора компьютера (9) посредством наклеивания двустороннего скотча (8) на пластину (6) и верхнюю часть монитора. В нижнюю часть основания (1) жестко вмонтированы с левой и правой стороны две ручки (7), позволяющие поднимать устройство, делая доступным для восприятия все пространство компьютерного монитора (9).

Принцип работы устройства для снижения зрительного утомления в процессе работы за компьютером по восстановлению нарушенного процесса чтения у больных неврологической клиники.

При работе со специалистом:

Перед началом использования устройства его крепят с помощью пластины (6) к верхней части монитора компьютера двусторонним скотчем (8). Затем специалист ручками (7) отводит устройство за заднюю поверхность монитора (9) и запускает на компьютере программу, позволяющую предъявлять с определенной скоростью различные текстовые материалы (слова, словосочетания, предложения). Далее он перемещает ручками (7) устройство на переднюю поверхность монитора и устанавливает с помощью выступов (4) шторки (3), оставляя необходимое рабочее пространство для появляющегося текстового материала. В том случае, если у больного возникают трудности восприятия текста, специалист изменяет скорость предъявления текста.

После окончания чтения текста, специалист ручками (7) поднимает устройство вверх и останавливает программу. После этого, специалист предлагает больному выполнить какие-либо задания на усвоение данного текста, например, просит больного пересказать текст или ответить на определенные вопросы относительно данного текста.

При самостоятельной работе:

Перед использованием устройства его крепят больной или его родственники с помощью пластины (6) к верхней части монитора компьютера двусторонним скотчем (8). Затем ручками (7) отводят устройство за заднюю поверхность монитора и запускают на компьютере программу, позволяющую предъявлять с определенной скоростью различные текстовые материалы (слова, словосочетания, предложения). Далее больной или его родственники перемещают ручками (7) устройство на переднюю поверхность монитора и устанавливают с помощью выступов (4) шторки (3), оставляя необходимое рабочее пространство для появляющегося текстового материала. После окончания чтения текста, больной поднимает устройство и останавливает программу.

Благодаря тому, что часть монитора закрывается шторками (3), световой поток, бьющий в глаза больного, уменьшается в несколько раз. При этом рабочее пространство можно увеличить путем перемещения шторок (3) на нужную пространственную величину.

Таким образом, с помощью данных пластмассовых шторок (3) становится возможным значительно снизить зрительное утомление процесса чтения при различных формах алексии у больных неврологической клиники путем регулировки зоны предъявления текста на мониторе, и тем самым ограничения светового потока, бьющего в глаза больного. Важной особенностью конструкции устройства является и то, что при необходимости его легко убрать с передней поверхности монитора, отведя назад за монитор. Благодаря этому, данное устройство не мешает использованию различных компьютерных программ в процессе восстановительного обучения.

Все это позволяет удлинять время занятий при работе за компьютером и способствует повышению эффективности восстановления нарушенного процесса чтения.

Наряду с восстановлением скорости чтения у больных с различными формами алексии, данное устройство может использоваться и здоровыми людьми при обучении технике быстрого чтения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Устройство для снижения зрительного утомления в процессе работы за компьютером по восстановлению нарушенного процесса чтения у больных неврологической клиники, содержащее прозрачное основание, выполненное из оргстекла и имеющее размеры соответствующие размерам компьютерного монитора, при этом на левой и правой стороне основания установлены направляющие, в которые вставлены две пластмассовые шторки светлого цвета, содержащие выступы для их перемещения, верхняя часть основания соединена с помощью шарниров с пластмассовой пластиной, обеспечивающей крепление устройства к верхней части монитора компьютера, а в нижнюю часть основания вмонтированы две ручки, позволяющие поднимать устройство, делая доступным для восприятия все пространство компьютерного монитора.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Многофункциональный портативный цифровой мультимедиа тифлофлэшплеер (тифлофлешплеер, тифлоплеер) относится к области радиоэлектроники, а конкретнее к устройствам записи и воспроизведения звуковых файлов. Предпочтительней использование полезной модели в сфере реабилитации инвалидов по зрению.

Многофункциональный портативный цифровой мультимедиа тифлофлэшплеер (тифлофлешплеер, тифлоплеер) относится к области радиоэлектроники, а конкретнее к устройствам записи и воспроизведения звуковых файлов. Предпочтительней использование полезной модели в сфере реабилитации инвалидов по зрению.

Пинцет // 15644

Очки // 21093
Наверх