Спальная полка пассажирского вагона

 

Заявляемая полезная модель относится к спальной полке, конструкция которой может быть использована в купейных вагонах в составе трансформируемой мебели, предложена спальная полка пассажирского вагона, содержащая раму, выполненную из продольных и поперечных профилей, и поддон, образующие нишу с размещенной в нем мягкой набивкой, цапфы для крепления полки к стенке вагона и элементы фиксирования спальной полки в поднятом положении. От известных аналогов заявленная полка отличается тем, что рама выполнена составной, причем продольные и поперечные профили соединены между собой посредством угловых кронштейнов и винтового соединения, а поддон выполнен из ламелей, прикрепленных к продольным профилям рамы с помощью вставок посредством сопряжения за счет сил трения. Техническим результатом является простота сборки спальной полки, обладающей сниженной массой.

Область техники, к которой относится полезная модель

Заявляемая полезная модель относится к спальной полке, конструкция которой может быть использована в купейных вагонах в составе трансформируемой мебели.

Уровень техники

Известна «Спальная полка пассажирского вагона» (свидетельство РФ 27551, МПК B61D 31/00, опубл. 10.02.2003 г.), содержащая мягкую набивку и полотно для размещения чехла с мягкой набивкой, каркас, включающий продольные и поперечные металлические профили, соединенные сваркой с днищем, цапфы, установленные в отверстиях поперечных элементов жесткости каркаса, опоры, фиксаторы.

Основной недостаток данного аналога - высокая трудоемкость сборочных работ, т.к. каркас делают из множества поперечных и продольных элементов жесткости, закрытых с двух сторон полотнищем и днищем в замкнутую коробчатую форму.

Кроме того, облицовка каркаса коробчатой формы чехлом с мягкой набивкой, деревянными планками, фиксаторами наружного расположения не отвечает компактности расположения мягких элементов спальной полки в сочетании с ее элементами жесткости.

Известна «Рама полки для лежания, преимущественно для верхних полок рельсового подвижного состава» (патент ГДР 224824, МПК B61D 31/00, опубл. 17.07.1985 г.), содержащая раму с продольными и поперечными металлическими профилями, соединенными жестко днищем в поддон для размещения мягкой набивки, включающий торцевые и бортовые стенки, образованные верхними частями стенок рамы, оканчивающихся внутренним бортиком, цапфы для соединения торцевых стенок рамы с опорными элементами вагона, гибкое покрытие, элемент фиксирования спальной полки в поднятом положении.

Основным недостатком является то, что верхняя спальная полка в поднятом положении из-за отсутствия мягкого элемента на нижней стороне полки ухудшает внешний вид купе. Спальную полку нельзя использовать в качестве спинки дивана в трансформируемой мебели, т.к. на эту сторону полки выступают пластинчатые опоры и продольный раскос.

В качестве прототипа принята спальная полка по патенту РФ 2328393 (опубл. 10.07.2008), содержащая раму с продольными и поперечными профилями, соединенными жестко днищем в поддон для размещения мягкой набивки, включающий торцевые и бортовые стенки, образованные верхними частями стенок рамы, оканчивающихся внутренним бортиком, цапфы для соединения торцевых стенок рамы с опорными элементами вагона, гибкое покрытие и элемент фиксирования спальной полки в поднятом положении, имеющей возможность опираться в рабочем положении на опорное средство вагона.

Недостатками прототипа является большая масса полки вследствие выполнения ниши из стального листового материала, а каркаса из литых профилей таврового сечения, невозможность изменения габаритов полки для модернизации и сложность сборки в виду того, что рама выполнена сварной, а также недостаточная жесткость конструкции на кручение.

Раскрытие полезной модели

Задачей полезной модели является обеспечение простоты сборки при модернизации спальной полки, обладающей при этом сниженной массой.

Техническим результатом является простота сборки спальной полки, обладающей сниженной массой.

Кроме того заявленная полка обладает большей жесткостью на кручение по сравнению с прототипом.

Для решения данной задачи предложена спальная полка пассажирского вагона, содержащая раму, выполненную из продольных и поперечных профилей, и поддон, образующие нишу с размещенной в нем мягкой набивкой, цапфы для крепления полки к стенке вагона и элементы фиксирования спальной полки в поднятом положении. От известных аналогов заявленная полка отличается тем, что рама выполнена составной, причем продольные и поперечные профили соединены между собой посредством угловых кронштейнов и винтового соединения, а поддон выполнен из ламелей, прикрепленных к продольным профилям рамы с помощью вставок посредством сопряжения за счет сил трения.

В предпочтительном варианте продольные и поперечные профили представляют собой полые алюминиевые профили.

Каждая вставка предпочтительно состоит из двух частей в форме параллелепипеда, удлиненной продольной части, имеющей посередине продольный сквозной разрез, и поперечной части, расположенной под углом 45° к продольной части и имеющей фаски, образующие угол 90°, и выполнена с возможностью установки в продольной части в продольном пазу ламели, а поперечной части в угловом пазу ламели за счет сил трения.

Спальная полка может дополнительно содержать съемную декоративную подложку, закрепленную в профилях с помощью фиксаторов, вставленных в соответствующие пазы профиля путем защелкивания, и клипс, закрепленных в ламелях посредством упругой деформации.

Фиксаторы предпочтительно выполнены в виде упругих элементов с защелками, устанавливаемых в соответствующие пазы профилей за счет упругой деформации.

Клипсы предпочтительно выполнены в виде упругих элементов в виде защелки со сквозным отверстием в части, прикрепляемой к подложке.

Предпочтительно декоративная подложка зафиксирована от провисания по центру за счет клея, нанесенного на нее в отверстие клипсы.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлен общий вид спальной полки,

На фиг. 2 представлен вид сверху спальной полки,

На фиг. 3 представлено сечение продольного профиля,

На фиг. 4 представлен общий вид вставки

На фиг. 5 представлен вид сбоку ламели,

На фиг. 6 представлено сопряжение ламели и вставки,

На фиг. 7 представлен общий вид фиксатора.

На фиг. 8 представлен общий вид клипсы,

На фиг. 9 показано сопряжение ламели с клипсой.

Осуществление полезной модели

Спальная полка на Фиг. 1 и 2 представляет собой каркас, состоящий из двух продольных 1, двух поперечных профилей 2, четырех угловых кронштейнов 3, двадцати четырех профильных вставок 4 (далее - вставка), шести ламелей 5, двадцати двух фиксаторов 6, шести клипс 7 и алюминиевого листа, выполняющего роль декоративной подложки 8 (далее - подложка). Продольные и поперечные профили 1, 2 скрепляются по углам при помощи кронштейнов 3 и шестнадцати винтов 9 (в конкретном варианте выполнения винтами M8×12 DIN 7380). Продольные и поперечные профили 1,2 представляют собой алюминиевый профиль с местами под установку вставок 4, фиксаторов 6, клипс и подложки 8. Сечение профиля 1, 2 с указанием мест установки вставок 4 представлено на Фиг. 3. Общий вид вставки 4, представлен на Фиг. 4. Вставка 4 базируется в профиле 1, 2 таким образом, что имеет только одну степень свободы - движение вдоль профиля 1, 2. Основным элементом, предающим жесткость, данной конструкции, являются поперечные шесть ламелей 5, закрепленные в продольных профилях 1 при помощи вставок 4, за счет сил трения. Ламель 5 представляет собой алюминиевый профиль с местами под установку вставок и клипс. Сопряжение ламели 5 с продольным профилем 1 при помощи вставки 4, представлено на Фиг.6. Четыре вставки 4 устанавливается в пазы ламели 5 и закрепляются за счет сил трения, при помощи четырех винтов (10). Место установки вставки в ламель представлено на Фиг. 5.

Законченность всей конструкции предает подложка 8. Подложка 8 устанавливается на дно каркаса и закрепляется при помощи клипс 7 и фиксаторов 6. Фиксаторы представляют собой упругий элемент, устанавливаемый в продольные и поперечные профили 1, 2. Общий вид фиксатора 6 представлен на Фиг. 7. Форма фиксатора 6 выполнена таким образом, что при установке данный элемент фиксируется в профиле 1 или 2, лишаясь пяти степеней свободы. Фиксации подложки 8 происходит за счет упругой деформации, возникающей между поверхностями фиксатора 6 и профиля 1, 2. По центру ламели 5 устанавливаются клипсы 7 для предотвращения провисания подложки 8. Общий вид клипсы представлен на Фиг. 8. Клипсы 7 устанавливаются по направляющей в ламели 5 и крепятся к листу при помощи клея (см. Фиг. 9).

Отличительной особенностью полки является небольшая масса, простота сборки изделия, а также высокая жесткость на кручение. Вышеперечисленные особенности достигнуты в результате следующего:

1) Изменена высота и толщина углового стыка профилей и кронштейна;

2) Сборка полки ведется без помощи сварных соединений;

3) Крепление ламелей и продольных профилей производится за счет сил трения, применение подобной схемы позволяет повысить величину выдерживаемой статической нагрузки на одну ламель;

4) Установка ламелей производится путем сопряжения закрепленных вставок и направляющих двух параллельных продольных профилей, с последующей затяжкой винтов.

Момент сопротивления кручению зависит от двух основных величин:

1) Высота;

2) Толщина.

Применяя известные нам размеры сечений профилей каркаса, а также подложки (в прототипе это листовой материал в нашем изделии шесть ламелей), получаем, что момент сопротивления заявленной полки равен величине 5,73×10 -5 м3. Для прототипа момент сопротивления будет равен 9,63×10-6 м3, что на порядок ниже.

1. Спальная полка пассажирского вагона, содержащая раму, выполненную из продольных и поперечных профилей, и поддон, образующие нишу с размещенной в нем мягкой набивкой, цапфы для крепления полки к стенке вагона и элементы фиксирования спальной полки в поднятом положении, отличающаяся тем, что рама выполнена составной, причем продольные и поперечные профили соединены между собой посредством угловых кронштейнов и винтового соединения, а поддон выполнен из ламелей, прикрепленных к продольным профилям рамы с помощью вставок посредством сопряжения за счет сил трения.

2. Спальная полка по п.1, отличающаяся тем, что продольные и поперечные профили представляют собой полые алюминиевые профили.

3. Спальная полка по п.1, отличающаяся тем, что каждая вставка состоит из двух частей в форме параллелепипеда, удлиненной продольной части, имеющей посередине продольный сквозной разрез, и поперечной части, расположенной под углом 45° к продольной части и имеющей фаски, образующие угол 90°, и выполнена с возможностью установки продольной части в продольном пазу ламели, а поперечной части в угловом пазу ламели за счет сил трения.

4. Спальная полка по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит съемную декоративную подложку, закрепленную в профилях с помощью фиксаторов, вставленных в соответствующие пазы профиля путем защелкивания, и клипс, закрепленных в ламелях посредством упругой деформации.

5. Спальная полка по п.1, отличающаяся тем, что фиксаторы выполнены в виде упругих элементов с защелками, устанавливаемых в соответствующие пазы профилей за счет упругой деформации.

6. Спальная полка по п.1, отличающаяся тем, что клипсы выполнены в виде упругих элементов в виде защелки со сквозным отверстием в части, прикрепляемой к подложке.

7. Спальная полка по п.7, отличающаяся тем, что декоративная подложка зафиксирована от провисания по центру за счет клея, нанесенного на нее в отверстие клипсы.

РИСУНКИ



 

Наверх