Антитравматические качели

 

Антитравматические качели относятся к оборудованию детских игровых площадок, в частности, к изготовлению подвесных качелей с повышенной безопасностью. Качели содержат раму 1 с основанием 2 и механизм 3 горизонтального раскачивания пассажирской платформы 4, помещенной с помощью цепей 5 на поворотном валу 6. Платформа снабжена охватывающей ее концентрично с образованием равномерных зазоров 7 по всей торцевой поверхности 8 резиновой рамкой 9. Последняя имеет по всему периметру обращенных к платформе сторон выступ 10 прямоугольного сечения, свободно введенный в кольцевую проточку 11 по всему периметру платформы. При этом полость проточки 11 между ее дном и торцевой поверхностью выступа заполнена кольцевым слоем 12 упругого эластичного материала. 1 н.п. ф-лы пол. мод., 2 илл.

Полезная модель относится к оборудованию детских игровых площадок, в частности, к изготовлению подвесных качелей с повышенной безопасностью.

Известны подвесные качели, содержащие опоры, несущие подвески на цепях и подшипниках скольжения, соединенные с пассажирским сиденьем / см., например, патент РФ на полезную модель 68910, кл. A63B 23/00, 2006 [1]; патент РФ на изобретение 2336923, кл. A63G 9/00, 2006 [2]; http://dtpl.ru/kacheli 2 2000 zepnie.htm [3]; http://kidmen.ru/category/kacheli-detskie /[4]/.

Недостатками всех известных конструкций является повышенная опасность при эксплуатации, обусловленная, главным образом, большой вероятностью получения детьми, попавшими в зону раскачивания качелей, травм /см. http://www newsmsk.com/articie /22 Jun 2012/ kacheli.html [5]/, причем, в основном, травм головы от свободно колеблющегося жесткого сиденья /см. http://www.strpl.su/14. php [6]/.

Наиболее близким устройством того же назначения к предложенной полезной модели по совокупности существенных признаков являются качели, содержащие раму с основанием и механизм горизонтального раскачивания пассажирской платформы /см. патент РФ на полезную модель 74080, кл. A63G 9/00, 2006 [7]/, и принятые за прототип.

Недостатками устройства-прототипа является повышенная опасность получения детьми травм при эксплуатации качелей, и, главным образом - травм головы от колеблющейся жесткой пассажирской платформы.

Сущность полезной модели заключается в создании конструкции качелей, уменьшающей вероятность нанесения травмы при ударе качающейся пассажирской платформы за счет механической изоляции наиболее удароопасной поверхности платформы, а конкретно - ее торцевой поверхности, упругими эластичными и подвижными относительно платформы амортизирующими элементами.

Технический результат - повышение безопасности эксплуатации качелей за счет уменьшения вероятности получения тяжелых травм при их соударении с человеком в процессе раскачивания.

Указанный технический результат достигается тем, что в известных антитравматических качелях, содержащих раму с основанием и механизм горизонтального раскачивания с плоской пассажирской платформой, особенность заключается в том, что пассажирская платформа снабжена охватывающей ее концентрично с образованием равномерных зазоров со всей торцевой поверхностью резиновой рамкой, имеющей по всему периметру примерно на середине высоты ее обращенных к платформе сторон выступ прямоугольного поперечного сечения, свободно введенный в выполненную напротив него по всему периметру торцевой поверхности платформы кольцевую проточку, причем, полость проточки между ее дном и торцевой поверхностью выступа также по всему периметру заполнена кольцевым слоем упругого эластичного материала.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где схематично изображено предлагаемое устройство: на фиг. 1 - на общем виде; на фиг. 2 - на разрезе по A-A на фиг. 1.

Антитравматические качели содержат раму 1 с основанием 2 и механизм 3 горизонтального раскачивания пассажирской платформы 4, подвешенной с помощью цепей 5 на поворотном валу 6, установленном в подшипниках качения механизма 3. При этом пассажирская платформа 4 снабжена охватывающей ее концентрично с образованием равномерных зазоров 7 со всей торцевой поверхностью 8 резиновой рамкой 9. Последняя имеет по всему периметру примерно на середине высоты обращенных к платформе 4 сторон выступ 10 прямоугольного поперечного сечения, свободно введенный в выполненную напротив него по всему периметру торцевой поверхности 8 платформы 4 кольцевую проточку 11. При этом полость проточки 11 между ее дном и торцевой поверхностью выступа 10 также по всему периметру заполнена кольцевым слоем 12 упругого эластичного материала. Для изготовления рамки 9 в устройстве использована резина общего назначении на основе натурального каучука НК. В качестве упругого эластичного материала для кольцевого слоя 12 использован поролон ППУ-ЭМ /поропласт на основе полиуретановой смолы/, относящийся к классу газонаполненных пластмасс. Установку кольцевого слоя 12 поролона производят путем приклеивания полосы к дну кольцевой проточки 11. Вставку выступа 10 рамки 9 в кольцевую проточку 11 по торцу 8 платформы 4 осуществляют на подобие процессу силовой установки упругих покрышек на диски автомобильных колес. Для этого вставляют, например, мощную отвертку в зазор 7 между платформой 4 и рамкой 9, производят местный отгиб рамки 9 от торца 8 платформы 4, вставляют на данном участке выступ 10 в проточку 11. Двигаясь таким образом вдоль всего периметра платформы 4 осуществляют полное введение выступа 10 в проточку 11 с концентричным охватом рамкой 9 платформы 4.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

В случае попадания ребенка в зону раскачивания качелей наиболее вероятным и несущим наибольшую опасность является удар в голову торцевой поверхностью 8 пассажирской платформы 4. Как показывает статистика, именно такие удары обуславливают подавляющее большинство тяжелых травм, получаемых детьми на детских игровых площадках. Окружение платформы 4 по всему периметру рамкой 9, полностью закрывающей торцевую поверхность 8 платформы 4 и подвешенной на последней с возможностью совершения упругих относительных перемещений в любых направлениях позволяет амортизировать удар и практически исключить возможность нанесения тяжелых травм. Обеспечение подвижности рамки 9 при ударе в различных направлениях, в том числе - возможность упругих поворотов, позволяет мгновенно преобразовать даже прямой поперечный удар в косой скользящий удар, что резко снижает опасность получения при ударах тяжелых травм. В момент удара в упруго подвешенную рамку 9 человек как бы прилипает к ней и движется вместе с рамкой 9 в направлении удара в течение некоторого промежутка времени относительно платформы 4 до полной упругой местной деформации слоя 12 эластичного материала. Такое упругое смещение рамки 9 вместе с человеком позволяет многократно растянуть продолжительность удара, то есть время контакта рамки 9 с человеком. Согласно теореме об изменении количества движения системы такое увеличение времени соударения позволяет при той же кинетической энергии удара резко уменьшить амплитуду прикладываемой к человеку ударной силы. Кроме того, значительная часть кинетической анергии удара преобразуется в процессе удара в потенциальную энергию упруго деформируемого слоя 12 эластичного материала. В результате вышеуказанного удара ребенок может быть отброшен от платформы 4 или упасть на землю, что сопряжено с получением легких повреждений. Однако, в этом случае исключается возможность получения человеком короткого ударного воздействии со значительной амплитудой, приводящего во многих случаях к тяжелым травмам головы.

Предлагаемое устройство имеет предельно простую конструкцию, эффективно и универсально. При незначительных конструктивных изменениях, которые можно произвести в кустарных условиях, устройство может быть использовано для качелей практически любого типа и принципа действия.

Антитравматические качели, содержащие раму с основанием и механизм горизонтального раскачивания с плоской пассажирской платформой, отличающиеся тем, что пассажирская платформа снабжена охватывающей её концентрично с образованием равномерных зазоров со всей торцевой поверхностью резиновой рамкой, имеющей по всему периметру примерно на середине высоты её обращенных к платформе сторон выступ прямоугольного поперечного сечения, свободно введённый в выполненную напротив него по всему периметру торцевой поверхности платформы кольцевую проточку, причём полость проточки между её дном и торцевой поверхностью выступа также по всему периметру заполнена кольцевым слоем упругого эластичного материала.



 

Наверх